Организация работы на пришкольно-опытном участке
статья по биологии по теме

Рахимова Миляуша Мансуровна

Данный материал будет полезен для организации работы на пришкольно-опытном участке. Материал содержит планирование, опытническую работу проводимую на участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishkolnyy_uchastok.doc359 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-опытный участок является  исследовательской лабораторией, где учащиеся применяют знания, полученные на уроках, ищут лучшие способы выращивания растений, изучают новые сорта. Успешно проводятся опытно практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, по экологическому воспитанию.

     

                                                                         

Пришкольный учебно-опытный участок Сабинской гимназии занимает 2 га земли.

 Имеются 12 отделов:

1.Коллекционный отдел -462 кв.м

2.Овощной отдел -4320 кв.м.

3. Фруктово – ягодный сад -1188 кв.м

4.Дендрологический отдел – 1528 кв.м

5. Одел лекарственных растений – 480 кв.м.

6. Отдел полевых культур -154 кв.м.

7. Отдел начальных классов – 230 кв.м

8. Цветочно-декоративный отдел -1200 кв.м.

9. Летний класс – 225 кв.м

10. Питомник – 700 кв.м

11. Закрытый грунт (теплица, парник) – 105 кв.м.

12. Метеорологическая площадка. – 670 кв.м.

Рельеф участка ровный, почва дерново-подзолистая.

Глубина пахотного слоя 15-20 см.

Механический состав суглинистый.

Планирование работы учащихся отвечает учебным, агротехническим и эстетическим требованиям. Труд учащихся разнообразный, интересный и посильный.

В отделе начальных классов учащиеся выращивают цветочные культуры, работают в дендрологическом отделе. Участвуют в подготовке почвы, делянок. Знакомятся со способами посева, учатся распознавать всходы культурных растений и ухаживать за ними. Изучают сорные растения, учатся с методами борьбы.

 Ведут наблюдения за развитием растений. В летние каникулы каждый класс по графику  работает по 1 часу в день, пропалывают сорняки, поливают цветы, рыхлят почву. Учащиеся младших классов оказывают большую помощь в заготовке семян всех выращиваемых растений на участке.

В отделе овощных культур выращиваются основные овощи: лук, морковь, свекла, кабачки, тыквы, огурцы, помидоры, капуста нескольких сортов,  которыми обеспечиваем свою столовую, районный общепит и продаем населению. Среди овощных культур есть однолетние и многолетние, малораспространенные и неизученные в нашем районе

(физалис, цветная капуста, сладкий перец, баклажаны, салат, огуречная трава, дыня, арбуз).

 Выращивая различные овощные культуры, мы еще раз убеждаемся и доказываем возможность получения хорошего урожая в наших условиях. Определили агротехнические условия, способствующие повышению урожая: подкормка органическими и минеральными удобрениями, рыхление, окучивание, пасынкование, полив и т. д. Ставятся учебные опыты на темы: «Влияние окучивания  капусты на развитие корневой  системы», «Влияние предпосевной подготовки семян свеклы, моркови», «Биологические методы борьбы с вредителями и болезнями растений».  В отделе полевых культур выращиваем районированные  сорта зерновых, бобовых культур, льна. Наблюдаем  за их развитием. Сделали гербарий и коллекции полевых растений для лабораторных работ.

          В плодово-ягодном саду растут:  яблони - 102 куста, черная смородина -170 кустов, красная смородина  - 35 кустов, малина – 270 кустов, черемуха - 15 кустов, черноплодная рябина – 28 кустов, крыжовник – 11 кустов, облепиха -32 куста, слива – 7 кустов, вишня – 9 кустов.

Проводятся опыты: «Способы вегетативного размножения черной смородины и красной смородины, крыжовника», «Биологический метод борьбы против вредителей плодовых и ягодных культур».

  Цветочно-декоративный отдел. Юные цветоводы стараются украсить каждый свободный клочок земли самыми разнообразными цветами. Любовь к природе прививается с первых дней пребывания детей в школе. Двор школы и прилегающей к ней территории – это райский уголок природы, который начинает цвести с мая по октябрь. Имеется богатая коллекция цветочных культур(около 60 видов). С марта месяца начинают выращивать рассаду астр, хризантем, петуний, целлозий, гвоздик, сальвий, агератума и др. Все семена цветочных культур заготавливаем сами, обмениваемся на благотворительных акциях с другими школами. Излишки продаем и покупаем новые сорта, которые размножаем в коллекционном отделе.

