Разработка урока по ОБЖ на тему: «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» для 8 класса
методическая разработка по обж (8 класс) на тему
Методическая разработка содержит презентацию, конспект урока и видеоролик по теме урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»
ТИП УРОКА: - изучение нового материала
- личностно-развивающий.
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать целостное представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- рассмотреть источники загрязнения почвы, атмосферы и природных вод;
- уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
- знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
- развивать чувство причастности к решению экологических проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
- Познавательные УУД:
- усвоение учащимися, что изучает наука экология?
- понимание учащимися причин экологической катастрофы;
- Коммуникативные УУД:
- Реализация и формирование умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;
- подвести итоги самостоятельной работы учащихся при подготовке к дискуссии.
- Личностные УУД:
- воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;
- адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: парниковый эффект, озоновый слой земли, кислотные осадки, эрозия почвы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: биология, окружающий мир, физика, химия.
РЕСУРСЫ:
- Детская мультимедийная энциклопедия http://www.spas-extreme.ru/folder/10792/10794/
- мультимедийная презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека»
- видеоролик «Планета задыхается от мусора».
- мультимедийные приложения
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- технология критического мышления;
- метод проблемного обучения;
- ИКТ.
Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (6мин.) | Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы. Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности. | 1. Добрый день ребята. Перед тем как мы начнём наш урок, я хочу, чтобы вы просмотрели видеоролик «Планета задыхается от мусора». | 1. Приветствуют учителя. 2. Просматривают видео. |
Определение темы и мотивация (1 мин.) | Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке. Познавательные УУД: определение темы урока. | 1.Просмотрев видео, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? 2. (СЛАЙД № 1) Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1. Определяют тему урока. |
Актуализация знаний (5 мин.) | Личностные УДД: самостоятельное формулирование темы урока. | (СЛАЙД № 2) Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выбросы промышленных предприятий и транспорта России составляют около 25 млн. т. По официальным данным, более 65 млн. человек, проживающих в 187 городах, подвержены воздействию загрязняющих веществ. | 1. Учащиеся определяют, кто является основным загрязнителем окружающей природной среды. |
Целепологание (5 мин.) | Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока. | (СЛАЙД № 3) Источники загрязнения окружающей природной среды. | 1. Рассмотрите иллюстрацию. Опишите, что изображено на ней? Что влияет на ухудшение экологической обстановке на земле? 2. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
«Открытие» нового знания детьми (20 мин.) | Познавательные УУД:
промышленными, транспортными и бытовыми выбросами;
|
-потепление климата, обусловленное парниковым эффектом. -разрушение озонового слоя. -увеличение количества кислотных осадков и вредных выбросов в атмосферу. Эти явления происходят в результате загрязнения атмосферы промышленными, транспортными и бытовыми выбросами.
Особенно страдают от вредных компонентов атмосферного воздуха дыхательная, сердечно-сосудистая и иммунная системы организма. При высокой концентрации сернистого газа, пыли и дыма возникает ядовитый туман(смог), резко ухудшающий условия жизни людей, т.к идёт обострение лёгочных и сердечных заболеваний. Разрушение озонового слоя может привести к росту числа заболеваний раком кожи. 4. (СЛАЙД № 7) Гидросфера. Особое место на Земле занимает вода. Она входит в состав любого организма. 97% воды на Земле- солёная, которая используется человеком очень мало. Остальные 3% -пресная вода. Без пресной воды человек может прожить более трёх суток. Естественные запасы воды, особенно пресной, не безграничны. Сегодня качество природной воды ухудшается, в результате антропогенного воздействия. 5. (СЛАЙД № 8) Загрязнение воды представляет особую опасность для здоровья населения. Недоброкачественная вода является источником распространения тяжёлых инфекционных заболеваний(холера, дизентерия, брюшной тиф, болезнь Боткина и др.) Также в воде могут содержаться яйца и личинки глистов. При питье загрязнённой воды, человек может отравиться ядовитыми веществами. 