Поурочное планирование по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
примерное прланирование уроков по биологии 8 класса по программе Понамаревой (2 часа в нгеделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 62.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Масловская средняя общеобразовательная школа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Биология.
Класс 8 .
Профиль: базовый.
Всего часов на изучение программы - 68.
Количество часов в неделю - 2.
Учитель: Егорова Лариса Сергеевна.
2013 - 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш, Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи раздела:
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий;
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
лабораторных работ | практических работ | демонстраций | |||
1 | Введение. Организм человека. Общий обзор | 6 | 1 | 1 | 1 |
2 | Опорно-двигательная система | 8 | 2 | 3 | 2 |
3 | Кровь и кровообращение | 9 | 1 | 3 | 2 |
4 | Дыхательная система | 5 | 2 | 2 | 2 |
5 | Пищеварительная система | 7 | 1 | 2 | 1 |
6 | Обмен веществ и энергии. Витамины | 3 | 1 | ||
7 | Мочевыделительная система | 2 | |||
8 | Кожа | 3 | 1 | 1 | |
9 | Эндокринная система | 2 | 1 | ||
10 | Нервная система | 6 | 2 | 2 | |
11 | Органы чувств. Анализаторы | 5 | 3 | 3 | |
12 | Поведение и психика | 7 | 3 | 4 | |
13 | Индивидуальное развитие человека | 5 | 1 |
Основное содержание программы
Введение.
Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.
1. Общий обзор организма человека.
части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.
2. Опорно-двигательная система.
Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.
3. Кровь и кровообращение.
Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.
4. Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.
5. Пищеварение.
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.
6. Обмен веществ и энергии.
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.
7. Выделение.
Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа и теплорегуляция.
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.
9. Нервная система.
Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.
10. Органы чувств и анализаторы.
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
11. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система.
Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.
12. Индивидуальное развитие организма.
Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
13. Поведение и психика.
Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.
Перечень контрольных работ
Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система»
Контрольная работа №2 «Кровь и кровообращение»
Контрольная работа №3 «Дыхание»
Контрольная работа №4 «Пищеварение»
Контрольная работа №5 «Обмен веществ. Выделение. Кожа»
Контрольная работа № 6 «Эндокринная и нервная системы»
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.
2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практически е выходы.
3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.
4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, 6рганный, системный, организменный и поведенческий уровни.
5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.
6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.
7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.
8. Индивидуальное развитие организма.
уметь
1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.
2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.
3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.
4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.
5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).
6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.
7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.
8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.
9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.
10. Использовать знание систематики, индивидуально развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.
Нормы оценок
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Поурочное планирование курса биологии 8 класс (68 часов)
№ п/п дата | Дата | Тема урока | Основные понятия | Домашнее задание | |
план | факт | ||||
Тема 1. Введение. Организм человека. Общий обзор (6 часов) | |||||
1/1 | Введение. Биологические и социальные факторы в становлении человека | биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда, человек разумный | с. 3-5 | ||
2/2 | Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена | анатомия, физиология, гигиена, методы исследования: опыт, рентген, УЗИ, моделирование, лабораторный анализ | § 1 | ||
3/3 | Строение организма человека | части тела, области тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела, млекопитающие, высшие приматы | § 2 | ||
4/4 | Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность | клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, комплекс Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены; неорганические и органические вещества, АТФ, ферменты; рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки | § 3 | ||
