Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Жданова Светлана Вячеславовна

Цель программы: формирование потребности  обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности.

                      Задачи программы:

  1. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
  2. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях  природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
  3. Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  4. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12

__________________________________________________________________

        Согласовано        Утверждаю

        на заседании МО        Директор    

        «29» августа 2013        ГОБОУ ЦППРК №12

        Брайтфельд В.Н.

        «30» августа 2013

                             

Программа

«Окружающая среда и ее опасности»

5 класс

                                                 Составитель:

                                                 Жданова С.В.

         Учитель ГОБОУ ЦППРК №12

                                    ВКК    

        

 

                                        Великий Новгород

2013

Пояснительная записка

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни  

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности. В 5 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных действий младших подростков: расширение видов  источников информации, в которых обучающийся сможет самостоятельно найти необходимую информацию, работать с ней и представлять на занятии, освоение  экосистемной познавательной модели и ее применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях, формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества, чувственно-эмоциональный опыт общения с природными объектами, регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения ,ценности принципа предосторожности.

При разработке содержания данной  программы основу составили:

  • Программа "Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений» Под общей редакцией А. Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2010 год.
  • Программа внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Ю.А. Либеров. – М. Просвещение, 2012 год.

Цель программы: формирование потребности  обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности.

         

        Задачи программы:

  1. Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
  2. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях  природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
  3. Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
  4. Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Организация деятельности

Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Группы комплектуются из обучающихся 5 классов.

Структурно программа состоит из 5 разделов

Раздел    1      Как обнаружить опасность окружающей среды (11 ч) включает 11 тем.

Раздел 2 Чрезвычайные ситуации и способы предупреждения об опасности                         включает 7 тем.

Раздел    3 Основы здорового образа жизни  включает 7 тем.

Раздел    4  Экологически безопасный образ жизни включает 3 темы.

Раздел  5 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи включает 5 тем.

Тематическое планирование занятий «Окружающая среда и ее опасности» (34 ч   5 класс)

п\п

 темы, раскрывающие данный раздел программы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел 1 Как обнаружить опасность окружающей среды (11 ч)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Человек, среда его обитания, безопасность человека

Что такое экология? Необходимость экологического поведения для каждого человека

Экологические опасности  для человека в окружающем мире

Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни

Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека

Условия развития экологической зоркости, умения обнаруживать опасность

Экологический риск как вероятность опасности

Выявление  экологических рисков повседневной жизни

Город как среда обитания и его опасности

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища, его опасности

Называть предмет изучения науки экологии.

Давать определение понятиям «среда обитания», «экологическая безопасность».

Объяснять смысл понятия «экология», взаимосвязей живого с окружающей средой.

Называть источники экологических опасностей для человека в      Великом Новгороде и Новгородской области (природные и вызванные деятельностью человека).

Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.

Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.).


Раздел 2    Чрезвычайные ситуации и способы предупреждения об опасности.

 (7 ч)

13

14

15

16

17

18

19

Чрезвычайные ситуации природного характера

Погодные условия и безопасность человека

Безопасность на водоемах

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Роль средств массовой информации в предупреждении населения об опасности

Информация об экологической опасности и правильные пути ее использования для безопасности

Народная мудрость об экологической безопасности

Давать определение понятию «Чрезвычайные ситуации природного характера»

 Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

Описывать признаки ложной информации.

Называть способы проверки экологической информации на достоверность

Раздел 3.Основы здорового образа жизни  (7 ч)

20

21

22

23

24

25

26

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Двигательная активность и закаливание организма- необходимое условие укрепления здоровья

Рациональное питание

Гигиена питания

Что нельзя есть подросткам

Принцип «Не навреди себе» - в питании

Надежные способы снижения экологического риска при опасных качествах воды

Проводить самообследование ресурсов здоровья.

Уметь выбрать виды двигательной активности для себя из возможных предложений и принимать активное участие

Объяснять необходимость гигиены питания, рационального  питания

Приводить доказательства вредности определенного питания для детского организма

Называть источники информации о качествах воды, использовать доступные способы снижения экологического риска при опасных качествах воды

Раздел 4.   Экологически безопасный образ жизни (3 ч)

27

28

29

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Что может заменить вредные привычки

Уметь выбрать ценностное отношение к здоровью

Осознанный отказ от вредных привычек

Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье

Организовывать свободное время в соответствии с принципами здорового образа жизни

Раздел 5     Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (5 ч)

30

31

32

Первая медицинская помощь и правила ее оказания при различных видах повреждений

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях

Называть и использовать на практике правила оказания  первой медицинской помощи

Составлять инструкцию по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, отравлениях

Осуществлять на учебно-практических задачах оказание первой медицинской помощи

33

34

Итоговое занятие « Мы в ответе за дела на планете»

Устный журнал «Если не ты- то кто?»

Высказывать мнение по возможным опасностям окружающей среды и путях их предотвращения, описывать личный опыт экологически грамотного поведения

Накапливать опыт практического участия в экологических акциях

Результаты

  1. Личностные:
  • осознанный выбор экологически безопасного образа жизни в жизненной практике;
  • позиционировать себя как пример  безопасного образа жизни;
  • выражать отношение к случаям небезопасного образа жизни, вредным привычкам.
  1. Метапредметные:
  • выделять личные затруднения при работе с информацией, формулировать учебные задачи по преодолению  этих затруднений;
  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете и т. д;
  • называть признаки ложной информации и способы проверки информации на достоверность;
  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий.
  1. Предметные:

 Представления

  • о среде обитания человека и ее опасностях;
  • о принципе предосторожности;
  • о способах экологически безопасного образа жизни в Великом Новгороде;
  • о моделях поведения в условиях опасности, в том числе экологических.
  1. Умения:
  • давать определения понятиям  «среда обитания»,  «опасности среды обитания»;
  • применять на практике изученные знания;
  • устанавливать взаимосвязи между состоянием окружающей среды и поведением в  ней, между состоянием собственного здоровья и образом жизни.

Литература

Глазачев С.Н. Экологическая культура: пробное учеб. пособие / С.Н. Глазачев,               О.Н. Козлова. – М., 1997.

Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе /            А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. – М.: Просвещение, 1984.

Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.

Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание учащихся: методика. Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М., 2005.

Новолодская Е.Н. Экологический тренинг для учащихся и учителей / Е.Н. Новолодская / / Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №12. – С. 3 – 9.

Практическая экология для школьников: сборник практических деловых экологических игр: в помощь преподавателям учебных заведений / под ред. Л.А. Коробейниковой. – Иваново, 1995.

Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник /    Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992.

Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения: 5 – 11 кл. / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – М.: ВАКО,2008.

Суравегина И.Т. Экология и мир; метод. пособие для учителей / И.Т. Суравегина, В.М. Енкевич: под общ. ред. И.Т. Суравегиной. – М.: Новая школа, 1994.

Литература для обучающихся

Грешневиков А.Н. Экологический букварь: для сред. и ст. кл. – М.: ЭКОС-информ, 1995.

Хартия Земли – http://earhcharter/ru.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н.Ф. Церцек. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007.

Экологический атлас для школьников / под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс

Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной  педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс

В  6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа напр...

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Зеркало души»

Программа предполагает:       пропаганду и усвоение лучших духовных, моральных и нравственных принципов;       информационно-методическую ра...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Художественная мастерская» 7-11 классы

Рабочая программа «Художественная мастерская» призвана ознакомить с главными особенностями основных техник живописи и графики....

Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии»

Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии» (модифицированная, естественно-научной направленности)(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет. Ср...