№ у урока | Дата проведения | Коррекция | Тема урока
| Результаты обучения | ИКТ, учебно-наглядные пособия | Лабораторные и практические работы | ТУЗ
| Дом. задан. |
|
|
|
|
|
| Здоровье- сберегающие технологии |
|
|
Введение (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
|
|
1. Науки о человеке, их становление и методы исследования. | Анатомия, физиология, психология, гигиена. Сходства и различия человека и животных Человек как биосоциальное существо. Изучение человека в различные эпохи. | Портреты ученых – биологов, д/м коллекций палеонтологических ископаемых.
| Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.
| Сообщения учащихся | §1 §2 |
Раздел 1. Происхождение человека. (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
| 1.Систематическое положение человека | Место человека в системе живых существ. Таксоны, рудименты, атавизмы. | В/фр. д/м коллекций палеонтологических ископаемых. | Беседа о правильной осанке.
|
| §3 |
3.
|
|
| 2. Историческое прошлое людей. | Этапы эволюции человека и возникновение социальной среды. Древнейший, древний и современный человек.
| д/м коллекций палеонтологических ископаемых, черепа человека и его предков. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
| §4 |
4. |
|
| 3. Расы человека. | Раса, как систематическое подразделение внутри вида. История формирования рас. | д/м наглядного пособия «Расы человека» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима. | Тестирование по изученным темам. | §5 |
Раздел 2.Строение и функции организма (57 часов)
Общий обзор организма (1 час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
| 1. Общий обзор организма человека. | Уровни организации организма человека, общий план строения. Топография органов. | Торс человека, в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
| §6 |
Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
| 1. Клеточное строение организма. | Внешняя и внутренняя среда организма. Клетка, ее строение и функции. | Модель клетки, таблицы. Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» | Беседа о правильной осанке. |
| §7 |
7. |
|
| 2. Ткани. | Ткань. Основные типы тканей, их сходства и различия. Особенности строения нейрона, нейроглии, синапса. | Лабораторное оборудование, таблицы «Ткани», | Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §8 |
8. |
|
| 3. Рефлекторная регуляция. | Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга | «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе. |
| §9 п. §6-8
|
9.
|
|
| 4. Обобщающее повторение по теме «Строение организма» | Основные понятия темы | Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.
|
| Проверочная работа. | §6-9
|
Нервная система (9 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
| 1. Значение нервной системы, строение. Спинной мозг. | Центральная и периферическая н.с. Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы. Эволюция н.с. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр.Таблицы «Строение н.с.», «Строение мозга» | Беседа о правильной осанке. |
| §43
|
11. |
|
| 2. Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга. | Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. | Мультимедийный диск «Анатомия», модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» | Лабораторная работа №2 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §44
|
12. |
|
| 3. Функции переднего мозга. | Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе. | Самостоятельная работа с учебником. | §45
|
13. |
|
| 4. Соматический и автономный отделы н.с. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. | Функции соматического и автономного отделов н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги» | Беседа о правильной осанке. | Тестовый контроль по теме. | §43-46
|
14. |
|
| 5. Анализаторы. | Виды анализаторов, их строение и функции. | Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Сообщения учащихся. | §48
|
15. |
|
| 6. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. | Значение зрения, строение и функции зрительного анализатора. Профилактика глазных болезней. | Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, в/фр. | Тренажер для сохранения полноценного зрения. |
| §49,50
|
16. |
|
| 7. Слуховой анализатор. | Значение слуха, строение и функции слухового анализатора. | Таблица «Слуховой анализатор», модель уха, в/фр. | Беседа о гигиене слуха. | Сообщения учащихся. | §51
|
17. |
|
| 8. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. | Строение и механизм работы анализаторов. | Таблицы по данным анализаторам, в/фр. Лаб. оборудование. | Лабораторная работа №3 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §52
|
18. |
|
| 9. Обобщающее повторение по теме «Нервная система» | Основные понятия темы | Таблицы, модели. |
| Тестовый контроль. |
|
Опорно-двигательная система (8 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
|
| 1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение и рост костей. | Таблицы «Скелет человека», «Мышцы». | Беседа о правильной осанке. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §10
|
20. |
|
| 2. Скелет человека. | Строение и функции основных частей скелета. | Скелет человека, в/фр, дидактические карточки. | Лабораторная работа №4 «Строение скелета» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §11
|
21. |
|
| 3. Типы соединения костей. | Типы соединения костей, строение и работа суставов. | Скелет человека, таблица «Типы соединения костей» | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
| §12
|
22.
