Поурочное планирование по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

примерное прланирование уроков по биологии 8 класса по программе Понамаревой (2 часа в нгеделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа62.91 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Масловская средняя общеобразовательная школа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: Биология.

Класс  8 .

Профиль: базовый.

Всего часов на изучение программы - 68.

Количество часов в неделю - 2.

Учитель: Егорова Лариса Сергеевна.

2013 - 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш, Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний  о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи раздела:

  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников
  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий

продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий;                                                           

  • развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков;

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей. Особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием.

Тематический план

№ п/п


Тема


Количество часов


В том числе

лабораторных работ

практических работ

демонстраций

1

Введение. Организм человека. Общий обзор

6

1

1

1

2

Опорно-двигательная система

8

2

3

2

3

Кровь и кровообращение

9

1

3

2

4

Дыхательная система

5

2

2

2

5

Пищеварительная система

7

1

2

1

6

Обмен веществ и энергии. Витамины

3

1

7

Мочевыделительная система

2

8

Кожа

3

1

1

9

Эндокринная система

2

1

10

Нервная система

6

2

2

11

Органы чувств. Анализаторы

5

3

3

12

Поведение и психика

7

3

4

13

Индивидуальное развитие человека

5

1

Основное содержание программы

   Введение.

Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.

1. Общий обзор организма человека.

части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.

2. Опорно-двигательная система.

Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.

3. Кровь и кровообращение.

Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.

4. Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях.  Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

5. Пищеварение.

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.

6. Обмен веществ и энергии.

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.

7. Выделение.

Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа и теплорегуляция.

Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.

9. Нервная система.

Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная  и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.

10. Органы чувств и анализаторы.

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

11. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система.

Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.

12. Индивидуальное развитие организма.

Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

13. Поведение и психика.

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.

Перечень контрольных работ

Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система»

Контрольная работа №2 «Кровь и кровообращение»

Контрольная работа №3 «Дыхание»

Контрольная работа №4 «Пищеварение»

Контрольная работа №5 «Обмен веществ. Выделение. Кожа»

Контрольная работа № 6 «Эндокринная и нервная системы»

Требования к уровню подготовки учащихся

  В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

1. Понятия: биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда.

2. Основные науки, изучающие человека, их методы исследования и практически е выходы.

3. Значение санитарно-гигиенических знаний для общества и каждого человека, роль медицинской и санитарной служб в охране экологии среды и здоровья населения.

4. Уровневую организацию человеческого организма, включая клеточный, тканевый, 6рганный, системный, организменный и поведенческий уровни.

5. Состав и свойства внутренней среды, гомеостаз; основные свойства крови, лимфы и тканевой жидкости; природу иммунитета.

6. Строение и функции основных систем органов, включая систему органов иммунитета; причины тканевой совместимости.

7. Нервную и эндокринную регуляцию исполнительных систем, значение прямых и обратных связей; основные закономерности высшей нервной деятельности.

8. Индивидуальное развитие организма.

уметь

1. Пользоваться научной номенклатурой и терминологией, отличать ее от бытовой лексики.

2. Пользоваться анатомическими таблицами и находить на себе проекции внутренних органов.

3. Раскрывать взаимосвязь строения и функций на разных уровнях организации организма.

4. Устанавливать связи микро- и макростроения органов.

5. Пользоваться лупой, световым микроскопом и другими оптическими приборами. Отличать истинные структуры от ложных (артефактов).

6. Оказывать первую помощь при травматических и некоторых органических заболеваниях. Выполнять правила профилактики и защиты от инфекционных, гельминтозных и других заразных заболеваний.

7. Использовать закономерности высшей нервной деятельности и психологии для организации рационального учебного, физического, бытового труда, грамотно чередовать труд с отдыхом, распределять физическую нагрузку.

8. Выполнять простейшие функциональные пробы, сравнивая свои показания со средними значениями, и при необходимости пользоваться соответствующими формулами.

9. Находить гомологичные органы животных и человека и грамотно вести сравнение.

10. Использовать знание систематики, индивидуально развития, сравнительной анатомии и физиологии для установления места человека в природе и его связей с животным миром.

Нормы оценок

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

   «5»- правильно выполнено 100-83% заданий;                        «3» - 66 – 50%;                                                                                                          

   «4» - 82-67%;                                                                              «2» - менее 50%.

