здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание
план-конспект занятия по биологии (5 класс) по теме

Смирнова ЮлияБорисовна

Материал для работы с младшими школьниками на уроках природоведения, биологии, экскурсиях, внеурочной и кружковой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx764.17 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Молоковская СОШ имени Маршала Советского Союза героя Советского Союза Н.В. Огаркова

Экологические здоровьесберегающие технологии

Учитель биологии и химии

МОУ Молоковская СОШ

 имени Н.В.Огаркова

Смирнова Ю.Б.

П Молоково

2013 г.

2013 год объявлен в России годом экологии. Влияние человека на окружающую его природу стало настолько велико, что если не обращать на это внимание и не принимать мер, то экологические катастрофы будут случаться все чаще и чаще . Слово экология в переводе на русский язык означает дом. Дом, в котором живет и сам человек. И от того, каким будет этот дом и зависит, в первую очередь, здоровье человека. В связи с этим, одним из направлений деятельности нашей школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, научить использовать их в повседневной жизни. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с младшего возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.                                                                        

Изучив свой «дом» и его проблемы дети смогут иными глазами посмотреть на окружающий их мир. С этой целью мы разработали «Экологическую тропу», которая проложена по территории школы, которая хорошо знакома детям и которую они видят каждый день. Замечают ли они наболевшие  проблемы окружающей среды? Могут ли видеть  красоту вокруг себя. Знакомы ли им живые организмы, обитающие рядом? Этой цели и посвящена работа создания экологической тропы. Аналогичный проект возможно разработать в любом образовательном учреждении. Материалы можно использовать на уроках природоведения, окружающего мира, биологии, внеурочной деятельности, элективного курса

Скромный посёлок Молоково с небольшими домиками, с красивыми названиями улиц, с добрыми людьми. Нет шума автотранспорта и промышленных предприятий. Почти все жители знают друг друга. Украшением п.Молоково  является природа        

Край зовется Молоковом

Он в судьбе нашей живёт

Пусть простым и славным словом

Ваше сердце обожжёт

Цели экологической тропы:

создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относится к природе “далёкой и близкой”, познавать, но не разрушать её;

содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому;

пробуждение чувственного восприятия природы, как близкой нам, но неповторимой красоты, требующей защиты от последствий человеческой деятельности;

формирование экологической культуры каждого ребёнка, оздоровление и интерес познания нового в природе.

Экологическая тропа - это своеобразный «кабинет экологии» в природных условиях, где дети овладевают учебно-программным материалом и навыками экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Место, где во время движения по маршруту, в сочетании с отдыхом, идёт непринуждённое усвоение информаци Местом закладки экологической тропы стала школьная беседка у школьного пруда. Для реализации проекта «Экологическая тропа» был разработан маршрут протяжённостью 1,5 км, продолжительностью 1 час. Экскурсия была подготовлена для детей младшего звена образовательных учреждений  и учреждений дополнительного образования. Во время экскурсии планируется  10 остановок, на которых экскурсовод (учитель или старшеклассник) даёт  информацию о растениях и организует игры. Каждая остановка имеет название.  В заключении экскурсантам предлагается ответить на вопросы, связанные с экологическим воспитанием. Общее назначение тропы  прогулочно – познавательное  и пробуждение любви к природе.

Станция №1 Вводная   «Природа – наш дом»

Раздаются маршрутные листы командам,задания, объясняется цель их работы.

Станция  № 2 «Дерево жизни»

Лес – это не просто совокупность растительных и животных организмов. Лес можно сравнить с симфоническим оркестром, в котором каждое растение, животное, гриб является отдельным инструментом, исполняющим свою партию. Это значит, что каждое растение взаимодействует со средой произрастания и друг с другом, изменяясь непрерывно. Вмешательство человека может кардинально изменить состав, форму, рост и возобновление лесного массива.  Наш школьный  участок -  это берёзовая аллея, ровесница  новой школы, спортивная площадка , школьный стадион и 2 гектара земли для опытнической работы  учащихся. Он  представляет собой сообщество разных типов растений.         В чём заключается ценность этого зелёного уголка?           Он создает благоприятный климат, гасит шумы дороги, фильтрует вредные газы, взвешенные частицы тяжелых металлов, выделяемые автомобильным транспортом, поглощает углекислый газ,  выделяет кислород, фитонциды, убивающие болезнетворные микробы. Это далеко не полный перечень положительного влияния леса на посёлок  и его жителей.