|
|
| 4. Строение мышц. Обзор мышц человека. | Особенности мышечной ткани. Морфология мышц, основные группы. | Таблицы «Мышцы человека, в/фр, дидактические карточки. Лаб. оборудование: Микроскопы, микропрепараты мышц. | Лабораторная работа №5 «Мышцы, их строение и функции» Инструктаж по технике безопасности.
| Отчет по выполнению лабораторной работы. | §13
|
23. |
|
| 5. Работа скелетных мышц. | Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировках. Гиподинамия. | Таблица «Мышцы человека», в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Сообщения учащихся. | §14
|
24.
|
|
| 6. Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Методы самоконтроля и коррекции осанки. Причины и профилактика плоскостопия. | Таблицы «Мышцы человека», «Нарушения ОДС» в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. |
| §15
|
25. |
|
| 7. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | Признаки и доврачебная помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | Бинты, шины, в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Отработка навыков оказания I помощи при травмах. | §16, п. всю тему
|
26. |
|
| 8. Обобщающее повторение по теме. | Основные понятия темы | Таблицы, модели. |
| Разноуровневая контрольная работа. |
|
Внутренняя среда организма. (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27.
28. |
|
| 1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
2. Борьба организма с инфекциями. Иммунитет. | Внутренняя среда организма, ее компоненты. Строение и функции клеток крови. Гомеостаз.
Механизм барьеров, защищающих организм, на уровне кожи, внутренней среды, клетки. Значение иммунитета. | Лаб. оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки. Таблица «Клетки крови»
Мультимедийный диск «Анатомия».
| Лабораторная работа №6 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о необходимости профилактических прививок. | Отчет по выполнению лабораторной работы.
Сообщения учащихся. | §17
§18
|
29. |
|
| 3. Иммунология на службе здоровья. | Иммунология, история открытия вакцинации. | Портреты Л. Пастера, И. Мечникова. Мультимедийный диск «Анатомия». | Беседа о необходимости профилактических прививок. | Сообщения учащихся. | §19
|
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30. |
|
| 1. Транспортные системы организма. | Строение и функции кровеносной и лимфатической систем организма. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр. Таблица «Кровеносная система» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима. |
| §20
|
31. |
|
| 2. Круги кровообращения. | Циркуляция крови по большому и малому кругу кровообращения. | Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы» |
| Сообщения учащихся. | §21
|
32. |
|
| 3. Строение и работа сердца. | Строение и особенности работы сердца. Сердечный цикл. | Схема «Круги кровообращения», таблица «Строение сердца», «Сердечный цикл» | Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы. | Тестовый контроль. | §22
|
33. |
|
| 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Причины и механизм движения крови по сосудам. Правила измерения А.Д. | Тонометр, часы | Лабораторная работа №7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»
| Отчет по выполнению лабораторной работы.
| §23
|
34. |
|
| 5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях. | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Факторы, пагубно влияющие на ССС. | Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш. | Лабораторная работа №8 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы.
| §24-25
|
35. |
|
| 6. Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы» | Основные понятия тем. | Таблицы, модели. |
| Зачетная работа. |
|
Дыхательная система (4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36. |
|
| 1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей. | Строение и функции органов дыхания. Болезни дыхательных путей. | Мультимедийный диск «Анатомия», модель гортани, в/фр. Таблица «Органы дыхания» | Упражнения дыхательной гимнастики. | Сообщения учащихся. | §26
|
37. |
|
| 2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | Строение легких, легочное и тканевое дыхание. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр. Таблица «Органы дыхания» | Упражнения дыхательной гимнастики. | Самостоятельная работа с учебником. | §27
|
38. |
|
| 3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды. | Физические причины вдоха и выдоха. Защитные рефлексы. Вред курения. | В/фр. | Беседа о вреде курения. | Сообщения учащихся. | §28
|
39. |
|
| 4. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания. | Приемы самообследования дыхательной системы. Приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы. | Таблица «Органы дыхания» Лаб. оборудование: воздушный шар, линейка. | Лабораторная работа №9 «Измерение жизненной емкости легких» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы.
| §29, п. всю тему
|
Пищеварение (6 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40. |
|
| 1. Питание и пищеварение. | Органы пищеварительной системы, их функции. | Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о правильном питании. |
| §30
|
41. |
|
| 2. Пищеварение в ротовой полости. | Строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости. | Лаб. оборудование: накрахмаленный бинт, раствор йода, в/фр. | Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал» | Отчет по выполнению лабораторной работы.
