Организация начала урока
Введение в тему
Выступление докладчика из числа учащихся
Практикум
Анкетирование
Тестирование
Слушание музыки
Моцарт «Маленькая серенада», «Калинка» р.н.п., Рок - музыка
Сообщение результатов опроса учащихся старших классов
Ритмирование
Исполнение
Распевание
Песня «Кадетский марш»
Заключение
Выступление экспертов
1 группа (анкетирование)
2 группа (наблюдение за эмоциональным состоянием, поведением, измерение пульса)
3 группа (тестирование)
Итог (учитель)
Домашнее задание | Построение класса, сдача рапорта о готовности к уроку музыки (традиционно для всех кадетских классов).
Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет необычный урок музыки, это будет – увлекательное исследование. Прежде чем мы начнем, скажите, влияет ли музыка на людей? (ответы ребят - да, конечно: она улучшает настроение, можно почувствовать прилив сил, энергии, а можно испытать чувство грусти, страха, злости). Как вы считаете, может ли музыка влиять на здоровье человека? (наверно может, если настроение улучшается, то и самочувствие будет лучше и наоборот). Тема нашего исследования: «Влияние музыкального искусства на психическое здоровье человека». (Слайд 1)
Возьмите словари терминологии и прочтите, что такое психическое здоровье. (Слайд 2)
Вам предстоит сегодня побывать в разных качествах – экспертами, исследователями, объектами для исследования. Но прежде чем мы начнем экспериментировать с музыкой, давайте выдвинем гипотезу нашего исследования. (Слайд 3) (Музыкальное искусство может оказывать как положительное, так и разрушительное влияние на психическую деятельность и поведение учащихся, влиять на формирование их духовной культуры).
Изучим теоретический аспект данной темы.
(Слайд 4)Уже в далёком прошлом человечество знало о влиянии музыки на дух, на интеллект, на физическое тело. Культуру, какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализации душевного состояния людей. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае, Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств, она находилась в прямой связи с астрономией и математикой. И, конечно же, любое языческое действо не обходилось без пения, танца и музыки. Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. Семь нот музыки взяли своё начало из культуры древнего востока, где оно символизировало совершенство и чистоту. Выдающийся Аристотель (Слайд 5) также утверждал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души. Пророк Давид (Слайд 6) своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Одно из самых известных преданий – это легенда о Пифагоре (VI в. до н. э.), (Слайд 7) который песней усмирил юношу, собравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали даже особое учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро или зло.
Музыка сплачивала людей в едином эмоциональном порыве, внушала им уверенность в победе, помогала пережить скорбь о погибших в бою. Знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Слайд 8)говорил: "Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка в бою нужна и полезна. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил".
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» (В.М Бехтерев), (Слайд 9) русский ученый, который в начале ХХ века создал «Общество для выяснения лечебного значения музыки». Французский композитор Марена Маре (Слайд 10) лет 200 назад писал музыку, посвященную болезням: Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций.
Нравится нам это или нет, но музыка сегодня - главный компонент жизни для большинства людей. Она определяет их решения и поставляет им кумиров. Узбекский учёный
Мирзакарим Норбеков (Слайд 11) установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: "Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка может внести как гармонию, так и дисгармонию в психическую сферу человека.
По вопросу механизма воздействия музыки на человеческий организм я просила подготовить небольшой доклад (ФИО ученика). Ученик: Для того чтобы объяснить механизм воздействия музыки на человеческий организм, необходимо рассмотреть, как человек воспринимает звук.
Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, (Слайд 12 «Образование звука») передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организма в целом. В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей.
Европейские ученые отмечают, что воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на нем музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание» (Слайд 13 «Музыкальный инструмент – орган тела »).
Музыка оказывает воздействие одновременно по нескольким направлениям.
Они проявляются в ритме (или темпе) музыки, то есть в количестве ударов (тактов) в минуту. Так, ритм вальса составляет около 50-80 ударов в минуту, иными словами около 1 Гц. Музыка, предназначенная для релаксации и медитации, имеет гораздо более медленный ритм. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту, то есть около 2 Гц. Впрочем, в последнее время всё большее распространение получают музыкальные направления, где частота ударов в минуту достигает 240, то есть приближается к 4 Гц. Образно говоря, она – прямой удар непосредственно по мозгу (недаром такую музыку слушают с целью “сноса крыши”), по желудочно-кишечному тракту. Также эта частота затрагивает сердечно-сосудистую, иммунную и нервную системы.
Ощущения, возникающие при прослушивании такой музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение.
Учитель: (Слайд 14) чрезмерно агрессивная и мощная музыка пагубно воздействует не только на психическое здоровье, но и на весь организм человека. Но почему же мы стремимся вновь испытать то особое наслаждение, которое граничит с разрушением, уничтожением? Это связано со стремлением снять социальные запреты, психологические комплексы, физиологическое напряжение. Чем больше у человека проблем, тем более сильное средство он ищет, чтобы защититься от них. Агрессивную музыку он выбирает, как панацею от всех бед и проблем не понимая, что постепенно попадает в зависимость от нее.
Настало время проверить теорию о пользе и вреде музыки: действительно ли ее влияние на психическое здоровье так велико?
Для проведения опытно – экспериментальной работы нам нужно выбрать экспертов (6 человек): одни будут наблюдать, фиксировать изменения пульса во время слушания разных музыкальных фрагментов, делать аналитические заключения, а другие будут обрабатывать и анализировать полученную информацию из анкет и тестов.
Задание 1. Ребята, ответьте на вопросы анкеты: 1. Нравится ли тебе слушать музыку? 2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? 3. Нужна ли музыка в повседневной жизни? 4. Какой из прослушанных фрагментов произвел на тебя большее впечатление?
