Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Дороненкова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по курсу "Биология" для учащихся 7 класса по программе В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7kl.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Коврова

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

естественно-научного цикла

Протокол №___________

От «__» _____________2013 г.

Руководитель ШМО

_________Н.Ю. Дороненкова

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Н.В. Феофанова

«____»________2013г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 10

_________О.В. Безрукова

«____» ________2013г.

Рабочая программа курса биология

7 класс

Составитель: Дороненкова Н.Ю.

Ковров 2013

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Планируемые результаты изучения: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный  опрос, самостоятельная проверочная работа -6,  контрольная работа -3, тестирование -11, диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:

-характерные признаки царства животных;

-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);

роль простейших в биосфере и жизни человека;

-многоклеточность и ее биологический смысл;

-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);

основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;

основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

важнейшие отряды насекомых;

о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

классы позвоночных животных;

приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;

роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;

особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;

основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;

основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;

основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;

характерных животных своего региона;

-об охране животных, роли заповедников и заказников.

понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов  животных, популяций; экосистем и агроэкосистем;  животных своего региона.

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию  и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать  готовые микропрепараты  и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части,   органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  животными.  

-оказания первой помощи при укусах животных;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание программы по биологии для 7 класса.

Тема 1. Общие сведения о  животном мире (2 часа)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных. Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Систематика  животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Роль зоологии в практической деятельности людей.

Тема 2. Многообразие животных (36 часов)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работы:

Знакомство с многообразием водных простейших. Изучение строения инфузории-туфельки.

2.2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (16ч)

Тип Губки. Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.  Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

Знакомство с многообразием круглых червей.

Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа:

Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Тип Иглокожие. Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

 Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные работы:

Знакомство с ракообразными.

Изучение представителей отрядов насекомых.

2.3. Позвоночные. Тип Хордовые (18 ч)

Краткая характеристика типа хордовых.

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

 Надкласс Рыбы.  Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб.  Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторная работа: Внешнее строение и передвижение рыб.

 Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Класс Птицы. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторная работа:

Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.

 Класс Млекопитающие, или Звери.) Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.

Лабораторная работа: Изучение особенностей покровов тела.

Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.

Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.

Лабораторная работа: Изучение способов передвижения животных.

Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.Органы дыхания, функции органов дыхания.  Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.

Лабораторная работа: Изучение способов дыхания животных.

Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Жвижение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.

Органы выделения, их строение. Почки.  Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.

Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.

Лабораторная работа: Изучение ответной реакции животных на раздражение.

Поведение. Рефлекс, виды рефлексов.  Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.

Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувствительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.

Лабораторная работа: Изучение органов чувств у животных.

Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторная работа: Определение возраста животных.

Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4ч)

Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Механизм образования ареалов. Закономерности размещения животных. Эндемики.

Миграции. Причины миграций животных. Виды миграций.  Зоогеографические области.

Тема 5. Биоценозы (5 ч)

Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.

Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.

Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.

Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 8ч)

Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция.

Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.

Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Кировской области. Система мониторинга.

Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Плановые сроки прохождения

1

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ

История развития зоологии. Инструктаж по ТБ

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Зоология

Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных.

Воспроизведение

Давать определение терминам.

Перечислять методы изучения зоологии, систематические категории животных.

Интеллектуальный уровень

Формулировать определение термина.

Выделять признаки классификации наук о животных

Сравнивать растения и животные.

Творческий уровень

Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности

2

Современная зоология.

Урок закрепления знаний

Систематика животных. Систематические категории.

Роль зоологии в практической деятельности людей

Тестовая работа (входной контроль)

3

РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34ч)

ТЕМА 1. ПРОСТЕЙШИЕ

Многообразие простейших.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Циста

Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы

Воспроизведение

Описывать строение и роль в природе и в практической деятельности.

Давать определение терминам.

Узнавать по рисункам представителей простейших

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Выделять особенности жизнедеятельности

Творческий уровень

Приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений.

Доказывать свою точку зрения по определенной проблеме

л/р №1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

4

Значение простейших.

Урок закрепления знаний

Среда и места обитания (свободноживущие, паразитические и прикрепленные организмы). Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности

с/р «Сравнительная характеристика систематических групп простейших»

5

ТЕМА 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Тип Губки.

16

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные.

Роль губок в природе и в жизни человека

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей губок.

Описывать строение губок и их роль в природе и в практической деятельности.

Определять по рисункам  классы губок. 

Называть способы защиты губок от врагов

Интеллектуальный уровень

Выделять особенности строения губок и признаки систематики губок.

Объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими

Творческий уровень

Подготовить сообщение из литературных источников и научно-популярной литературы о сборе губок и их использовании

6

Тип Кишечнополостные.

Комбинированный

Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей кишечнополостных.

Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

с/р «Характерные черты строения губок»

7

Тип Плоские черви.

Комбинированный

Классы плоских червей:

Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви.

Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей плоских червей и определять классы.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы, содержание рисунков.

Отбирать информацию для заполнения таблицы.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и симметрией тела

биологический диктант

8

Тип Круглые черви.

Комбинированный

Значение круглых червей в природе и жизни человека

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей круглых червей.

Перечислять приспособления к паразитизму.

Описывать значение круглых червей

Интеллектуальный уровень.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Сравнивать строение плоских и круглых червей

л/р №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

9

Тип Кольчатые черви.

Комбинированный

Олигохеты

Полихеты

Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки.

Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине и сельском хозяйстве)

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей кольчецов.

Приводить примеры представителей различных классов кольчецов.

Описывать значение кольчатых червей в природе и практической деятельности человека.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Сравнивать строение круглых и кольчатых червей.

с/р «Признаки плоских и круглых червей»

10

Классы кольчатых червей.

Урок закрепления знаний

Объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий.

Доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу

л/р №3 «Внешнее строение дождевого червя»

11

Тип Моллюски.

Комбинированный

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Роль моллюсков в природе и в жизни человека

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей моллюсков.

Приводить примеры представителей различных классов моллюсков.

Давать определение терминам.

Описывать механизмы кровообращения, движения, значение моллюсков в природе и жизни человека

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы.

Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания.

Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

Доказывать, что моллюски – более высокоорганизованные животные, чем черви

л/р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

12

Классы моллюсков.

Урок обобщения и систематизации знаний

13

Тип Иглокожие.

Комбинированный

Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, малоподвижные). Особенности строения (известковый скелет, водно-сосудистая система, лучевая симметрия) и экологические особенности

Воспроизведение

Узнавать по рисункам представителей иглокожих.

Приводить примеры представителей различных классов иглокожих.

Описывать значение иглокожих в природе

Интеллектуальный уровень

Объяснять характер и особенности приспособления иглокожих к среде обитания.

Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных

тест «Тип Моллюски»

14

Тип Членистоногие.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Классы членистоногих:

Ракообразные, Паукообразные, Насекомые.

Роль членистоногих в природе и в практической деятельности человека. Одомашненные виды.

Представители классов типа Членистоногие

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей ракообразных.

Приводить примеры представителей классов членистоногих.

Описывать значение членистоногих в природе и в практической деятельности человека.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных классов к типу Членистоногие, прогрессивное развитие членистоногих.

Объяснять характер приспособлений членистоногих к среде обитания.

Находить черты сходства различных классов членистоногих и моллюсков.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Творческий уровень

Подготовить сообщение из научно-популярной литературы о видах насекомых

л/р №5 «Знакомство с ракообразными»

15

Класс Насекомые.

Урок закрепления знаний

16

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Комбинированный

Названия отрядов насекомых.

Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека. Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний человека.

Основные представители отрядов насекомых

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

л/р №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

17

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Комбинированный

с/р «Приспособленность насекомых к образу жизни и среде обитания» стр. 40

18

Отряды насекомых: Бабочки, равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Комбинированный

19

Отряд Перепончатокрылые

Урок обобщения и систематизации знаний

20

Обобщающий урок: «Беспозвоночные животные»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

тест

21

ТЕМА 3. ПОЗВОНОЧНЫЕ. ТИП ХОРДОВЫЕ

Систематика типа Хордовые.

18

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Бесчерепные

Хордовые

Деление хордовых на низших и высших.

Воспроизведение

Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные.

Перечислять черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

22

Общая характеристика рыб.

Урок закрепления знаний

Позвоночные

Классификация

Многообразие классов: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы

Значение в природе и жизни человека.

Приспособления для жизни в воде

Воспроизведение

Приводить примеры представителей классов Круглоротые, Хрящевые и Костные рыбы.

Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме)

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным.

Выделять характерные особенности строения позвоночных.

Самостоятельно формулировать определение термина.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

Творческий уровень

Выдвигать предположения и аргументировать собственную точку зрения

л/р №7 «Внешнее строение и передвижение рыб»

23

Класс Хрящевые рыбы.

Комбинированный

Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Значение в природе.

Признаки класса:

жаберные щели, хрящевой скелет

Воспроизведение

Приводить примеры представителей хрящевых и костных рыб

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных представителей рыб к тем или иным отрядам.

Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и особенностями строения.

Сравнивать классы костных и хрящевых рыб.

24

Класс Костные рыбы.

Комбинированный

Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные; Кистеперые и двоякодышащие рыбы.

Промысловые рыбы.

Признаки класса: жабры, костный скелет,

плавательный пузырь

Находить черты сходства акул и осетров
и различия.  Объяснять признаки адаптации рыб к водной среде обитания.

Подготовить сообщение об отрядах рыб.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника

25

Общая характеристика и систематика класса Земноводные.

Комбинированный

Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.

Значение в природе и жизни человека.

Особенности строения земноводных.

Представители земноводных

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов земноводных.

Узнавать по рисункам представителей земноводных

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных представителей земноводных к тем или иным отрядам.

с/р «Классы рыб»

26

Общая характеристика класса Рептилии.

Комбинированный

Покровительственная окраска

Среда обитания и образ жизни, способы передвижения.

Биологические и экологические особенности.

Признаки отрядов.

Исчезающие виды и охраняемые виды

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся.

Узнавать по рисункам представителей отрядов пресмыкающихся.

Описывать значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека

Интеллектуальный уровень

Выделять причинно-следственную зависимость между способом передвижения и особенностями строения.

Доказывать принадлежность к классу и к различным отрядам

27

Отряды пресмыкающихся.

Комбинированный

28

Общая характеристика класса Птицы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Среда обитания и образ жизни.

Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце

Воспроизведение

Давать определение терминам

Описывать строение биологического объекта (коллекции перьев птиц)

Интеллектуальный уровень

Объяснять особенности адаптации птиц к полету.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся

л/р №8 «Изучение внешнего строения птиц»

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, , Казуарообразные, Гусеобразные.

Комбинированный

Отряды птиц. Систематика птиц.

Среда обитания и образ жизни.

Воспроизведение

Приводить примеры представителей отрядов птиц, обитающих в данной местности.

Узнавать по рисункам представителей отрядов птиц.

30

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.

Комбинированный

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

Комбинированный

тест

32

Общая характеристика и систематика класса Млекопитающие.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Признаки класса: млечные железы, живорождение, пятипалые конечности, 7 шейных позвонков, дифференцированные зубы, кора больших полушарий,
4-камерное сердце, альвеолярные легкие, волосяной покров, теплокровность

Воспроизведение

Приводить примеры и узнавать по рисункам 

представителей однопроходных

Интеллектуальный уровень

Доказывать, что однопроходные – древние и примитивные млекопитающие

33

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.

Комбинированный

Распространение.

Основные представители.

Значение в природе и жизни человека.

Редкие виды и их охрана

Воспроизведение

Приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих.

Интеллектуальный уровень

Характеризовать отряды млекопитающих.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков.

Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни

Творческий уровень

Готовить сообщение по теме и формулировать вопросы выступающему

тест

34

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

Комбинированный

35

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.

Комбинированный

36

Отряды млекопитающих: Приматы.

Урок обобщения и систематизации знаний

37

Обобщающий урок: «Тип Хордовые».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

к/р 1 «Многообразие животных»

38

РАЗДЕЛ II. Строение, индивидуальное развитие, эволюция (31ч)

ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ

Покровы тела.

14

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Строение и функции покровов тела

Воспроизведение

Перечислять основные функции покровов тела.

Узнавать по рисункам основные виды покровов тела

Интеллектуальный уровень

Находить черты сходства в строении покровов животных.

Обосновывать взаимосвязь строения и функций  покровов тела.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

л/р №9 «Изучение особенностей покровов тела»

39

Опорно-двигательная система.

Комбинированный

Факторы эволюционных изменений опорно-двигательной системы.

Особенности строения скелета позвоночных животных: эволюционные усложнения, приспособления к среде обитания.

Воспроизведение

Перечислять основные функции опорно-двигательной системы.

Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных.

Приводить примеры животных с различными типами скелетов

40

Способы передвижения животных. Полости тела.

Урок комплексного применения ЗУН

Полость тела

Виды движения

Воспроизведение

Перечислять виды и способы передвижения.

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела.

Описывать расположение органов в полостях тела, механизм передвижения у различных животных

Интеллектуальный уровень

Объяснять характер приспособления к способам движения в различных средах.

Находить различие в основных способах передвижения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

л/р №10 «Изучение способов передвижения животных»

41

Органы дыхания и газообмен.

Комбинированный

Альвеолы

Диафрагма

Пути поступления кислорода.