| §31
|
42. |
|
| 3. Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке. Действие ферментов П.С. | Особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. | Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о необходимости горячего питания школьников. |
| §32
|
43. |
|
| 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Печень. | Строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени. Аппендицит. | Мультимедийный диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о правильном питании. | Сообщения учащихся. | §33
|
44. |
|
| 5. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь. Правила потребления пищевых продуктов. Ж-к инфекции. | В\фрагмент. | Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения» | Тестовая проверочная работа. | §34-35
|
45. |
|
| 6. Зачет по темам «Дыхание», «Пищеварение». | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. |
| Зачетная работа. |
|
Обмен веществ и энергии (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46. |
|
| 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | Пластический и энергетический обмен. | В\фрагмент, таблица «Строение клетки животного» | Беседа о правильном питании. | Сообщения учащихся. | §36
|
47. |
|
| 2. Витамины. | Значение витаминов. Авитаминоз и гипервитаминоз. | В\фрагмент, таблица «Витамины» | Беседа о пользе витаминов. | Самостоятельная работа с учебником. | §37
|
48. |
|
| 3. Энерготраты человека и пищевой рацион. | Энергетическая емкость питательных веществ. Энерготраты человека. | Мультимедийный диск «Анатомия» | Составление рационов питания. |
| §38
|
Покровные органы. Терморегуляция. (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49. |
|
| 1. Кожа – наружный покровный орган. | Строение и функции кожи. | В\фрагмент, таблица «Строение кожи» | Беседа о правильном уходе за кожей. | Сообщения учащихся. | §39
|
50. |
|
| 2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах и обморожениях. | В\фрагмент, таблицы «Строение кожи», плакат «Степени термического поражения кожи»
| Беседа о пользе и вреде загара. | Сообщения учащихся. | §40
|
51. |
|
| 3. Терморегуляция организма. Закаливание. | Механизм терморегуляции. Правила закаливания. | В\фрагмент. | Беседа о пользе закаливания. | Тестовая работа. | §41
|
Выделение (2 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52. |
|
| 1. Выделение. | Строение и функции органов выделения. Заболевания. | Мультимедийный диск «Анатомия», таблица «Органы выделения», в/фр. | Беседа о возможных последствиях переохлаждения. | Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи» | §42
|
53. |
|
| 2. Контрольная работа по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение» | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. |
| Разноуровневая контрольная работа. |
|
Эндокринная система (1 час) |
|
|
|
|
|
|
|
|
54. |
|
| 1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции. | Железы внутренней, внешней, смешанной секреции. Гормоны, их влияние на рост, развитие, обмен веществ. | Мультимедийный диск «Анатомия», таблица «Железы внутренней секреции», в/фр. Модели почек с надпочечниками, гортани со щитовидной железой. | Упражнения дыхательной гимнастики. | Самостоятельная работа | §58-59
|
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
55. |
|
| 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. | Роль ученых в развитии учения о ВНД. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Условные и безусловные рефлексы. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Гимнастика для мозга. | Сообщения учащихся. | §53
|
56. |
|
| 2. Врожденные и приобретенные программы поведения. | Врожденные: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Гимнастика для мозга. | Самостоятельная работа | §53
|
57. |
|
| 3. Сон и сновидения.
| Биологические ритмы. Природа и фазы сна. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда. | Сообщения учащихся. | §54
|
58. |
|
| 4. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы. | Особенности ВНД человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Гимнастика для мозга. | Сообщения учащихся. | §55
|
59. |
|
| 5. Воля, эмоции, внимание. | Значение эмоций, свойства внимания. Внушаемость, негативизм. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Тест на проверку внимания. | Тестовая работа | §56
|
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60. |
|
| 1. Жизненные циклы. Размножение. | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. | Схемы «Циклы развития растений, животных» | Беседа о вреде ранних половых контактов. | Самостоятельная работа | §60
|
61. |
|
| 2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Закон индивидуального развития Геккеля и Мюллера. Развитие плода, беременность, роды. | Таблица «Зародышевое сходство животных и человека» | Беседа о вреде ранних абортов. |
| §61
|
62-63 |
|
| 3. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД. Этапы развития человека. Темперамент, характер, личность.
| В/фрагмент | Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека. | Сообщения учащихся | §62-63
|
64-65. |
|
| 4. Интересы, склонности, способности. | Интерес, склонность, способности, их развитие. | В/фрагмент |
| Тестовая работа | §54
|
66 |
|
| Обобщающее повторение. | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. |
|
|
|
67. |
|
| Годовая контрольная работа |
|
|
|
|
|
68. |
|
|
Резерв
|
|
|
|
|
|