урок по биологии "Воздушное питание.Фотосинтез"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок по УМК Н.И. Сонина по теме "Питание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок биологии | 89.57 КБ |
презентация к уроку "Воздушное питание.Фотосинтез" | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
20.11.13года.
Конспект урока биологии для 6 класса по теме
« Дыхание растений. Фотосинтез»
Т.В.Головнина ,учитель биологии МКОУ «Новобурковская сош»
УМК «Биология.6 класс» Н.И. Сонина.
Образовательная цель:
- Раскрыть особенности воздушного питания растений;
- показать планетарное и эволюционное значение процесса фотосинтеза.
Задачи урока: - углублять и расширять представления о питании растений;
- рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса;
- показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;
- прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету;
- подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
- обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?» (словесная формула Цицерона), элементы эвристической беседы.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация по теме « Воздушное питание. Фотосинтез», аудиозапись басни И.А.Крылова «Листы и корни»,видеофильм «Значение фотосинтеза», биологические задачи.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
- что фотосинтез – воздушное питание;
- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
- условия необходимые для протекания фотосинтеза;
- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза имеет огромное значение для эволции.
Структура урока:
1.Терминологический диктант
2.Актуализация знаний
3.Осмысление полученных знаний
4.Закрепление
5.рефлексия
6.Итоги урока.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.
Биологический диктант.
Клетка-
Питание-это..
Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?
Органические вещества
Неорганические вещества
Какие вещества растение получает из почвы? (азот, калий, фосфор)
Чем живое отличается от неживого?
Учитель: Все вы ,наверное, слышали следующие поговорки
- Волка ноги кормят;
- Сытый голодному не товарищ;
- Голод не тетка.
Учитель: Слышали? Что они означают? (Ответы учащихся)
Значит, какой признак живого мы начнем сегодня изучать? (Питание)
И тема нашего урока будет……
(Записываем тему урока в тетради).
Учитель: Вот вы сказали, что из почвы растение получает неорганические вещества и на прошлом уроке мы познакомились с почвенным питанием, где главный орган –корень. Но растению нужны и органические вещества. А откуда они их берут? (ответы учащихся)
Итак, наша тема сегодня «Воздушное питание. Фотосинтез»
Что мы нового должны сегодня узнать? Какие задачи стоят перед нами?
Ответы учащихся.
Учитель: Иван Андреевич Крылов любил сочинять басни. Говорят, одну басню он сочинил ,когда неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Сюда не доносился шум большого города, стояла тишина, а ветерок, тянувший с Невы, был свеж и располагал к сочинительству. Дойдя до конца аллеи, Иван Андреевич остановился перед высокой липой. Взглянул на черный ствол, поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подивился множеству листьев. Подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен….» Постоял минуту-другую, загадочно смотря ввысь, и вдруг произнес вслух: «А что, если….» В тот же вечер Крылов сочинил басню «Листы и корни».(Давайте прослушаем басню.)2.10
Учитель: О чем говорится в басне? (ответы учащихся)
Учитель: Верно. В ней говорится о том, как возгордились листья, считая себя самыми важными частями дерева. И как корни напомнили зазнайкам, что именно от них, от корней, зависит жизнь дерева, потому что они питают его. А от листьев никакой пользы нет.
Проблемный вопрос: А как вы думаете, что важнее корни или листы?
Учитель: На это вопрос мы постараемся ответить в конце урока, после того как выясним значение и роль листьев в жизни растений.
Учитель: Да, природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного? Какое значение имеет корень, мы знаем. А какое значение имеет лист для растения? Ученые 400 лет изучают процессы в нем происходящие, но до сих пор не все понятно. Листья называли по-разному: «дети солнца», «покорившие солнце», «утеха взора». Люди пытались понять, почему листья тянутся к солнцу, а когда их обрывали, растение погибало.
За счет чего живет человек?- за счет потребляемой пищи.
То есть все организмы по типу питания подразделяются - на автотрофы и гетеротрофы.
