Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Цель программы: формирование потребности обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности.
Задачи программы:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка экологической направленности | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12
__________________________________________________________________
Согласовано Утверждаю
на заседании МО Директор
«29» августа 2013 ГОБОУ ЦППРК №12
Брайтфельд В.Н.
«30» августа 2013
Программа
«Окружающая среда и ее опасности»
5 класс
Составитель:
Жданова С.В.
Учитель ГОБОУ ЦППРК №12
ВКК
Великий Новгород
2013
Пояснительная записка
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности. В 5 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных действий младших подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся сможет самостоятельно найти необходимую информацию, работать с ней и представлять на занятии, освоение экосистемной познавательной модели и ее применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях, формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества, чувственно-эмоциональный опыт общения с природными объектами, регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения ,ценности принципа предосторожности.
При разработке содержания данной программы основу составили:
- Программа "Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» Под общей редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2010 год.
- Программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Ю.А. Либеров. – М. Просвещение, 2012 год.
Цель программы: формирование потребности обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности.
Задачи программы:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
- Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
- Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Группы комплектуются из обучающихся 5 классов.
Структурно программа состоит из 5 разделов
Раздел 1 Как обнаружить опасность окружающей среды (11 ч) включает 11 тем.
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации и способы предупреждения об опасности включает 7 тем.
Раздел 3 Основы здорового образа жизни включает 7 тем.
Раздел 4 Экологически безопасный образ жизни включает 3 темы.
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи включает 5 тем.
Тематическое планирование занятий «Окружающая среда и ее опасности» (34 ч 5 класс)
№ п\п | темы, раскрывающие данный раздел программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Раздел 1 Как обнаружить опасность окружающей среды (11 ч) | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Человек, среда его обитания, безопасность человека Что такое экология? Необходимость экологического поведения для каждого человека Экологические опасности для человека в окружающем мире Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека Условия развития экологической зоркости, умения обнаруживать опасность Экологический риск как вероятность опасности Выявление экологических рисков повседневной жизни Город как среда обитания и его опасности Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища, его опасности | Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «среда обитания», «экологическая безопасность». Объяснять смысл понятия «экология», взаимосвязей живого с окружающей средой. Называть источники экологических опасностей для человека в Великом Новгороде и Новгородской области (природные и вызванные деятельностью человека). Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). |
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации и способы предупреждения об опасности. (7 ч) | ||
13 14 15 16 17 18 19 | Чрезвычайные ситуации природного характера Погодные условия и безопасность человека Безопасность на водоемах Чрезвычайные ситуации техногенного характера Роль средств массовой информации в предупреждении населения об опасности Информация об экологической опасности и правильные пути ее использования для безопасности Народная мудрость об экологической безопасности | Давать определение понятию «Чрезвычайные ситуации природного характера» Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность |
Раздел 3.Основы здорового образа жизни (7 ч) | ||
20 21 22 23 24 25 26 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни Двигательная активность и закаливание организма- необходимое условие укрепления здоровья Рациональное питание Гигиена питания Что нельзя есть подросткам Принцип «Не навреди себе» - в питании Надежные способы снижения экологического риска при опасных качествах воды | Проводить самообследование ресурсов здоровья. Уметь выбрать виды двигательной активности для себя из возможных предложений и принимать активное участие Объяснять необходимость гигиены питания, рационального питания Приводить доказательства вредности определенного питания для детского организма Называть источники информации о качествах воды, использовать доступные способы снижения экологического риска при опасных качествах воды |
Раздел 4. Экологически безопасный образ жизни (3 ч) | ||
27 28 29 | Факторы, разрушающие здоровье Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Что может заменить вредные привычки | Уметь выбрать ценностное отношение к здоровью Осознанный отказ от вредных привычек Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье Организовывать свободное время в соответствии с принципами здорового образа жизни |
Раздел 5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (5 ч) | ||
30 31 32 | Первая медицинская помощь и правила ее оказания при различных видах повреждений Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах Оказание первой медицинской помощи при отравлениях | Называть и использовать на практике правила оказания первой медицинской помощи Составлять инструкцию по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, отравлениях Осуществлять на учебно-практических задачах оказание первой медицинской помощи |
33 34 | Итоговое занятие « Мы в ответе за дела на планете» Устный журнал «Если не ты- то кто?» | Высказывать мнение по возможным опасностям окружающей среды и путях их предотвращения, описывать личный опыт экологически грамотного поведения Накапливать опыт практического участия в экологических акциях |
Результаты
- Личностные:
- осознанный выбор экологически безопасного образа жизни в жизненной практике;
- позиционировать себя как пример безопасного образа жизни;
- выражать отношение к случаям небезопасного образа жизни, вредным привычкам.
- Метапредметные:
- выделять личные затруднения при работе с информацией, формулировать учебные задачи по преодолению этих затруднений;
- находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете и т. д;
- называть признаки ложной информации и способы проверки информации на достоверность;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.
- Предметные:
Представления
- о среде обитания человека и ее опасностях;
- о принципе предосторожности;
- о способах экологически безопасного образа жизни в Великом Новгороде;
- о моделях поведения в условиях опасности, в том числе экологических.
- Умения:
- давать определения понятиям «среда обитания», «опасности среды обитания»;
- применять на практике изученные знания;
- устанавливать взаимосвязи между состоянием окружающей среды и поведением в ней, между состоянием собственного здоровья и образом жизни.
Литература
Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова. – М., 1997.
Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984.
Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М., 2005.
Новолодская Е.Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е.Н. Новолодская / / Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №12. – С. 3 – 9.
Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л.А. Коробейниковой. – Иваново, 1995.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992.
Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения: 5 – 11 кл. / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – М.: ВАКО,2008.
Суравегина И.Т. Экология и мир; метод. пособие для учителей / И.Т. Суравегина, В.М. Енкевич: под общ. ред. И.Т. Суравегиной. – М.: Новая школа, 1994.
Литература для обучающихся
Грешневиков А.Н. Экологический букварь: для сред. и ст. кл. – М.: ЭКОС-информ, 1995.
Хартия Земли – http://earhcharter/ru.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007.
Экологический атлас для школьников / под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс
Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс
В 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа напр...
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Зеркало души»
Программа предполагает: пропаганду и усвоение лучших духовных, моральных и нравственных принципов; информационно-методическую ра...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы
Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики....
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии»
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии» (модифицированная, естественно-научной направленности)(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет. Ср...