Газообмен у животных разных систематических групп: поверхность тела, жабры, легкие

Двойное дыхание птиц

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Доказывать преимущества легочного дыхания на суше над жаберным дыханием

л/р №11 «Изучение способов дыхания животных»

42

Пищеварительная система. Обмен веществ и превращение энергии.

Комбинированный

Пищеварение

Значение питания. Строение и функции пищеварительной системы

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции пищеварительной системы.

с/р «ОДС и органы дыхания»

43

Кровеносная система.

Комбинированный

Изменение органов кровообращения в процессе эволюции.

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции кровеносной системы и крови.

Описывать механизм кровообращения

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы

44

Органы выделения.

Комбинированный

Изменение органов выделения в процессе эволюции

Воспроизведение

Перечислять основные функции органов выделения

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Прогнозировать последствия повреждения органов выделения

45

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Урок закрепления знаний

Раздражимость

Функции нервной системы.

Строение нервной системы у различных животных.

Строение головного мозга у позвоночных животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции нервной системы.

Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды.

Приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций нервной системы.

л/р №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

46

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Комбинированный

Значение органов чувств.

Основные виды чувствительности

Воспроизведение

Перечислять основные функции органов чувств.

Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень

Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов чувств.

Показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств.

*Находить различия между монокулярным и бинокулярным зрением Творческий уровень

Прогнозировать последствия изменений окружающей среды на строение органов чувств

л/р №13 «Изучение органов чувств животных»

47

Органы размножения.

Комбинированный

Размножение – свойство живых организмов.

Значение органов размножения.

Строение половой системы животных: половые железы, половые пути.

Влияние среды обитания на строение органов размножения

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Перечислять основные функции органов размножения.

Приводить примеры животных-гермафродитов и раздельнополых; животных с внешним и с внутренним оплодотворением.

Описывать строение органов размножения

Интеллектуальный уровень

Объяснять биологическое значение герма-
фродитизма.

Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

тест

48

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Комбинированный

Оплодотворение

Типы размножения: бесполое и половое

Механизмы бесполого и полового размножения.

Особенности размножения и развития хордовых животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Описывать механизмы бесполого размножения животных

Интеллектуальный уровень

Отличать бесполое и половое размножение. 

Доказывать эволюционное преимущество внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед внешним.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

49

Типы развития животных.

Комбинированный

Развитие без превращения

Метаморфоз

Биологическое значение развития с метаморфозом

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различным типом развития

Интеллектуальный уровень

Сравнивать строение взрослого животного и личинки.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Высказывать суждения о преимуществах и недостатках метаморфоза

л/р №14 «определение возраста животных»

50

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Урок обобщения и систематизации знаний

Онтогенез

Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость, старость

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни

Интеллектуальный уровень

Выделять характерные признаки периодизации. 

Характеризовать возрастные периоды животных.

Объяснять различную продолжительность жизни

Творческий уровень

Наблюдать за развитием своих домашних животных

тест

51

Обобщающий урок: «Эволюция строения и функций органов и их систем».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

к/р 2 «Эволюция строения и функций органов и их систем»

52

ТЕМА 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

Доказательства эволюции животных.

4

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции.

Значение для объяснения эволюции животных

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции

Интеллектуальный уровень

Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных.

Сравнивать рудименты и атавизмы.

Находить различия в палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательствах эволюции

53

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животных.

Комбинированный

Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции.

Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

Разнообразие видов как результат эволюции

Воспроизведение

Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора.

Описывать процесс видообразования

Интеллектуальный уровень

Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования

Творческий уровень

Прогнозировать результаты эволюции животных

тест

54

Усложнение строения животных.

Комбинированный

55

Закономерности размещения животных.

Урок комплексного применения ЗУН

Ареал

Эндемики

Виды-космополиты

Причины, определяющие границы ареала

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры животных с различными ареалами

Интеллектуальный уровень

Объяснять механизм образования ареалов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

с/р «Развитие животных»

56

ТЕМА 6. БИОЦЕНОЗЫ

Естественные и искусственные биоценозы.

5

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биоценоз

Агробиоценоз

Естественные и искусственные биоценозы.

Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных биоценозов.

Описывать структуру биоценоза водоема и леса

Интеллектуальный уровень

Находить различия между естественными и искусственными биоценозами.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

Творческий уровень

Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов

57

Факторы среды.

Комбинированный

Среда обитания

Экологические факторы

Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу

Интеллектуальный уровень

Доказывать воздействие животных на окружающую среду.