                         

Поурочное планирование курса биологии 8 класс (68 часов)

№ п/п

дата

Дата

Тема урока

Основные понятия

Домашнее задание

план

факт

Тема 1. Введение. Организм человека. Общий обзор (6 часов)

1/1

Введение. Биологические и социальные факторы в становлении человека

биосоциальная природа человека, природная среда, социальная среда, человек разумный

с. 3-5

2/2

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена

анатомия, физиология, гигиена, методы исследования: опыт, рентген, УЗИ, моделирование, лабораторный анализ

§ 1

3/3

Строение организма человека

части тела, области тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела, млекопитающие, высшие приматы

§ 2

4/4

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность

клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, комплекс Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены; неорганические и органические вещества, АТФ, ферменты; рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки

§ 3

5/5

Ткани животных и человека. Лаб. раб. № 1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей

ткань, эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная ткани, мышечное волокно, нейрон, синапс, нейроглия, межклеточное вещество

§ 4

6/6

Уровни организации организма. Органы и системы органов. Пр. раб. Получение мигательного рефлекса и его торможение

орган,  система органов, уровни организации организма, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, гормон, нервная и гуморальная регуляция

§ 5, пр. раб. с. 29

Тема 2. Опорно-двигательная система (8 часов)

1/7

Значение костно-мышечной системы. Лаб. раб. № 2, 3. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани

скелет, кость,  хрящ, связка, компактное и губчатое вещество, надкостница, соединения костей, сустав, костный мозг, опорно-двигательная система

§ 6

2/8

Обзор скелета головы и туловища

отделы черепа:  мозговой и лицевой; позвонок, позвоночный канал; отделы позвоночника, грудная клетка, ребра, грудина, крестец, копчик

§ 7

3/9

Скелет поясов и свободных конечностей. Пр. раб. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти

плечевой пояс, кости руки и кисти, тазовый пояс, кости ноги

§ 8, пр. раб.

4/10

Первая помощь при травмах скелета и мышц

травмы: перелом, вывих, растяжение связок, первая помощь: повязка, косынка, шина, пузырь со льдом

§ 9

5/11

Типы мышц, их строение и значение

гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы, дыхательные мышцы, диафрагма, сократимость, сухожилия

§ 10

6/ 12

Динамическая и статическая работа мышц. Пр. раб. Утомление при статической и динамической работе

сила мышцы, мышцы - антагонисты и синергисты, статическая и динамическая работа, работоспособность, утомление

§ 11. пр. раб.

7/13

Нарушение правильной осанки. Пр. раб. Определение нарушений осанки и плоскостопия

осанка, нарушения осанки: прямая спина, сколиоз, сутулость, свод стопы, плоскостопие, корректирующая гимнастика

§ 12, пр. раб.

8/14

Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Контрольная работа «Опорно-двигательная система.

гиподинамия, тренировочный эффект, статические и динамические упражнения, допинг

§ 13

Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)

1/15

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа, их круговорот. Лаб. раб. № 4. Сравнение крови человека с кровью лягушки

внутренняя среда организма, гомеостаз, кровь, лимфа, тканевая жидкость, плазма крови, форменные элементы крови, фагоцитоз, свертывание крови, гемоглобин, фибриноген, фибрин

§ 14

2/16

Иммунитет

иммунитет: клеточный, гуморальный, активный и пассивный, естественный и искусственный, видовой, наследственный, приобретенный, иммунная реакция, предупредительная прививка, вакцина, лечебная сыворотка, иммунная система

§ 15

3/17

Тканевая совместимость и переливание крови

группы крови, резус-фактор, биологическая совместимость тканей, донор, реципиент

§ 16

4/18

Сердце и сосуды – органы кровообращения

сердце: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны, кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры, кровообращение, большой и малый круги кровообращения, сердечный цикл

§ 17

5/19

Малый и большой круги кровообращения. Пр. раб. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

круги кровообращения, лимфа, лимфатические сосуды и узлы

§ 17, 18

6/20

Движение крови по сосудам. Пр. раб. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

артериальное кровяное давление: систолическое и диастолическое, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса

§ 19, пр. раб.

7/21

Регуляция работы сердца и сосудов. Пр. раб. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба

автоматизм, симпатический и блуждающий нервы, гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин, функциональная проба, дозированная нагрузка, тренировочный эффект

§ 20, 21, пр. раб.

8/22

Первая помощь при кровотечениях

кровотечения: капиллярное, артериальное, венозное, жгут, закрутка, давящая повязка

§ 22

9/23

Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение»

кровь, кровообращение, сердце, кровеносные сосуды


Тема 4. Дыхательная система (5 часов)

1/24

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой

дыхание, дыхательные пути, носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, альвеолы

§ 23

2/25

Легкие. Обмен газов в легких и тканях. Лаб. раб. № 5,6. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса

легкие, плевра, плевральная полость, диффузия, газообмен тканевой и легочный, гемоглобин

§ 24, лаб. раб.