Растительность теряет свою устойчивость. Она уже не может сама поддерживать своё существование в таком виде, в каком была прежде.  Нарушилась сложная система связей между отдельными растительными сообществами. Коренные естественные деревья не могут восстановиться самостоятельно, без помощи человека. Причины этого можно понять. Слишком неблагоприятной стали условия жизни для растений в посёлке. Появилось много препятствий для естественного восстановления и жизни: личный транспорт в каждой семье, массовое размножение вредителей, загрязнение мусором, и т. д.

Не спешите быстро пройти через школьный участок. Остановитесь и прислушайтесь, чтобы узнать тайны деревьев. С некоторыми  тайнами растений мы хотим вас познакомить.

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

ОТВЕТ

Берёза

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.

ОТВЕТ

Берёзы

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

ОТВЕТ

Берёза

Белые овечки бегают по свечке.

ОТВЕТ

Верба

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

ОТВЕТ

Дерево

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

ОТВЕТ

Дуб

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький росток
Будущего лета.

ОТВЕТ

Желудь

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

ОТВЕТ

Елка

Дерево высокое с острой пирамидальной кроной из семейства сосновых. Стройное, до 50 м высоты. Хвоя зелёная. Шишки ели используют в качестве лекарственного сырья, они содержат эфирное масло, смолы. Применяют шишки в виде отваров и настоев для лечения заболеваний дыхательных путей и бронхиальной астмы. Ель называют "поющее дерево", т.к. оно является отличным сырьём для целлюлозно-бумажной промышленности. Древесина служит хорошим материалом для изготовления роялей, пианино и струнных музыкальных инструментов. И, конечно же, ничто не может заменить хвойной красавицы при встречи Нового года.
Игра «Силуэты деревьев».   Найдите место в лесу, где растут несколько видов деревьев. Один ребенок изображает дерево определённого вида, остальные пытаются угадать, что это за дерево. Группа может играть, разделившись на две команды. Можно изображать животных или предоставить детям возможность самим выбрать природные предметы или существа, которые они могут изображать (но никаких машин, роботов и т.д.!!!)
- понять значение хвойных деревьев для насаждения в нашем посёлке.
На нашем пути уже встречалось хвойное растение - ель. А впереди ещё одно - сосна. Сосна - красивейшее и целебное дерево южных хвойных лесов. Тонкий знаток русской природы М.М. Пришвин писал, что сосна самое прекрасное дерево. Почему сосне отдано такое предпочтение? ( Это величавое, стройное и красивое дерево с красновато-жёлтым стволом и тёмно-зелёной хвоей). Почему сосну называют солнечным деревом?

Сосновый лес, пронизанный солнечными лучами, производит неизгладимое впечатление, светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескивающей корой). А как "цветёт" сосна и когда? (Цвести и давать семена при свободном стоянии сосна начинает с 15-30 летнего возраста. Сосна цветёт в мае-июне, семена созревают в шишках через 13 месяцев после опыления).

Сосна - прекрасное витаминное дерево. Но давно ли мы знаем о витаминах? Кто их открыл?
Рассказ. Это было давно - в 1535 г. На дикий, покрытый снегом берег Северной Америки, там, где на карте теперь обозначен Ньюфаундленд, высадился отряд моряков. Челюсти у них распухли, зубы выпали. Шатаясь от слабости, моряки выходили на берег. Это был отряд французского мореплавателя Жака Картье. Все 100 человек отряда были больны тяжёлой формой цинги, из них 37 погибли от этой страшной болезни. На берегу был воздвигнут крест. Шум голосов и стоны привлекли внимание туземцев. Окружив лагерь, в сосредоточенном молчании смотрели они на пришельцев. Один из туземцев указал морякам на растущие на берегу деревья. Это были сосны. Долго и напряжённо смотрел моряк на жесты индейца, не понимая, что тот хочет сказать. Наконец, догадка мелькнула у него в голове - отвар из сосновой хвои - вот что советует ему индеец. И запылали костры, закипела вода. Целебный напиток пошёл по рукам. Моряки пили отвар сосновой хвои и спаслись. Этот случай в дальнейшем послужил поводом для изучения витаминов. Первые мысли о значении витаминов высказал в 1880 году русский врач Лунин.
Почему это растение рекомендуют для озеленения? (Возьмите хвоинку, разотрите её в руке и понюхайте запах хвои).
Нравится ли вам этот запах? ( В хвоинках содержатся душистые масла. Пахнет смолой).
Древесина сосны ценится за её долговечность, так как она пропитана смолистыми веществами, которые предохраняют древесину от загнивания.