Для выполнения следующего задания пройдите за приготовленные для вас столики (на столах альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры).
Прослушав несколько музыкальных примеров, нарисуйте декорации для сцены, на которых бы выступили музыканты, играющие тот или иной музыкальный фрагмент. (Слайды 14,15,16) (Слушаем и рисуем. Во время эксперимента эксперты внимательно наблюдают за слушателями, измеряют пульс во время звучания музыки, затем, собрав анкеты, делают свои заключения - по анкетированию, рисункам, эмоциональному реагированию на музыку).
Пока эксперты готовят заключения, вашему вниманию предлагаем данные проведенного накануне опроса старшеклассников (данные уже заложены в презентацию, выступают учащиеся). (Слайд17).
Выполнение учащимися упражнений на концентрацию, активизацию умственной деятельности, позитивного настроя на работу
Песня является самой распространенной и популярной формой выражения состояния души. В песнях отражаются характеристики человека и общества, прошлое, мечты о будущем.
Давайте распоемся. (Исполняем небольшие вокальные упражнения по схеме). (Слайд18)
Давайте встанем и дружно исполним знакомую нам всем песню «Кадетский марш». В каком характере будем исполнять? (торжественно, патриотично). (Слайд 19)
Вы все - эксперты, сделаете анализ 2-х текстов песен (Слайд 20) изучают тексты, выражают свое мнение. (В песне «Кадетский марш», образ мальчишек позитивный. Они укрепляют физическое здоровье, получают образование, проявляют патриотизм. В «демократической» песне дети ориентированы на легкую жизнь: не собираются соблюдать законы, чувствуют себя королями в ночное время. Стремлений стать мужчинами, тружениками нет.
Настало время дать слово нашим экспертам и узнать результаты эксперимента).(Слайд 21)
1. По результатам анкетирования мы сделали вывод о положительном отношении ребят к музыке, у всех учащихся есть потребность в общении с музыкой.
Отвечая на 4 вопрос, многие ответили, что большее впечатление на них произвел фрагмент № 3. Но уточняли, что это «страшная» музыка. Вывод: учащиеся в обеих группах понимают значение музыки в жизни.
2. Во время прослушивания того или иного фрагмента мы выяснили, как музыка влияет на эмоциональное состояние и на поведение учащихся. Так во время звучания «Маленькой серенады» Моцарта заметили, что ребята с большим удовольствием, «как зачарованные», слушают классическую музыку. В классе царила спокойная, гармоничная обстановка. Когда зазвучала «Калинка» было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Но стоило зазвучать роковой музыке, как сразу же в классе наступило всеобщее возбуждение, даже некоторая агрессия, сразу куда-то исчез порядок в классе, рабочая атмосфера улетучилась. Приходилось успокаивать класс, приводить в порядок дисциплину.
Мы решили выяснить: происходит ли изменение пульса при слушании музыки. Получены следующие результаты: у учащихся учащается пульс, изменяется поведение.
Вывод: музыка оказывает яркое эмоциональное воздействие на слушателей.
Ребятам было предложено нарисовать декорации к фрагментам: «Маленькая серенада» Моцарта, «Калинка» русская народная песня и песня группы «System of a Down»).Анализируя рисунки, мы обращали внимание не на качество рисунков, а на их цветовое решение: к фрагменту с произведением Моцарта большинство детей использовало светлые, пастельные тона красок - голубой, розовый, зеленый, желтый. К «Калинке», учащиеся использовали яркие, насыщенные цвета – красный, оранжевый, желтый, синий, зеленый. На декорациях к «Systemof a Down» ребята увидели мрачные, даже агрессивные тона – коричневый, черный, малиновый, фиолетовый.
В результате анализа мы делаем вывод, что прослушивание классической и народных композиций оказывает более благоприятное воздействие на психическое состояние ребят, тогда как рок музыка навязывает более мрачное и тревожное настроение.
Таким образом, было получено подтверждение нашей гипотезы: музыкальное искусство может оказывать как положительное, так и разрушительное влияние на психическую деятельность и поведение учащихся, влиять на формирование их духовной культуры.
Во время проведения исследования нами было выявлено, что: (Слайд 22)
- воздействие музыки на учащихся зависит от их вкусов и предрасположенности: мелодии, которые субъективно нравятся, способствуют нормализации психического состояния, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект;
- по-разному влияет на нас мажорная и минорная музыка. Мажорная вызывает светлое и радостное настроение, минорная же связана с грустью, печалью;
- народная музыка способствует снижению тревожности и неуверенности.
Рок музыка - утрачивается контроль над способностью к сосредоточению; ослабляется контроль над умственной деятельностью и волей; доминируют, порывы к разрушению, вандализму, мятежу;
Такая музыка вредна для духовного, психического и физического здоровья и от нее нужно защищаться. (Слайд 23)
Так же, в результате проведенного исследования, мы поняли, что музыка - это столь прекрасное, будоражащее и неоднозначное искусство, и у нас есть, замечательные песни, выдающиеся, истинно народные артисты и музыка, оказывающая благотворное, исцеляющее влияние на психическое здоровье человека.
Жизнь обладает бесконечной ценностью и требует такой же бесконечной ответственности, которой нам всем порой так не достает. Помочь в этом может опыт общения с музыкальным искусством, особенно с национальным - родным и близким. Будьте разборчивы в выборе, защищайтесь от отрицательных воздействий!
(Слайд24). Предлагаю вам перечень музыкальных произведений, которые вы (по выбору) послушаете дома и проверите, будут ли происходить положительные изменениям в сторону улучшения вашего самочувствия. Составьте отчет– самонаблюдение, для которого вы так же можете использовать предлагаемые высказывания известных людей о влиянии музыки. (Слайд 25).
Спасибо за внимание. |