Открытый урок по теме: "Генетические основы селекции" 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Пояснительная записка
Направление работы: естественно-математическое.
Тема урока: "Генетические основы селекции"
Характеристика 11 класса.
Количество учащихся - 5;все учащиеся из благополучных семей; уровень учебной подготовки - высокий ( 100% хорошисты); уровень мотивации высокий: все хотят поступать в ВУЗы; по типу восприятия - визуалы; психологический климат класса длагоприятный.
Программа проф. И.Н.Пономарёвой , учебник "Общая биология"11 класс 2006г
Количество часов в году/ недели: 34/1
Этапы урока
1.Орг.момент
2.Фронтальный опрос
3.Тема,цели, задачи
4.Обобщение материала
5.Физкультминутка
6.Практическая работа
7.Тестирование
8.Обобщение урока, подведение итогов
9.Оценки
10. Д/з
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направление работы: естественно - научное.
Тема урока: «Генетические основы селекции».
Характеристика 11 класса: количество учащихся – 5, все учащиеся из благополучных семей, уровень подготовки высокий (100% хорошисты), высокий уровень мотивации – все собираются поступать в ВУЗы, по типу восприятия – визуалы, психологический климат в классе – благоприятный.
Программа, используемая в работе: программа проф. И.Н. Пономарёвой.
- Учебник: «Общая биология» под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой, М., 2006г.
- Раздел: «Организменный уровень жизни»
Количество часов в неделю -1, в год – 34ч.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Фронтальный опрос домашнего задания
3. Название темы, цели, задачи урока.
4.Обобщение материала.
5.Физкультминутка
6.Практическая работа
7. Тестирование.
8.Обобщение урока, подведение итогов урока.
9. Оценки.
10. Д/задание
Методики, применяемые на уроке:
1.ИКТ
2.фронтальный опрос.
3.Беседа
4.Практическая работа (работа в группах, работа по плакатам, таблицам, работа с книгой,
работа по муляжам, выступление перед классом).
5.Рефлексия ( оценивание друг друга во время практической работы и оценивание самих себя во время тестирования)
На уроке была поставлена проблема: «Зачем нам это нужно знать?», которую учащиеся решали в процессе выполнения практической работы.
6.Используемая аппаратура: компьютер.
- 7.Активные формы обучения: работа в группах
8.Анализ работы учащихся на уроке.
При проведении фронтального опроса выявлено, что учащиеся хорошо знают основные понятия генетики и законы Г. Менделя. Во время беседы проявляют интерес к изучаемой теме, активно участвуют в диалоге с учителем. Практическую работу выполняют самостоятельно, уверенно выступают перед классом.
9. Результаты урока: все учащиеся получают «отлично».
Учитель: Здравствуйте, дорогие коллеги!
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Израиловна. Я проведу сегодня у вас урок по теме: « Генетические основы селекции» В конце урока хотелось бы услышать ответ на вопрос: « Зачем нам это нужно знать?»
Фронтальный опрос д/з
Учитель: Основы генетические, поэтому давайте вспомним: Презентация – слайд№1
Портрет Г. Менделя.
1). что такое генетика?
2).Что такое наследственность?
3).Что такое изменчивость?
4). Вспомним, как читаются 1,2,3 законы Г. Менделя? (учащиеся отвечают)
Тема: «Генетические основы селекции». Презентация: слайд №2
Цель: Обобщить и углубить знания по генетическим основам селекции.
Задачи: 1). Раскрыть основополагающую роль генетических закономерностей и законов
для генетической практики.
2).обобщить знания о селекции организмов как науки.
3).обобщить знания о сорте, породе, штамме организмов. Презентация: слайд№3
Учитель: Итак, решаем первую задачу.
Вслед за Г. Менделем, большой вклад в генетику внёс Томас Хант Морган 1866-1945г.г. Презентация: слайд №4 Портрет Т. Моргана.
- Основоположник генетики;
- Обосновал хромосомную теорию наследственности
- Установил закономерности расположения генов в хромосомах, что способствовало выяснению цитологических механизмов законов Г. Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.
Презентация: слайд №5
Учитель: Давайте зачитаем основные положения хромосомной теории наследственности.
Учащиеся зачитывают:
- 1.Каждая хромосома или пара хромосом играет определённую роль в развитии особи.
- 2.Хромосомы сохраняют свою генетическую индивидуальность в течение всей жизни организма.
- 3.Набор хромосом в соматических клетках, возникающих из зиготы, состоит из пар гомологичных хромосом: одна группа – материнского, другая – отцовского происхождения, число этих пар равно гаплоидному числу хромосом в гамете.
