Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
В 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение вида источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно или под руководством педагога найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулярных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведение эколого-просветительской деятельности; субъект- субъектного отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка экологической направленности | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12
__________________________________________________________________
Согласовано Утверждаю
на заседании МО Директор
«29» августа 2013 ГОБОУ ЦППРК №12
Брайтфельд В.Н.
«30» августа 2013
Программа
«Окружающая среда и ее опасности»
6 класс
Составитель:
Жданова С.В.
Учитель ГОБОУ ЦППРК №12
ВКК
Великий Новгород
2013
Пояснительная записка
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, безопасность и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностных и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой. В программе предусмотрено развитие представленных в программах основного общего образования видов деятельности обучаемых и соблюдается преемственная связь с внеурочной деятельностью начального образования.
В основной школе на базе сформированных универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленные рефлексивно - оценочные действия. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста (индивидуальное – коллективное, мораль – право, наука – традиции бытового поведения).
Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая ориентация.
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика, здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
В 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий младших подростков: расширение вида источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно или под руководством педагога найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и представить; освоение экосистемной познавательной модели и её применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами; регулярных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения; ведение эколого-просветительской деятельности; субъект- субъектного отношения к природе; ценности принципа предосторожности.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно -научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьсберегающей практической деятельности.
При разработке содержания данной программы основу составили:
- Программа "Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» Под общей редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2010 год.
- Программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Ю.А. Либеров. – М. Просвещение, 2012 год.
Цель программы:
Формирование экологически образованной личности , осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность, готовностью к социальному партнерству, законопослушанию, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья и безопасности жизни своей и людей.
Задачи программы:
- Формирование у обучающихся экологической грамотности и основ экологической культуры, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
- Формирование бережного и рационального отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
- Развитие личных качеств, обеспечивающих грамотное и ответственное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, формирование личного опыта самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания подросткового возраста .
- Освоение знаний: об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях, экологических рисках и способах их контроля, этических и правовых нормах экологической безопасности, экологической составляющей разных культур.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Группы комплектуются из обучающихся 6 классов.
Структурно программа состоит из 7 разделов
Раздел 1 Экология человека включает 4 темы.
Раздел 2 Безопасность человека в природных условиях включает 10 тем.
Раздел 3 Информация как экологический фактор включает 8 тем.
Раздел 4 Опасные ситуации в природных условиях включает 5 тем.
Раздел 5 Экологическая безопасность и информационной среде включает 8 тем.
Раздел 6 Ресурсосбережение , его виды включает 24 тем.
Раздел 7 Опасные ситуации в твоей жизни включает 7 тем.
Тематическое планирование занятий «Окружающая среда и ее опасности»
(68 ч 6 класс)
№ п\п | темы, раскрывающие данный раздел программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Раздел 1 Экология человека 4 часа | ||
1 2 3 4 | Что изучает экология человека Человек в природном и социальном окружении Химические, физические экологические факторы Биологические и информационные экологические факторы | Раскрывать понятие «экология человека» Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения Перечислять группы экологических факторов жизни человека и понимать их влияние |
Раздел 2 Безопасность человека в природных условиях 10 часов | ||
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Природа и человек Подготовка к активному отдыху на природе Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе Экологически грамотное поведение на природе Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме Акклиматизация человека в различных климатических условиях Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Добровольная автономия человека в природной среде Вынужденная автономия человека в природной среде Обеспечение экологической жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | Доказывать, что источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды |
Раздел 3 Информация как экологический фактор 8 часов | ||
15 16 17 18 19 20 21 22 | Природная информация как среда жизни человека Формы сохранения ценной биологической информации Генная модификация растений и животных как проблема Алкоголизм как фактор, снижающий здоровье человека Курение как фактор, снижающий здоровье человека Наркомания как фактор, снижающий здоровье человека Общение с природой, его формы Роль природных объектов для здоровья человека | Устанавливать взаимосвязи между разнообразием информации, биологическим разнообразием и выживанием человека Приводить примеры способов сохранения генетической информации вымирающих видов растений и животных Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на здоровье человека Обосновывать значение общения с природой для здоровья человека |
Раздел 4 Опасные ситуации в природных условиях (5 ч) | ||
23 24 25 26 27 | Опасные погодные явления Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях Укусы насекомых и защита от них Клещевой энцефалит и его профилактика Растения опасные в природных условиях | Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность |
