Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Целью этой программы является — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.
Задачи:
- раскрытие биосоциальной природы человека;
- определение места человека в природе, топографии органов;
- раскрытие предмета и метода анатомии, физиологии и гигиены;
- ознакомление с разноуровневой организацией организма;
-рассматривание клеточного строения, ткани;
- рассматривание основных систем органов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_8_klass_-_pasechnik.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
г. Домодедово
Утверждаю:
Директор
МАОУ Константиновская СОШ
_____________ Гыбина М.Ю.
«____»____________2013 г.
Рабочая программа по биологии
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна
учитель биологии второй категории
2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, и авторской программы В.В. Пасечника (М. Просвещение – 2009г.), взятой без изменений и обеспечивается учебником «Биология» для 8 класса, авторы: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Щвецова, М: Изд-во «Просвещение», 2012 г., имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В 8 классе по учебному плану отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Целью этой программы является — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.
Задачи:
- раскрытие биосоциальной природы человека;
- определение места человека в природе, топографии органов;
- раскрытие предмета и метода анатомии, физиологии и гигиены;
- ознакомление с разноуровневой организацией организма;
-рассматривание клеточного строения, ткани;
- рассматривание основных систем органов.
Программа, учебный материал, изложенный в УМК, календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 8 класса
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и основные процессы жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функций тканей, органов, систем органов, их нервно-гуморальную регуляцию, черты сходства и различия в строении и функциях систем органов человека и млекопитающих;
- особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением и социальным образом жизни;
- внутреннюю среду организма, иммунитет, терморегуляцию, обмен веществ и рациональное питание;
- приёмы искусственного дыхания, оказания первой помощи при различных травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях;
- причины и приёмы выявления плоскостопия и нарушения осанки;
- развитие человеческого организма;
- влияние физической нагрузки на организм;
- факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- расположение основных органов в организме человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на таблицах органы и системы органов;
- находить связь между строением и функциями органов;
- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, гигиены;
- объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя и наркотиков;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить сообщения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний; профилактики заболеваний опорно-двигательной системы; оказания первой помощи при травмах, угарным газом и при спасении утопающего.
Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение лабораторных практических работ по главам: «Человек как биологический вид», « Общий обзор организма человека», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение», «Дыхание», «Питание», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение продуктов обмена», «Покровы тела человека», «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности », «Органы чувств. Анализаторы», « Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность», «Размножение и развитие человека», «Человек и окружающая среда»; контрольных работ по главам: «Человек как биологический вид», « Общий обзор организма человека», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение», «Дыхание», «Питание», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение продуктов обмена», «Покровы тела человека», «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности », «Органы чувств. Анализаторы», « Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность», «Размножение и развитие человека», «Человек и окружающая среда».
Содержание программы
8 класс (68 часов)
Биология
Введение. Человек как биологический вид (3 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Глава 1. Общий обзор организма человека (3 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Глава 2. Опора и движение (7 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Глава 5. Дыхание (4 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Глав 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (2 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Глава 14. Человек и окружающая среда (4 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 «А» класса
(68 часов – 2 часа в неделю)
I четверть - 18 часов
Лабораторная работа – 3
Практическая работа – 3
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 1 час
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректиро-ванные сроки |
Введение. Человек как биологический вид. | |||
1 | Науки о человеке и их методы. | 02.09-07.09 | |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | 02.09-07.09 | |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение знаний по теме: «Введение. Человек как биологический вид». | 09.09-14.09 | |
Глава 1. Общий обзор организма человека. | |||
4 | Строение организма человека. Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». | 09.09-14.09 | |
5 | Строение организма человека. | 16.09-21.09 | |
