Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста
статья по теме
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. В дошкольном возрасте при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением.
Когда ребенок переступает порог школы. Учебная деятельность у него еще не сформирована. Она формируется в процессе школьного обучения. Результат учебной деятельности незаметен – это прежде всего изменения в личности самого ученика.
Всесторонний анализ неуспеваемости учащихся в начальной школе показал, что в основе этого лежат самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие отпедагогическойзапущенности ребенка. Ясно, что если ребенок придя в школу, совсем не умеет учиться, это означает – предпосылки учебной деятельности у него еще не сложились.
Во-первых, ребенок готов учиться, если он приучен говорить с учителями, может не только сказать взрослому о своем незнании, недопонимании, но и сформировать причины своих трудностей. А этому можно научить уже сейчас, в дошкольном возрасте. Во-вторых, можно говорить о форсированности у детей предпосылок учебной деятельности, если они в дошкольном возрасте умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», «осуществлять самоконтроль и самооценку». По мнению ученых старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.
Для большинства детей, к сожалению, характерна завышенная самооценка. С одной стороны, это хорошо, потому что удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший», умелый» и т.д.). С другой стороны, это очень опасно, потому что в школе успехи ребенка во многом будут определяться именно его самооценкой: хорош или плох он как ученик, хорошо или плохо он учиться, как ведет себя на уроках, как выполняет рекомендации учителя. Очевидно, что если в старшем дошкольном возрасте адекватная самооценка не будет сформирована, то ребенок будет страдать в школе и соотнести низкое качество своей работы с оценкой учителя он не сможет.
Известный ученый Н.Н. Поддъяков точно подметил, что самым главным в отношении педагогов и родителей к неуспеху ребенка является умение занять игровую,а не «трагико-драматическую» позицию.
Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, важно подбодрить его, убедить что, при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить.
Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления. При этом очень важно, чтобы общение с ребенком не ограничивалось только обсуждением результатов его деятельности на занятиях, но и родители были погружены в жизнь своих детей. В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, характер детей отличается активностью, бодростью духа, уверенностью в себе, дети имеют много друзей и легко завоевывают симпатии одноклассников. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, что характерно для детей с пониженной самооценкой, приводит к одиночеству.
Представления детей о самих себе складывается под влиянием окружающей среды, взрослых и сверстников. Педагогам и родителям очень важно организовать деятельность и общение ребенком таким образом, чтобы малейшие положительные сдвиги в его поведении и действиях всегда поощрялись. Не менее полезно научить трезво оценивать свою неудачу, но при этом обязательно ориентироваться на определенную перспективу в ее достижении (нужно быть усидчивее, не надеяться на другого, быть внимательнее, слушать до конца задание и т.д.). Родители и педагоги должны не просто делать замечания. А учить определять причины допущенных ошибок («не получилось потому, что….»), устанавливать пути их устранения (сделать надо…) и помогать добиваться нужного результата в деятельности, поведении.
Очень важно формировать у ребенка представление о том, что в отношении целого ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых решений, которыми необходимо пользоваться.
Развитие и формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста не осуществляется само по себе и требуется большая, напряженная и кропотливая работа родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
form._prav._samooc._u_detey.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД «Центр детского творчества»
«Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста»
Из опыта работы
Студии развивающего обучения
«Солнышко»
Центра детского творчества.
Шишковская Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования.
Большеречье -2013
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. В дошкольном возрасте при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием ребенка, его поведением.
Когда ребенок переступает порог школы. Учебная деятельность у него еще не сформирована. Она формируется в процессе школьного обучения. Результат учебной деятельности незаметен – это прежде всего изменения в личности самого ученика.
Всесторонний анализ неуспеваемости учащихся в начальной школе показал, что в основе этого лежат самые разные причины, как обусловленные природными задатками, так и зависящие отпедагогическойзапущенности ребенка. Ясно, что если ребенок, придя в школу, совсем не умеет учиться, это означает – предпосылки учебной деятельности у него еще не сложились.
Во-первых, ребенок готов учиться, если он приучен говорить с учителями, может не только сказать взрослому о своем незнании, недопонимании, но и сформировать причины своих трудностей. А этому можно научить уже сейчас, в дошкольном возрасте. Во-вторых, можно говорить о форсированности у детей предпосылок учебной деятельности, если они в дошкольном возрасте умеют «слушать и слышать», «смотреть и видеть», «осуществлять самоконтроль и самооценку». По мнению ученых старший дошкольник уже способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.
Для большинства детей, к сожалению, характерна завышенная самооценка. С одной стороны, это хорошо, потому что удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший», умелый» и т.д.). С другой стороны, это очень опасно, потому что в школе успехи ребенка во многом будут определяться именно его самооценкой: хорош или плох он как ученик, хорошо или плохо он учиться, как ведет себя на уроках, как выполняет рекомендации учителя. Очевидно, что если в старшем дошкольном возрасте адекватная самооценка не будет сформирована, то ребенок будет страдать в школе и соотнести низкое качество своей работы с оценкой учителя он не сможет.
Известный ученый Н.Н. Поддъяков точно подметил, что самым главным в отношении педагогов и родителей к неуспеху ребенка является умение занять игровую,а не «трагико-драматическую» позицию.
Если ребенок не уверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи, важно подбодрить его, убедить что, при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить.
Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления. При этом очень важно, чтобы общение с ребенком не ограничивалось только обсуждением результатов его деятельности на занятиях, но и родители были погружены в жизнь своих детей. В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, характер детей отличается активностью, бодростью духа, уверенностью в себе, дети имеют много друзей и легко завоевывают симпатии одноклассников. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, что характерно для детей с пониженной самооценкой, приводит к одиночеству.
Представления детей о самих себе складывается под влиянием окружающей среды, взрослых и сверстников. Педагогам и родителям очень важно организовать деятельность и общение ребенком таким образом, чтобы малейшие положительные сдвиги в его поведении и действиях всегда поощрялись. Не менее полезно научить трезво оценивать свою неудачу, но при этом обязательно ориентироваться на определенную перспективу в ее достижении (нужно быть усидчивее, не надеяться на другого, быть внимательнее, слушать до конца задание и т.д.). Родители и педагоги должны не просто делать замечания. А учить определять причины допущенных ошибок («не получилось потому, что….»), устанавливать пути их устранения (сделать надо…) и помогать добиваться нужного результата в деятельности, поведении.
Очень важно формировать у ребенка представление о том, что в отношении целого ряда жизненных ситуаций может быть найдено множество юмористических, шутливых решений, которыми необходимо пользоваться.
Развитие и формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста не осуществляется само по себе и требуется большая, напряженная и кропотливая работа родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста
Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста....
Мастер- класс «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»
Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...
Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста
Становление правильной речи не может осуществляться без развития высших психических функций-восприятие, память, внимание и мышление....
Развитие высших психических функций (ВПФ) как основа становления правильной речи у детей дошкольного возраста
Становление речи не может осуществляться без развития ВПФ....
Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи
В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...