Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5_klass_edinstvo_zhivoy_i_nezhivoy_prirody.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Единство живой и неживой природы.
Задачи урока: Сформировать знания о целостной картине материального мира, ввести понятия «вещество», «молекула», «атом». Развивать умения и навыки анализа, синтеза, обобщения. Формировать научно-материалистическое мировозрение, воспитывать культуру труда на уроке.
Ход урока:
1.Стадия вызова:
1.1 Парная работа. Рассмотри репродукции картин Н. С. Крылова «Русская зима» и Н. К. Саврасова «Пейзаж с радугой». Выделите и назовите тела живой и неживой природы. Представьте и аргументируйте свой выбор.
По ходу обсуждаются вопросы: Какие среды обитания изображены на картинах? Какие живые организмы вы бы дорисовали на этих картинах, если бы могли? О каких средах обитания не вспомнили во время обсуждения? Известны ли вам картины где изображены водная и почвенная среды обитания?
1.2 Физминутка.
1.3 сообщение темы и задач урока.
2.Стадия осмысления:
Объяснение нового материала в виде проблемного диалога:
2.1 ? Рассмотрим рис №13 стр12 учебника и ответим на вопрос: Что общего между телами живой и неживой природы? Формулируем ответ: тела живой и неживой природы можно характеризовать по общим признакам: высоте, длине, ширине(размер), форме, цвету, объему, массе.
? Почему тела можно характеризовать по общим признакам?
Ответ: Тела состоят из веществ, которые встречаются как в живой природе, так и в неживой.
Демонстрация опыта: Нагревание поваренной соли и сахара.
? В чем разница между поведением этих веществ?
Ответ: при нагревании соли – изменений не наблюдаем. При нагревании сахара происходит обугливание и горение вещества.
? Как получают знакомые вам соль и сахар?
Ответ: Соль добывают из месторождений или воды соленых озер. Сахар получают из сахарной свеклы или сахарного тростника.
Учитель дает определение под запись в тетрадь определение «органического» и «неорганического» веществ.
2.2. Физминутка.
2.3 Организация УМШ. Работа в 6 группах. Задание группам: Рассортируйте предложенные предметы на две группы – органические вещества и неорганические вещества. У каждой группы на столе в лотках выложены: гвоздь, стекло, кусочек хлеба, древесина, зерна фасоли, кнопка, полоска бумаги, простой карандаш.
Группы представляют свои варианты сортировки, объясняя свой выбор.
Проблемная ситуация состоит в том, что карандаш состоит из древесины ( органическое вещество) и графитового стержня (неорганическое вещество).
Вывод: Живая и неживая природа находятся в тесном взаимодействии друг с другом, зачастую они неотделимы. Живые организмы не могут существовать без неживой природы, при этом постоянно влияют на нее.
2.4 Физминутка.
2.5 ? А из чего состоят вещества?
Демонстрация опыта: Растворение и разбавление раствора перманганата марганца (марганцовки).
Ответ: Крупинки марганцовки состоят из очень большого числа частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Это молекулы. Молекулы состоят из атомов.
Рассмотрите рис №18, 19 ,стр 17 учебника. Что изображено? Какие процессы происходят на рисунках?
Ответ: Молекулы могут распадаться на атомы, которые группируясь по – новому, образуют молекулы новых веществ.
Учитель предлагаете прочесть стихи.
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере.
? О каких процессах, изученных на уроке, идет речь в этих стихах?
Ответы: Об образовании молекул разных веществ из атомов, о взаимодействии живой и неживой природы, о значении атомов кислорода, о появлении первоначально неживой природы, а потом живой.
2.6 Физминутка.
3. Стадия рефлексии:
3.1 Выполните задание №2 в печатной тетради §3, стр 7.
3.2 Подведение итогов урока. Домашнее задание §3, п/т §3, задание №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"
Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....
Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"
Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...
Световые явления в живой и неживой природе
презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»
Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...
Введение в биологию "Живая и неживая природа. Признаки живого" 5 класс
Урок разработан по новым ФОП к УМК "Линия жизни" учебник В.В. Пасечника 2024 г. Биология 5 класс...