Урок 9 класс" Клеточная теория"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Голикова Александра Алексеевна

Современный урок предполагает использование Электронных образовательных ресурсов, которые собственно облегчают работу учителя и усиливают наглядность урока! Не надо подбирать к уроку таблицы, схемы,  вешать всё это на доску! А если несколько таблиц, менять их и т.д. А ЭОР - это те же таблицы, схемы, но ещё и анимации, видео , позволяющие посмотреть процесс в действии. Коллекций ЭОР уже много! Надо просто запастись ссылками на соответствующий ресурс и иметь выход в интернет. Предлагаю пример такого урока с использованием ЭОР. Также ещё помещаю карту урока, которой можно заменить громоздский конспект урока. Многие учителя уже составляют вместо конспектов такие карты и пользуются ими. Ещё предлагаю презентацию к уроку. Но сейчас слишком увлекаются презентациями, перегружая их анимацией, что лишнее, т.к. это потеря время урока, может зависнуть , да и мелькание для глаз вредно, особенно анимация текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-konspekt_uroka_s_eor.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon kletochnaya_teoriya-urok.doc45.5 КБ
Office presentation icon tsitologiya_-_nauka_o_kletke.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__Цитология-наука о клетке.Многообразие клеток. Клеточная теория.________________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Голикова Александра Алексеевна

Место работы

ГБОУ ЦО №1497

Должность

Учитель

Предмет

биологии

Класс    9

Тема и номер урока в теме

Основы учения о клетке Урок №1

Базовый учебник Биология:9 класс И.Н.Пономарёва,О.А.Корнилова, Н.М.Чернова       -М.:Вентана-Граф2010г

  1. Цель  урока: сформировать у учащихся чёткое представление о единстве живого на основе клеточного строения, продемонстрировать развитие знаний о клетке ,закрепить навыки работы с микроскопами.

9. Задачи:

- обучающие познакомить с методами исследования клеток и постулатами клеточной теории

-развивающие  развивать способности быстро отвечать на вопросы,проводить небольшие исследования,использовать полученные ранее знания

-воспитательные  воспитывать интерес к предмету биологии

  1. Тип урока комбинированный
  2. Формы работы учащихся работа с цифровыми и световыми микроскопами,работа на интерактивной доске,компьютерное тестирование
  3. Необходимое техническое оборудование  мультимедийное оборудование,интерактивная доска,компьютеры,цифровой и световые микроскопы
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

Оргминута


1Проверка знаний




1,2









Демонстрация клеток разных царств(интерактивная доска) ,проверка заданий с микроскопами

Один учащийся на учительском компьютере мультимедийно выполняет лабораторную работу Класс наблюдает и вспоминает. Учитель задаёт вопросы по ходу работы: Как называются разные части микроскопа?( Как определить увеличение микроскопа?(При проблемах с интернетом запускаю с диска программу «Живая биология» Физикон или Лабораторный практикум.)

Далее 2 ученика работают с микроскопами-Задание:Рассмотреть микропрепарат и узнать клетки растительные и животные.Учитель просит озвучить действия с микроскопом одного ученика.(вспоминаем как настраивать и устанавливать микропрепарат).

Одновременно запускается интерактивная доска-флипчарт Распознавание клеток разных царств. С ним работают поочерёдно 3-4 ученика( там 7 заданий).Эту работу контролирует учитель с классом, заменяя несправившегося отвечающего на другого.

2-3 учащихся могут работать по карточнам на местах(не обязательный момент- запасной)

Ответ на вопросы по карточкам,узнавание клеток.

Работа с световыми и цифровыми микроскопами.

5  




























10-12 мин      


2

Новый материал

3,4,5

Демонстрация презентации по клеточной теории.Сопровождается рассказом учителя.

Запускается на интерактивной доске 4-й ресурс(интерактивные тесты с автоматизированной возможностью правильности выполнения).Учитель вызывает поочерёдно 6 учащихся( в ресурсе 6 заданий). Учитель просит оценить себя.

При быстром выполнении этого ресурса запускается 5 ресурс(также интерактивные тесты). Если времени нет, то переходим к следующему заключительному этапу урока.



Запись в тетради основных моментов нового материала, которые просит зафиксировать учитель. Работа интерактивной доской

20-мин

3

Обобщение и закрепление материала

6

Проверка,обобщение

Учащиеся с помощью учителя заполняют интерактивную таблицу.Основные моменты таблицы учитель просит зафиксировать в тетради.

Вывод учителя о том ,что клеточное строение свидетельствует о единстве всего живого на Земле.

Благодарит учащихся за работу и выставляет оценки.

