Рабочая программа по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_biologiya_s_zapiskoy_i_tabl.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Иозефовская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель РМО ______________/___________/ Протокол №____ от «__»_________2013 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Иозефовская ООШ» _____________/Г.М. Петракова/ Приказ № _____ |
Рабочая программа
по биологии в 9 классе
Составил: Фараонова Валентина Николаевна,
Учитель 2 квалификационной категории
2013 - 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -100, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
УМК:
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.
- Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -100.)
- Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -100), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сорентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование по темам 1.4, 1.5,1.6.
Тематическое планирование курса «Введение в общую биологию» 9 класс
№ урока | Дата проведения | Наименование темы урока. | Требования к уровню подготовки учащихся | Контрольные мероприятия (практ/р, лаб/р, с/р, и т.п.). | Материал учебника | Оснащение |
Введение (3 часа) | ||||||
1 | Биология- наука о жизни. | Давать определение термину биология. Приводить примеры дифференциации и интеграции биологических нак. Перечислять значение достижений биологии в различных сферах человеческой деятельности. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Объяснять роль биологии в современном обществе. | §1 | Учебник, схема «Взаимосвязь биологических наук» | ||
2 | Методы исследования | Перечислять методы научного исследования. Описывать этапы научного исследования. Отличать гипотезу от теории, научный факт от сообщения. Самостоятельно формулировать определение основных понятий. Выделять область применения методов исследования в биологии.. | §2 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы- открытые системы. | §3 | Живые объекты. Составленные синквейны | ||
Раздел 1. Уровни организации живой природы (51 час) | ||||||
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) | ||||||
4 | Молекулярный уровень | Приводить примеры биополимеров. Называть:
Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. | §1.1. | Схемы строения углеводов, белков, модель ДНК | ||
5 | Углеводы. | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводом и липидам. Называть:
Характеризовать:
Классифицировать углеводы по группам. | §1.2. | Таблицы, схемы | ||
6 | Липиды. | Характеризовать:
Называть:
Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. | §1.3. | Таблицы, схемы | ||
7 | Состав и строение белков. | Называть продукты, богатые белками. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть:
Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные. | §1.4. | Таблицы. | ||
8 | Функции белков. | Называть функции белков. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функции органических веществ. Давать определения основным понятиям. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многообразия функций белков. Характеризовать проявление функций белков. | §1.5. | Иллюстрации значения и молекул белков- ферментов, кератинов, гормонов, сократительных белков, гемоглобина | ||
9 | Нуклеиновые кислоты. | Давать полное название ДНК и РНК. Называть:
Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты – биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | §1.6. | Схемы строения и образования ДНК и РНК, модель молекулы ДНК | ||
10 | АТФ и другие органические вещества. | Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Приводить примеры жирорастворимых и водорастворимых витаминов. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной кислоты называют макроэргическими. Характеризовать:
| §1.7. | Таблицы «Витамины», «Строение АТФ» | ||
11 | Биологические катализаторы. | Воспроизводить определение следующих терминов: фермент, катализ, катализатор. Приводить примеры веществ - катализаторов. Перечислять фактор, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Использовать лабораторного опыта для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. | Лабораторный опыт №1 Действие пероксидазы клубня картофеля. | §1.8. | Лабораторный опыт № 1: сырой картофель, пероксид водорода, спиртовки, спички, пробирки, держатель | |
12 | Вирусы – неклеточная форма жизни. | Давать определение термину «паразит». Перечислять признаки живого. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Описывать цикл развития вируса. Выделять особенности строения вирусов. Доказывать:
| §1.9. | Схема развития вируса, иллюстрации вирусных инфекций растений, животных и человека. | ||
13 | Зачёт №1 «Молекулярный уровень организации» | Зачёт №1 | ||||
Тема 1.2. Клеточный уровень (17 часов) | ||||||
14 | Основные положения клеточной теории. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:
Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. | §2.1. | Портреты учёных, изучавших клетку. Таблицы. | ||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Распознать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть:
Описывать строение клеточной мембраной. Характеризовать функции клеточной мембраны. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | §2.2. | Таблицы | ||
16 | Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи, лизосомы | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:
Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | §2.4, §2.5 (лизосомы) | Таблицы | ||
17 | Органоиды цитоплазмы. Митохондрии, пластиды. Органоиды движения, клеточные включения. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть:
