Единство процессов в живой и неживой природе
методическая разработка по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Калинино Малмыжского района
Тел.: 2-62-04
Факс: (833247) 2-62-05
Эл. почта: Kalinino-43@rambler.ru
20
Региональная экспериментальная площадка
Кировского ИПК и ПРО
«Интеграция дошкольного, общего и дополнительного
образования в условиях муниципалитета»
МОУ СОШ с. Калинино Малмыжского района
Интегрированный урок
/интеграция химии и биологии/
Тема: « Единство процессов
в живой и неживой природе»
Разработала:
ТерентьеваВ.П.,учитель
химии,
2010 год
Эпиграф урока:
«Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари…
Все то, что видим мы снаружи
Законом связано внутри !»
Выводы об эффективности урока
- Установление на основе интеграции содержания химии и биологии общих закономерностей процессов,
происходящих в живой и неживой природе, организация познавательной деятельности через эксперимент дают возможность учащимся наглядно убедиться в познаваемости и единстве мира.
- Необычная форма бинарного урока, использование приемов проблемного обучения, групповой формы познавательной деятельности, включение в познавательный процесс всех анализаторов восприятия учебной информации способствуют активизации познавательной активности , формированию компетентностей учащихся.
- Практическая значимость изучаемого материала
повышает учебную мотивацию учащихся.
18
Содержание
1. Обоснование актуальности и замысла
урока
2. Технологическая карта урока
3. Конспект урока
4. Приложение. Инструкционная карта
опыта
5. Выводы об эффективности урока
3
Обоснование актуальности и замысла урока
Формирование единого научного миропонимания школьников является одной из важнейших задач современного образования. Выполнению этой задачи способствует интеграция в изучении химии и биологии, так как сама идея общности и единства законов живой и неживой природы является здесь интегрирующим фактором.
Необходимость интеграции при изучении химии и биологии обусловлена следующими причинами:
-трудность формирования естественнонаучного миропонимания на отдельных предметах,
-несоответствие объема требуемых знаний количеству времени, предусмотренному для их усвоения, в то время как материал по ряду тем дублируется,
-снижение интереса, к учению у учащихся.
При подготовке к уроку была проведена следующая работа:
- согласование программ по предметам,
- обсуждение и формулировка общих понятий и согласование времени их изучения,
- взаимные консультации учителей,
- разработка общей концепции урока,
- подготовка инструкционных карт опытов,
которые выполняют учащиеся на уроке,
- подготовка дидактического материала,
списка дополнительной литературы для учащихся
по изучаемой теме.
4
Приложение
Инструкционная карта
Группа_________
Исследование влияния температуры на
скорость химических реакций
Ход работы:
1. Взять 2 пробирки с оксидом меди (СиО).
2. В одну пробирку прилить серную кислоту 1 мл.
Наблюдаются ли признаки химической реакции?
3. Во вторую пробирку с оксидом меди приливаем
раствор серной кислоты и нагреваем.
(Осторожно! Сначала пробирку прогреть, проведя 3-4 раза над пламенем спиртовки, пробирку держать под углом 15-30 градусов)
Ответьте на вопросы:
Что наблюдаете? Прошла ли химическая реакция? В
какой цвет изменилось содержимое пробирки?
Запишите уравнение реакции.
Сделайте вывод о зависимости между скоростью
реакции и температурой. Чем можно объяснить эту
зависимость?
Приведите примеры влияния температуры на жизнь
растений и животных
17
Ученики заполняют таблицу: «Факторы, влияющиена скорость химических процессов в живой и неживой природе и механизм их действия»
Учитель обращается к ученикам:
Подтвердилась ли наша гипотеза о том, что скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ и условий протекания реакции? Какую важную закономерность мы установили, сравнивая процессы, происходящие в живой и неживой природе?
Ученики: Мы установили, что скорость химических реакций в живой и неживой природе зависит от одних и тех же факторов, подчиняется одним и тем же законам. Таким образом, все процессы в окружающем мире, живой и неживой природе, находятся в единстве и взаимосвязи.
Учитель: Значит, достигли мы поставленной цели
урока?
Для чего нам нужен этот материал с практической точки зрения, где он нам может пригодиться? Где мы должны учитывать эти факторы, влияющие на скорость реакций?
Ученики:
- многократно пережёвывать пищу;
- употреблять тёплую пищу;
- употреблять витамины (они используются для образования ферментов)
-управлять химическими производствами.
16
Выбор темы урока обусловлен общностью понятий, изучаемых в химии и биологии «единство мира», «зависимость процессов, происходящих в природе от
факторов окружающей среды» . Интегрирование предметов на общности понятий указывает на средний уровень интеграции.