Практическая работа:
1. Сравните хвоинки ели и сосны по длине

2. Сравните сосны между собой:
а) примерная средняя высота, м.
б) примерный средний диаметр на высоте груди, м.
в) крона (густая, пышная, жидкая, ветви тонкие).
г) ствол (прямой, стройный, кривой, покрытый лишайниками).
д) хвоя (ярко-зеленная, иглы длинные, жёлто-зелёная).
е) корни (длинные, уходящие вглубь, идут не вглубь, а в стороны).



Сосна обыкновенная, семейство сосновые. Дерево до 40 м высоты. Хвоя по 2 в пучке, тёмно-зелёная, 4-7 см длины. Вечнозелёное дерево. Шишки в основном сосредоточены в верхнем ярусе кроны, являются хорошим диагностическим признаком при определении вида. Шишки достигают 10-20 см длины. Древесина лёгкая, смолистая, ценная. Светолюбивы, не выдерживают загазованности и задымления воздуха. Морозостойкие и жароустойчивы. Растение используется для изготовления лекарственного сырья.
1. Смола - образуется в смолянистых хода, вытекающая смола называется живицей. Применяется в технике для лаков, в медицине - для пластырей.
2. Почки сосны - применяются как дезинфицирующее, противокашлевое средство.
3. Из хвои сосны получают эфирное масло, принимаемое как противовоспалительное средство (для ингаляции при простудных заболеваниях), ванны из хвои применяют как успокаивающее средство.

Станция № 3

Растения на "службе человека и  искусства".

Игра «Определение предмета». Как только ознакомитесь с местом, где будет проводиться игра, соберите образцы листьев, цветов, семян деревьев и кустов – всего 7-10 предметов. Разбейте группу на 2 равные команды. Выстройте их лицом друг к другу в 10-ти метрах друг от друга.        Разложите собранные образцы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер (1,2,3 и т. д.). Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, образцы которых лежат на земле, затем назовите номер (чтобы внести неожиданность называйте номера не по порядку). Как только игроки услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить соперника, найти предмет. Победивший игрок приносит команде 2 очка; в случае ошибки команда теряет 2 очка.(веточка рябины, веточка бузины, лист малины, веточка сосны, веточка сирени, лист рябины, лист черёмухи, шишка сосны, шишка ели, лист клевера, лист берёзы, веточка Иван Чая  лист подорожника)

Станция №4

Пернатые друзья

Загадка: «Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом» (рябина).

Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50° С. Растет по всей России.  К почве не требовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются, начиная с 8—10 лет, ежегодно. Рябина является лакомством для наших пернатых друзей. Издревле 23 сентября было днём именин рябины, а также днем именин Петра и Павла. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими; к тому же крестьяне верили, что ягоды, собранные на Петра и Павла, служат оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. Существовало поверье, что вся нечистая сила боится солнечных лучей, а, следовательно, и красных ягод рябины, как символа солнца.  23 сентября – это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось, как большой праздник. В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой.  Крестьяне обращались к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать до следующей весны.

Игра «Ноев ковчег»

Детям раздаются карточки с названием животного. Каждое животное написано на двух карточках.

Каждый ребенок, прочитав животное, должен «превратиться» в него, но никому не говорить, кто он.   По сигналу все должны изображать то животное, которое было на карточке (издавать звуки, изображать позы), стремясь к привлечению вторых половинок. Игра кончается тем, что все находят друг друга.