Приводить примеры клеточных включений. Отличать виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. | §2.5 (до конца), §2.6. | Таблицы | ||
18 | Ядро. Строение ядра. Хромосомы. | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предполагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. | §2.3. | Таблица | ||
19 | Изучение клеток растений и животных. Строение прокариот | Распознать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот. Сравнивать:
Давать определение термину «прокариоты» Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки | Лабораторный опыт №2 Строение клеток растений и животных | §2.7. | Лабораторный опыт №2: микроскопы, готовые микропрепараты клеток растений и животных. | |
20 | Обобщение по теме «Клеточные структуры» | Сравнивать:
| ||||
21 | Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. | Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть:
Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции | §2.8. | Таблицы. Строение АТФ | ||
22 | Энергетический обмен. Гликолиз. Брожение. Дыхание. | Дать определение понятию диссимиляция Анализировать содержание определений терминов: гликолиз, брожение, дыхание. Перечислить этапы диссимиляции. Называть:
Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ Характеризовать этапы энергетического обмена. | §2.9. | Таблицы, строение митохондрии | ||
23 | Питание клетки. Хемосинтез. | Перечислить способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Характеризовать автотрофов и гетеротрофов. | §2.10. | Иллюстрации, схема «Типы питания» | ||
24 | Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. | Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез Называть:
Анализировать содержание определения фотолиза Выделять приспособления хлоропласта для фотосинтеза Характеризовать фазы фотосинтеза | §2.11 | Таблица «Фазы фотосинтеза», строение пластиды | ||
25, 26 | Биосинтез белков. Механизм биосинтеза. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген Называть:
Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция Объяснять сущность генетического кода Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. | §2.13 | Магнитная схема «Биосинтез белка» | ||
27, 28 | Деление клетки. Митоз. | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть
Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | §2.14 | Таблицы | ||
29 | Обобщение по теме «Молекулярный уровень организации» | Описывать процессы, происходящие в различных частях живой клетки. Объяснять биологическое значение питания, деления, синтеза белков. Анализировать содержание определений терминов. | Карточки с заданиями, таблицы | |||
30 | Зачёт №2 «Молекулярный уровень организации» | Зачёт №2 | ||||
Тема 1.3. Организменный уровень (13часов) | ||||||
31 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Дать определение понятию: размножение. Называть:
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | §3.1. и 3.2. до слов «половые клетки формируются..» | Растения, иллюстрации, таблицы | ||
32 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | Узнавать и записывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять:
Использовать средства интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушениями деления половых клеток. | §3.2. | Справки о болезнях, схемы | ||
33 | Онтогенез. Эмбриональный период. | Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать:
Анализировать и оценивать:
Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек | §3.3., 3.4. | Таблицы, рисунки и фото эмрионов. | ||
34 | Онтогенез. Постэмбриональный период | Называть:
Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов Объяснять биологическое значение непрямого постэмбрионального развития. | §3.4. | Схемы. Таблицы | ||
35 | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя | §3.5 | Таблицы, портрет менделя | ||
36 | Неполное доминирование. Анилизирующее скрещивание. | Давать определение терминам: гетерозигота, гомозигота, доминирование Описывать механизм неполного доминирования Выделять особенности механизма неполного доминирования Составлять схему скрещивания при неполном доминировании. Определять:
| §3.6. | Таблицы, схемы скрещиваня | ||
37 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий схему дигибридного скрещивания составлять схему дигибридного скрещивания Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | §3.7. | Схемы скрещивания | ||
38 | Сцепленное наследование | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, коньюгация. Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана Формулировать определение понятия «сцепленные гены» Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | §3.8.. | Портрет Т. Моргана, схемы | ||
39 | Взаимодействие генов. | Давать определения терминам. Приводить примеры:
Называть характер взаимодействия неаллельных генов Описывать проявление множественного действия гена | §3.9 | Схемы | ||
40 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Давать определение термину: аутосомы Называть: Типы хромосом в генотипе Число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Объяснять причину соотношения полов 1:1 Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. | §3.10. | Схемы скрещивания | ||
41 | Модификациооная и мутационная изменчивость. | Давать определение термину «изменчивость» Приводить примеры:
Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Объяснять причины мутаций | §3.11. | Таблицы | ||
42 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. | С. р №1 | §3.12., §3.13. | Портрет Вавилова, фильм | |
43 | Зачёт 3 по теме «Организменный уровень» | Зачёт №3 | ||||
Тема 1.4. Популяционно- видовой уровень (2 часа) | ||||||
44 | Вид. Критерии вида. | Приводить примеры видов животных и растений Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид» Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида | §4.1. | Таблица | ||