Объяснять прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды и взаимодействие факторов

тест

58

Цепи питания. Поток энергии.

Комбинированный

Термины

Цепь питания

Продуктивность биоценоза

Воспроизведение

Давать определения терминам

Интеллектуальный уровень

Объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи.

Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

59

Взаимосвязи компонентов биоценоза.

Комбинированный

Трофические связи.

Связи по отысканию строительного материала.

Связи, способствующие расселению видов

Воспроизведение

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных

Интеллектуальный уровень

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

60

Обобщающий урок: «Развитие и закономерности размещения животных на земле. Биоценозы»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

к/р 3 «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

61

ТЕМА 7. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Воздействие человека на животных.

8

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Промысел

Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории данной местности

62

Одомашнивание животных.

Комбинированный

Одомашнивание

Селекция

Причины и факторы одомашнивания

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры направленности отбора домашних животных

Интеллектуальный уровень

Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими.

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков

63

Законы РФ об охране животного мира.

Комбинированный

Мониторинг

Заповедники

Заказники

Памятники природы

Природные национальные парки

Законы России об охране животного мира

Воспроизведение

Давать определения терминам.

Приводить примеры охраняемых территорий Владимирской области

Интеллектуальный уровень

Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Обосновывать целесообразность мониторинга

Творческий уровень

Подготовить презентации «Редкие и охраняемые животные нашей области»

64

Охрана и рациональное использование животного мира.

Комбинированный

65

Обобщающий урок: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

тест

66

Обобщение материала за курс 7 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные понятия курса

Обобщать и систематизировать полученные знания, применять их для объяснения биологических процессов и явлений

67

Обобщение материала за курс 7 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний

68

Обобщение материала за курс 7 класса.

Урок обобщения и систематизации знаний

69

Итоговая тестовая работа за курс 7 класса.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные понятия темы

Применение полученных знаний

тест

70

Итоговое занятие. Летние задания.

Урок комплексного применения ЗУН

Познакомить с элементарными наблюдениями в природе, правилами оформления своих наблюдений

Проводить элементарные наблюдения в природе, оформлять дневник наблюдений

Материально-техническое обеспечение предмета

Наименование

Количество

Класс

Место хранения

Примечание

НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Влажные препараты

Влажный препарат крысы

8

7

Шкафы в лаборантской

Микропрепараты

Набор по теме «Животные»

1

СКЕЛЕТЫ

Раздаточный материал по скелету млекопитающего

Раздаточный материал по скелету птицы

Раздаточный материал по скелету рыбы

Скелет голубя

Скелет крысы

1

ЧУЧЕЛА

чайка

1

МОДЕЛИ

Мозг позвоночных

1

Шкафы в кабинете

МАГНИТНЫЕ МОДЕЛИ-АППЛИКАЦИИ

Развитие цепня

1

Шкафы в лаборантской

РЕЛЬЕФНЫЕ МОДЕЛИ

Рельефная таблица курицы

1

Шкафы в лаборантской

Рельефная таблица позвоночных животных

1

Внутреннее строение червя

1

Внутреннее строение пчелы

1

ПОСОБИЯ ПЕЧАТНЫЕ

Таблицы по зоологии

1

Карманы в кабиненте

Раздел: ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

Лупа пятикратная                                                  

20

Набор препаровальных инструментов

20

Микроскоп

9

Микроскоп школьный

12

Микроскоп МБИ 86008

2

ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ОПЫТОВ

Воронка лабораторная Д=75 или 100          

1

Шкафы в лаборантской

Зажим пробирочный        ЗП                          

1

Колба коническая 500 мл                              

 

1

Ложка для сжигания веществ ЛСЖ              

1

Спиртовка лабораторная                                

1

Чаша выпарительная № 3 или 4                    

1

Цилиндр измерительный 250 мл              

1

Пробирки ПХ-14                                            

 

20

Штатив для пробирок на 10 шт                      

1

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Лоток для раздаточного материала              

 

15

Шкафы в лаборантской

Иглы препаровальные                                    

2

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

мультимедиа

1

Перечень учебно-методических средств:

Биология . 7 класс

Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс. тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008-2012

Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология. 7 класс. -М.: Дрофа, 2008-2012;

Латюшин В.В. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс/В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. –М.: Дрофа, 2012

Учебно-методическая литература для учителя:

 Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы).

 Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. – 56 с.

 Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

 Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.

 Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с.

 Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

 Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

Дополнительная литература для учащихся:

 Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил.

 Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 240 с.: ил.

 Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил.

 Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172 с.

 Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.

 Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн», 1998. – 88 с.

 Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.

 Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...