Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «Человек» в 8 классе, профилактика вредных привычек введены занятия «Твой здоровый образ жизни», основу которой составляет программа «Экологическая культура и здоровый образ жизни» Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесниковаи др. Москва «Просвещение» 2012 год с целью заложить и воспитать основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем, программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под редакцией А.Т. Смирнова Москва «Просвещение» 2010 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка экологической направленности | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ,
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ № 12
__________________________________________________________________
Согласовано Утверждаю
на заседании МО Директор
«29» августа 2013 ГОБОУ ЦППРК №12
Брайтфельд В.Н.
«30» августа 2013
Программа
«Твой здоровый образ жизни»
7 класс
Составитель:
Жданова С.В.
Учитель ГОБОУ ЦППРК №12
ВКК
Великий Новгород
2013
Пояснительная записка
Из истинно человеческих ценностей здоровье – одна из основных. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его самочувствию. Становится понятна истина: если нет здоровья, то все остальное – бессмысленно. В настоящее время состояние здоровья детей и подростков вызывает особую озабоченность и большую тревогу. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что уже длительное время наблюдается тенденция его ухудшения у подрастающего поколения всех возрастов. По данным Баранова А.А. более 5 млн. детей России по состоянию здоровья относятся к группе риска. Физиологически зрелыми рождаются не более 12 % детей, здоровые же составляют около 10 %. Как следствие 30 % детей, которые приходят в первые классы, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Только 7,1 % выпускников образовательных учреждений можно считать относительно здоровыми. Число детей с хроническими патологиями за последние 10 лет увеличилось на 38 %. Особенно ярко нарушения в состоянии здоровья выражены у детей с ограниченными возможностями. По мнению ученых, здоровье людей зависит на 20 % от наследственности, на 20 % от окружающей среды, на 8-10 % от медицины и 50-55 % от образа жизни (Лисицын Ю.П. и др., 1986). Как известно, образ жизни не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Поэтому нельзя недооценивать период школьного обучения, когда всесторонне формируется модель поведения, которая в дальнейшем будет определять уровень жизни, ее продолжительность, самочувствие человека и отношение его к своему здоровью. Концепция модернизации российского образования, новые требования норм СанПина и закон «Об образовании в Российской Федерации» обязывают каждое образовательное учреждение создавать благоприятные условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, пропаганду среди учащихся здорового образа жизни. Данная проблема на сегодня особенно важна, значима и актуальна для современной школы. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». За последнее десятилетие создано несколько программ и методических пособий для общеобразовательных школ по валеологии. Среди них такие, как образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, программа К.Г. Зайцевой «Уроки здоровья», методическое руководство «Познай себя» М.Л. , ряд учебных пособий по валеологии, авторами которых являются Г.К. Зайцев и А.Г. Зайцев. Данные программы не рассматривают в полной мере развитие и коррекцию формирования здорового образа жизни для обучающихся с ОВЗ. Большинство детей, поступающих в Центр, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Психологи отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент наших учащихся живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но порой и представлений о здоровом образе жизни в семье. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «Человек» в 8 классе, профилактика вредных привычек введены занятия «Твой здоровый образ жизни», основу которой составляет программа «Экологическая культура и здоровый образ жизни» Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесниковаи др. Москва «Просвещение» 2012 год с целью заложить и воспитать основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем, программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классы под редакцией А.Т. Смирнова Москва «Просвещение» 2010 год.
цель программы:
- формировать у обучающихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, применяя знания и умения в согласии с законами бытия и природы.
задачи программы:
- Формировать потребностно-мотивационные основы гигиенического и психологического поведения, безопасной жизни и рациональной организации труда и отдыха, а также навыков заботиться о своем здоровье и здоровье близких им людей;
- Формировать у учащихся с ограниченными возможностями осознание происходящих в их организме физических и психических процессов и умение осознанно управлять ими;
- Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании и токсикомании;
- Обучить разумному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью учащихся;
Данная программа рассчитана на 68 занятий , 2 час в неделю.
Структура программы состоит из 7 разделов
Раздел Введение включает 4 темы.
Раздел 1 Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий
включает 8 тем
Раздел 2 Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?