Работа с интерактивной доской и в тетрадях

8

Приложение к плану-конспекту урока

___Цитология-наука о клетке.Многообразие клеток.Клеточная теория._______________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1







2







3









4





5






6

Интерактивная доска



Контрольно-практический







Практический







Информационный








Информационно-контрольный



Информационный





контрольный

Интерактивные задания







Интерактивная лабораторная работа





Иллюстрация(Этот ресурс не обязателен,т.к. иллюстрации есть в презентации учителя)








Интерактивные тесты




Иллюстрация






Интерактивная таблица

http://fcior.edu.ru/card/8307/razlichiya-v-stroenii-kletok-organizmov-raznyh-grupp.html



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004a1-1000-4ddd-f3c3-4f0046bc4323/273.swf



http://fcior.edu.ru/card/8673/kletochnaya-teoriya.html






http://fcior.edu.ru/card/1110/kletochnaya-teoriya.html



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000049e-1000-4ddd-f5dd-270046bc4323/index_mht.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004c8-1000-4ddd-48a9-110046bc432d/028.swf


________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________



Предварительный просмотр:

Класс   __9__

Раздел  _Цитология ___

Карта урока № 1

Тема урока

Методы цитологии. Клеточная теория.

Цели и задачи

Познакомить учащихся с методами исследования клеток и постулатами клеточной теории Шванна-Шлейдена и современной КТ,повторить навыки работы с микроскопами.

Тип урока

Комбинированный урок.

Методы и формы обучения

Лекция .Рассказ с элементами беседы, организация работы  с микроскопами, текстом учебника, электронное тестирование.

Оборудование

Портреты Т. Шванна и М. Шлейдена, схема электронного микроскопа, световой микроскоп.,цифровой микроскоп,таблица,микропрепараты клеток, компьютерная программа по биологии «Лабораторный практикум».

План урока

  1. Проверка знаний по химическому составу клетки. (карточки,тесты,ответы на вопросы)
  2. Методы цитологии
  3. Клеточная теория Шванна-Шлейдена
  4. Современная КТ.

Основные понятия и термины урока

Клеточная теория.

Элементы  содержания урока

2. Методы цитологии.

Световая микроскопия / 1665г. Роберт Гук - открыл клетки, рассматривая срез пробки; 1696г. Антони ван Левенгук – открыл простейших, описал эритроциты, сперматозоиды – основоположник микроскопии.(увеличение 270)Использование компьютерной программы «Лабораторный практикум» -раздел «Клетка»-«Увеличительные приборы» слайд№5,7,10,12. Раздел «Приготовление микропрепарата» слайд №4,8,10

Электронная микроскопия / 30-е годы ХХ в. Позволяет увидеть составные части клеток размером всего 1 нм.( нм- одна миллиардная доля метра )

Ультрацентрифугирование – метод выделения и изучения отдельных органоидов клетки путем вращения с большой скоростью разрушенных клеток в пробирках. Так как разные части клеток имеют различную форму, массу, плотность, то они осаждаются слоями (ядра, митохондрии, пластиды, аппарат Гольжжи, лизосомы, рибосомы).


3. Клеточная теория Т. Шванна – М. Шлейдена.

В 1838г. вышла книга М. Шлейдена «Материалы к филогенезу» -клетка – основная структурная единица растений.

В 1839г. Т. Шванн опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» - первая версия клеточной теории:

  1. Все живые существа состоят из клеток
  2. Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности
  3. Каждая клетка самостоятельна; деятельность организма – это сумма процессов жизнедеятельности составляющих его клеток.

Они ошибочно считали,что клетки возникают из первичного неклеточного вещества.

Рудольф Вирхов – размножение клеток путем деления «каждая клетка из клетки».

Р.Броун – открыл ядро в клетке.

К.Бэр – установил,что все организмы начинают своё развитие с одной клетки.

.

  1. Положение современной клеточной теории.


  1.  Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.
  2. Клетка – саморегулирующая открытая система.
  3. Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.
  4. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
  5. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
  6.  В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.

Клеточная теория – одно из важнейших обобщений современной биологии.

5 Показ презентации урока(обобщение)

Познавательные задания

  • Найти в справочной биологич. литературе интересные факты о строении, химич. составе, размерах клеток.

Домашнее задание

Стр.142-143 ,тесты

Источники информации

Основной учебник: С.Г.Мамонтов,Н.И.Сонин,В.Б.Захаров. Биология Общие закономерности. Дрофа. 2003..

Дополнительные пособия: Общая  биология . под редакцией А.О.Рувинского


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Урок по теории вероятностей в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы».

Разработка содержит обоснование для проведения уроков по курсу "Теория вероятностей" в 5-6 классах; конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"....

Урок: "Норманнская теория"

Урок по теме "Норманнская теория" для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии проблемно-диалогического обучения, технологии интенсификации обучения на основе схемных...

Тема урока: Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

План - конспект урока по теме: Фотоэффект. Теория фотоэффекта. 11 класс....

Конспекты уроков по теории вероятностей 7 класс

Конспекты уроков по Тирвиру 7 кл...

"Логика перебора" - урок по теории вероятностей

Конспект урока содержит подборку упражнений по теме "Логика перебора" , решения к ним и итоги урока....

Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.

—Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....