Почвенное и воздушное питание(фотосинтез).Космическая роль зелёных растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Комбинированный урок(изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pitanie_rasteniy.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез). Космическая роль зелёных растений.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: сформировать представления об особенностях питания растений

 

Задачи:

образовательная: изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание, выявить условия протекания фотосинтеза, показать космическое значение этого процесса;

развивающая: развивать  умение устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее полученные знания для получения новых знаний, логически мыслить и работать в группе;

воспитательная: формировать  научное мировоззрение, бережное отношение к природе.

Оборудование:  мультимедийный комплекс, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал для работы

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный метод              (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами, иллюстрациями, модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Содержание урока:

           

                                                         

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов

Создание проблемной ситуации

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся (актуализация знаний, создание проблемной ситуации).

Фронтальная работа с классом по вопросам:

Кто такие живые организмы и какими свойствами они обладают?

Каких организмов называют растениями? В чем их особенности?

Благодаря чему растения успешно развиваются и неограниченно растут?

Какие условия необходимы для деления и роста клеток растения?

Индивидуальная работа по заданиям дидактических карточек:

  • Что такое питание и какое значение имеет этот процесс?
  • Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

Постановка проблемного вопроса. Демонстрирует видеофрагмент и предлагает учащимся определить главное условие успешной жизнедеятельности организма растения.

Осуществляет проверку работы учащихся по дидактическим карточкам.

Что мы будем изучать сегодня на уроке? Как сформулировать его тему?

Фронтальная работа с классом. Предлагает вопросы для учащихся на повторение:

В каких питательных веществах нуждаются растения?

Откуда растения получают эти вещества?

Какие органы растений обеспечивают поступление данных веществ  в организм растения? Почему?

Какие особенности строения они имеют?

Какие способы питания имеют растения?

Учитель предлагает высказать предположения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.

Отвечают на вопросы, предложенные учителем и слушают мнение одноклассников

Индивидуальная самостоятельная работа по карточке (2ученика)

Просмотр видео его обсуждение.

Вывод: для нормальной жизнедеятельности организмам необходимо питание

Слушают ответы одноклассников

Формулируют тему урока «Почвенное и воздушное питание растений» и ставят учебные задачи: изучить особенности  питания растений

Записывают тему урока в тетрадь

Устная работа с учителем

Учащихся обсуждают особенности строения корня и листа в связи с выполняемыми функциями. формулируют о способах питания растений.

Вывод: растения автотрофы,  органические вещества образуются в их  клетках из неорганических, проникающих из среды  через клеточную мембрану.

Выдвигают гипотезу: у растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Познавательные:

общеучебные: построение речевого высказывания;

логические: анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Принятие учебных целей и условий их достижения

Как проверить наши предположения?

С чего начнём нашу работу?

Устная работа с учителем

Предлагают изучить  способы питания растений при помощи текста учебника.

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Первичное закрепление

изученного материала

Организует работу учащихся с учебником п.13-14, заполнение ими опорной схемы в  тетради по образцу, предложенному на доске учителем (индивидуальная и парная работа)

С какого способа питания нам следует начать? Почему вы так думаете?

1.Почвенное питание растений

Что такое почвенное питание? Как его иначе называют?

Какие клетки корня его осуществляют и где они располагаются?

Какие вещества поглощает корень из почвы?

Как эти вещества попадают в клетки стебля и листьев? Составьте последовательность этапов их перемещения из почвы в побег.

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

Предлагает продолжить работу и сравнить почвенное питание растений с воздушным.

2.Воздушное питание растений

Беседа с учащимися.

Ребята, у воздушного питания есть второе название, но оно зашифровано в наборе слов:  солнце, хлоропласты, растение, синтез, органические вещества, неорганические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений? Внимательно посмотрите на этот термин и постарайтесь определить сущность названного так процесса. Какие главные части в нём можно выделить? (фото- свет и синтез – образование)

А точнее?

Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?

Организует работу учащихся с учебником

П.14, с.78-79

Что такое воздушное питание? Как его иначе называют?

Где происходит фотосинтез (орган, ткань, клеточный органоид)?

Какое вещество, придающее растению зелёную окраску,  входит в состав хлоропластов?

Какие вещества  и как поглощает лист из воздуха?

Какие продукты образуются в результате фотосинтеза и что с ними происходит?

Каковы главные условия фотосинтеза?

Почему лист называют «специализированным органом» фотосинтеза?

Организует фронтальную проверку содержания записей в тетради, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Вывод: воздушное питание растений связано с образованием органических веществ из неорганических при помощи энергии света. 

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний

Предлагает заполнить пропуски в схеме «Питание растений», предложенной в учебной презентации. Организует работу в парах

Организует фронтальную проверку, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Организует работу  в  парах  и решение биологических задач,  предложенных в учебной презентации.

