разработка факультатива "Генетика и здоровье человека".
элективный курс по биологии (5 класс) на тему

Вышинская Нина Ивановна

 

Курс предназначен для учащихся девятых классов. Он основан на общеобразовательных предметах, призван удовлетворить индивиду­альные образовательные интересы, потреб­ности и склонности девятиклассников, т. к. в нём сделан акцент на наиболее современных направ­лениях в науке, которыми выступают, в частности, молекулярная биология, молеку­лярная генетика.

Включает пояснительную записку, программу и тематическое планирование, требования к учащимся, закончившим курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon genetika_i_zdorove_cheloveka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив «Генетика и здоровье человека».

17часов, (0,5 часа в неделю).

                         Пояснительная записка.

       Генетика представляет собой одну из основных, наиболее                                  

 увлекательных и вместе с тем сложных наук, входящих в биологию.

 Её место среди биологических наук и особый интерес к ней определяются тем, что она в тесном контакте с другими естественными науками приближает нас к реальной возможности управления основными свойствами организмов, в том числе и человеческого организма. Изучая закономерности наследственности и изменчивости, она позволяет заглянуть в некоторые тайны нашего организма. Вместе с тем, знание закономерностей генетики имеет практическое значение для каждого человека и особенно для тех, у кого в семье были какие- либо генетические отклонения.                

       Генетика, изучая закономерности наследственности и изменчивости,

раскрывает огромные возможности в области медицины, лечения и

 что очень важно, предупреждения наследственных заболеваний.

Курс предназначен для учащихся девятых классов. Он основан на общеобразовательных предметах, призван удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности девятиклассников, т. к. в нём сделан акцент на наиболее современных направлениях в науке, которыми выступают, в частности, молекулярная биология, молекулярная генетика.

      Целью курса является более глубокое знакомство учащихся с                    основными законами наследственности и изменчивости и их

применением в медицине и здравоохранении.

       Задачи курса:

- расширить знания учащихся о человеке как биосоциальном

существе;

- познакомить с типами мутаций и их последствиями для здоровья

человека;

- формировать умения:

 работать с дополнительной литературой и вести элементарные исследования.  

      Формы и методы контроля знаний и умений:                                                  - устная проверка знаний;                                                                                                      - письменные работы в виде схем, развёрнутых ответов на отдельные вопросы;                 - различные тестовые задания;                                                                           -  решение задач;                                                                                                                          - составление родословных.

          Методы отслеживания познавательного интереса:                                                                                     - устный опрос,                                                                                                                                       - анкетирование учащихся,                                                                                                       - активность учащихся при выполнении разнообразных заданий.                                                                                                                                                

Программа курса

          I. Введение (1 ч).

          Понятие о генетике, предмете исследования, задачах. Краткая история её становления. Ведущие генетики мира.

          II. Законы наследственности (9 ч).

          Г. Мендель- основоположник генетики, как науки. Наследственность- одно из основных свойств организмов. Методы исследования закономерностей наследственности. Законы Г. Менделя. Дискретность (прерывистость) материальных структур, ответственных за передачу врождённых признаков.

          Гены и их локусы.

          Работы Бэтсона  и Пеннета. Т. Морган и его открытие. Плодовая мушка дрозофила как объект генетики. Закон сцепления. Теория кроссинговера. Группы сцепления.

          Сцепленное с полом наследование. Один или два пола: что лучше?

      Механизм определения пола у разных организмов. Гомогаметность и гетерогаметность. Статистика рождения мальчиков и девочек, её генетическое обоснование. Дальнейшее изменение соотношения численности полов.

Резус- фактор, закономерности его передачи по наследству, значение для будущего ребёнка.

     Мутации, их природа и классификация. Генные, хромосомные и геномные мутации.

     Структурные перестройки хромосом: дупликации, делеции, инверсии, транслокации.

     Геномные мутации. Полиплоидия: анеуплоидия и аллоплоидия, их сущность и роль в жизни организма. Синдромы человека как пример анеуплоидии.

     Признаки, определяемые полом. Признаки, ограниченные полом. Болезни только для мужчин.

     III. Методы изучения наследственности человека (5 ч.)

         Двойственная природа человека. Методы изучения человека: близнецовый, генеалогический, цитогенетический и другие. Символика для составления родословных. Близнецы однояйцевые и разнояйцевые. Популяционный метод изучения человека.

        

     IV. Итоговое занятие (2 ч.)

 Родословная моей семьи. Родословные политиков, артистов, государственных деятелей.

Тематическое планирование курса

 1. Введение (диалектика у истоков жизни.)

 2. Наследственность квантуется, как всякое вещество и энергия.

 3. Закономерности наследования признаков у человека.

4.  Могут ли от блондинов родиться брюнеты?

5.  Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование.

6. Резус - фактор и здоровье.                                                                    |

7. Структурные перестройки хромосом.

 8.  Геномные мутации.

 9. Синдромы у человека.

10. Болезни только для мужчин.

11. Популяционный метод изучения наследственности у человека.

12. Генеалогический метод изучения наследственности у человека.

13. Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и  составление своих родословных.

14- 15. Экскурсия в анатомический музей.

16-17. Творческие отчёты учащихся.

Требования к учащимся, закончившим, факультатив

         Учащиеся, закончившие факультатив должны

знать

 - основные понятия и методы генетики;

 - закономерности наследственности, которым подчиняется человек;

 - роль генетических знаний при создании семьи;

 - решать генетические задачи и составлять родословные;

 - работать с научно - популярной литературой;

 - владеть научной терминологией.