Раздел 5 Экологическая безопасность и информационной среде (8 ч) | ||
28 29 30 31 32 33 34 35 | Экологическая безопасность технических средств связи Опасность мобильных телефонов и пути защиты от их вредного влияния Опасность компьютеров и пути защиты от их вредного влияния Безопасность видео и аудио среды человека Опасность гомогенных и агрессивных пространств Видеоэкология Опасности звуковой среды. Шум и вибрация Опасности электричества и предупреждение несчастных случаев | Перечислять технические средства связи. В тезисной форме представлять информацию об их влиянии на здоровье человека. Перечислять способы безопасного пользования техническими средствами связи. Называть существенные признаки гомогенных и агрессивных пространств. Объяснять их опасность для здоровья человека. Приводить примеры преобразования гомогенных и агрессивных видео сред в безопасные для здоровья человека. Представлять информацию о способах обеспечения безопасной аудио - и видео среды в виде тезисов. |
Раздел 6 Ресурсосбережение, его виды (24 ч) | ||
36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 | Чувство меры как признак взрослости Рачительность и скромность в народном фольклоре Бережное отношение к природе в литературе Бережное отношение к природе в документальном кино Бережное отношение к природе в художественном кино Бережное отношение к природе в картинах художников Бережное отношение к природе в песенном творчестве Бережное отношение к природе в верованиях разных народов Международная Хартия Земли о бережном отношении к природе Ограниченность природных ресурсов на планете Экономное потребление как проявление экологической ответственности Ограничение потребления как условие здоровья и долголетия человека Энергосбережение Пресная вода и человечество Леса и забота о них на территории Новгородской области Этот бесплатный бесценный воздух. Проблемы Новгородской области Почвы как объект охраны и улучшения. Проблемы Новгородской области Полезные ископаемые и их разработка на территории Новгородской области Рыбные ресурсы. Проблемы Новгородской области Животные Новгородской области и их охрана Особо охраняемые дикорастущие растения Деятельность человека и экология насекомых Охраняемые территории Новгородской области Цвети, наш край! | Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений) нерачительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций хартии Земли по бережному отношению к природе.
Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов на занятиях и мероприятиях Центра |
Раздел 7 Опасные ситуации в твоей жизни (7 ч) | ||
60 61 62 63 64 65 66 | Общие понятия об опасных ситуациях природного характера Опасности геологического происхождения их причины и последствия Опасности метеорологического происхождения их причины и последствия Опасности гидрологического происхождения их причины и последствия Опасности биологического происхождения их причины и последствия Социальные опасности в жизни подростка Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития подростка | Объяснять понятия опасных ситуаций природного характера Объяснять смысл принципа предосторожности, применять его в работе с информацией об опасных ситуациях природного характера Называть источники информации из которых можно узнать об опасных ситуациях природного характера Великого Новгорода и Новгородской области Выполнять инструкцию по грамотному поведению в опасных ситуациях природного и социального характера Обосновывать свое поведение с точки зрения безопасности и здоровья личности |
67 68 | Устный журнал «Мы- новгородцы, земля – наша гордость!» Праздник «Сберечь природу - наш долг!» | Участие в просветительской работе в Центре Обобщить знания и практические умения по темам за учебный год и поставить задачу на следующий |
Результаты:
личностные
-формулировать личные учебные задачи по освоению модели безопасного и экологически грамотного поведения
-анализировать личный опыт безопасного и экологически грамотного поведения, проводить самооценку
-согласовывать поведение в совместных делах, работу в группе со своими интересами
-высказывать личную точку зрения
метапредметные
-приводить примеры применения грамотного поведения для выявления опасных ситуаций природного и социального характера
-представлять модель успешного поведения в опасных ситуациях природного и социального характера
-собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете
-выступать с собственным мнением по вопросам опасных ситуаций природного и социального характера
-называть принципы и правила работы в команде
предметные
представления
-о предмете изучения окружающей среды и ее опасностей
- связи современных проблем человека с изменением природного и социального окружения
-об информации как новом экологическом факторе жизни
умения
-высказывать мнение об информации и ее источниках поведению в опасных ситуациях природного и социального характера
-обосновывать значение природы для здоровья человека
-использовать разнообразные материалы для обоснования грамотного поведения в природе и обществе
-в учебно-практических и учебно – жизненных задачах применять изученные материалы
-участие в экологическом просвещении.
Литература
Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. – М., 1997.
Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984.
Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М., 2005.
Новолодская Е.Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е.Н. Новолодская / / Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №12. – С. 3 – 9.
Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л.А. Коробейниковой. – Иваново, 1995.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения: 5 – 11 кл. / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – М.: ВАКО,2008.
Суравегина И.Т. Экология и мир; метод. пособие для учителей / И.Т. Суравегина, В.М. Енкевич: под общ. ред. И.Т. Суравегиной. – М.: Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс
Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс
Цель программы: формирование потребности обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности....
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Зеркало души»
Программа предполагает: пропаганду и усвоение лучших духовных, моральных и нравственных принципов; информационно-методическую ра...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы
Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики....
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии»
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии» (модифицированная, естественно-научной направленности)(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет. Ср...