Устроили влажное место с альпийской горкой для привлечения жаб, под названием «Жабий городок».

Отдел лекарственных и охраняемых культур. Флора нашего района богата лекарственными растениями. Многие из них встречаются довольно редко. В отделе выращиваются валерьяна лекарственная, алтей, любисток, родиола розовая, девясил, синюха голубая и др. Ухаживая за ними, дети не только собирают и сдают в аптеку сырье, но и узнают много полезного и   делятся своими знаниями со своими сверстниками и родственниками.

  В школьной теплице и парнике  выращиваем рассады овощных и цветочно-декоративных культур. В этом году населению продали рассаду на сумму 30 т.руб. Во время долгих зимних дней , когда хочется тепла и зелени учащиеся выходят в школьную теплицу, чтобы закрепить знания по почвоведению. Особенно любят такие экскурсии ученики младшего и среднего звена. В зимний период продаем букеты цветов, а на вырученные деньги покупаем семена. В теплице, гордостью нашей школы, растет и плодоносит инжир.

  В коллекционном отделе  выращиваются все виды овощных, пряных, полевых, цветочно-декоративных культур.

Овощные: лук – батун, лук многоярусный, лук – порей, шнитт-лук, чеснок озимый, чеснок яровой, фенхель, кориандр, чабер, спаржа,  несколько разновидностей салатов, укропа, петрушки, сельдерея.

В этом отделе выращиваем  113 видов растений.

  В питомнике высеваем семена декоративных и плодово-ягодных деревьев, сажаем для получения семян морковь и свеклу. Размножаем черную и красную смородину, крыжовник черенкованием.

Дендрологический отдел. Здесь растут разнообразные  деревья и кустарники, травы, грибы и ягоды  нашего края: береза бородавчатая,  рябина обыкновенная, клен, акация, ель, сосна, осина, липа,  лещина, земляника лесная, медуница, папоротник орляк, манжетка и другие растения. Имеется богатый материал для изучения сезонных явлений в природе. Наш дендрарий - хорошее место для экскурсий и отдыха.

                                                                 В летнем классе дети  собираются для отдыха, для записи в дневниках наблюдения, для проведения уроков под открытым небом. Во время летней практики это тенистое место превращается в оазис с непрекращаемой трелью птиц.

         

Школьная теплица является частью учебно-опытного участка. Мы используем ее для выращивания овощных, цветочно-декоративных растений, рассады, размножения плодово-ягодных культур. Является базой для кружковой работы, организации опытов и наблюдений, предусмотренных школьной программой по биологии, местом проведения экскурсий, методическим центром по экологическому воспитанию и профориентационной работе. 

 Трудно  переоценить значение  работы  в теплице для самих учащихся. Это и закрепление знаний полученных на уроках биологии, формированию трудовых навыков и умений по выращиванию растений, а также воспитанию потребности в систематическом физическом труде. Здесь, в школьной теплице, ребята делают свои первые шаги в области растениеводства.

Перспективный план опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке Сабинской гимназии.

    Опытническая работа на школьном учебно-опытном участке  является одним из путей соединения обучения с производственным трудом и профессиональной направленностью учащихся. В опытнической работе происходит не только закрепление и развитие биологических понятий, сельскохозяйственных знаний, практических умений и навыков, но и углубление этих знаний за счет межпредметных связей с математикой, физикой, химией. Опытничество пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы, показывает применение достижений науки в практике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску, обогащению знаний, средством совершенствования их практических трудовых и организационных умений и навыков.

    Учим ребят вести наблюдения и исследования над опытными и контрольными делянками. Важным этапом в поведении опыта является уборка и учет урожая.

Ведем полевой журнал, дневник опыта. По итогам опытнической работы в гимназии организуем выставки, праздники

                               Опыты:

  1. «Способы вегетативного размножения черной смородины и красной смородины, крыжовника».

Цель: Ознакомить учащихся с биологическими основами и способами размножения ягодных культур. Показать значение плодово-ягодного питомника и ознакомить  сего организацией и севооборотом.

2. «Биологический метод борьбы против вредителей плодовых и ягодных культур».

Цель: Научить учащихся наблюдать за вредителями в природе и и разрабатывать эффективные методы против них.