включает 8 тем
Раздел 3 Экологически безопасный образ жизни включает 14 тем
Раздел 4 Я и мое здоровье включает 16 тем
Раздел 5 Я против вредных привычек
включает 10 тем
Раздел 6 Экологическая культура как ресурс здоровья включает 8 тем
Тематическое планирование занятий «Твой здоровый образ жизни»
(68 ч 7 классе)
№ п\п | темы, раскрывающие данный раздел программы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение (4 ч) | ||
1 2 3 4 | Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья | Называть личные цели изучения проблем экологии и здоровья и пути их решения. Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. Раскрывать понятие «здоровье», его биосоциальную природу, единство телесного и духовного здоровья, его связь с биологической, психической адаптацией и социализацией. Приводить примеры биологических и социальных ресурсов здоровья человека. Высказывать аргументированное суждение о здоровье Давать определение здорового образа жизни как способа сохранения и увеличения ресурсов здоровья |
Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (8 ч) | ||
5 6 7 8 9 10 11 12 | Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины Культурные традиции здорового образа жизни разных времён и народов. Их обусловленность особенностями территории проживания. Культура здоровья славян как результат адаптации многих поколений к условиям проживания. Рационы питания славян и жителей древнего Новгорода Предметы домашнего обихода, жилище жителей древнего Новгорода и их здоровье Одежда жителей древнего Новгорода и их здоровье Отношение к вредным привычкам, отражённые в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях жителей древнего Новгорода Способы природопользования древних новгородцев (выращивание урожая, охота, рыболовство, лесопользование…) | Получать информацию о культурных традициях здоровья разных времён и народов, Обосновать связь культуры здорового образа жизни народа с природными и социальными условиями его жизнедеятельности. Называть особенности здорового образа жизни древних славян и новгородцев |
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (8 ч) | ||
13 14 15 16 17 18 19 20 | Риски для здоровья Экологические риски здоровья. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность Экологические риски здоровья в городе Экологические риски здоровья в деревне Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни(мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов, предметов быта) Ресурсы здоровья Индивидуальные особенности ресурсов здоровья | Раскрывать понятие «риск», «экологический риск». Проводить самообследование ресурсов здоровья. Демонстрировать умения оценивать экологические риски в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Называть надёжные источники информации по вопросам экологии и здоровья. Получать информацию об экологических рисках в городской и сельской среде из письменных и электронных источников, проверять на достоверность |
Раздел 3. Экологически безопасный образ жизни (14 ч) | ||
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Понятие «Загрязнение окружающей среды» Виды загрязнения окружающей среды(химические) биологические, Виды загрязнения окружающей среды физические, биологические) Виды загрязнения окружающей среды (информационное) Воздействие загрязнителей на здоровье человека Природные причины загрязнения окружающей среды Антропогенные причины загрязнения окружающей среды Нормы качества окружающей среды Понятие чрезвычайная экологическая ситуация Варианты экологически безопасного поведения Мой выбор в чрезвычайной ситуации Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях Службы, организации, учреждения, к которым следует обращаться в опасных ситуациях и формы таких обращений. Чрезвычайные ситуации северо-запада РФ и Новгородской области | Раскрывать значение понятий «загрязнение окружающей среды», «чрезвычайная экологическая ситуация». Классифицировать загрязнение своей местности, выявленное в результате экологического мониторинга. Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды в регионе. Объяснять механизмы действия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека и способы защиты здоровья. С использованием художественных образов кино и литературы приводить примеры трудности нравственного выбора человека в чрезвычайных ситуациях, давать оценку такому выбору, аргументировать её на диспуте. Демонстрировать способы оказания первой помощи Уметь сделать нравственный и практический выбор в чрезвычайной ситуации Демонстрировать на практике Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях Знать телефоны, адреса служб, организаций, учреждений, к которым следует обращаться в опасных ситуациях |
Раздел 4 Я и мое здоровье (16 часов) | ||