- 4.В мейозе гомологичные хромосомы попарно конъюгируют, а затем расходятся в разные гаметы.
Учитель: Еще об одном учёном мы должны вспомнить сегодня. Это Ч. Дарвин, его эволюционная теория. Презентация: портрет Ч. Дарвина
В 1859 Дарвин опубликовал труд «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Этот и другие труды Ч. Дарвина отложили отпечаток на развитие науки селекции.
Вопрос: давайте сравним понятия « естественный и искусственный отбор»
1). Кто отбирает? 2).Что получается в результате отбора? 3). Кому полезны приобретенные признаки? ( учащиеся отвечают).
Итак, подведём итог. Что является основой науки селекции? (учащиеся отвечают, что основой науки селекции являются эволюционная теория Ч. Дарвина и генетика.)
Учитель: Так что же такое селекция? Презентация: слайд№6
Селекция (лат. «selectio» – отбор) дети думают, отвечают, затем учитель показывает правильный ответ.
- это наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
- Это отрасль с/х производства, занимающаяся практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными для человека свойствами.
Учитель: Назовите, пожалуйста, задачи селекции. (учащиеся отвечают)
Затем презентация: слайд№7
1.повышение урожайности сортов растений,
продуктивности пород животных,
штаммов микроорганизмов.
2.создание устойчивых к заболеваниям и климатическим условиям сортов и пород.
3.получение сортов, пород и штаммов, пригодных для механизированного или промышленного выращивания и разведения.
Учитель: Дайте, пожалуйста, определение понятиям сорт, порода, штамм? Посмотрите на плакаты, где изображены породы животных, фотографии с сортами сирени, гладиолусов. ( Учащиеся отвечают).
Затем презентация: слайд№8
Сорт, порода, штамм - это
Совокупность организмов, созданных человеком в процессе селекции и имеющих определённые наследственные свойства.
Итак, давайте подведём итог.
Какие знания мы сейчас вспомнили и закрепили? (учащиеся отвечают: понятия - селекция, сорт, порода, штамм).
Учитель: Следующая наша задача - вспомнить основные методы селекции. Презентация: слайд №9,№10 ( учащиеся называют)
- Искусственный отбор
- (бессознательный, сознательный)
- Гибридизация (внутривидовая, межвидовая)
- Мутагенез
- (мутации естественные и искусственные)
- Полиплоидия
Учитель: Подведём итог. Мы с вами обобщили знания по теме: «генетические основы селекции».
Физкультминутка. ) презентация: слайд№11
1.упражнения для позвоночника 2.упражнения для глаз.
Учитель: Ребята, мы с вами обобщили знания, теперь углубим их, выполнив практическую работу.
Практическая работа. (20мин) презентация: слайд№12
Изучение методов селекции.
Цель: углубить знания о методах, применяемых для получения сортов растений, пород животных.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, учебник под ред.
Ю.И. Полянского, журнал «Биология в школе» №1-1998г., таблицы «Методы селекции растений», «Методы селекции животных», муляжи гибридов плодовых культур.
Способ обучения: групповой. 2 группы: селекционеры-растениеводы и
селекционеры-животноводы.
Задачи: 1).выполнить полученное задание, рассказать в группе, получить оценку слушателей.
2).выступить перед классом, получить оценку класса.
Учащиеся получают задания на карточках:
1. Метод клеточных культур.
1). Прочитайте текст.
2). О каких методах селекции в нём говорится?
3).В чём преимущество этого метода по сравнению с другими методами селекции?
4). Используя схему, расскажите о данном методе в группе. Получите оценку слушателей.
2.Выведение белой степной украинской породы свиней.
1).Прочитайте текст на стр.260 учебника.
2).Составьте схему выведения белой степной украинской породы свиней.
3).Какие методы применял Михаил Фёдорович Иванов для выведения этой породы?
4). О каких качествах породы вы можете рассказать?
5).Найдите рисунок свиньи на плакате и расскажите о методах выведения породы в группе. Получите оценку слушателей.
3.Работа И.В. Мичурина.
1). Прочитайте отмеченный текст.
2).Как Иван Владимирович Мичурин проводил работу по выведению сортов плодовых культур?
3).Какие методы применял для выведения новых сортов?
4).Изучите муляжи и расскажите в группе. Получите оценку слушателей.
4. Овечка Долли.
1).Изучите схему генетического клонирования овцы.