Станция № 5  Съедобное - не съедобное

Загадка:

Я расту в округе смело

И бывает даже так -

Я вцепляюсь озверело

В коз, овец и злых собак (лопух).

Кто любит кушать морковь, петрушку, повидло?

И то, и другое, и третье вам дадут корни лопуха. Это растение вы часто встречаете в парке.  Отваришь корни – получишь заменитель овощей, вываришь, как следует – будешь кушать повидло, высушишь корни - будет про запас мука, поджаришь корешки – будет из чего сварить кофе.

Игра  «Слепая гусеница»

Группе предлагается пройти маршрут «вслепую». Всем завязываются глаза, зрячей остается только «Голова гусеницы», один участник, которого выбирает группа. «Голова» может знаками передавать группе сведения о встречаемых ею препятствиях, но не произносит ни слова.       Группа может договориться о системе знаков, которые будет подавать «голова».    Участникам надеваются повязки на глаза, и они отправляются в путешествие. Маршрут длиной до 100 м должен проходить так, чтобы дети преодолевали спуск и подъем, можно провести их под нависающим деревом или перейти через неширокий ручей. От организаторов требуется особое внимание, чтобы не было травм.

                                 Цели и задачи:

- научить распознавать различные виды кустарников;
- понять значение их для населённого пункта.
                                     Сирень.
Что это за кустарник? (сиринга, а по-русски - сирень).
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нём … (сирень).
                                      Легенда.
Это имя носила гордая и красивая наяда. Возвращаясь однажды с гор, её увидел Пан - бог лесов и рощ. Взглянув на Пана, прекрасная нимфа в ужасе обратилась в бегство. Вид бога был не из приятных: вместо ног - козлиные копыта, на голове - рога и длинная борода. Пан догнал нимфу и уже хотел обнять Сирингу, но в руках у него остались лишь стебли тростника. С тех пор Сиринга верно служит искусству, т.к. Пан сделал из стебля дудочку.
Сирень довольно высокий раскидистый кустарник.
А какие листья у сирени?  Чем интересны соцветия? Когда цветёт сирень?
Какого цвета могут быть цветы? (белого, красного, бордового, голубого и сиреневого). Какой высоты может быть куст? (Есть высокие, а есть и самые маленькие - высотой 110см. Это - сирень бархатистая, а цветёт она в мае и цветы лиливо-розового цвета). А вы знаете, что много художников изображали сирень. (Так на полотнах известных русских художников: М. Врубеля, П. Кончаловского, В. Борисова-Мусатова, И. Левитана, Б. Кустодиева изображена сирень. Великолепные картины П.П. Кончаловского "Сирень", "Сирень в плетёнке, "Сирень у окна". А Сергей Васильевич Рахманинов написал на стихи Е. Бекетовой романс "Сирень", ставший очень популярным.

Шиповник

А какой кустарник встречается повсеместно в нашем районе? (шиповник).

Загадка.
                                         
У розовой шляпки
Лапки - цапки…


Ребята, а что вы знаете о шиповнике? Чем он отличается от сирени?
Это дерево или кустарник? (У кустарников нет главного ствола).
Шиповник - колючий кустарник. А как образовались колючки? (это выросты кожицы). Почему шиповник называют дикой розой? А почему около него много насекомых? (Он хороший медонос). Что является плодами шиповника? (орешки). Почему плоды шиповника применяются в медицине? (Он богат витаминами). Какой кустарник соседствует с сосной? (шиповник)
Чем интересен кустарник? (колючий кустарник). Нет главного ствола. Высота достигает 0,5-2 м. Как образовались колючки на шиповнике? (это выросты кожицы). А почему шиповник называют дикой розой? (Внешне шиповник напоминает садовую розу. И это не случайно, так как он является диким родичем культивируемой красавицы). Почему кустарник привлекает к себе насекомых и птиц? (Он хороший медонос и привлекает к себе много насекомых. Цветки крупные, одиночные. Цветут в мае - июне, розового цвета, напоминающий банты. Лепестки источают нежный аромат. Они содержат розовое масло, которое считается хорошим сырьём для парфюмерной промышленности и ценным лекарственным средством).
А чем интересны плоды? (плоды шиповника орешки).
                                            Рассказ. 
Опытные путешественники не упускают случая попробовать изысканный напиток, приготовленный из лепестков шиповника. Хорош отвар из листьев, где содержится аскорбиновая кислота и другие полезные вещества. Больше всего ценятся плоды шиповника. Созревают они в сентябре и держатся на ветках после опадения листьев до самой зимы. Плоды шиповника называют кубышкой витаминов, считаются рекордсменом растительного мира по содержанию витамина С.