С этой целью вокруг яблонь посадили фитонцидные растения: петрушку, укроп, фенхель, сельдерей, бархатцы, календулу. Фитонциды этих растений сдерживали численность вредителей. Кроме этого привлекая и сохраняя птиц, Ученики принимают активное участие в биологической борьбе с вредителями сада.

3. «Влияние длины светового дня на цветение георгинов».

1 вариант – контроль

2 вариант – световой день 10 часов

Растения 1-го варианта получили достаточное  количество солнечного света в течение лета и цвели в сентябре.

Растения 2-го варианта получили солнечный свет в течение 10 часов остальное время проводили под черным колпаком, и они цвели в июле. Этим опытом мы доказали, что георгины – короткодневные растения, и цветут в коротком дне, являются – обителями низших широт. Реакция организмов на продолжительность  дня называется фотопериодизмом. Это является приспособлением, регулирующее сезонные явления  у организмов.

4. «Влияние прищипки верхушек побегов астр на цветение развитие».

1 вариант - контроль

2 вариант – с прищипкой

Выводы: Астры, у которых прищипывали главный стебель,  давали  много боковых побегов, а там цветы. А кусты цветов пышнее и красивее.

5. « Опытное изучение законов Г.Менделя»

1 год: на 2 делянках семян львиного зева «Снежные хлопья»- чисто белые и темно – красные сорта.

Ухаживали, выращивали, узнали, что их опыляют шмели. Вели наблюдения, собрали семена отдельно с каждой делянки.

2 год: на 2 делянках посеяли эти  же семена, которые сами собрали. Осенью  увидели что все растения первого поколения имели алые – пестрые цветы. Произошло неполное доминирование

3 год: Посеяли семена второго года и получили красных, белых и ало – пестрых цветков. Произошло расщепление по фенотипу 1:2:1. Это второй закон Г.Менделя.

 Всего 150 растений, из них  32 – темно – красные.

                                                 30 – белые

                                                 88 – алые, пестрые.

6. «Получение семян от моркови, свеклы.

 В междурядьях посажен лук, для отпугивания морковной мухи.

7. «Влияние подкормки навозной жижей  на рост и развитие огурцов, тыквы».

 Получили хороший урожай.  Подкормка имела двойное значение.

1 вариант – не подкармливали

2 вариант – за лето 5 раз  проводим подкормку и опрыскивали растения.

8. «Влияние фитонцидов бархатцев и календулы на капустную белянку».

На грядках капусты между рядами посадили календулу и  бархатцев. Их фитонциды резко сократили количество бабочек белянок.

9 « Изучение результатов  внутривидовой борьбы».

 Проводили загущенные посевы и нормальные посевы (с прореживанием) свеклы сорта «Бордо»). Сравнивали полученный урожай, наблюдали  за ростом и развитием растений. С делянки  с загущенными посевами получили мелкие корнеплоды, они не имели товарного вида, поэтому сдавали в подсобное хозяйство для кормления лошади.

10. «Прищипка плетей огурцов».

Цель: Расширить знания учащихся об особенностях плодоношения огурцов, научить прищипывать плети огурца для ускорения сроков созревания урожая и его увеличения.

1 – контроль, без прищипки

2 – опыт с прищипкой над четвертым или пятым листом.

Наблюдали за ростом и развитием рассады. Нашли отличия в строении пестичных и тычиночных цветков. Через некоторое время наблюдали боковые ответвления главного стебля на опытной делянке. Там образовалось очень много пестичных цветков. А в контрольной много тычиночных цветков.

Вывод: Чтобы получить хороший и быстрый урожай нужно проводить прищипку плетей огурцов.

  1. «Влияние окучивания  капусты на развитие корневой  системы».

Цель: выявить влияние окучивания на развитие корневой системы.

Схема опыта:

1 вариант – капуста выращивается без окучивания;

2 вариант – капуста окучивается 3 раза

Первое окучивание провели когда капуста пошла в рост и дала первые крупные листья.

Второе окучивание  - через 15 дней после первого.

Третье –через 15  дней.

Окучивание прекратили перед смыканием листьев  в междурядьях.

Подкормку производили перед окучиванием и последующие через 15 дней после первой.

Наряду  с проведением нашего опыта параллельно производили и биологический метод борьбы с вредителями капусты: Посеяли в рядах – календулу.