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение знаний по теме: «Общий обзор организма человека». | 16.09-21.09 | |
Глава 2. Опорно-двигательная система | |||
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение микроскопического строения кости». | 23.09-28.09 | |
8 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | 23.09-28.09 | |
9 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. | 30.09-05.10 | |
10 | Строение и функции скелетных мышц. | 30.09-05.10 | |
11 | Работа мышц и её регуляция. Практическая работа № 1 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц». Практическая работа № 2 по теме: «Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц». | 07.10-12.10 | |
12 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Практическая работа № 3 по теме: « Выявление плоскостопия». | 07.10-12.10 | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опора и движение». | 14.10-19.10 | |
Глава 3. Внутренняя среда организма. | |||
14 | Состав внутренней среды организма и её функции. | 14.10-19.10 | |
15 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | 21.10-26.10 | |
16 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа № 3 по теме: «Микроскопическое строение крови». | 21.10-26.10 | |
17 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Обобщение знаний по теме: «Внутренняя среда организма». | 28.10-02.11 | |
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение. | |||
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 28.10-02.11 |
II четверть - 14 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа –5
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректиро-ванные сроки |
19 | Сосудистая система. Лимфообращение. Практическая работа № 4 по теме: Измерение кровяного давления». Практическая работа № 5 по теме: « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 11.11-16.11 | |
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. | 11.11-16.11 | |
21 | Контрольная работа № 2 по теме: « Внутренняя среда человека. Кровообращение и лимфообращение». | 18.11-23.11 | |
Глава 5. Дыхание. | |||
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 18.11-23.11 | |
23 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Практическая работа № 6 по теме: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 25.11-30.11 | |
24 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Практическая работа № 7 по теме: « Определение частоты дыхания». | 25.11-30.11 | |
25 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Обобщение знаний по теме: «Дыхание». | 02.12-07.12 | |
Глава 6. Питание. | |||
26 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 02.12-07.12 | |
27 | Пищеварение в ротовой полости глотка и пищевод. Практическая работа № 8 по теме: « Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | 09.12-14.12 | |
28 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 09.12-14.12 | |
29 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 16.12-21.12 | |
30 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 16.12-21.12 | |
31 | Контрольная работа № 3 по теме: «Дыхание. Питание». | 23.12-28.12 | |
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии. | |||
32 | Пластический и энергетический обмен. | 23.12-28.12 |
III четверть – 20 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа – 7
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректи-рованные сроки |
33 | Ферменты и их роль в организме человека. | 13.01-18.01 | |
34 | Витамины и их роль в организме человека. | 13.01-18.01 | |
35 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Обобщение знаний по теме: « Обмен веществ и превращение энергии». | 20.01-25.01 | |
Глава 8. Выделение продуктов обмена. | |||
36 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 20.01-25.01 | |
37 | Заболевания органов мочевыделения. Обобщение по теме: « Выделение продуктов обмена». | 27.01-01.02 | |
Глава 9. Покровы тела человека. | |||
38 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Практическая работа № 9 по теме: « Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». Практическая работа № 10 по теме: «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки». | 27.01-01.02 | |
39 | Болезни и травмы кожи. | 03.02-08.02 | |
40 | Гигиена кожных покровов. | 03.02-08.02 | |
41 | Контрольная работа № 4 по теме: « Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека». | 10.02-15.02 | |
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | |||
42 | Железы внутренней секреции и их функции. | 10.02-15.02 | |
43 | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 17.02-22.02 | |
44 | Строение нервной системы и её значение. | 17.02-22.02 | |
45 | Спинной мозг. | 24.02-01.03 | |
46 | Головной мозг. Практическая работа № 11 по теме: « Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга». | 24.02-01.03 | |
47 | Вегетативная нервная система. Практическая работа № 12 по теме: « Штриховое раздражение кожи». | 03.03-08.03 | |
48 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | 03.03-08.03 | |
49 | Контрольная работа № 5: по теме: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». | 10.03-15.03 | |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. | |||
50 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Практическая работа №13 по теме: « Изучение строения зрительного анализатора». | 10.03-15.03 | |
51 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Практическая работа №14 по теме: «Изучение изменения размеров зрачка». | 17.03-21.03 | |
52 | Слуховой анализатор. Практическая работа № 15 по теме: « Изучение строения слухового анализатора». | 17.03-21.03 |
IV четверть 16 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа – 0
