Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста
статья по теме

Шишковская   Ольга Николаевна

 

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. В дошкольном возрасте при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением.

     Когда ребенок переступает порог школы. Учебная  деятельность у него еще не сформирована. Она формируется в процессе школьного обучения. Результат учебной деятельности незаметен – это прежде всего изменения в личности самого ученика.

     Всесторонний анализ неуспеваемости учащихся в начальной школе показал, что в основе этого лежат самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие отпедагогическойзапущенности ребенка. Ясно, что если ребенок придя в школу, совсем не умеет учиться, это означает – предпосылки учебной деятельности у него еще не сложились.

     Во-первых, ребенок готов учиться, если он приучен говорить с учителями, может не только сказать взрослому о своем незнании, недопонимании, но и сформировать причины своих трудностей. А этому можно научить уже сейчас, в дошкольном возрасте. Во-вторых, можно говорить о форсированности у детей предпосылок учебной деятельности, если они в дошкольном возрасте умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», «осуществлять самоконтроль и самооценку». По мнению ученых старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

     Для большинства детей, к сожалению, характерна завышенная самооценка. С одной стороны, это хорошо, потому что удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший», умелый» и т.д.). С другой стороны, это очень опасно, потому что в школе успехи ребенка во многом будут определяться именно его самооценкой: хорош или плох он как ученик, хорошо или плохо он учиться, как ведет себя на уроках, как выполняет рекомендации учителя. Очевидно, что если в старшем дошкольном возрасте адекватная самооценка не будет сформирована, то ребенок будет страдать в школе и соотнести низкое качество своей работы с оценкой учителя он не сможет.

     Известный ученый Н.Н. Поддъяков точно подметил, что самым главным в отношении педагогов и родителей к неуспеху ребенка является умение занять игровую,а не «трагико-драматическую» позицию.

     Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, важно подбодрить его, убедить что, при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить.

     Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления. При этом очень важно, чтобы общение с ребенком не ограничивалось только обсуждением результатов его деятельности на занятиях, но и родители были погружены в жизнь своих детей. В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, характер детей отличается активностью, бодростью духа, уверенностью в себе, дети имеют много друзей и легко завоевывают симпатии одноклассников. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, что характерно для детей с пониженной самооценкой, приводит к одиночеству.

     Представления детей о самих себе складывается под влиянием окружающей среды, взрослых и сверстников. Педагогам и родителям очень важно организовать деятельность и общение ребенком таким образом, чтобы малейшие положительные сдвиги в его поведении и действиях всегда поощрялись. Не менее полезно научить трезво оценивать свою неудачу, но при этом обязательно ориентироваться на определенную перспективу в ее достижении (нужно быть усидчивее, не надеяться на другого, быть внимательнее, слушать до конца задание и т.д.). Родители и педагоги должны не просто делать замечания. А учить определять причины допущенных ошибок («не получилось потому, что….»), устанавливать пути их устранения (сделать надо…) и помогать добиваться нужного результата в деятельности, поведении.

     Очень важно формировать у ребенка представление о том, что в отношении целого ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых решений, которыми необходимо пользоваться.

     Развитие и формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста не осуществляется само по себе и требуется большая, напряженная и кропотливая работа родителей и педагогов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form._prav._samooc._u_detey.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ ДОД «Центр детского творчества»

«Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста»

Из опыта работы

Студии развивающего обучения

«Солнышко»

Центра детского творчества.

Шишковская Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования.

Большеречье -2013

 Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. В дошкольном возрасте при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением.

     Когда ребенок переступает порог школы. Учебная  деятельность у него еще не сформирована. Она формируется в процессе школьного обучения. Результат учебной деятельности незаметен – это прежде всего изменения в личности самого ученика.

     Всесторонний анализ неуспеваемости учащихся в начальной школе показал, что в основе этого лежат самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие отпедагогическойзапущенности ребенка. Ясно, что если ребенок, придя в школу, совсем не умеет учиться, это означает – предпосылки учебной деятельности у него еще не сложились.

     Во-первых, ребенок готов учиться, если он приучен говорить с учителями, может не только сказать взрослому о своем незнании, недопонимании, но и сформировать причины своих трудностей. А этому можно научить уже сейчас, в дошкольном возрасте. Во-вторых, можно говорить о форсированности у детей предпосылок учебной деятельности, если они в дошкольном возрасте умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», «осуществлять самоконтроль и самооценку». По мнению ученых старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.

     Для большинства детей, к сожалению, характерна завышенная самооценка. С одной стороны, это хорошо, потому что удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший», умелый» и т.д.). С другой стороны, это очень опасно, потому что в школе успехи ребенка во многом будут определяться именно его самооценкой: хорош или плох он как ученик, хорошо или плохо он учиться, как ведет себя на уроках, как выполняет рекомендации учителя. Очевидно, что если в старшем дошкольном возрасте адекватная самооценка не будет сформирована, то ребенок будет страдать в школе и соотнести низкое качество своей работы с оценкой учителя он не сможет.

     Известный ученый Н.Н. Поддъяков точно подметил, что самым главным в отношении педагогов и родителей к неуспеху ребенка является умение занять игровую,а не «трагико-драматическую» позицию.

     Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, важно подбодрить его, убедить что, при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить.

     Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления. При этом очень важно, чтобы общение с ребенком не ограничивалось только обсуждением результатов его деятельности на занятиях, но и родители были погружены в жизнь своих детей. В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, характер детей отличается активностью, бодростью духа, уверенностью в себе, дети имеют много друзей и легко завоевывают симпатии одноклассников. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, что характерно для детей с пониженной самооценкой, приводит к одиночеству.

     Представления детей о самих себе складывается под влиянием окружающей среды, взрослых и сверстников. Педагогам и родителям очень важно организовать деятельность и общение ребенком таким образом, чтобы малейшие положительные сдвиги в его поведении и действиях всегда поощрялись. Не менее полезно научить трезво оценивать свою неудачу, но при этом обязательно ориентироваться на определенную перспективу в ее достижении (нужно быть усидчивее, не надеяться на другого, быть внимательнее, слушать до конца задание и т.д.). Родители и педагоги должны не просто делать замечания. А учить определять причины допущенных ошибок («не получилось потому, что….»), устанавливать пути их устранения (сделать надо…) и помогать добиваться нужного результата в деятельности, поведении.

     Очень важно формировать у ребенка представление о том, что в отношении целого ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых решений, которыми необходимо пользоваться.

     Развитие и формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста не осуществляется само по себе и требуется большая, напряженная и кропотливая работа родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста

Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста....

Мастер- класс «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...

Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста

Становление правильной речи не может осуществляться без развития высших психических функций-восприятие, память, внимание и мышление....

Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...