А как растение получает органические вещества? (ответы учащихся)
Учитель: Это ваши предположения, а теперь давайте поработаем с учебником.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 58. Прочитайте 3 абзац параграфа 10.
Рассмотрите рисунок на стр. 59
Учитель: Давайте ответим на следующие вопросы:
1.- Что является органом воздушного питания? (зеленые листья)
2. Как углекислый газ воздуха попадает в лист? (через устьице)
3. Что такое хлорофилл? (зеленый пигмент хлоропласта)
4. Какую роль выполняет хлорофилл? (улавливает солнечную энергию)
5.Что происходит с водой, углекислым газом и солнечной энергией в зеленых хлоропластах листа?
( из простых неорганических веществ образуются органические)
6. Как называется данный процесс? (фотосинтез)
Учитель: Молодцы, теперь перед вами слайд, на котором изображен процесс фотосинтеза. Давайте попробуем дать определение процесса фотосинтеза и запишем его в тетрадь.
Ответы учащихся:
Учитель: Фотосинтез-это процесс, протекающий в зеленых листьях растений на свету, при котором углекислого газа и воды образуется органические вещества и кислород (от греч. «фото»- свет, «синтез»-образование)-запись в тетрадь.
Учитель: Но запомните, ребята, фотосинтез может протекать не только в листьях, но и в других частях растения, имеющих зеленую окраску т.е. содержащих хлорофилл.
Учитель: Итак, мы выяснили, что основной орган, принимающий участие в воздушном питании- лист.
Рассмотрим его строение и функции подробно и составим схему.
Вспомним, какие ткани образуют этот орган-(механическая, проводящая, основная, покровная)
Учитель: Но в фотосинтезе непосредственное участие принимают клетки основной ткани, так называемые столбчатые. Почему? Потому что особенность строения этих клеток в том, что среди их клеточных структур есть особый органоид Какой? -хлоропласт. И вещество , которое входит в его состав -пигмент- хлорофилл.
Учитель: какие еще клетки, отмечены в листе(рис.в учебнике)
Учитель: Значит, наша схема воздушного питания, как будет выглядеть? Кто пойдет к доске и изобразит схему? (выход ученика)
Тип питания воздушное (фотосинтез)
Орган лист
Ткань основная
Клетки столбчатые
Структуры хлоропласты
вещества органические
Учитель: По схеме составим рассказ о процессе воздушного питания.
Учитель: А сейчас немного отдохнем. У нас физминутка.
Вопрос: Можем ли мы сказать, что листья - это уникальные лаборатории?
(ответы учащихся)
Учитель: Да, наверное, можем. Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей планете. Благодаря ему существует все живое на Земле. Сахар и крахмал – образуются ГДЕ? - в листьях.
Учитель: А как можем мы с вами проверить и обнаружить в листьях крахмал?(ответы учащихся)
Учитель: Верно. С помощью раствора йода. Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Выходит ученик и выполняет небольшой опыт ( пипетка и йод на столе) салфетка..
Учитель: Что должно произойти с раствором йода? Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?(вспомним картофель)
Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?
Какие изменения произошли? ( посмотреть под микроскопом)
Ученик: Никаких.
Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ? (ответы учащихся)
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.
Вопросы классу:
-Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофиллом)
- Где в клетке содержится хлорофилл? ( в хлоропластах)
Учитель: Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
Ученица 6 класса Волегова Ксения заранее получили задание провести эксперимент дома.
Результаты эксперимента Ксения сейчас нам представит, ее фотографии на слайде.
(Демонстрация презентации)
Рассказ Ксении: Для этого я взяла растение герани и поставила комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев, затем растение я достала из шкафа и поместила на свет на несколько часов ,потом сорвала лист растения и поместила сначала в горячую воду ( при этом разрушилась покровная и основная ткань листа), лист стал мягким, после этого я поместила его в кипящий спирт.( При этом лист обесцветился , а спирт стал ярко зелёным от хлорофилла) . Потом обработала слабым раствором йода- и вот мой результат.