Станция  №6
   
«Зелёная аптека».

Давайте медленно пройдёмся по лугу
И "здравствуй" скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица.
И бодрое лицо им показать.


В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу.

Какие из придорожных растений с целебными свойствами мы часто встречаем? Подорожник, одуванчик, пастушью сумку, птичью гречишку или спорыш.
                                Подорожник большой.
Почему так назвали это растение? (Постоянно произрастает у дорог, научное название состоит из двух слов: "ступня", "следовать", т.е. растение постоянно сопутствует человеку - перевод с латинского).
Рассказ. Индейцы называют это растение "следом белого человека". Они заметили, что по мере продвижения европейцев в их стране - Америке - эти растения постоянно шли за ними следом.
Чем интересны цветы подорожника? (Все цветы собраны в густой колос).
Какие листья у растения? (Листья в прикорневой розетке, длинно-черенковые, имеют несколько толстых сосудистоволокнистых пучков).


                                       Одуванчик.
А что это за растение? (самое распространённое травянистое растение парка).

И хорошо знакомы строки: 
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт - нарядится 
В беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.


Где расположены жёлтые корзинки цветка? (На конце полого, безлистного стебля "стрелки". Все цветки язычковые, с волосистым хохолком).
Чем отличаются листья одуванчика от подорожника? (У одуванчика листья в прикорневой розетке зубчатые или перисто-надрезные).
Когда цветёт это растение? (Цветёт весной в мае и осенью. Открываются цветы очень рано в 6 утра. К 3 часам дня складываются в плотный бутон, и "спят" до утра. В июне созревают мелкие гранёные семена, снабжённые хохолками - парашютиками).
Сколько же одно растение за год производит семян? (до 3000).
Почему одуванчик может расти на сухих и утоптанных местах? (Он обладает большим корнем, глубоко идущим вглубь и достигающим водоносных слоёв. Весь одуванчик содержит в себе белый млечный сок. Отчасти этот сок служит ему защитой от поедания улитками. Млечный сок очень горький, но полезный). Почему одуванчик считают лекарственным растение? (Снимает усталость, отвар из корней и листьев одуванчика применяется при болезни почек. Из корней одуванчика делают кофе. Одуванчик культивируется в западной Европе как салатное и овощное растение. Перед употреблением нежные молодые листья одуванчика кладут на 30 минут в солёную воду, вынимают, измельчают и едят в виде салата. Зелень одуванчика считается превосходным источником железа и кальция. Листья одуванчика содержат больше фосфора, чем все обычные листовые овощи и отличаются высоким содержанием протеина).
                         Пастушья сумка, сумочник.
Почему так назвали это растение? (за форму плодов).
Плод - стручочек обратно-треугольной формы.
Чем интересны цветы? (мелкие и белого цвета).
Посмотрите расположение листьев, что есть общего с одуванчиком? (Нижние листья в розетке. Все листья расположены таким образом, что дождевая вода стекает к корню. Листья могут употребляться в пищу).
Растение содержит аскорбиновую кислоту. При каких болезнях можно употреблять это растение? (как кровоостанавливающее средство).
                              Спорыш.
Птичья гречишка или горец птичий или трава-мурава.
Чем отличается это растение от двух других? (У него длинный ветвистый стебел, мелкие тёмно-зелёные плотные листья. Цветёт в июле зеленовато-белыми цветами. Плод - трёхгранные орешки).
                               Легенда.
Жил-был в поле спорыш и решил он освоить другие места, пойти в горы, отшельничать. Вышел он с поля, а на встречу ему старая колдунья и говорит - зря, ты, спорыш ушёл. В горах скалы, ветер, мороз. Пропадёшь ты там. Ступай лучше к людям, в долины! Послушался спорыш колдунью и вернулся. Стал добрым спутником человека?
А как вы думаете, почему? (Спорыш - хороший корм скоту. Отвар этого растения останавливает кровотечение, лечит туберкулёз, заживляет раны, изгоняет камни из почек.