Форма интегрированного занятия – бинарный урок. Проводится учителями химии и биологии . Сущность его заключается в объединении усилий химии и биологии в решении проблемного вопроса: «существует ли взаимосвязь между процессами, происходящими в живой и неживой природе?»
При разработке данного урока руководствовались следующими положениями:
- не соединять разные уроки, а добавлять материал одного предмета материалом другого,
-обеспечить сравнительно-обобщающее изучение материала по химии и биологии и вырабатывать у учащихся умение сопоставлять явления, устанавливать связи и закономерности,
- соединить полученные знания по предметам в единую систему,
- дать возможность, подтвердить теоретические знания экспериментально, так как таким образом полученные знания усваиваются прочнее,
- соединить обучение, воспитание и развитие.
На уроке создается и реализуется межпредметная проблемная ситуация, в данном случае - ситуация предположения, то есть ситуация, которая требует доказать
5
справедливость выдвинутого предположения. Поиск доказательств гипотезы решения проблемных вопросов осуществляется через организацию практической работы, проведение экспериментов, что обеспечивает включение в познавательную деятельность всех анализаторов восприятия нового материала.
Интеграция содержания учебного материала осуществляются на каждом этапе урока. Для организации познавательной деятельности учащихся при изучении нового материала использованы групповая форма работы, частично-поисковый метод , приемы технологии проблемного обучения . Структура интеграции содержания химии и биологии. - взаимопроникающая, пластообразная. Она направлена на достижение цели урока.
Дидактическая цель:
Создание условий для осознания учащимися единства живой и неживой природы, для формирования научного мировоззрения посредством интеграции содержания химии и биологии.
Образовательный аспект:
Рассмотреть факторы, влияющие на скорость химических процессов в живой и неживой природе, и на основе их общих закономерностей установить единство процессов в живой и неживой природе.
Развивающий аспект:
Продолжить
- формирование представление о единстве мира,
6
Подобным примером влияния площади соприкосновения веществ на скорость процессов в живых организмах является и взаимосвязь строения лёгких у позвоночных с выполняемыми функциями.
Химик: Одним из важных факторов, влияющих на скорость химических реакций, являются катализаторы, которые увеличивают скорость реакций, оставаясь при этом химически неизменными.
Учитель объясняет роль катализаторов с использованием слайда. Учитель предлагает проделать опыт с перекисью водорода, разложение которой идет в присутствии катализатора оксида марганца.
Ученики выполняют опыт.
Биолог: Катализаторы есть и в живой природе. Катализаторы, действующие в живых организмах, называются ферментами. Давайте посмотрим их действие на примере фермента каталазы.
Опыты: пробирки с 1)варёный картофель 2)сырой картофель 3)варёное мясо 4)сырое мясо
Суть опыта: ферменты – это белковые молекулы, которые при нагревании разрушаются. Поэтому в варёных продуктах фермент разрушен и не действует.
Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу с указанием факторов и их действия на скорость химических реакций.
Химик: Итак, мы проследили основные факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу с указанием факторов и их действия на скорость химических реакций.
15
1 группа: « Изучение влияния природы веществ на скорость химических процессов»
2 группа : « Изучение влияния температуры на скорость химических реакций»
Биолог. Мы знаем, что процессы в живой природе, основанные на реакциях обмена также зависят от температуры. Давайте подтвердим это примерами .
Ученики рассказывают
-об анабиозе,
-о годовых кольцах на деревьях ( спил дерева),
- рассказ ученицы о спячке животных (стенд с изображением животных, впадающих в спячку)
3 группа : «Изучение влияния на скорость химических реакций площади соприкосновения реагирующих веществ».
Биолог: Подобные закономерности происходят и в живой природе. Давайте вспомним:
- Какие форменные элементы участвуют в переносе кислорода?
- Молекулы какого вещества связывают кислород в лёгких?
Обратите внимание на форму эритроцитов – она двояковогнутая. Как вы думаете, с чем это связано? Действительно, благодаря такой форме увеличивается площадь соприкосновения молекул гемоглобина с молекулами кислорода (1 эритроцит содержит 280 молекул гемоглобина).
14
- развитие общеучебных умений и навыков: сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, выполнять опыты,
- развитие логического мышления.
Воспитательный аспект:
Воспитывать
- любовь к окружающему миру ,
- трудолюбие, коммуникативность.