3/26

Дыхательные движения. Пр. раб. Измерение обхвата грудной клетки

дыхательные движения. межреберные мышцы, эмфизема легких, дыхательный центр

§ 25, 26, пр. раб.

4/27

Болезни органов дыхания, их предупреждение. Пр. раб. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

жизненная емкость легких, грипп, туберкулез легких, рак легких, флюорография, закаливание, никотин

§ 27, пр. раб. § 28

5/28

Первая помощь при поражении органов дыхания. Контрольная работа по теме «Дыхание»

утопление, удушение, заваливание землей, отек гортани, электротравма, обморок, клиническая и биологическая смерть, реанимация, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца

Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)

1/29

Значение пищи и ее состав

органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, питательные вещества, пищевые продукты

§ 29

2/30

Органы пищеварения

глотка, гортань, желчный пузырь, желчь, нёбо, нёбный язычок, пищеварительный канал, зубы: резцы, клыки, коренные, молочные и постоянные зубы, кариес

§ 30, 31

3/31

Пищеварение в ротовой полости. Пр. раб. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

ротовая полость, слюнная железа, слюна, ферменты, глотание, язык

§ 32, пр. раб.

4/32

Пищеварение в желудке. Лаб. раб. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки

желудок, желудочный сок, брюшина, ферменты

§ 32

5/33

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

тонкий и толстый кишечник, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, кишечный сок, желчь, всасывание, аппендикс

§ 33

6/34

Регуляция пищеварения. Пр. раб. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка

условные и безусловные рефлексы, гуморальная регуляция

§ 34, 35

7/35

Питание и здоровье. Контрольная работа по теме «Пищеварение»

режим питания, желудочно-кишечные заболевания, пищевые отравления

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.

1/36

Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме

обмен веществ, пластический и энергетический обмен, стадии обмена веществ: подготовительная, клеточная, заключительная

§ 36

2/37

Определение норм питания. Пр. раб. Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

нормы питания, основной и общий обмен, энергозатраты, энергоемкость пищи, суточный рацион

§ 37, пр. раб.

3/38

Значение витаминов

витамины, гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз, рахит, цинга, бери-бери, «куриная слепота»

§ 38

Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)

1/39

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме

выделение, почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка, нефрон: капсула,, каналец, капиллярный клубочек, первичная и вторичная моча, мочеточники, мочевой пузырь

§ 39

2/40

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

гигиена питья, водное отравление, обезвоживание организма, жесткость воды

§ 40

Тема 8. Кожа (3 часа)

1/41

Значение и строение кожных покровов. Пр. раб. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки

кожа, эпидермис, дерма, гиподерма, кожные рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти, загар

§ 41

2/42

Нарушение кожных покровов и их причины. Роль кожи в терморегуляции

термический и химический ожог, обморожение, стригущий лишай, чесотка

§ 42, 43

3/43

Контрольная работа по теме « Обмен веществ. Выделение. Кожа»

терморегуляция, теплообразование и теплоотдача, закаливание, солнечный и тепловой удар

 

Тема 9. Эндокринная система (2 часа)

1/44

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

железы внешней, внутренней и смешанной секреции, секреты, гормоны, эндокринная система: гипофиз, эпифиз, щитовидная, поджелудочная половые, железы, надпочечники

§ 44

2/45

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

гормон роста, гипофизарные гиганты и лилипуты. кретинизм, базедова болезнь, слизистый отек, инсулин, сахарный диабет, адреналин, норадреналин

§ 45

Тема 10. Нервная система (6 часов)

1/46

Значение нервной системы, ее части и отделы. Пр. раб. Выяснение действия прямых и обратных связей

центральная и периферическая нервная система, спинной и головной мозг, нервные центры, нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга, прямые и обратные связи, соматический и вегетативный отделы

§ 46, пр. раб.

2/47

Функция автономного (вегетативного) отдела. Пр. раб. Выяснение действия вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи

соматический и вегетативный отделы нервной системы, симпатическая и парасимпатическая нервная система, солнечное сплетение, блуждающий нерв

§ 47, пр. раб.