5/5 | Ткани животных и человека. Лаб. раб. № 1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей | ткань, эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткани, мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество | § 4 | ||
6/6 | Уровни организации организма. Органы и системы органов. Пр. раб. Получение мигательного рефлекса и его торможение | орган, система органов, уровни организации организма, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, гормон, нервная и гуморальная регуляция | § 5, пр. раб. с. 29 | ||
Тема 2. Опорно-двигательная система (8 часов) | |||||
1/7 | Значение костно-мышечной системы. Лаб. раб. № 2, 3. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани | скелет, кость, хрящ, связка, компактное и губчатое вещество, надкостница, соединения костей, сустав, костный мозг, опорно-двигательная система | § 6 | ||
2/8 | Обзор скелета головы и туловища | отделы черепа: мозговой и лицевой; позвонок, позвоночный канал; отделы позвоночника, грудная клетка, ребра, грудина, крестец, копчик | § 7 | ||
3/9 | Скелет поясов и свободных конечностей. Пр. раб. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти | плечевой пояс, кости руки и кисти, тазовый пояс, кости ноги | § 8, пр. раб. | ||
4/10 | Первая помощь при травмах скелета и мышц | травмы: перелом, вывих, растяжение связок, первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом | § 9 | ||
5/11 | Типы мышц, их строение и значение | гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы, дыхательные мышцы, диафрагма, сократимость, сухожилия | § 10 | ||
6/ 12 | Динамическая и статическая работа мышц. Пр. раб. Утомление при статической и динамической работе | сила мышцы, мышцы - антагонисты и синергисты, статическая и динамическая работа, работоспособность, утомление | § 11. пр. раб. | ||
7/13 | Нарушение правильной осанки. Пр. раб. Определение нарушений осанки и плоскостопия | осанка, нарушения осанки: прямая спина, сколиоз, сутулость, свод стопы, плоскостопие, корректирующая гимнастика | § 12, пр. раб. | ||
8/14 | Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Контрольная работа «Опорно-двигательная система. | гиподинамия, тренировочный эффект, статические и динамические упражнения, допинг | § 13 | ||
Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов) | |||||
1/15 | Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа, их круговорот. Лаб. раб. № 4. Сравнение крови человека с кровью лягушки | внутренняя среда организма, гомеостаз, кровь, лимфа, тканевая жидкость, плазма крови, форменные элементы крови, фагоцитоз, свертывание крови, гемоглобин, фибриноген, фибрин | § 14 | ||
2/16 | Иммунитет | иммунитет: клеточный, гуморальный, активный и пассивный, естественный и искусственный, видовой, наследственный, приобретенный, иммунная реакция, предупредительная прививка, вакцина, лечебная сыворотка, иммунная система | § 15 | ||
3/17 | Тканевая совместимость и переливание крови | группы крови, резус-фактор, биологическая совместимость тканей, донор, реципиент | § 16 | ||
4/18 | Сердце и сосуды – органы кровообращения | сердце: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны, кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры, кровообращение, большой и малый круги кровообращения, сердечный цикл | § 17 | ||
5/19 | Малый и большой круги кровообращения. Пр. раб. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. | круги кровообращения, лимфа, лимфатические сосуды и узлы | § 17, 18 | ||
6/20 | Движение крови по сосудам. Пр. раб. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа | артериальное кровяное давление: систолическое и диастолическое, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса | § 19, пр. раб. | ||
7/21 | Регуляция работы сердца и сосудов. Пр. раб. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба | автоматизм, симпатический и блуждающий нервы, гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин, функциональная проба, дозированная нагрузка, тренировочный эффект | § 20, 21, пр. раб. | ||
8/22 | Первая помощь при кровотечениях | кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное, жгут, закрутка, давящая повязка | § 22 | ||
9/23 | Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение» | кровь, кровообращение, сердце, кровеносные сосуды | |||
Тема 4. Дыхательная система (5 часов) | |||||
1/24 | Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой | дыхание, дыхательные пути, носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, альвеолы | § 23 | ||
2/25 | Легкие. Обмен газов в легких и тканях. Лаб. раб. № 5,6. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса | легкие, плевра, плевральная полость, диффузия, газообмен тканевой и легочный, гемоглобин | § 24, лаб. раб. | ||
3/26 | Дыхательные движения. Пр. раб. Измерение обхвата грудной клетки | дыхательные движения. межреберные мышцы, эмфизема легких, дыхательный центр | § 25, 26, пр. раб. | ||
4/27 | Болезни органов дыхания, их предупреждение. Пр. раб. Определение запыленности воздуха в зимних условиях. | жизненная емкость легких, грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, закаливание, никотин | § 27, пр. раб. § 28 | ||