При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
Учитель: Органические вещества , которые вырабатываются в процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение , тем больше органических веществ оно будет образовывать
Учитель: Итак, что нужно чтобы фотосинтез проходил? (ответы учащихся)
-место протекания -хлоропласты столбчатой ткани листа
-условия протекания - солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл
-результат процесса - образование органических веществ из неорганических, путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света.
Учитель: Наступило время ответить на наш вопрос, который прозвучал в начале урока:
Что важнее корни или листы? (ответы учащихся)
Учитель: Мы так много говорили о воздушном питании, что можем ответить на следующий вопрос- Каково значение процесса фотосинтеза для эволюции? (ответы учащихся)
А теперь посмотрим небольшой видеофрагмент «Значение фотосинтеза» и сравним наши ответы, правильно ли мы с вами ответили на вопрос о значении процесса фотосинтеза.
(просмотр видеофрагмента)
Учитель: А теперь с помощью биологических задач, попробуем разобраться в том, насколько хорошо была изучена тема урока и смогли ли мы достичь поставленных задач.
Закрепление:
Биологические задачи:
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2.. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма? Исправьте ошибки.
«Здравствуйте, юные биолухи! Пишет вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.»
Учитель: Теперь обменяйтесь и проверьте своих товарищей. Все ли ошибки они нашли.
Рефлексия. Составление синквейна
Домашнее задание: учебник
На выбор: составить план рассказа
составить 5 вопросов
Написать сочинение от имени листа «Какой я важный?»
Приложение:
1.. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма? Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биолухи! Пишет вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Волка ноги кормят Сытый голодному не товарищ Голод не тетка Тема урока: питание. Воздушное Фотосинтез. Задачи урока: расширять представления о воздушном питании растений; узнать об условиях необходимых для фотосинтеза знать значение фотосинтеза в природе и жизни человека
И.А.Крылов «Листы и корни» * Зефир - легкий, теплый ветер. * Примолвить - сказать, прибавить к тому, что уже сказано. Вопрос: А как вы думаете, что важнее корни или листы?
За счет чего живет человек? Какую пищу потребляет растение и как оно это делает? Работа с учебником: с.58,рассмотреть рисунок на с.59 Вопросы: 1.Что является органом воздушного питания ? 2.Как углекислый газ попадает в лист? 3.Что такое хлорофилл 4.Какую роль выполняет хлорофилл? 5.Что происходит с водой, углекислым газом и солнечной энергией в зеленых хлоропластах листьев? 6.Как называется этот процесс?
свет хлорофилл вода углекислый газ органические вещества кислород Используя схему дайте определение процесса фотосинтеза
Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование). Тип питания воздушное (фотосинтез) Орган лист Ткань основная Клетки столбчатые Структуры хлоропласты вещества органические
Физминутка
Листья –уникальные лаборатории? ДА. В листьях образуются органические вещества : сахар и крахмал . Вопрос: А можем мы с вами проверить и обнаружить , в листьях крахмал?
Демонстрация опыта: Вывод: в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.
Итак, что нужно чтобы фотосинтез проходил: - место протекания -хлоропласты столбчатой ткани листа -условия протекания- солнечная энергия, углекислый газ, вода, хлорофилл -результат процесса -образование органических веществ из неорганических, путем сложных химических превращений с использованием энергии солнечного света. Вопрос: Каково эволюционное значение процесса фотосинтеза?( просмотр фильма) Что важнее листы или корни?
Биологические задачи: № 1. Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? № 2 Прочитайте и исправьте ошибки, допущенные автором: «Здравствуйте, юные биолухи ! Пишет вам Алеша Перепуткин . Я великий знаток процесса фотосинтеза. А вы ,знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листах, только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.»
Рефлексия: составление синквейна по теме «Воздушное питание. Фотосинтез»
Домашнее задание: учебник с.58,воп. 1-5 На выбор: -составить план рассказа -с оставить 5 вопросов -написать сочинение от имени листа «Какой я важный»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Почвенное и воздушное питание(фотосинтез).Космическая роль зелёных растений
Комбинированный урок(изучение нового материала и первичного закрепления знаний)...