Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по зоологии в 7 классе составлено на основе программы курса «Биология. Животные» основного общего образования по биологии. 6-9 классы авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.
Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2004.)
Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_kl_biologiya.docx | 42.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
- Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
- Распоряжение Министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» № 164-мр от 20 04 2010г
- Учебного плана МБОУ « СОШ № 12 на 2011-2012 учебный год.
- Примерной базовой программы основного общего образования по биологии
Календарно-тематическое планирование по зоологии в 7 классе составлено на основе программы курса «Биология. Животные» основного общего образования по биологии. 6-9 классы авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой.
Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2004.)
Всего 68 часов, 2 часа в неделю.
Планирование ориентировано на использование учебника
Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 9-е изд. стереотип. – М.: «Дрофа», 2008.
Актуальность изучения данного курса
Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
При изучении данного курса у учащихся складываются представления о целостности животного организма, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся узнают, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Цель: |
|
Задачи: |
- сформировать понятия о клеточном строении живых организмов (животных), об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции;
- дать представление о строении, среде обитания, происхождении, многообразии животных организмов и принципах классификации;
- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;
- формировать понятия о необходимости охраны животных.
Роль предмета
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности животных, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Межпредметные связи: |
|
Особенности организации учебного процесса
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Для изучения курса «Биологии» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий.
Одним из условий формирования образования является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных и технологии критического мышления. что позволяет достаточно эффективно использовать их в процессе обучения биологии.
Такие уроки организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений и самостоятельных исследований.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Формы текущего контроля (промежуточные, итоговые)
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости; внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах, посещение факультативных и элективных курсов и т.д.)
В календарно-тематическое планирование изменения не внесены. Планирование составлено по рекомендациям автора программы
При такой корректировке общее количество часов не изменилось.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Количество часов | Из них, практическая часть (практические, лабораторные работы) | Количество проверочных работ | |
1 четверть | |||
2 четверть | |||
3 четверть | |||
4 четверть | |||
Учебный год |
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Примечание |
Введение | 2 |
|
| 34 | |
Тема 1.1. Простейшие | 2 | Лабораторные работы: № 1 |
Тема 1.2. Многоклеточные животные | 32 | Лабораторные работы: № 2,3,4,5.6 Экскурсия: Изучение многообразия птиц |
| 14 | |
Тема 2.1. Эволюция строения | 14 | Лабораторные работы: № 7.8,9 |
| 3 | |
Тема 3.1. Индивидуальное развитие животных | 3 | Лабораторные работы: № 10 |
| 3 | |
Тема 4.1. Развитие животного мира на Земле | 3 | |
| 4 | |
Тема 5.1. Биоценозы | 4 | Экскурсия: Изучение взаимосвязи животных в биоценозе |
| 6 | |
Тема 6.1. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 6 | |
Резерв (повторение) | 5 | |
Количество учебных часов | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч)
История развития зоологии. Современная зоология.
Многообразие животных (34 ч)
Тема 1.1. Простейшие, их многообразие (2 ч)
Лабораторные работы:
№ 1. Знакомство с многообразием водных простейших
Тема 1.2. Многоклеточные животные. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы, Инфузории. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы Кольчецов. Тип Моллюски. Классы Моллюсков. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Отряды насекомых. Тип Хордовые. Классы рыб. Класс Хрящевые рыбы. Костные рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Отряды пресмыкающихся. Класс Птицы. Отряды птиц. Класс Млекопитающие или Звери. Отряды Млекопитающих.
Лабораторные работы:
№ 2. Внешнее строение дождевого червя.
№ 3. Знакомство с ракообразными.
№ 4. Изучение представителей отрядов насекомых.
№ 5. Внешнее строение и передвижение рыб.
№ 6. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия. Изучение многообразия птиц.
2. Эволюция строения (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система. Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Лабораторные работы:
№ 7. Изучение особенностей покровов тела.
№ 8. Изучение скелета позвоночных.
№ 9. Изучение способов передвижения животных.
3. Индивидуальное развитие животных (3 ч)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращение и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные работы:
№ 10. Определение возраста животных.
Развитие животного мира на Земле (3 ч)
Доказательства эволюции животных. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.
Биоценозы ( 4 ч)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России об охране животных. Рациональное использование животного мира.
Повторение (5 ч)
Биоценозы. Развитие животного мира на Земле. Индивидуальное развитие.Многообразие животных. Эволюция строения и функций органов и их систем. Эволюция животных.
Требования к подготовке обучающихся в области биологии предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
По освоении данного курса «Биология. Животные» знания обучающихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер урока | Тематика урока | Параграф учебника | Кол-во часов/ Дата | Примечание |
Итог (общее количество часов) |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования определяют основные предметные умения и универсальные учебные действия, которые должны быть в достаточной мере сформированы у школьников, освоивших курс «Биология. Животные» за 7 класс по данной предметной программе, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Обучающиеся должны
Знать/понимать:
- основные понятия: орган, системы органов, живой организм,
- основные черты сходства и отличия животных и растений,
- основные виды животных своей местности,
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,
- особенности индивидуального и исторического развития животных,
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами биоценоза и факторами среды,
- значение животных в природе и жизни человека,
- законы об охране животного мира,
- биологические и экологические особенности животных своей местности,
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.
Уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием,
- определять принадлежность животных к систематическим категориям,
- вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты,
- распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных,
- выявлять приспособления животных организмов к среде обитания,
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения,
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы,
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМОГО УМК
Литература
- Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, М.; Дрофа, 2004.)
- Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 9-е изд. стереотип. – М.: «Дрофа», 2008.
- Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Биология. 7-8 классы: тесты/авт.сост. М.В. Оданович. Волгоград: Учить, 2007
Средства обучения
Объекты натуральные
- вредители леса и важнейших сельскохозяйственных культур (коллекция раздаточная),
- представители отрядов насекомых не примере вредителей (коллекция раздаточная),
- пчела медоносная (коллекция раздаточная),
- раковины моллюсков (коллекция раздаточная),
- развитие насекомых (коллекция раздаточная),
- виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
- форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
- внутреннее строение лягушки (влажные препараты),
- внутреннее строение крысы (влажные препараты),
- набор микропрепаратов по разделу «Животные»,
- чучело вороны серой и др.,
- скелет конечностей овцы,
- скелет кошки, кролика, лягушки, рыб,
- таблицы по зоологии.
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа
Приборы (демонстрационные)
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для лабораторных работ
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Критерий оценки лабораторной работы
Отметка «5»:
1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы;
2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»:
работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя, работа не выполнена.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если:
1. выполнена работа без ошибок и недочетов;
2) допустили не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если выполнена работа полностью, но допустили в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 работы или допустили:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если:
1. допущено число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнено менее половины работы.
формы контроля
- диктанты, |
|
Resource id #4604
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...