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректирова-нные сроки |
53 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 31.03-05.04 | |
54 | Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. Обобщение знаний по теме: Органы чувств. Анализаторы». | 31.03-05.04 | |
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | |||
55 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 07.04-12.04 | |
56 | Память и обучение. | 07.04-12.04 | |
57 | Врождённое и приобретённое поведение. | 14.04-19.04 | |
58 | Сон и бодрствование. | 14.04-19.04 | |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 21.04-26.04 | |
60 | Контрольная работа № 6 по теме: «Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». | 21.04-26.04 | |
Глава 13. Размножение и развитие человека. | |||
61 | Особенности размножения человека. | 28.04-03.05 | |
62 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 28.04-03.05 | |
63 | Беременность. Роды. | 05.05-10.05 | |
64 | Рост и развитие ребёнка после рождения. Обобщение знаний по теме: «Размножение и развитие человека». | 05.05-10.05 | |
Глава 14. Человек и окружающая среда. | |||
65 | Социальная и природная среда человека. | 12.05-17.05 | |
66 | Окружающая среда и здоровье человека. | 12.05-17.05 | |
67 | Контрольная работа № 7 по теме: « Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда». | 19.05-24.05 | |
68 | Повторение, обобщение по курсу «Биология». | 19.05-24.05 | |
Итого- 68 часов Экскурсия – 0 Лабораторная работа – 3 Практическая работа – 15 Контрольная работа – 7 часов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 «Б» класса
(68 часов – 2 часа в неделю)
I четверть - 18 часов
Лабораторная работа – 3
Практическая работа – 3
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 1 час
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректиро-ванные сроки |
Введение. Человек как биологический вид. | |||
1 | Науки о человеке и их методы. | 02.09-07.09 | |
2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | 02.09-07.09 | |
3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение знаний по теме: «Введение. Человек как биологический вид». | 09.09-14.09 | |
Глава 1. Общий обзор организма человека. | |||
4 | Строение организма человека. Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». | 09.09-14.09 | |
5 | Строение организма человека. | 16.09-21.09 | |
6 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение знаний по теме: «Общий обзор организма человека». | 16.09-21.09 | |
Глава 2. Опорно-двигательная система | |||
7 | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение микроскопического строения кости». | 23.09-28.09 | |
8 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | 23.09-28.09 | |
9 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. | 30.09-05.10 | |
10 | Строение и функции скелетных мышц. | 30.09-05.10 | |
11 | Работа мышц и её регуляция. Практическая работа № 1 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц». Практическая работа № 2 по теме: «Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц». | 07.10-12.10 | |
12 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. Практическая работа № 3 по теме: « Выявление плоскостопия». | 07.10-12.10 | |
13 | Контрольная работа № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опора и движение». | 14.10-19.10 | |
Глава 3. Внутренняя среда организма. | |||
14 | Состав внутренней среды организма и её функции. | 14.10-19.10 | |
15 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | 21.10-26.10 | |
16 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Лабораторная работа № 3 по теме: «Микроскопическое строение крови». | 21.10-26.10 | |
17 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Обобщение знаний по теме: «Внутренняя среда организма». | 28.10-02.11 | |
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение. | |||
18 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | 28.10-02.11 |
II четверть - 14 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа –5
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректиро-ванные сроки |
19 | Сосудистая система. Лимфообращение. Практическая работа № 4 по теме: Измерение кровяного давления». Практическая работа № 5 по теме: « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 11.11-16.11 | |
20 | Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. | 11.11-16.11 | |
21 | Контрольная работа № 2 по теме: « Внутренняя среда человека. Кровообращение и лимфообращение». | 18.11-23.11 | |
Глава 5. Дыхание. | |||
22 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. | 18.11-23.11 | |
23 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Практическая работа № 6 по теме: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | 25.11-30.11 | |
24 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Практическая работа № 7 по теме: « Определение частоты дыхания». | 25.11-30.11 | |
25 | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Обобщение знаний по теме: «Дыхание». | 02.12-07.12 | |
Глава 6. Питание. | |||
26 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | 02.12-07.12 | |
27 | Пищеварение в ротовой полости глотка и пищевод. Практическая работа № 8 по теме: « Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | 09.12-14.12 | |
28 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 09.12-14.12 | |
29 | Всасывание питательных веществ в кровь. | 16.12-21.12 | |
30 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. | 16.12-21.12 | |
31 | Контрольная работа № 3 по теме: «Дыхание. Питание». | 23.12-28.12 | |
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии. | |||
32 | Пластический и энергетический обмен. | 23.12-28.12 |