Предполагаемый результат: родословная своей семьи.

Литература:

для учителя:

  1. Браун А.Д., Фаддеева М.Д. Молекулярные основы жизни. Москва, 1976.
  2. Веселовский И. А. Введение в генетику. Москва, «Колос», 1989.
  3. Губарев В., Дубинин Н. Нить жизни. Москва, 1969.
  4. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Москва, 1978.
  5. Заварзин Г.А. Микробиология XXI веку. Москва, 1981.
  6. Киселёва З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Москва,1977.
  7. Конюхов Б.В. Генетический контроль развития организмов. Москва, 1976.
  8. Лобашев М.Е. Генетика. Ленинград, 1969.
  9. Сойфер В.Н. Современные проблемы биологии. Москва, 1974.

10. Ватта К. В., Тихомирова М. М. Руководство к практическим занятиям по генетике. Москва, «Просвещение», 1979. 

для учащихся:

                                                   обязательная

1. И. Акимушкин. Занимательная биология. Смоленск, «Русич», 1999.

2. И. П. Дубинин. Генетика и человек. Москва, «Просвещение», 1996. 

3. Шумный В. К. Общая биология. Москва, 1995.

                                               дополнительная

1. Богданов А.А., Б.М. Медников Власть над геном. Москва 1989.

2. Франк- Каменецкий М.Д. Самая главная молекула, Москва, 1998.

Факультатив «Генетика и здоровье человека».

Классы: 9-ые                                       

17часов,(0,5 часа в неделю.)                                   

Учитель: Вышинская Нина Ивановна.

                         Пояснительная записка.

Генетика представляет собой одну из основных, наиболее                                  

 увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного

естествознания. Её место среди биологических наук и особый

интерес к ней определяются тем, что она в тесном контакте с                         :  

другими естественными науками приближает нас к реальной возможности управления основными свойствами организмов, в том

 числе и человеческого организма.                   

Генетика, изучая закономерности наследственности и изменчивости,

раскрывает огромные возможности в области медицины, лечения и

 что очень важно, предупреждения наследственных заболеваний.

   Целью курса является более глубокое знакомство учащихся с                    основными законами наследственности и изменчивости и их

применением в медицине и здравоохранении.

Задачи курса:

- расширить знания учащихся о человеке как биосоциальном

существе;

- познакомить с типами мутаций и их последствиями для здоровья

человека;

- формировать умения:

 работать с дополнительной литературой и вести элементарные исследования. 

Программа курса

I. Введение.

 Понятие о генетике, предмете исследования, задачах. Краткая история её становления. Ведущие генетики мира.

II. Законы наследственности.

Г. Мендель- основоположник генетики, как науки. Наследственность- одно из основных свойств организмов. Методы исследования закономерностей наследственности. Законы Г. Менделя. Дискретность (прерывистость) материальных структур, ответственных за передачу врождённых признаков.

Гены и их локусы.

Работы Бэтсона  и Пеннета. Т. Морган и его открытие. Плодовая мушка дрозофила как объект генетики. Закон сцепления. Теория кроссинговера. Группы сцепления.

Сцепленное с полом наследование. Один или два пола: что лучше?

Механизм определения пола у разных организмов. Гомогаметность и гетерогаметность. Статистика рождения мальчиков и девочек, её генетическое обоснование. Дальнейшее изменение соотношения численности полов.

Резус- фактор, закономерности его передачи по наследству, значение для будущего ребёнка.

Мутации, их природа и классификация. Генные, хромосомные и геномные мутации.

Структурные перестройки хромосом: дупликации, делеции, инверсии, транслокации.

Геномные мутации. Полиплоидия: анеуплоидия и аллоплоидия, их сущность и роль в жизни организма. Синдромы человека как пример анеуплоидии.

                                               

 1. Введение (диалектика у истоков жизни.)

 2. Наследственность квантуется, как всякое вещество и энергия.

 3. Закономерности наследования признаков у человека.

4.  Могут ли от блондинов родиться брюнеты?

5.  Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование.

6. Резус - фактор и здоровье.                                                                    |

7. Структурные перестройки хромосом.

 8.  Геномные мутации.

 9. Синдромы у человека.

10. Болезни только для мужчин.

11. Популяционный метод изучения наследственности у человека.

12. Генеалогический метод изучения наследственности у человека.

13. Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и  составление своих родословных.

14- 15. Экскурсия в анатомический музей.

16-17. Творческие отчёты учащихся.

Требования к учащимся, закончившим, факультатив

         Учащиеся, закончившие факультатив должны

знать

 - основные понятия и методы генетики;

 - закономерности наследственности, которым подчиняется человек;

 - роль генетических знаний при создании семьи;

 - решать генетические задачи и составлять родословные;

 - работать с научно - популярной литературой;

 - владеть научной терминологией.

Предполагаемый результат: родословная своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Разработка открытого урока на тему:"Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"

Класс: 7Тема урока: Бытовые отходы. Их влияние на здоровье человека"Задачи:-  изучить влияние бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека, их вторичное использование;-развивать логиче...

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека"

Методическая разработка урока "Компьютер и его влияние на здоровье человека" для учащихся 7 классов...

Авторская разработка урока музыки по теме «Влияние музыкального искусства на психическое здоровье человека»

Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей сегодня живет исключительно ею. Это их страсть. При этом многие  стали менее отзывчивыми к чу...

Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса

Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока....

разработка урока "Здоровое питание - здоровье человека"

Разработка урока на тему "Здоровье человека-Здоровое питание", можно использовать на классных часах....