Методическая разработка урока по теме отряд Перепончатокрылые
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Скачко Мария Павловна

Представлен урок по теме Перепончатокрылые Зоология 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otryad_pereponchatokrylye.docx70.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урок № 4

Тема:

 «Отряд Перепончатокрылые»

7 класс

Учебник: «Биология. Животные. 7 класс»

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин

Технология:

Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ

Автор учитель биологии лицея № 470

Калининского района г. СПб

Скачко Мария Павловна

Отряд Перепончатокрылые
Цели урока:

Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;

раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;

доказать необходимость охраны этих насекомых

расширять кругозор учащихся.

Образовательные: познакомить с представителями отряда Перепончатокрылые, пчелами и муравьями, узнать о структуре и особенностях жизнедеятельности пчелиной семьи, значение их в природе и жизни человека, методах биологической борьбы

Развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие умений учащихся сравнивать, делать выводы; развитие у учащихся исследовательских умений.

Воспитательные: воспитание любви к животным, бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные:

рассмотреть особенности строения и особенностях строения пчел и муравьях, организации жизни общественных животных ;

расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие:

продолжить формирование навыков делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

формирование критического мышления;

Воспитательная:

воспитывать бережное отношение к природе;

ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Технология: Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ

Тип урока - комбинированный.

Формы работы на уроке:

а) объяснение нового материала;
б) работа с учебным материалом

в) самостоятельная работа учащихся
 Методы

Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);

Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

Планируемые результаты:

Учащиеся должны продемонстрировать

Предметные ЗУНы:

учащиеся должны усвоить, что перепончатокрылые общественные животные;

знать внешнее строение пчел и муравьев;

выделять особенности приспособления к общественному образу жизни;

узнавать перепончатокрылые на рисунках и натуральных объектах.

Межпредметные ЗУНы: обобщать ранее изученный материал, прогнозировать свойства, в зависимости от строения; развивать коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради) и т.д.

Личностно-ориентированный результат: формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология

Технологическая карта урока

Этапы урока

Метод

Время

Организационный

Проверка раннее полученных знаний

10 мин.

Новый материал:

  1. Общая характеристика
  2. Пчелы- общественные насекомые. Особенности строения, пчелиная семья, особенности жизнедеятельности Заполнение таблицы
  3. Значение меда и продуктов жизнедеятельности
  4. Муравьи. Муравейник
  5. Значение перепончатокрылых в природе и жизни человека
  6. Интересные факты

Наглядный; частично-поисковый; частично самостоятельный; выполнение самостоятельной работы

25 мин.

Закрепление знаний

Игра Угадай кто? Определение представителей перепончатокрылых

5 мин

Рефлексия. Анализ урока (выставление оценок): выставление и обоснования оценок

Обсуждение результатов урока

4 мин.

Домашнее задание

1 мин.

Отряд Перепончатокрылые

1. Проверка знаний

Задание 1 (для всех)

Определите, к какому отряду относится данная характеристика

А)  Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску.                                           (Стрекозы)

Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей.    (Жесткокрылые)

В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)

задание 2

Распределить по отрядам (работа для одного учащегося  у доски)

Чешуекрылые            Равнокрылые                Двукрылые

Лимонница,  листоблошки, слепень бычий, бражник,  тля                              

кровососка оленья,  мотылек,  щитовки,  комар малярийный

3 задание

Найдите ошибку в стихотворении  А. Фета «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.
 (у бабочки 4 крыла)

4 задание

На доске написаны названия отрядов, необходимо  объяснить их названия

Жесткокрылые  (первая пара крыльев превратилась в жесткие  надкрыльники)

Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)

Двукрылые (Хорошо  развиты два передние крыла. Задние  называются  жужжальцами)

Чешуекрылые   (Крылья покрыты чешуйками)

5 задание

В предложенном перечне найдите лишнее

Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)

Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)

Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)

- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?

2. Общая характеристика отряда Перепончатокрылые презентация кадр 3

300 тыс. видов. К ним относится пилильщики, пчелы, муравьи, осы, шмели, наездники и другие насекомые. Распространены повсеместно кроме Антарктиды. У перепончатокрылых две пары крыльев, передние крылья  больше задних. У многих крылья развиваются только в брачный период. На голове усики, пара сложных глаз и 3 простых глаза, ротовой аппарат грызущий или лижущий. Развитие с полным превращением. У перепончатокрылых есть половой деморфизм. Сложное поведение.

3. Пчела - общественное насекомое презентация кадр 4-5-6

        Около 20 тыс. видов

Распространенны повсеместно (кроме Антарктиды)

Ротовой аппарат лижуще-грызущий (нижняя губа и нижняя челюсть вытягиваются в трубочку, формируется хоботок с язычком, при этом верхние челюсти (жвала) — сохраняются)

Питаются нектаром и пыльцой, используя нектар в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ

Имеют две пары крыльев,  задняя пара по размеру меньше передней

Пчелиная семья

Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчел.

Большинство членов этой семьи – рабочие пчелы (бесплодные самки).

В семье пчел есть одна самка, способная откладывать яйца до 2-3 тыс. яиц,- это матка. Летом в семье появляются несколько сотен самцов - трутней. Они не могут добывать пищу самостоятельно.

Зимуют в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживают t=+15°.

4.Самостоятельная работа

- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию

Таблица

Признаки сравнения

Полиморфизм пчел

матка

трутень

Рабочая пчела

Кол-во особей в семье

1

Несколько сотен

70 000

Из каких яиц развиваются

 (оплодотворенных)

неоплодотворенных

оплодотворенных

Кормление в личиночной стадии

Зобным молочком

Молочком, затем пергой

Молочком, затем пергой

Время развития

? 16

? 24

? 22

Особенности строения

Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией

Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время браного полета

На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало

Выполняемые функции

Спаривание и откладывание яиц

Оплодотворение самки

Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья

5.Значение медоносной пчелы в жизни человека презентация кадр 8

Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи

  • Мед
  • Прополис
  • Маточное молочко
  • Воск пчелиный
  • Пчелиный яд

6.Муравьи. Чем они интересны? Презентация кадр 9-10

 Информация из буклета и учебника на с.90-91.

около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.

Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.

Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.

Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.

При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет,  рабочие муравьи – 3 года.

Муравейник

около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.

Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.

Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.

Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.

При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет,  рабочие муравьи – 3 года.

7.Значение Перепончатокрылые: презентация кадр 11

  • Опыление растений
  • Разносят семена и распространяют некоторые растения
  • Почвообразователи
  • Переносчики заболеваний
  • Мед, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной жизнедеятельности
  • Вред жилью и здоровью человека, саду и огороду

8. Игра Угадай кто? Презентация кадр 12-13

На кадре презентации представлены животные относящиеся к данному отряду.

9. Закрепление знаний. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"

Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...