III четверть – 20 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа – 7
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректи-рованные сроки |
33 | Ферменты и их роль в организме человека. | 13.01-18.01 | |
34 | Витамины и их роль в организме человека. | 13.01-18.01 | |
35 | Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Обобщение знаний по теме: « Обмен веществ и превращение энергии». | 20.01-25.01 | |
Глава 8. Выделение продуктов обмена. | |||
36 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | 20.01-25.01 | |
37 | Заболевания органов мочевыделения. Обобщение по теме: « Выделение продуктов обмена». | 27.01-01.02 | |
Глава 9. Покровы тела человека. | |||
38 | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Практическая работа № 9 по теме: « Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти». Практическая работа № 10 по теме: «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки». | 27.01-01.02 | |
39 | Болезни и травмы кожи. | 03.02-08.02 | |
40 | Гигиена кожных покровов. | 03.02-08.02 | |
41 | Контрольная работа № 4 по теме: « Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека». | 10.02-15.02 | |
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. | |||
42 | Железы внутренней секреции и их функции. | 10.02-15.02 | |
43 | Работа эндокринной системы и её нарушения. | 17.02-22.02 | |
44 | Строение нервной системы и её значение. | 17.02-22.02 | |
45 | Спинной мозг. | 24.02-01.03 | |
46 | Головной мозг. Практическая работа № 11 по теме: « Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга». | 24.02-01.03 | |
47 | Вегетативная нервная система. Практическая работа № 12 по теме: « Штриховое раздражение кожи». | 03.03-08.03 | |
48 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение. | 03.03-08.03 | |
49 | Контрольная работа № 5: по теме: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». | 10.03-15.03 | |
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы. | |||
50 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Практическая работа №13 по теме: « Изучение строения зрительного анализатора». | 10.03-15.03 | |
51 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Практическая работа №14 по теме: «Изучение изменения размеров зрачка». | 17.03-21.03 | |
52 | Слуховой анализатор. Практическая работа № 15 по теме: « Изучение строения слухового анализатора». | 17.03-21.03 |
IV четверть 16 часов
Лабораторная работа – 0
Практическая работа – 0
Экскурсия – 0
Контрольная работа – 2 часа
№ урока | Тема урока | Сроки | Скорректирова-нные сроки |
53 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | 31.03-05.04 | |
54 | Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. Обобщение знаний по теме: Органы чувств. Анализаторы». | 31.03-05.04 | |
Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. | |||
55 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | 07.04-12.04 | |
56 | Память и обучение. | 07.04-12.04 | |
57 | Врождённое и приобретённое поведение. | 14.04-19.04 | |
58 | Сон и бодрствование. | 14.04-19.04 | |
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | 21.04-26.04 | |
60 | Контрольная работа № 6 по теме: «Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». | 21.04-26.04 | |
Глава 13. Размножение и развитие человека. | |||
61 | Особенности размножения человека. | 28.04-03.05 | |
62 | Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | 28.04-03.05 | |
63 | Беременность. Роды. | 05.05-10.05 | |
64 | Рост и развитие ребёнка после рождения. Обобщение знаний по теме: «Размножение и развитие человека». | 05.05-10.05 | |
Глава 14. Человек и окружающая среда. | |||
65 | Социальная и природная среда человека. | 12.05-17.05 | |
66 | Окружающая среда и здоровье человека. | 12.05-17.05 | |
67 | Контрольная работа № 7 по теме: « Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда». | 19.05-24.05 | |
68 | Повторение, обобщение по курсу «Биология». | 19.05-24.05 | |
Итого- 68 часов Экскурсия – 0 Лабораторная работа – 3 Практическая работа – 15 Контрольная работа – 7 часов |
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Учебник «Биология» для 8 класса, авторы: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов. М: Изд-во «Просвещение», 2012 г.
- Рабочая тетрадь по биологии. 8 класс. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Изд: Просвещение, 2011 г.
- Биология 6 - 9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. – М.: Дрофа, 2009.
- Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, 6-9 классы, М., «Глобус», 2008 г.
- Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Сост. М.В. Высоцкая, Волгоград, «Учитель»
- З.В. Борзова, А.М. Дагаев Дидактические материалы по биологии. Методическое пособие.
- Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 6-11 классы. Л.М. Кудинова
- Гигиена и здоровье. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Пособие для учащихся.
- Занимательная физиология. Б. Сергеев
Мультимедийная поддержка курса
1. Образовательный комплекс (электронное учебное пособие). Биология: Человек. 8 класс- Дрофа, 2007 г.
2. Видеокассеты: Анатомия и физиология человека. 8 класс – 3 части
3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс ( электронное учебное пособие).
Оборудование кабинета
Используемое учебное и лабораторное оборудование, имеющееся в кабинете биологии (смотри паспорт кабинета) и рекомендовано министерством образования РФ.
Согласовано
протокол заседания методического
объединения учителей естественнонаучного цикла
№ 1 от «_____»______________2013 года
Согласовано
зам. директора по УВР
_________________Семенова Н.В.
«______»_____________2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...