Урок биологии в 7 классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, общая характеристика"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
При проведении урока используется метод .педагогическа мастерсткая, способствует творческому развитию обучающихя, развитию логичесекого мышления. К уроку имеется презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_7_klasse_presmykayushchiesya.doc | 629.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Журавлевская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Урок биологии в 7 классе
Тема «Класс Пресмыкающиеся,
особенности жизнедеятельности»
Учитель Самойлова Ольга Васильевна,
первая квалификационная категория
Урок биологии в 7 классе
Тема урока: Особенности жизнедеятельности пресмыкающихся.
Цель: выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающиеся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни.
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть образ жизни и особенности жизнедеятельности пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни; познакомить с многообразием, установить место и роль рептилий в природе;
Развивающая: развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения;
Оборудование: компьютер, проектор, влажные препараты «Гадюка», «Уж», фотографии змей, таблицы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», «Размножение пресмыкающихся», цветные карандаши, листы бумаги разных форматов.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Образовательная технология: педагогическая мастерская
Используемые методы: словесный, наглядный, практический, эвристический
Форма работы: групповая
УМК: Авторы программы И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко.
Авторы учебника В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко Биология. 7 класс.
Содержание и ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке! Прозвенел звонок, а это значит, что мы готовы к новым открытиям.
II. Актуализация опорных знаний
1 этап: Индукция. Создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика.
Учитель: Я предлагаю вам определить тему сегодняшнего занятия и поставить задачи урока, для чего предлагаю поиграть в анаграммы.
Ученикам предлагается составить из букв названия животных
МЯЗЕ (змея)
НКЕДЯМА (медянка)
ЗЮРАГ (гюрза)
КАНОДАНА (анаконда)
ПСИДА (аспид)
РОБКА (кобра)
КЮДАГА (гадюка)
ЖУ (уж)
Учитель: Как вы уже догадались, тема урока «Класс Пресмыкающиеся, особенности их жизнедеятельности», в ходе которого мы попытаемся выяснить особенности жизнедеятельности, которые позволили пресмыкающимся стать первыми настоящими наземными позвоночными.
II. Актуализация опорных знаний
2 этап: Самоконструкция. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Учитель: Давайте в начале обобщим ваши знания о пресмыкающихся. Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Пресмыкающиеся», нарисовать рисунок.
Учащиеся выполняют индивидуальное задание: синквейн «Пресмыкающиеся»
2 прилагательных
3 глагола
1 предложение
1 существительное – синоним
Пример:
Змея
Ядовитая, скользкая
Ползает, шипит, кусает
Змея – представитель класса Пресмыкающихся
Хищник
3 этап: Социоконструкция.
Организуется работа учащихся в группах по 4-5 человек. Формирование групп происходит на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему (по результатам составления синквейна). Каждая группа получает карточку с заданием. В каждом задании описаны признаки одного вида змеи – гадюки обыкновенной.
Карточка № 1.
Животное небольшое, от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах – всюду, где есть влага, где можно укрыться от зноя и холода. Основная пища молодых животных – насекомые. Взрослые питаются в основном грызунами. Людей избегают, не нападают первыми, но люди их не любят и часто убивают. Однако там, где они уничтожены, людей одолевает «мышиная напасть».
Карточка № 2.
Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норах, ямах на глубине как минимум 2 м, и часто собираются большими группами. Это позволяет им почти всегда дожить до весны. На спине рисунок в виде зигзага.
Карточка № 3.
Змея может иметь серую, бурую, зеленоватую окраску, но обязательно – волнистую зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в европейской части России.
III. Изучение нового материала
Учитель: В нашей стране имеется символ: чаша со змеей. Эмблемой медицины является змея, обвивающая чашу, в которую опущена голова с раздвоенным языком. И не случайно на ней присутствует змея.
Чаша со змеей олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, и сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала, которыми должен обладать врач.
Какие разные сведения содержатся в этих информациях, хотя речь идет об одном из представителей класса Пресмыкающихся – гадюке обыкновенной. Представьте, какие тайны хранит в себе многообразный мир этого класса животных. Давайте, попытаемся разобраться в этих тонкостях, используя влажные препараты, таблицы.
Физкультминутка. Выполнение зарядки для глаз.
4 этап: Социализация (выступление ученика по результатам работы всей группы).
Каждая группа получает задание: 1. Классификация пресмыкающихся; 2. Особенности строения, связанные с наземным образом жизни; 3. Размножение и развитие.
Группа рассматривает гипотезы, создает проекты, выдвигает идеи по решению предложенной задачи. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Учитель следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Примерный текст выступления каждой группы:
1 группа (по результатам работы с таблицей «Классификация пресмыкающихся»): Класс Пресмыкающиеся объединяется с другими классами Подтипа Черепные, или Позвоночные, в Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся включает четыре отряда: Ящерицы, Змеи, Черепахи, Крокодилы.
2 группа (по результатам работы с влажным препаратом): Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуями, имеют конечности (кроме змей), передвигаются, опираясь на грунт, дышат легкими, имеются глаза, прикрытые подвижными веками, у змей немигающий взгляд. Имеются ушные отверстия. Хвост длинный. На конечностях имеются когти.
