Методическая разработка урока по теме отряд Перепончатокрылые
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Представлен урок по теме Перепончатокрылые Зоология 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otryad_pereponchatokrylye.docx | 70.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урок № 4
Тема:
«Отряд Перепончатокрылые»
7 класс
Учебник: «Биология. Животные. 7 класс»
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Технология:
Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ
Автор учитель биологии лицея № 470
Калининского района г. СПб
Скачко Мария Павловна
Отряд Перепончатокрылые
Цели урока:
Выделить особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни;
раскрыть многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека;
доказать необходимость охраны этих насекомых
расширять кругозор учащихся.
Образовательные: познакомить с представителями отряда Перепончатокрылые, пчелами и муравьями, узнать о структуре и особенностях жизнедеятельности пчелиной семьи, значение их в природе и жизни человека, методах биологической борьбы
Развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие умений учащихся сравнивать, делать выводы; развитие у учащихся исследовательских умений.
Воспитательные: воспитание любви к животным, бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть особенности строения и особенностях строения пчел и муравьях, организации жизни общественных животных ;
расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие:
продолжить формирование навыков делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
формирование критического мышления;
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к природе;
ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Технология: Элементы развивающего обучения с использованием ИКТ
Тип урока - комбинированный.
Формы работы на уроке:
а) объяснение нового материала;
б) работа с учебным материалом
в) самостоятельная работа учащихся
Методы
Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);
Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).
Планируемые результаты:
Учащиеся должны продемонстрировать
Предметные ЗУНы:
учащиеся должны усвоить, что перепончатокрылые общественные животные;
знать внешнее строение пчел и муравьев;
выделять особенности приспособления к общественному образу жизни;
узнавать перепончатокрылые на рисунках и натуральных объектах.
Межпредметные ЗУНы: обобщать ранее изученный материал, прогнозировать свойства, в зависимости от строения; развивать коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради) и т.д.
Личностно-ориентированный результат: формировать мотивацию к творческому труду, работе на результат, развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.
Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология
Технологическая карта урока
Этапы урока | Метод | Время |
Организационный | Проверка раннее полученных знаний | 10 мин. |
Новый материал:
| Наглядный; частично-поисковый; частично самостоятельный; выполнение самостоятельной работы | 25 мин. |
Закрепление знаний | Игра Угадай кто? Определение представителей перепончатокрылых | 5 мин |
Рефлексия. Анализ урока (выставление оценок): выставление и обоснования оценок | Обсуждение результатов урока | 4 мин. |
Домашнее задание | 1 мин. |
Отряд Перепончатокрылые
1. Проверка знаний
Задание 1 (для всех)
Определите, к какому отряду относится данная характеристика
А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган- маску. (Стрекозы)
Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей. (Жесткокрылые)
В) Отряд включает в себя более 30 тысяч видов. Все представители- сосущие насекомые, питающиеся соками растений. Ротовой аппарат колюще- сосущий. На теле две пары прозрачных крыльев. Передние развиты лучше. Не у всех представителей есть глаза. (Равнокрылые)
задание 2
Распределить по отрядам (работа для одного учащегося у доски)
Чешуекрылые Равнокрылые Двукрылые
Лимонница, листоблошки, слепень бычий, бражник, тля
кровососка оленья, мотылек, щитовки, комар малярийный
3 задание
Найдите ошибку в стихотворении А. Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.
(у бабочки 4 крыла)
4 задание
На доске написаны названия отрядов, необходимо объяснить их названия
Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрыльники)
Полужесткокрылые (передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)
Двукрылые (Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальцами)
Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)
5 задание
В предложенном перечне найдите лишнее
Скарабей, божья коровка, жук майский, пчела (отряд Жуки или жесткокрылые)
Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка, шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)
Кузнечики, кобылки, сверчки, оса (Прямокрылые)
- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?
2. Общая характеристика отряда Перепончатокрылые презентация кадр 3
300 тыс. видов. К ним относится пилильщики, пчелы, муравьи, осы, шмели, наездники и другие насекомые. Распространены повсеместно кроме Антарктиды. У перепончатокрылых две пары крыльев, передние крылья больше задних. У многих крылья развиваются только в брачный период. На голове усики, пара сложных глаз и 3 простых глаза, ротовой аппарат грызущий или лижущий. Развитие с полным превращением. У перепончатокрылых есть половой деморфизм. Сложное поведение.
3. Пчела - общественное насекомое презентация кадр 4-5-6
Около 20 тыс. видов
Распространенны повсеместно (кроме Антарктиды)
Ротовой аппарат лижуще-грызущий (нижняя губа и нижняя челюсть вытягиваются в трубочку, формируется хоботок с язычком, при этом верхние челюсти (жвала) — сохраняются)
Питаются нектаром и пыльцой, используя нектар в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ
Имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней
Пчелиная семья
Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчел.
Большинство членов этой семьи – рабочие пчелы (бесплодные самки).
В семье пчел есть одна самка, способная откладывать яйца до 2-3 тыс. яиц,- это матка. Летом в семье появляются несколько сотен самцов - трутней. Они не могут добывать пищу самостоятельно.
Зимуют в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживают t=+15°.
4.Самостоятельная работа
- Заполнить таблицу, вписывая недостающую информацию
Таблица
Признаки сравнения | Полиморфизм пчел | ||
матка | трутень | Рабочая пчела | |
Кол-во особей в семье | 1 | Несколько сотен | 70 000 |
Из каких яиц развиваются | (оплодотворенных) | неоплодотворенных | оплодотворенных |
Кормление в личиночной стадии | Зобным молочком | Молочком, затем пергой | Молочком, затем пергой |
Время развития | ? 16 | ? 24 | ? 22 |
Особенности строения | Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией | Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время браного полета | На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало |
Выполняемые функции | Спаривание и откладывание яиц | Оплодотворение самки | Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья |
5.Значение медоносной пчелы в жизни человека презентация кадр 8
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи
- Мед
- Прополис
- Маточное молочко
- Воск пчелиный
- Пчелиный яд
6.Муравьи. Чем они интересны? Презентация кадр 9-10
Информация из буклета и учебника на с.90-91.
около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.
Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.
Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.
Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.
При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет, рабочие муравьи – 3 года.
Муравейник
около 10 тыс. видов муравьев. Размеры тела - 0,8-30 мм. Окраска от светло-желтой до черной.
Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера.
Муравьи могут строить огромные Известно муравейники. В семье насчитывают до 500-800 тыс. и даже до 1млн особей в муравейнике.
Живут большими семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи.
При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет, рабочие муравьи – 3 года.
7.Значение Перепончатокрылые: презентация кадр 11
- Опыление растений
- Разносят семена и распространяют некоторые растения
- Почвообразователи
- Переносчики заболеваний
- Мед, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной жизнедеятельности
- Вред жилью и здоровью человека, саду и огороду
8. Игра Угадай кто? Презентация кадр 12-13
На кадре презентации представлены животные относящиеся к данному отряду.
9. Закрепление знаний. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока по теме "Отряды млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные"
Данный урок позволяет раскрыть биологические особенности животных отрядов Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. Показать их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человек...