рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Канунникова Людмила Николаевна

рабочая программа по биологии в 9 классе  линии В.В.Пасечника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass.docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и одобрено на МО                       Согласовано                                   Утверждаю

естественно-математического цикла             зам.директора поУВР                 Директор школы

Руководитель МО                                                Гусарова Т.Д.________               Марина Л.П..______                      

Коверова Л.П._______                                          «___»__________2013г.               Приказ №__________                        

Протокол №_______                                                                                                        от«___»________2013г.                           от «____»_________2013г.

Рабочая программа по курсу

«Введение в общую биологию и экологию»

9 класс

2013 – 2014 учебный год.

                                            Составитель: учитель биологии

                                                          и химии   Канунникова Л.Н.

2013  год.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

- материалов образовательного стандарта второго поколения;

- рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ в общеобразовательных учреждениях;

-школьного учебного плана МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» Министерства Образования РМ (ФГОС 2008г.);

- примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень), 2009г.;

- федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ 2004г.:

- сборника нормативных документов «Биология»  М.; «Дрофа» 2009г.;

- авторской программы   В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. (М.; «Дрофа» 2010г.)

Материалы к составлению рабочих программ по биологии разработаны на основе авторской программы В.В. Пасечника  (Программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. –  92 с.) в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта . 

Программа рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).

             Материалы содержат:  перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику  лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ  являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника  «Биология. Введение в общую биологию».

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

             Материалы носят рекомендательный характер и могут служить основой для составления рабочих программ. Учитель вправе иметь собственный подход к структурированию учебного материала, изменить последовательность изучения тем, тематику экскурсий, лабораторных и практических работ с учётом путей формирования системы знаний, умений и навыков, применяемых образовательных технологий, специфики школы, класса, состояния материально-технической базы предмета.  

               Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание следует уделить формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

 Метапредметные результаты освоения учащимися 9 класса программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учащимися 9  класса программы по биологии являются:
1
. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

    В результате изучения курса ученик должен

    знать/понимать

•  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

    уметь

•   объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

•  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

В процессе обучения целесообразно использовать деятельностный, практико ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Тематическое планирование по курсу

«Введение в общую биологию»

(9 класс)

УМК линии В.В. Пасечника


п./п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка,ч.

Из них

Теоретическое обучение,ч.

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

Самостоят. работа

1.

Введение

2

2

1

2.

Молекулярный уровень

10

8

1

1

1

3.

Клеточный уровень

15

11

3

1

1

4.

Организменный уровень

14

11

2

1

1

5.

Популяционно-видовой уровень

3

2

1

1

6.

Экосистемный уровень

8

4

3

1

1

1

7.

Биосферный уровень

4

3

1

1

8.

  Эволюция

7

5

1

1

1

9.

Возникновение и развитие жизни

5

5

1

1

1

10.

ИТОГО:

68

51

12

6

2

9

Содержание программы

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы(54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

■    Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.  Оплодотворение.  Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрации 

микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

половое и бесполое размножение

оплодотворение

формы изменчивости организмов

■    Лабораторная работа

      Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

         гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

признаки вида

экологические факторы

■    Лабораторная работа

      Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрации 

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;

 модели экосистем

структура экосистемы

пищевые цепи и сети

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема

■    Практические работы

       Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

       Выявление  типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

       Изучение и описание экосистемы своей местности.

       Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

■  Экскурсия 

     Биогеоценоз.

Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек»

границы биосферы

РАЗДЕЛ 2  

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

■    Экскурсия

      Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации 

окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

  •  Лабораторная работа

       Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

■    Экскурсия в  краеведческий музей.

Календарно - тематическое планирование по курсу

«Введение в общую биологию»

(9 класс) 68 часов, 2 часа в неделю

УМК линии В.В. Пасечника


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

Введение

2

1

Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека.

1

Вводный урок

2

Понятие  «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.