                                  Станция № 7
                             
 "Крылатые соседи".

А на этой остановке экологической тропы, что находится? Чьи это гнёзда?
Какие птицы живут в нашем школьном парке? Что дали птицы человечеству?
· Мечту полёта, зримое ощущение свободы и радости жизни. · Краски, песни, движение и вдохновение. · Победу над силой тяжести. · Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникнуть.
Какую пользу приносят птицы? (Пара воробьёв за один день ловит не менее 2 тысяч насекомых, семья скворцов уничтожает 5 тысяч майских жуков и их
личинок). Чем интересны такие птицы как серые вороны? (Это крупная серая птица с чёрной головой, крыльями и хвостом.  Гнездо строит из веточек, которые собирает повсюду). Какая птица является близким родственником вороны? (Грач). Чем грач отличается от вороны? (Полностью чёрный клюв, более тонкий, чем у вороны. Гнездятся колониями на деревьях. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны).
Каких птиц называют верными спутниками и помощниками человека? (Полевой воробей). Почему её так называют? (Полевой воробей ловит массу насекомых, но осенью стаи воробьёв могут наносить довольно значительный ущерб садам и виноградникам). В 50-х годах в Китае была проведена массовая компания по истреблению воробьёв. На следующий год урожай был практически уничтожен насекомыми.  Какой звук издаёт птица? (чириканье). А как передвигаются по земле? (прыжками). Какую птицу называют вестником весны? (скворец).
Для чего скворцы срывают листья у томата (помидора)? (для дезинфекции жилища). Какую пользу приносит скворец? А какой голос у скворца? (грубоватый, но песня довольно красивая состоит из скрипов, свистов и т.д.).
А какую птицу называют символом добра, счастья, надежды, весны? (ласточка). Чем ласточка отличается от других птиц? (хвост с косицами).
А как гнездятся ласточки? (на зданиях, над крышами).
А из чего делают они свои гнёзда? (из глины смешанной с травой).
А чем питаются и где? (высоко в небе).
Мы с вами узнали немного о птицах нашего края. А теперь постарайтесь определить, какие гнёзда вы видите на здании школы, на деревьях, а точнее каких птиц?

Станция  № 8 «Антропогенная»

Наша школа богата не только талантливыми учениками, внимательными учителями, школа имеет два гектара земли. Клумбы, грядки, фруктовый сад. На данной  станции ребята узнают, что растет у нас на клумбах. Практикум заключается в организации ухода за цветами: полив, прополка, даются советы по уходу за растениями. Прекрасное рядом, создано твоими руками.

Станция № 9 «Мир воды»

На школьной территории имеется небольшой водоём……в нём так много загадок!

ПОЛЯНА – ИСТОЧНИК

В центре тропы расположена беседка с прудом. Здесь путников ожидает отдых.  Можно и отдохнуть, можно и сфотографироваться. На поляне встречаются реликтовые растения: фиалка, осока лесная, папоротник орляк. Здесь также растут: кислица, волосенец, тимофеевка луговая, полевица, майник. Есть такое растение, которое одним из первых появляется на гарях и лесных вырубках. В нашем школьном участке в большом количестве  оно выросло в том месте, где когда-то были строения по берегу пруда. Оно является хорошим медоносом. Из стеблей этого растения после обработки вьют верёвки, делают ткани. Вы, конечно, догадались – это кипрей, или иван-чай (так его называют в народе); он снабдит вас для обеда всем необходимым. Молодые корневища сладкие, их можно есть в сыром и варёном виде. Из молодых листьев и побегов готовят супы и салаты. Из высушенных корней делают муку, из которой выпекают лепёшки. Из листьев готовят чай. Из семян иван-чая можно получить масло (кстати,  ничуть не меньше, чем из семян подсолнечника).

Игра «воронья охота».

  Детям выдаются «охотничьи» списки, в котором написано, что необходимо найти, следуя по тропе и принести на место остановки. Во время выполнения задания детям  потребуется проявить творчество и внимание. «Охотничьи» списки через пару минут возвращаются руководителям.

