Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
план-конспект занятия по биологии (5, 6 класс)
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"
Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования первоначального представления о методах изучения живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях живой и неживой природы, для формирования первоначального представления о методах изучения живой природы.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за объектами живой и неживой природы, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;
- содействовать формированию у учащихся общеучебных умений, необходимых для работы в группе;
- способствовать развитию личностной мотивации учащихся по соблюдению правил поведения в природе.
Место проведения экскурсии: территория учреждения образования.
Время проведения экскурсии: сентябрь.
Оборудование:
карточки-задания; блокнот и карандаш.
Проведение экскурсии
Педагог знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии. Можно предложить учащимся самим определить правила безопасного поведения на экскурсии
«На нашей экскурсии НЕЛЬЗЯ...»
«На нашей экскурсии МОЖНО...»
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения при проведении этой и последующих экскурсий. В будущем можно только напоминать общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсий и при необходимости добавлять специальные правила в зависимости от темы экскурсий. (8—9 мин)
Педагог предлагает учащимся стать или сесть в круг и, подумав 1 минуту, закончить высказывание «Природа в моей жизни...» или «Природа для меня...». Можно предложить высказываться учащимся по желанию или всем по очереди по кругу.
Педагог напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы. (3 мин)
Педагог предлагает учащимся назвать синонимы к слову наблюдать. (Возможные ответы учащихся: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и т. п.) Выслушав ответы, педагог вместе с учащимися подводит итог:
наблюдение — это зрительное изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений живой природы. Оно позволяет описывать ее объекты и явления. Наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов — бинокля, лупы.
Учитель сообщает о том, что на экскурсии будет проводиться наблюдение невооруженным глазом объектов живой и неживой природы. (3 мин)
Учащиеся получают задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. На выполнение задания отводится 15 минут. Карточку-задание получает каждый учащийся.
Выберите понравившийся вам участок на территории, определенной учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.
Найдите на выбранном вами участке тела живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не пугайте животных, не сорите.
Заполните таблицу в ваших блокнотах; объекты природы перечислите в первой графе таблицы, а вторую и третью графы заполните с помощью знаков «+» или «-».
Объекты природы | Живая природа | Неживая природа |
Подведение итогов.
Педагог предлагает подсчитать, сколько всего объектов живой и неживой природы удалось наблюдать во время экскурсии. (5 мин)
Игра «Воронья охота»
Игра заключается в поиске различных природных объектов. Учащимся выдаются списки, содержащие перечисление этих объектов. Их поиски потребуют от участников не только внимательности, но и творческого подхода.
Охотничий список:
1. Перышко.
2. Семечко растения, принесенное ветром.
3. Кленовый лист.
4. Колючка.
5. Что-нибудь круглое.
6. Что-нибудь пушистое.
7. Что-нибудь острое.
8. Что-нибудь красивое.
9. Что-то, что может шуметь.
10. Что-нибудь белое.
11. Что-нибудь мягкое.
12. Что-нибудь бесполезное для природы. (В природе ВСЕ имеет свое значение.)
13. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно!)
Пусть учащиеся попробуют найти объекты из этого списка на выбранных ими участках. Попросите их распределить эти объекты по группам: живая и неживая природа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....
Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...
Световые явления в живой и неживой природе
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....
Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов
видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...
Живая и неживая природа. Признаки живого
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 5 класс...