2).Найдите пояснения в тексте к этой схеме с.7-8
3).Какие методы селекции применялись в данной работе.
4). Расскажите в группе, опираясь на схему. Получите оценку слушателей.
Учащиеся выполняют поставленные задачи: работают в группах, выступают перед классом, выставляют оценки в тетради. ( рефлексия)
Учитель: Подведём итог. Мы углубили наши знания о методах селекции.
Давайте выполним небольшой тест. ( рефлексия). Презентация: слайд №13-14 на экране задания теста, учащиеся выполняют; затем на экране тест с правильными ответами, учащиеся оценивают себя и выставляют себе баллы ( за каждый правильный ответ – 1 балл).
Тест.
1.В основе методов селекции растений,
животных и микроорганизмов лежит:
а).способность давать плодовитое потомство
б).изменение условий среды существования,
управляемое волей человека;
в).наследственная изменчивость и
искусственный отбор
2.В селекции животных практически не применяется:
а).массовый отбор;
б).индивидуальный отбор;
в). Неродственное скрещивание (аутбридинг);
г).близкородственное скрещивание (инбридинг)
3.Впервые разработал методы получения межвидовых гибридов в селекции растений:
а). Н.Вавилов;
б). И.Мичурин;
в). Г.Карпеченко;
г). К. Тимирязев
Результаты теста: 1в,2а,3б.
Учитель: Поднимите руки у кого правильно 3 ответа,2 ответа,1 ответ?
Итак, давайте подведём итоги урока. Что же мы сегодня узнали на уроке? Нужны ли нам эти знания в жизни? Зачем нам это нужно знать? (учащиеся отвечают).
Мы обобщили и углубили наши знания о селекции как науки;
Закрепили понятия сорт, порода, штамм; выполнив практическую работу, углубили знания о методах селекции, и, может быть, кто-то из вас в будущем выберет для себя работу, связанную с разведением животных или выращиванием растений.
Оценки: «5» -4
д/з: Подготовить выступления по предложенным темам. ( полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клеточная инженерия, межвидовая гибридизация в природе)
Пояснительная записка
Направление работы: естественно - научное.
Тема урока: «Генетические основы селекции».
Характеристика 11 класса: количество учащихся – 5, все учащиеся из благополучных семей, уровень подготовки высокий (100% хорошисты), высокий уровень мотивации – все собираются поступать в ВУЗы, по типу восприятия – визуалы, психологический климат в классе – благоприятный.
Программа, используемая в работе: программа проф. И.Н. Пономарёвой.
- Учебник: «Общая биология» под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой, М., 2006г.
- Раздел:
Количество часов в неделю -1, в год – 34ч.
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Фронтальный опрос домашнего задания
3. Название темы, цели, задачи урока.
4.Обобщение материала.
5.Физкультминутка
6.Практическая работа
7. Тестирование.
8.Обобщение урока, подведение итогов урока.
9. Оценки.
10. Д/задание
Методики, применяемые на уроке:
1.ИКТ
2.фронтальный опрос.
3.Беседа
4.Практическая работа (работа в группах, работа по плакатам, таблицам, работа с книгой,
работа по муляжам, выступление перед классом).
5.Рефлексия ( оценивание друг друга во время практической работы и оценивание самих себя во время тестирования)
На уроке была поставлена проблема: «Зачем нам это нужно знать?», которую учащиеся решали в процессе выполнения практической работы.
6.Используемая аппаратура: компьютер.
7.Активные формы обучения:
8.Анализ работы учащихся на уроке.
При проведении фронтального опроса выявлено, что учащиеся хорошо знают основные понятия генетики и законы Г. Менделя. Во время беседы проявляют интерес к изучаемой теме, активно участвуют в диалоге с учителем. Практическую работу выполняют самостоятельно, уверенно выступают перед классом.
9. Результаты урока: все учащиеся получают «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...
Технологическая карта и конспект урока по теме: "Генетическая связь между классами неорганических веществ"
Материал составлен согласно требованиям ФГОС....
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»
Разработка урока по теме:«Генетическая связь между классами неорганических соединений»....
конспект урока в 8 классе по теме "Генетическая связь между основными классами веществ"
Урок изучения нового материала с презентацией по теме...
Конспект урока на тему «Генетическая связь между классами неорганических соединений» 8 класс (использование технологии УДЕ)
УДЕ на уроках химии...
Урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганических веществ"
Урок-обобщения по основным классам неорганической химии....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Цель урока:Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений.Формируемые УУДПредметные:1. Обобщить и системати...