«Охотничий» лист: 1. Пёрышко.    2. Семечко растения, принесённое ветром.   3. 30 штук чего-нибудь. 4. Колючка.     5. Шишка.      6. Три предмета, относящихся к мусору.   7. Что-нибудь бесполезное.    8. Опавший лист.    9. Что-нибудь белое.   10.  Хвоинки сосны и кедра. 11. Что-нибудь мягкое.  12. Что-нибудь острое. 13. Что-нибудь важное для природы. 14. Большая улыбка. 

Станция  №10«Ай – ай- ай!»

Посмотрим вокруг, а все ли в порядке? Спрашиваем  детей, что из этого мусора может послужить пищей для животных, что может сгнить в почве, а какой мусор не разрушается и не поедается живыми организмами. Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем детям посмотреть, что стало с разным мусором в почве. Показываем контейнер , в котором находится различный мусор (пищевые отходы, природный мусор, пластик, резина, металл, и др).Что –то не попало и разнеслось ветром, что может быть?  Кроме того, в почве находятся почвенные животные. Дети рассматривают почву, делают выводы о том, что поедается в почве живыми существами, а что нет. Какой мусор опасен для природы, так как он никем не перерабатывается. Что можно закопать в землю, а что необходимо увести с собой в город, так как это мусор долго будет загрязнять природу? Я хочу проверить ваши знания".

игра "Какой мусор опасен для природы".

 Объясняем правила: "Я буду называть разные предметы, и если они не опасны для природы вы хлопает в ладоши. А если в природе эти предметы никто не будет поедать - мусор опасен, поэтому вы топает ногами".

"Конечно, хорошо, если мы приехали отдыхать на машине, тогда мешки с мусором можно положить в багажник. А если люди пришли в лес пешком и дальше пойдут в поход, придется им таскать мусор с собой. Не лучше ли прежде, чем идти на природу, подумать, и взять с собой только те вещи и продукты, которые не будут загрязнять природу. Давайте, ребята, подойдем к столу и подумаем, какие вещи из тех, мы положим в рюкзак и возьмем с собой, а какие оставим дома

Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет; консервная банка - более 30, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло - более 1000 лет.


Вот мы с вами и прошли по экологической тропе. Что вы запомнили?
Какая остановка вам больше всего понравилась? И почему?
Что ещё вы хотели бы увидеть на нашей тропе?


Хотим закончить такими словами:
«Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!» (Е. Евтушенко)

Наше путешествие по школьному участку подошло к концу, и мы надеемся, вы здесь открыли что-то новое для себя и необычное. А теперь попробуйте ответить на несколько вопросов.

  1. Что вы научились понимать в мире природы?
  2. Как человек влияет на природу?
  3. Как нужно правильно вести себя в природе?

Что вы можете сделать сами, чтобы сохранить наш  школьный участок?
Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек.
Благодарим вас за то, что вы не рвали цветов, не жгли костров и не разоряли птичьих гнёзд.
"Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы!

Экскурсии по тропе проводились в летнем лагере на пришкольном участке   в июне - июле  для учеников 1 – 5 классов. Как вы видите, дети с удовольствием изучают то, что им хорошо «знакомо».

Здоровый образ жизни не занимает пока главное место среди ценностей человека, но если мы научим детей с раннего возраста ценить и беречь окружающую его природу, то можно надеяться, что это поколение будет здорово не только личностно, но и физически.                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании учащихся в условиях модернизации регионального образования

В рамках работы рассматривается актуальная проблема современного времени по сохранению здоровья учащихся. Описываются комфортные условия для занятий физкультурой, рассматриваются особенности организац...

Урок "Электрические явления" с элементами здоровьесберегающей технологии и экологической направленностью.

Закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике и обеспечить прим...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников"...

" Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".

Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников призваны цели и задачи образовательной области "Физическая культура". Увеличение двиг...

статья "Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании дошкольников".

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства; в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее ...

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях борьбы дзюдо и самбо.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей на занятиях ДЗЮДО Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической ...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУЛарина Т.Ю.Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. АбаканМуниципальное бюджетн...