1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?

2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

Организует фронтальную проверку, корректирует ответы учащихся с помощью учебного модуля.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

Устная работа с учителем

В рабочей тетради записывают

1.Почвенное питание растений

работают с материалом учебника п.13 с.74-75  по вопросам, предложенным учителем, заполняют схему

Обсуждение ответов учащихся:

с помощью корневых волосков в зоне всасывания корня растение поглощает из почвы необходимые ему минеральные вещества (корневое, минеральное); с помощью корневых волосков растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, серы и воду; из почвы в корневой волосок, кора корня, клетки древесины, зона проведения корня, затем через проводящие ткани стебля ко всем органам растения, а по лубу в корень поступают органические вещества.

В рабочей тетради записывают

2.Воздушное питание растений

Устная работа с учителем

Ответ учащихся: фотосинтез.

Образование из простых веществ сложных на свету

Неорганические вещества (углекислый газ, вода) поступают в зелёные листья растений, где на свету из них образуются органические вещества

Обсуждение ответов учащихся:

процесс фотосинтеза осуществляется в клетках основной ткани (столбчатые или палисадные) мякоти листа, имеющих особые органоиды – хлоропласты с хлорофиллом;

из углекислого газа, попадающего в лист через устьица,  и  воды на свету в хлоропластах с использованием энергии солнечного света образуется сахар и кислород;

сахара по ситовидным трубкам луба доставляются ко всем частям растения и превращаются в другие органические вещества, а кислород через устьица выводится в атмосферу;

главные условия фотосинтеза: свет, вода, углекислый газ, хлорофилл;

плоская форма, тонкая пластинка, устьица и многочисленные хлоропласты

помогают осуществлять фотосинтез

Устная работа с учителем

Обсуждают задание в парах, работают с тетрадями

Тип питания – почвенное, воздушное                  

Органы – корень, лист                                        

Ткань – всасывающая, основная                            

Клетки - корневые волоски, столбчатые                      

                                                                 

Обсуждение в парах.

Формулируют выводы:

Внести удобрения минеральные и органические

В солнечный день в растении интенсивнее происходит процесс фотосинтеза, в результате чего в плодах накапливается больше сахара- глюкозы.

Познавательные (смысловое чтение, извлечение информации, определение основной информации, умение структурировать знания, способность передавать содержание текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания)

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (умение структурировать знания, выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (преодоление препятствий, коррекция высказываний)

Коммуникативные (умение слушать других людей)

Личностные (высказывают свое мнение и позицию)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке,  и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.

1.Сегодня на уроке я узнал (-а) …

2.Мне было интересно узнать …

3.Для меня самым трудным сегодня было …

4.Я сегодня понял (-а-), что …

Выполнение тестового задания

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся на уроке, комментирует оценки.

Предлагает учащимся домашнее задание:

П.13-14

Перечисляют новую для себя информацию. Осуществляют самоанализ деятельности.

Осуществляют самоконтроль и самопроверку, затем обмениваются тетрадями в парах и осуществляют проверку работ друг друга по коду, предложенному учителем.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, определение  степени овладения новыми знаниями, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

Личностные (высказывают свое мнение)

Приложение 1

Тест на тему: «Воздушное и почвенное питание растений».  

Выбрать правильный ответ

1. Какое вещество образуется в процессе фотосинтез:

а) органическое вещество          б) вода            в) углекислый газ      г) азот

2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез:

а) в ядре            б) в хлоропластах             в) в вакуолях      г) в рибосомах

3. Наличие какого газа в атмосфере необходимо для фотосинтеза:

 а) азота           б) углекислого газа           в) кислорода     г) воды

4. В процессе фотосинтеза происходит:

 а) поглощение кислорода    б) выделение кислорода    в) выделение азота         а) поглощение азота    

5. Фотосинтез по-другому называют:

а) водным питанием       б) воздушным питание              в) почвенным питанием

6. Какая зона корня обеспечивает поглощение воды растением:

а) зона проведения            б) зона деления           в) зона роста   г) зона всасывания  

7. Что получают растения из почвы:

а) органические вещества       б) углеводы          в) воду             г) воду и минеральные соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Определение роли зеленых растений пришкольного участка"

цель работы: изучить роль зеленых растений в очистке воздуха.работа расчитана для учащихся 7-9 классов...

Презентация.."Роль комнатных растений в жизни человека"

В  данной  презентации  рассказывается  роль   комнатных  растений  в  жизни  людей,  а  также  их  влияние  на  здоровье....

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....

Слайд презентация "Роль зелёных насаждений"

Роль зеленых насаждений для жизни горожан...