35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 | Валеология -путь к познанию и самосохранению Возрастные особенности подростка. Валеологический анализ Здоровье и болезнь. Взаимосвязь компонентов здоровья. Валеологический анализ и самоанализ Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Инфекции и как от них защитить себя и окружающих Заболевания органов дыхания как от защитить себя и окружающих Специализация врачей. К Кому идти? Опасность лекарств как защитить себя Питание и здоровье Польза завтрака Вред газированных напитков Вред жевательной резинки Фаст- фуд и его опасности Иммунитет и здоровье Баня парит- баня правит Помогу себе сам (режим дня –успех во всем) | Раскрывать значение понятий «валеология», «валеологический анализ» Выделять возрастные особенности подростка Понимать взаимосвязь компонентов здоровья, их влияние на здоровье Раскрывать значение понятий «здоровый образ жизни», «инфекции» Знать возможности защиты от инфекций себя и окружающих Демонстрировать знание узких лечебных специалистов Понимать пользу правильного питания и влияние на здоровья Обосновывать вред разного рода питания, отказываться от употребления Демонстрировать пути поддержания иммунитета Уметь составить правильный режим дня и выполнять его |
Раздел 5 Я против вредных привычек (10 часов) | ||
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 | Вредные привычки и их влияние на здоровье Курение. Смерть без выстрела Алкоголь и его влияние на подростков Пивной алкоголизм? К чему ведут наркотики Профилактика употребления токсических веществ Спид - опасное заболевание нашего времени Что может заменить вредные привычки Спорт как защита от вредных привычек Подростковые клубы по интересам как защита от вредных привычек | Уметь выбрать ценностное отношение к здоровью Осознанный отказ от вредных привычек Самоограничение на основе экологических знаний о здоровье Организовывать свободное время в соответствии с принципами здорового образа жизни |
Раздел 6 Экологическая культура как ресурс здоровья 8 часов | ||
61 62 63 64 65 66 67 68 | Экологический календарь Фильмы экологического содержания Экологические газеты и журналы Телевизионные программы и экология Экологические движения и общества Знаменитые ученые на службе экологии Экологическое образование .Здоровье и твоя будущая профессия Как ты можешь вносить вклад в экологию | Участвовать в мероприятиях Экологический календарь Смотреть фильмы экологического содержания читать экологические газеты и журналы Знать и по возможности участвовать в экологических акциях, проектах в ГОБОУ ЦППРК №12 |
Результаты:
Личностные:
- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности
- осознание взаимосвязи всех компонентов здоровья
-положительная мотивация к развитию экологической грамотности, осознанному отказу от вредных привычек
Метапредметные:
-осознание ответственности за состояние своего здоровья и окружающих
-Находить, обрабатывать и применять тематическую информацию
-Подчиняться правилам работы в группе
-уметь вести диалог
Предметные:
-представления : о культурных традициях заботы о здоровье и качестве окружающей среды у разных народов, древних новгородцев, о надежных источниках информации по вопросам экологии и здоровья
- о видах загрязнения окружающей среды, их причинах, экологических нормах качества окружающей среды, воздействии загрязнения окружающей среды на здоровье
- раскрывать содержание основных понятий по темам
- оценивать состояние собственного здоровья и планировать и вести здоровый образ жизни
Литература
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М. 2000
- Валеологические аспекты образования./ Под ред. Э.М. Казина. – Кемерово, 2005
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-7 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПб. 1997
- Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым. – М.: Крон-Пресс. 1998
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности человека. –М. Просвещение, 2010
- Панкратьева Н.В., Попов В.Ф., Шиленко Ю.В. Здоровье – социальная ценность. – М.: Мысль. 1989
- Программа внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др.- М. Просвещение,2012 год
- Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. – М.: Физкультура и спорт.2001
- Сидоров А.П., Секреты здоровья. – М.: Физкультура и спорт. 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 5 класс
Цель программы: формирование потребности обучающихся соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые в безопасности жизнедеятельности....
Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Окружающая среда и её опасности» 6 класс
В 6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа напр...
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Зеркало души»
Программа предполагает: пропаганду и усвоение лучших духовных, моральных и нравственных принципов; информационно-методическую ра...
Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии»
Программа объединения дополнительного образования детей «В мире биологии» (модифицированная, естественно-научной направленности)(Возраст обучающихся: с 13 до 15 лет. Ср...
Занятие объединения дополнительного образования "Золотое слово" по теме "Театр -это маленькая жизнь"
Сценарий занятия, посвященный году театра в объединении дополнительного образования "Золотое слово" ( художественное чтение)...