3/48

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

нейрогуморальная регуляция, гипоталамус, нейрогормоны

§ 48

4/49

Строение и функции спинного мозга

спинной мозг, серое и белое вещество, центральный канал, паралич

§ 49

5/50

Отделы головного мозга, их строение и функции

головной мозг, серое и белое вещество, продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний мозг, мозжечок, большие полушария, кора больших полушарий, мост, борозды и извилины, ядра мозга, доли и зоны коры

§ 50

1/51

Контрольная работа по теме «Эндокринная и нервная системы»

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

2/52

Функции органов чувств и анализаторов

анализатор: рецептор, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий, иллюзии, органы чувств, ощущения, восприятие

§ 51

3/53

Орган зрения. Пр. раб. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна

зрительный анализатор, глаз, брови, веки, ресницы, оболочки глаза: белочная, сосудистая, радужная, сетчатка, роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое и слепое пятно, зрительный нерв

§ 52, пр. раб.

4/54

Заболевания и повреждения глаз, профилактика

дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза

§ 53

5/55

Орган слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Пр. раб. Определение выносливости вестибулярного аппарата

слуховой анализатор, наружное, среднее и внутренне ухо, слуховой проход, ушная раковина, барабанная перепонка, слуховые косточки, слуховая труба, улитка, вестибулярный аппарат, зоны коры больших полушарий

§ 54, пр. раб.

6/56

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Пр. раб. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек

осязание, обоняние, вкус, тактильные рецепторы, обонятельные и вкусовые клетки, вкусовые сосочки, послевкусие

§ 55, пр. раб.

Тема 12. Поведение и психика (7 часов)

1/57

Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения

врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление, приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, условное торможение

§ 56, 57

2/58

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова. Пр. раб. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки

возбуждение, торможение: центральное, условное, безусловное, внешнее. внутреннее, уровневая регуляция работы мозга, доминанта, взаимная индукция

§ 58

3/59

Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна сновидения

биологические ритмы, сон: быстрый и медленный, сновидения, электроэнцефалограф, бессонница, летаргический сон

§ 59

4/60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Пр. раб. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие

ВНД, подсознание, речевые центры, языковая среда, речь, ощущение, восприятие, воображение, мышление, память: кратковременная, долговременная, логическая, механическая, зрительная, слуховая, моторная

§ 60

5/61

Воля, эмоции, внимание. Пр. раб. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания

воля, этапы волевого акта, внушаемость, негативизм, эмоции, эмоциональные реакции, состояния, отношения, внимание; произвольное, непроизвольное

§ 61

6/62

Изменение работоспособности, борьба  с утомлением

работоспособность, стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение, активный и пассивный отдых, режим дня

§ 62

7/63

Обобщение знаний по теме «Поведение и психика»

ВНД, рефлекс, формы поведения, возбуждение, торможение, сон, речь, мышление, гигиена умственного труда, режим дня


Тема 13. Индивидуальное развитие человека (5 часов)

1/64

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу

яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение, женская и мужская половая система

§ 63

2/65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

наследственные и врожденные заболевания, венерические болезни: гонорея, сифилис, ВИЧ, СПИД

§ 64

3/66

Внутриутробное развитие. Развитие организма после рождения

рост и развитие, календарный, биологический и социальный возраст, оплодотворение, зародыш, плод, плацента, беременность, эмбриональное и постэмбриональное развитие, закон Геккеля - Мюллера

§ 65

4/67

Влияние наркогенных   веществ на здоровье и судьбу человека

 наркогенные вещества: никотин, алкоголь, наркотики, токсины, абстиненция, рак легких, гастрит, перемежающаяся хромота, белая горячка, цирроз печени

§ 66

5/68

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности

темперамент; холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер: интересы, склонности, способности

§ 67

Учебно-методический комплект:

  1. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Биология: 8 класс: рабочая тетрадь №1, №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. – 2-е изд.,испр. – М.:Вентана-Граф, 2012.
  3. Биология в схемах и таблицах / авт.-сост. Е.Л. Жеребцова – СПб.: Тригон, 2009.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.
  5. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Поурочно-тематическое планирование по биологии. 1курс

Поурочно-тематическое планирование предлагается с включёнными в него самостоятельными работами по предмету.Учебник под редакцией Д.К.Беляева, количество часов внеделю - 1 час. В планировании указаны м...

Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.

Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и прог...

Поурочное планирование по биологии для 7 класса (Трайтак)

Данный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук, он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мир...

Поурочное планирование по биологии для 6 класса (Трайтак)

Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня экологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, интегративности, эк...

Тематическое и поурочное планирование по биологии К учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» (М.: Дрофа)

Предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» (7 класс). Оно поможет в планировании уроков, определении их с...

поурочное планирование курса биологии 10 класс

Материал содержит поурочное планирование курса биологии 10 класс...