Девиз урока: Опыт – основа познания
Цель для учеников:
На примере факторов, влияющих на скорость химических реакций, осознать взаимосвязь всех процессов, происходящих в окружающем мире, живой и неживой природе.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая
Метод: частично-поисковый
Методические приемы: лабораторные опыты, создание проблемной ситуации, организация самостоятельной групповой работы, представление результатов работы групп.
Технология: элементы технологии проблемного обучения
7
Оборудование и реактивы:
Спиртовка, растворы соляной и серной кислот, железо, алюминий, цинк, оксид меди, оксид марганца, перекись водорода, картофель, почки в сыром и вареном виде; инструкционные карты;
спил дерева, слайды с изображением объектов живой природы.
Планируемые результаты:
В ходе урока учащиеся
- на основе понимания общности факторов, влияющих на скорость химических реакций в живой и неживой природе получают подтверждение представления об единстве мира,
- учатся экспериментально подтверждать факторы, влияющие на скорость химических реакций,
- приобретают положительные сдвиги в формировании личностных качеств.
8
Учитель:
А теперь сформулируем предположение (гипотезу) решения этого вопроса на основании опытов:
1) 2 колбы с воронками:
через одну пропускаем Н2О,
через другую - мёд.
а) где скорость протекания больше?
б) в чём причина?
- разная природа веществ.
2) 2 колбы с воронками:
воронка обычная
воронка с мелкопористым фильтром
а) где скорость протекания больше?
б) в чём причина?
- разные условия процесса.
Ученики на основании опытов формулируют гипотезу:
Гипотеза: скорость процесса зависит от природы веществ и условий ее протекания
Учитель:
Переходим к подтверждению нашей гипотезы .
Учитель организует групповую работу, проводит
инструктажи по выполнению заданий в группах и по технике безопасности.
Каждая группа исследует один из факторов, влияющих на скорость химических процессов, используя инструкционные карточки, записывает уравнения реакции, делает краткое сообщение и выводы по проделанной работе.
13
Конспект урока
Тема: «Единство процессов в живой и неживой природе»
Химик:
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Химические реакции»
1.Что такое химические реакции?
2.Какими особенностями должны обладать вещества, чтобы произошла химическая реакция.
3.Приведите примеры химических реакций в живой и неживой природе.
Цель нашего урока - задуматься о взаимосвязи всех процессов, происходящих в окружающем мире, живой и неживой природе, о единстве мира. Неслучайно эпиграфом к уроку являются слова:
Весь мир большой: жара и стужа,
Планет круженье, свет зари
Всё то, что видим мы снаружи
Законом связано внутри.
А поможет нам в этом изучение факторов, влияющих на скорость химических реакций».
Над какими проблемными вопросом, исходя из темы и эпиграфа урока, мы должны сегодня задуматься?
Ученики:
Какие факторы и как влияют на скорость химических
процессов в живой и неживой природе? Можно ли на примере этих факторов доказать единство живой и неживой природы?
12
Технологическая карта урока
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на урок. | Проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых для урока |
2. Мотивация и целеполагание | Предлагает привести примеры реакций в живой и неживой природе и задуматься об единстве процессов, происходящих в природе. Побуждает учащихся к формулировке цели урока. | Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют с помощью учителя цель урока. |
9
3. Актуализация знаний | Выполняет демонстрационные опыты , отражающие зависимость скорости процессов от условий их протекания и природы веществ . Предлагает ученикам, исходя из результатов опытов, сформулировать проблемные вопросы и гипотезу их решения. | Наблюдают за демонстрационными опытами, делают выводы по ним. На основании результатов опытов формулируют проблемные вопросы и гипотезу их решения. |
4.Первичное усвоение учебного материала. | Организует практическую работу учащихся в группах по инструкционным картам. | Выполняют практическую работу в группах, готовятся к презентации результатов. |
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Учителя биологии и химии организуют совместное обсуждение результатов работы учащихся. | Представляют результаты своей работы, делают сообщения. |
6.Первичное закрепление нового материала. | Контролирует составление сводной таблицы по теме урока. | Составляют таблицу. |
7.Рефлексия.Подведение итогов урока. | Создают условия для понимания значимости изученного материала в повседневной жизни. Создает условия для осознания и оценки деятельности учащихся на уроке. | Приводят примеры ситуаций использования изученного материала. Проводят оценивание достижения цели, осознание и оценивание своей работы. Группа оценивает работу каждого ученика |
8. Домашнее задание. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Осмысливают и записывают домашнее задание. |
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....
Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...
единство живой и неживой природы
презентация предназначена для урока природоведения в 5 классе по теме "Единство живой и не живой природы"...
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...
Введение в биологию "Живая и неживая природа. Признаки живого" 5 класс
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 5 класс...