5/28 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Контрольная работа по теме «Дыхание» | утопление, удушение, заваливание землей, отек гортани, электротравма, обморок, клиническая и биологическая смерть, реанимация, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца | |||
Тема 5. Пищеварительная система (7 часов) | |||||
1/29 | Значение пищи и ее состав | органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, питательные вещества, пищевые продукты | § 29 | ||
2/30 | Органы пищеварения | глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, нёбо, нёбный язычок, пищеварительный канал, зубы: резцы, клыки, коренные, молочные и постоянные зубы, кариес | § 30, 31 | ||
3/31 | Пищеварение в ротовой полости. Пр. раб. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. | ротовая полость, слюнная железа, слюна, ферменты, глотание, язык | § 32, пр. раб. | ||
4/32 | Пищеварение в желудке. Лаб. раб. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки | желудок, желудочный сок, брюшина, ферменты | § 32 | ||
5/33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | тонкий и толстый кишечник, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, кишечный сок, желчь, всасывание, аппендикс | § 33 | ||
6/34 | Регуляция пищеварения. Пр. раб. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка | условные и безусловные рефлексы, гуморальная регуляция | § 34, 35 | ||
7/35 | Питание и здоровье. Контрольная работа по теме «Пищеварение» | режим питания, желудочно-кишечные заболевания, пищевые отравления | |||
Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. | |||||
1/36 | Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме | обмен веществ, пластический и энергетический обмен, стадии обмена веществ: подготовительная, клеточная, заключительная | § 36 | ||
2/37 | Определение норм питания. Пр. раб. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки | нормы питания, основной и общий обмен, энергозатраты, энергоемкость пищи, суточный рацион | § 37, пр. раб. | ||
3/38 | Значение витаминов | витамины, гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, рахит, цинга, бери-бери, «куриная слепота» | § 38 | ||
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа) | |||||
1/39 | Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме | выделение, почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка, нефрон: капсула,, каналец, капиллярный клубочек, первичная и вторичная моча, мочеточники, мочевой пузырь | § 39 | ||
2/40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | гигиена питья, водное отравление, обезвоживание организма, жесткость воды | § 40 | ||
Тема 8. Кожа (3 часа) | |||||
1/41 | Значение и строение кожных покровов. Пр. раб. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки | кожа, эпидермис, дерма, гиподерма, кожные рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти, загар | § 41 | ||
2/42 | Нарушение кожных покровов и их причины. Роль кожи в терморегуляции | термический и химический ожог, обморожение, стригущий лишай, чесотка | § 42, 43 | ||
3/43 | Контрольная работа по теме « Обмен веществ. Выделение. Кожа» | терморегуляция, теплообразование и теплоотдача, закаливание, солнечный и тепловой удар |
| ||
Тема 9. Эндокринная система (2 часа) | |||||
1/44 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | железы внешней, внутренней и смешанной секреции, секреты, гормоны, эндокринная система: гипофиз, эпифиз, щитовидная, поджелудочная половые, железы, надпочечники | § 44 | ||
2/45 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | гормон роста, гипофизарные гиганты и лилипуты. кретинизм, базедова болезнь, слизистый отек, инсулин, сахарный диабет, адреналин, норадреналин | § 45 | ||
Тема 10. Нервная система (6 часов) | |||||
1/46 | Значение нервной системы, ее части и отделы. Пр. раб. Выяснение действия прямых и обратных связей | центральная и периферическая нервная система, спинной и головной мозг, нервные центры, нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга, прямые и обратные связи, соматический и вегетативный отделы | § 46, пр. раб. | ||
2/47 | Функция автономного (вегетативного) отдела. Пр. раб. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи | соматический и вегетативный отделы нервной системы, симпатическая и парасимпатическая нервная система, солнечное сплетение, блуждающий нерв | § 47, пр. раб. | ||
3/48 | Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем | нейрогуморальная регуляция, гипоталамус, нейрогормоны | § 48 | ||
4/49 | Строение и функции спинного мозга | спинной мозг, серое и белое вещество, центральный канал, паралич | § 49 | ||
5/50 | Отделы головного мозга, их строение и функции | головной мозг, серое и белое вещество, продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний мозг, мозжечок, большие полушария, кора больших полушарий, мост, борозды и извилины, ядра мозга, доли и зоны коры | § 50 | ||
1/51 | Контрольная работа по теме «Эндокринная и нервная системы» | ||||
Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов) | |||||
2/52 | Функции органов чувств и анализаторов | анализатор: рецептор, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий, иллюзии, органы чувств, ощущения, восприятие | § 51 | ||