45 | Популяция – элементарная единица эволюции. Свойства популяций. | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций Анализировать содержания определения понятия «популяция» Отличать понятия «вид» и «популяция» | Зачёт №4 «Вид.Популяция» | §4.2. | Таблица, учебник | |
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5часов) | ||||||
46 | Сообщество. Экосистема, Биогеоценоз. | Давать определение понятиям. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: Предмет изучения экологии Компоненты биогеоценоза Показатели структуры популяции Свойства экосистемы Изучать процессы, происходящие в популяции. | §5.1., §9.1. | Рисунки, коллекции | ||
47 | Состав и структура сообществ | Приводить примеры жизненных форм растений, водных и наземных животных Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Объяснять причины устойчивости экосистемы. | §5.2. | Таблицы | ||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление перевёрнутой пирамиды численности. Составлять схемы пищевых цепей. | §5.3. | Цепи питания, схемы, пирамиды численноти и биомассы. | ||
49 | Продуктивность сообщества. Типы продукции | Называть типы продукции сообщесва Приводить примеры разных типов продукции Находить различия между разными типами сообщества. | §5.4. | |||
50 | Саморазвитие экосистемы | Называть типы суксессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность суксессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессии. Описывать свойство сукцессий Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями. | Зачётный тест №5 «Экосистемный уровень» | §5.5. | Схемы сукцессий | |
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа) | ||||||
51 | Биосфера. Эволюция биосферы. | Называть признаки биосферы. Структурные компоненты и свойства биосферы. Приводить примеры абиотических факторов. Характеризовать живое вещество, биокосное, косное вещество биосферы Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | §6.1. | Таблицы | ||
52 | Круговорот веществ в биосфере. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора Объяснить значение круговорота веществ в экосистеме | §6.2. §6.3. | Схемы круговоротов | ||
53 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | Приводить примеры: Неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов Агроэкосистем Называть: Антропогенные факторы воздействия на биоценозы Факторы вызывающие экологический кризис Раскрывать Роль человека в биосфере Сущность рационального природопользования | §10.2. §10.3. | |||
54 | Зачётный тест №4 «Биосферный уровень» | Зачёт №6 | ||||
Раздел 2. Эволюция (5 часов) | ||||||
55 | Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | Давать определение понятию «эволюция» Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина Приводить примеры научных фактов Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. | §7.1. | Портрет Дарвина, иллюстрации | ||
56 | Борьба за существование и естественный отбор. | Давать определение понятиям Называть: Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина Движущие силы эволюции Формы борьбы за существования Характеризовать: Сущность борьбы за существование Сущность естественного отбора | §7.4. | Таблицы | ||
57 | Формы естественного отбора. Приспособленность. | Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору Приводить примеры: Стабилизирующего отбора Движущей формы естественного отбора Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами | §7.2., §7.3., §7.5. | Коллекции, таблицы, иллюстрации | ||
58 | Видообразование. Типы видообразования. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: Сущность и этапы географического видообразования Сущность и этапы экологического видообразования Анализировать содержание определений понятия микроэволюции. | §7.6., §7.7. | Таблица | ||
59 | Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. | Давать определение понятиям: ароморфоз, идиадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. | §7.8., §7.9. | Таблицы. гербарий | ||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни. (6 часов) | ||||||
60 | Современные гипотезы происхождения жизни. | Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризовать современные представления о возникновении жизни. Объяснить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. | §8.1., §8.2 , §8.3 | Портрет Опарина. | ||
61 | Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни. | Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | §8.4 | Схема эволюции жизни | ||
62 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое. Ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. | §8.6. | Схема эволюции жизни | ||
63 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Приводить примеры: Растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое. Ароморфозов у растений и животных мезозоя и кайнозоя. | §8.7., §8.8. | Схема эволюции жизни | ||
64 | лабораторная работа «изучение морфологического критерия», «Изучение палеонтологических доказательств» | Сравнивать организмы разных видов Выявлять черты сходства и различия во внешнем строении организмов Называть организмы. отпечатки и отстаки которых сохранились | лабораторные работы №1,2 | лабораторные работы №1: ТРАДЕСКАНЦИЯ ТРЁХ ВИДОВ Л.работа2: КОЛЛЕКЦИИ | ||
65 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта – человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие отделу Приматы. Объяснять: Место и роль человека в природе. Родство человека с млекопитающими животными Родство, общность происхождения и эволюцию человека Перечислять движущие факторы антропогенеза. | Лекция | Схема антропогенеза. | ||
66-68 | Повторение | |||||
Resource id #298
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...