Вывод:

  1. Урожайность капусты намного выше, чем в контрольных делянках.
  2. Посев календулы, в рядах между культурой капусты намного увеличило урожайность капусты и помогло нам избавится от многих вредителей.

План работы пришкольного учебно-опытного   участка.

                       

1.Отдел овощных культур

1.Подготовка семян, удобрений для овощного отдела.

2.Проведение снегозадержания

3.Подготовка почвы, перекопка, внесение удобрений

4.Выращивание и проведение опытов на следующих культурах:

  а) разные виды и сорта капусты

  б) бахчевые: огурцы, помидоры, тыква, кабачки, патиссоны;

  в) корнеплоды: морковь, свекла;

  г) зеленые: лук, салат, укроп, сельдерей, чеснок, петрушка, кориандр;

  д) многолетние: щавель, ревень

5.Постоянный уход за растениями: подкормка, полив, прореживание, прополка    

  сорняков, рыхление почвы.

6.Уборка урожая

7.Очистка почвы от растительных остатков и мусора.

8.Перекопка почвы, внесение навоза и минеральных удобрений.

9.ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.

II.Плодово-ягодный отдел

1.Формирование кустов смородины, яблони.

2.Перекопка почвы под кустами с внесением удобрений.

3.Укорачивание стеблей малины, удаление отплодоносивших, у сильно

  загущенных кустов лишних побегов.

4.Подкормка малины минеральными и органическим удобрениями. Обработка почвы

  под кустами.

5.ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.

III.Коллекционный отдел

1.Сбор и подготовка семян различных овощных и цветных культур.

2.Подготовка почвы, разбивка участка на делянки.

3.Посев и посадка семян и рассады различных культур;

  а) пряных

  б) корнеплодов

  в) сортоизучение бахчевых

4.Уход за растениями; подкормка, рыхление, полив, прополка и т.д.

5.Подготовка гербарий к уроку.

IV. Цветочно-декоративный отдел

1.Удаление остатков мусора и подготовка почвы

2.Закладка цветников, оформление территории школы.

3.Посадка;

   Однолетних; астра, львиный зев, душистый горошек, бархатцы, цинния, лобелия, иберис, нигелла, лен, годеция, георгины, гладиолусы.

   Двулетних; гвоздики, незабудки

   Многолетних; мак, ландыш, ирис, флоксы, лилии, рудбекия, люпин, спаржа

4.Вести уход за растениями: рыхлить, поливать, пропалывать, подкармливать.

5.Подготовка гербариев к уроку.

6.Сбор семян.

7.Удаление засохших листьев, подготовка почвы к зиме.

8.ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ ПО ТЕМАМ.

V.Дендрологический отдел.

1.Удаление опавших листьев.

2.Изучение особенностей цветения деревьев и кустарников, образования плодов и семян.

3.Изучение сезонных изменений в природе.

4. Фенологические наблюдения ( ведение дневника).

5.Подготовка гербариев и коллекций для урока.

6.ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.

VI.Отдел лекарственных и охраняемых растений.

1.Приведение в порядок делянок.

2.Рыхление делянок, пересадка размножение растений.

3. Уход за растениями: прополка, рыхление

4.Подготовка гербарий и коллекций для уроков.

VII.Питомник.

1.Подготовить и посадить черенки черной, красной, белой смородины, крыжовника, малины.

2.Уход за  растениями. Почву содержать в рыхлом состоянии. Регулярные подкормки.

3.перекопка почвы. Сбор остатков растений, подготовка к зиме.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ.  

VIII.Недоделанные мероприятия в прошлом году.

  1. Обрезка кустарников.
  2. Создание альпинария за школой.
  3. Отсутствие опытов во всех отделах.
  4. Посадка новых плодовых деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы на учебно-опытном участке.

Жизнь не стоит на месте. В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные  факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких пере...

"Организация работы пришкольного участка через проектную деятельность учащихся"

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам химия и биология....

Проект "Организация работы на пришкольном участке"

Пришкольный участок является источником для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого  невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне соврем...

Организация работы с учащимися на пришкольном участке.

Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, «то смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его вы...

презентация организация работы на пришкольном участке

презентация организация работы на пришкольном участке...

Пришкольно-опытный участок

Исследовательская работа учащихся по биологии и технологии...