3 группа (по результатам работы с таблицей «Размножение и развитие пресмыкающихся»): Пресмыкающиеся раздельнополые животные, оплодотворение внутреннее. Размножаются, откладывая яйца или рождая живых детенышей. Рептилии откладывают яйца на землю или в кучи песка, мусора.
5 этап: Афиширование (представление работ учащихся) проводится в форме составления кластера
Классификация Пресмыкающихся
Особенности строения Размножение пресмыкающихся
Кожный покров | Роговые чешуи, предохраняют тело от высыхания и повреждений |
Способ передвижения | Имеют 2 пары конечностей (кроме змей), имеются когти |
Органы зрения | Пара глаз, прикрытые подвижными веками, у змей веки сросшиеся, поэтому она не мигает |
Дыхание | Дышат легкими |
Кровеносная система | Сердце трехкамерное |
Орган слуха | Пара ушных отверстий |
6 этап: Разрыв. Внутреннее осознание участниками мастерской неполноты прежнего знания происходит в процессе афиширования результатов работы группы. Учитель в ходе выступления представителей группы задает вопросы, уточняя неупомянутые факты. Вопросы также могут быть заданы участниками других групп.
Примерные вопросы:
- кем были предки пресмыкающихся? Сохранились ли до наших дней их представители в современной фауне? (Предками пресмыкающихся были древние амфибии – стегоцефалы. В современной фауне существует гаттерия, которую называют живым ископаемым. Ее относят к отдельному классу Первоящеры, или клювоголовые);
- каких ящериц часто принимают за змей? (иногда за змей принимают безногих ящериц – желтопузика и веретеницу);
- какие ядовитые змеи вам известны? (кобра, гадюка, эфа, щитомордник, степная гадюка. Здесь же следует указать количество видов в отрядах Пресмыкающихся);
- каким образом змеи, не имея конечностей, могут передвигаться по земле? (змеи двигаются с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику и ребрам, цепляясь ими за неровности почвы);
- какие животные спят с открытыми глазами? (глаза змей прикрыты сросшимися веками);
- О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (рост тела пресмыкающегося возможен только в результате линьки. У ящериц старый роговой покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, у змей он отделяется, сползая как чулок, со всего тела и называется выползком);
- зачем змея постоянно высовывает язык? (Так змея получает необходимую информацию о том, что происходит вокруг нее. Если кругом все спокойно, змея сыта и отдыхает, то и языка ее не видно. Но, как только животное что-то заметит, ощутит малейшие колебания почвы, она немедленно включает свой анализатор).
Если участники группы не знают ответа на вопросы, учитель предлагает использовать информацию из учебника на с. 190-204. Учащиеся осознают возникшие познавательные противоречия, пытаясь ответить на вопросы. Работают с источниками дополнительной информации. Закрепляют и применяют полученные знания.
IV. Закрепление и применение новых знаний
7 этап: Рефлексия. Это самоанализ, закрепление. Может проводиться по-разному. В данном случае учащимся предлагается тест на закрепление полученных знаний.
Тест.
- Зимой все пресмыкающиеся нашей фауны:
а) впадают в оцепенение
б) ведут активный образ жизни
в) погибают
- Самое крупное пресмыкающееся:
а) нильский крокодил
б) комодский варан
в) суповая черепаха
- В отряд чешуйчатых входят:
а) только ящерицы
б) только змеи
в) ящерицы и змеи
- Веретеница и желтопузик – это:
а) безногие ящерицы
б) неядовитые змеи
в) ядовитые змеи
- Ужи – это:
а) безногие ящерицы
б) особая группа пресмыкающихся
в) змеи
- Змеи питаются крупной добычей. При этом:
а) все они заглатывают ее целиком
б) заглатывают добычу целиком только ядовитые змеи и удавы
в) добычу целиком заглатывают только мелкие змеи, питающиеся беспозвоночными животными
- Язык змей – это:
а) орган осязания и вкуса
б) орган осязания, вкуса и обоняния
в) только орган осязания
- Чего нет у ящериц?
а) чешуи
б) перепонок между пальцами
в) хвоста
- Какие органы змеи способны воспринимать тепло?
а) мыщелок
б) терморегуляторы
в) чешуя
- Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?
а) в воду
б) на землю
в) в дупла
Учитель: По результатам теста вы хорошо усвоили материал урока. Спасибо всем за активную работу. Запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание
Параграф учебника 40, 42, дополнить запись в тетради общей характеристикой класса пресмыкающихся. Приготовить пособие для учащихся начальных классов «В помощь юному энтомологу» с разделами «Были ли у змей ноги?», «Почему змеи не могут закрывать глаза?» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»
Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...
урок для 8 класса по теме "Соли. Общая характеристика"
Урок посвящен знакомству учащихся с новым материалом. В ходе урока учащиеся самостоятельно дают определение класса солей, знакомятся с номенклатурой солей....
Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.
На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....
Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни"
Кто такие Млекопитающие? Разнообразие видов. Среда обитания, происхождение, размножение....
Урок биологии по теме "Тип Плоские черви . Общая характеристика"
Тип урока: изучение новой темыКласс:7 Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: Изучить особенности строения плоских червей.Задачи:• Образовател...