Формирование интегративных качеств у детей дошкольного возраста
статья по теме
Модульно-интегративный курс "У школьного порога" направлен на развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulno.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интегративных качеств дошкольника
«У школьного порога»
Гнеушева Людмила Алексеевна
Инструктор по физическому воспитанию
МБДОУ-ЦРР «Подснежник»
Модульно – интегративный курс «У школьного порога» направлен на развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста, т. к. в данный период идет формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка.
В системе образования старший дошкольный возраст считается предшкольным. Поэтому социальный заказ к результатам предшкольного образования предъявляет особые требования к уровню психологической зрелости. Ведь только, «зрелый» дошкольник готов к обучению в начальной школе с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения необходимых знаний, умений и навыков.
Реализация модулей осуществляется в форме факультативов и проводится во второй половине дня один раз в неделю.
Работа факультативов предполагает:
- Специальную подготовку педагогов;
- Совместную деятельность педагога и детей, педагога и родителей, детей и родителей;
- Самостоятельную деятельность детей.
Далее представлены факультативы курса «У школьного порога».
Школа красоты. Образовательная деятельность осуществляется на основе модифицированной программы «Экскурсия в мир прекрасного» (программа развития эстетического восприятия живописи).
Школа гармонии и красоты. Образовательная деятельность осуществляется на основе программы «Синтез» К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан (программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств).
Школа здоровья. Образовательная деятельность осуществляется на основе педагогической технологии «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И. М. Новикова.
Школа духовно-нравственной культуры России. Образовательный процесс осуществляется на основе методических рекомендаций И. Сультимовой, Н. Цилько.
Азбука счета. Образовательная деятельность осуществляется на основе реализации комплекта «Ступеньки к школе» М. М. Безрукий, Г. А. Филиппова.
Рассмотрим содержание курса на примере одного из модулей.
Школа здоровья.
«Здоровье – дороже золота».
У. Шекспир.
Здоровье формируется с детства, поэтому в детском возрасте необходимо сформировать практические и теоретические навыки здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно – бытовой, досуговой.
Основной из задач воспитательного процесса любого ДОУ является укрепление здоровья детей и их физическое развитие.
Модуль «Школа здоровья» направлен на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни и воспитании положительного отношения к своему здоровью, через системную воспитательно – образовательную работу в ДОУ.
За основу модуля была взята педагогическая технология И. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
Реализация факультатива осуществляется совместную деятельность педагога с детьми экспериментальной группы. Для успешного усвоения знаний одного факультатива недостаточно, поэтому мы стараемся внедрить основы ЗОЖ через различные виды деятельности (утренняя гимнастика, физические упражнения, купание в бассейне, ежедневные прогулки, и т. д).
В группе создан уголок здоровья, где дети самостоятельно и при помощи воспитателя получают необходимую информацию здоровье сберегающего характера. Здесь имеются дидактические игры, и памятки по соблюдению правил личной гигиены. Кроме этого в ходе режимных моментов формируются закаливающие и санитарно – гигиенические навыки.
Не стоит забывать, что в условиях семьи происходит закрепление и становление основ здорового образа жизни, поэтому здесь так же планируется работа с родителями по данной тематике, основной задачей, которой является формирование у родителей обогащение знаний о здоровом образе жизни и применении их на практике совместно со своими детьми.
Так же не маловажную роль в формировании представлений о ЗОЖ играет художественная литература, которая так же способствует развитию познавательного интереса в области здоровья.
Модуль состоит из ряда направлений, включающих в себя решение определенных целей по формированию здорового образа жизни (см. перспективный план).
Для успешного освоения факультативного материала детьми необходимо учитывать следующие условия:
- Интеграция в разные виды деятельности;
- Использование информационно – коммуникативных технологий (презентации, познавательные программы и т. д.);
- Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком;
- Организация просветительской деятельности для родителей.
Перспективный план модуля «Школа здоровья»
№ | Тема | Тематические цели | Период |
1 | «Здоровье и я – лучшие друзья!» | Способствовать становлению у детей основ здорового образа жизни | Сентябрь |
2 | «Чистота – залог здоровья!» | Воспитание гигиенических навыков и умений следить за собой. Правила личной гигиены | Сентябрь-октябрь |
3 | «Режим дня» | Формирование у детей представлений о режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | Октябрь - ноябрь |
4 | «Королевская осанка» | Закрепление знаний по воспитанию правильной осанки. Развитие умения самостоятельно следить за своей осанкой | Ноябрь - декабрь |
5 | «Наши ножки идут по дорожке» | Коррекция плоскостопия | Январь |
6 | «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» | Формирование у детей представлений о влиянии физических упражнений на организм человека. Формирование навыка ежедневно выполнять утреннюю гимнастику | Январь - февраль |
7 | «Азбука питания» | Способствовать формированию о понятии питание как о важном источнике жизнедеятельности | Март - апрель |
8 | «Органы чувств» | Способствовать формированию знаний об органах чувств их значение для организма человека | Апрель |
9 | «Солнце, воздух и вода» | Формирование знаний о пользе закаливания и закаливающих процедур на организм человека. | Май |
Для выявления уровня усвоения факультативного материала используется диагностическая программа, которая очень хорошо представлена в педагогической технологии И. М. Новиковой, на основе которой проводится данный факультатив.
Диагностическая программа состоит из трех блоков: первый направлен на исследование представлений детей о здоровом образе жизни; второй блок – на исследование педагогических условий формирование представлений детей о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении; третий блок – на исследование социально-педагогических условий формирование представлений детей о ЗОЖ в семье.
Как было уже выше сказано, формирование основ здорового жизни протекает на системном уровне и к концу учебного года у детей должны выработаться следующие навыки:
- Положительное отношение к закаливающим процедурам и физическим упражнениям, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
- Начальные навыки по охране своего здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, культура поведения в обществе и дома).
Кроме этого к концу факультативных мероприятий совместно педагога с детьми и родителями готовиться презентация детского альбома «Здоровье и я – лучшие друзья!», где каждая его страница посвящена определенной тематике, а так же представлены конспекты, сценарии досугов и развлечений, фото и видео материалы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Формирование правильной самооценки у детей дошкольного возраста
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет пото...
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...
"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "
Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»: представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду»,...
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами социально-педагогической реабилитации.
Проанализированы методы и место и роль нравственных ценностей в жизни и поведении ребенка дошкольного возраста. Обозначено влияние взрослых на формирование элементарных этических представлений у детей...
Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".
Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...