6. . (СЛАЙД № 9) Почва — среда обитания многочисленных низших животных и микроорганизмов, в том числе бактерий, плесневых грибов, вирусов. С промышленными твердыми отходами в почву поступают всевозможные металлы (железо, медь, алюминий, свинец, цинк) и другие химические загрязнители. Почва обладает способностью накапливать радиоактивные вещества. 7. (СЛАЙД № 10) Нерациональное использование земельных ресурсов(перегрузка почв удобрениями и пестицидами, чрезмерное развитие пастбищного животноводства и т. д)приводит к деградации почвы. Серьёзную опасность представляет загрязнение почвы бытовыми и промышленными отходами. Наиболее токсичны отходы, содержащие ртуть, мышьяк, свинец, цинк ,аммиак и радиационные загрязнения. В настоящее время использование полезных ископаемых достигло максимума. Большинство полезных ископаемых относится к невозобновимым природным ресурсам. Добывая полезные ископаемые человек иногда полностью преобразует природные ландшафты, и только 5% реализуется в виде чистой продукции. 8. (СЛАЙД № 11) К особо опасным последствиям отрицательного воздействия человека относится ускоренная эрозия почвы. Эрозия почвы -процессы разрушения и выноса плодородного слоя водой или ветром. 9. (СЛАЙД № 12) Нарушение состава почвы приводит к изменению таких важных микроэлементов ,как йод, кобальт, фтор, марганец, бор и др. В почве накапливаются болезнетворные микроорганизмы, яйца и личинки паразитов, вызывающих различные заболевания. Из-за эрозий почв образуются сели, оползни, ураганы и смерчи, что приводит к многочисленным жертвам. 10. (СЛАЙД № 13) Растения и животные играют важнейшую роль в жизни человека. Растения обеспечивают существование жизни на Земле, образовывая органические вещества из неорганических. Животные для человека служат источником белкового питания и жира, поставщиком кожи и меха и т. д, но некоторые животные являются возбудителями и переносчиками болезней, вредителями. 11. (СЛАЙД № 14) Загрязнение окружающей среды влияет на животных. Влияние проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов, распашке степей, осушении болот, сооружении плотин, строительстве городов, посёлков , дорог и т.д. Вследствие этого многие виды животных вынуждены переселяться на новые места, а некоторые погибают. | 1. Ознакомление учащихся с правилами работы в группе и поставленными перед группой вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ №1; 2;3) |
Первичное закрепление (8 мин) | Познавательные УУД: 1. Умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала. 2. Умение преобразовывать информацию в алгоритм. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД: планирование своих действий. | 1. (СЛАЙД № 15) Из-за загрязнения лесов воздух не очищается (многочисленные лёгочные заболевания) Многие виды животных погибают (растёт число вредителей, паразитов) Часто происходит эрозия почвы (нет урожая, голод, смерчи, сели) Обильность осадков (наводнения) Загрязнение вод (отравления, болезни) Из-за загрязнения окружающей среды животные часто болеют, домашние животные не дают продуктов животноводства, многие животные занесены в Красную книгу. Попробуйте определить, что является загрязнителем воздуха, воды, лесов? |
2. Учащиеся делают вывод. Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?. |
Самооценка (2 мин.) | Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе. Личностные УУД: самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом. | Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке. | Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю. |
Рефлексия (3 мин.) | Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке. Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке | 1. Я хотел, чтобы вы оценили пользу своей работы на сегодняшнем уроке. Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие? - К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия? - Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия? - И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока. - Экологическое равновесие – это важно или нет? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников;– М.: Просвещение, 2009.-224 с.
- Интернет источники http://www.spas-extreme.ru/folder/10792/10794/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс
Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности". ...
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека...
Разработка урока по ОБЖ на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека". 8 класс.
Узнаем об источниках загрязнения атмосферы, воды и почвы. Повышение опасности для здоровья человека увеличивается по мере развития отраслей промышленности и безответственности самих людей....
§4.1_Уч_8кл_Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", издательство "Просв...
"Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" 8 класс ОБЖ
Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человекаЦЕЛЬ:1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье че...
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
9 урок в 8 классе...