3/53 | Орган зрения. Пр. раб. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна | зрительный анализатор, глаз, брови, веки, ресницы, оболочки глаза: белочная, сосудистая, радужная, сетчатка, роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое и слепое пятно, зрительный нерв | § 52, пр. раб. | ||
4/54 | Заболевания и повреждения глаз, профилактика | дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза | § 53 | ||
5/55 | Орган слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Пр. раб. Определение выносливости вестибулярного аппарата | слуховой анализатор, наружное, среднее и внутренне ухо, слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка, слуховые косточки, слуховая труба, улитка, вестибулярный аппарат, зоны коры больших полушарий | § 54, пр. раб. | ||
6/56 | Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Пр. раб. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек | осязание, обоняние, вкус, тактильные рецепторы, обонятельные и вкусовые клетки, вкусовые сосочки, послевкусие | § 55, пр. раб. | ||
Тема 12. Поведение и психика (7 часов) | |||||
1/57 | Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения | врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление, приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, условное торможение | § 56, 57 | ||
2/58 | Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова. Пр. раб. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки | возбуждение, торможение: центральное, условное, безусловное, внешнее. внутреннее, уровневая регуляция работы мозга, доминанта, взаимная индукция | § 58 | ||
3/59 | Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна сновидения | биологические ритмы, сон: быстрый и медленный, сновидения, электроэнцефалограф, бессонница, летаргический сон | § 59 | ||
4/60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Пр. раб. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие | ВНД, подсознание, речевые центры, языковая среда, речь, ощущение, восприятие, воображение, мышление, память: кратковременная, долговременная, логическая, механическая, зрительная, слуховая, моторная | § 60 | ||
5/61 | Воля, эмоции, внимание. Пр. раб. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания | воля, этапы волевого акта, внушаемость, негативизм, эмоции, эмоциональные реакции, состояния, отношения, внимание; произвольное, непроизвольное | § 61 | ||
6/62 | Изменение работоспособности, борьба с утомлением | работоспособность, стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение, активный и пассивный отдых, режим дня | § 62 | ||
7/63 | Обобщение знаний по теме «Поведение и психика» | ВНД, рефлекс, формы поведения, возбуждение, торможение, сон, речь, мышление, гигиена умственного труда, режим дня | |||
Тема 13. Индивидуальное развитие человека (5 часов) | |||||
1/64 | Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу | яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение, женская и мужская половая система | § 63 | ||
2/65 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | наследственные и врожденные заболевания, венерические болезни: гонорея, сифилис, ВИЧ, СПИД | § 64 | ||
3/66 | Внутриутробное развитие. Развитие организма после рождения | рост и развитие, календарный, биологический и социальный возраст, оплодотворение, зародыш, плод, плацента, беременность, эмбриональное и постэмбриональное развитие, закон Геккеля - Мюллера | § 65 | ||
4/67 | Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека | наркогенные вещества: никотин, алкоголь, наркотики, токсины, абстиненция, рак легких, гастрит, перемежающаяся хромота, белая горячка, цирроз печени | § 66 | ||
5/68 | Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности | темперамент; холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер: интересы, склонности, способности | § 67 |
Учебно-методический комплект:
- Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Биология: 8 класс: рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – 2-е изд.,испр. – М.:Вентана-Граф, 2012.
- Биология в схемах и таблицах / авт.-сост. Е.Л. Жеребцова – СПб.: Тригон, 2009.
- Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Поурочно-тематическое планирование по биологии. 1курс
Поурочно-тематическое планирование предлагается с включёнными в него самостоятельными работами по предмету.Учебник под редакцией Д.К.Беляева, количество часов внеделю - 1 час. В планировании указаны м...
Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.
Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и прог...
Поурочное планирование по биологии для 7 класса (Трайтак)
Данный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук, он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мир...
Поурочное планирование по биологии для 6 класса (Трайтак)
Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня экологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, интегративности, эк...
Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)
Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...
поурочное планирование курса биологии 10 класс
Материал содержит поурочное планирование курса биологии 10 класс...