1

Изучение нового материала

I

Уровни организации живой природы (54часа)

1.1

Молекулярный уровень

10

3

Качественный скачок от неживой к живой природе.  Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

 Комбинированный урок

4

Особенности химического  состава живых организмов. Многомолекулярные комплексные системы.

1

Комб.

5

Углеводы.

1

Комб.

6

Липиды.

1

Комб.

7

Состав и  строение  белков. Функции белков.

1

Комб.

8

Нуклеиновые кислоты.

1

Комб.

9

АТФ  и другие органические соединения клетки.

1

Комб.

10

Биологические катализаторы.

1

Комб.

Л.р.№1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

11

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.

1

Комб.

12

Контрольно-обобщающий урок.

1

Повторение и обобщение изученного материала

К/Р№1 Молекулярный уровень организации живой природы.

1.2

Клеточный уровень

15

13

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни.

1

Изучение нового материала

14

Строение клетки. Основные компоненты клетки. Цитоплазма. Строение и функции мембран.

1

Комб.

Л.р.№2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

15

Ядро клетки. Гены и хромосомы. Строение и функции.

1

Комб.

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Строение и функции.

1

Комб.

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Строение и функции.

1

Комб.

18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Строение и функции.

1

Комб.

19

Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Особенности строения клеток бактерий, растений, животных, грибов.

1

Комб.

Л.р.№3. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

20

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.

1

Комб.

21

Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

1

Комб.

22

Фотосинтез.

1

Комб.

23

Хемосинтез.

1

Комб.

24

Синтез белков в клетке. Транскрипция. Генетический код.

1

практикум

С/Р Решение биологических задач

25

Синтез белков в клетке.  Транспортные РНК. Трансляция.

1

практикум

С/Р Решение биологических задач

26

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Митоз.  Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

1

Комб.

Л.р..№4.Рассматривание микропрепаратов митоза в клетках корешков лука.

27

Контрольно-обобщающий урок  

1

Контроль и учет изученных знаний

К/Р№2 Клеточный уровень организации живой природы

1.3

Организменный уровень

14

28

Бесполое размножение организмов.

1

Изучение нового материала

29

Половое размножение организмов. Половые клетки. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

Комб.

Л.р.№5.Рассматривание микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

Комб.

31

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

практикум

С/Р Решение генетических задач

32

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.

1

практикум

С/Р Решение генетических задач

33

Неполное доминирование. Генотип и  фенотип. Анализирующее скрещивание

1

практикум

С/Р Решение генетических задач

34

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

Комб.

С/Р Решение генетических задач

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст хромосом.

1

Комб.

С/Р Решение генетических задач

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

практикум

С/Р Решение генетических задач

37

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции генотипа.

1

Комб.

Л.р.№6.Выявление измен-чивости организмов

38

Мутационная изменчивость.

1

Комб.

39

Основы селекции. Порода. Сорт. Работы Н.И. Вавилова.

Комб.

40

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.

1

Комб.

41

Контрольно-обобщающий урок

1

Контроль и учет изученных знаний

К/Р№3 Организменный уровень организации живой природы.

1.4

Популяционно-видовой уровень

3

42

Вид, его критерии. Структура вида.

1

Изучение нового материала

Л.р.№7 Изучение морфологического критерия вида.

43

Популяция - форма существования вида.

1

Комб.

44

Экология как наука. Экологические факторы.

1

Повторение и обобщение знаний

1.5

Экосистемный уровень

8

45

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.

1

Изучение нового материала

46

Состав и структура биоценоза.

1

Комб.

П.р.№1 Изучение и описание экосистемы своей местности

47

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

1

 практикум

П.р.№2      Выявление  типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

48

Цепи питания.

1

 практикум

П.р.№3      Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

49

Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

1

Комб.

50

Искусственные биоценозы.

1

Комб.

51

Экологическая сукцессия.

1

Обобщение и повторение изученного материала

Э..№1 Биоценоз леса (луга, парка)

52

Контрольно-обобщающий урок.

1

Контроль и учет изученного материала

К/Р№4 Экосистемный уровень.

1.6

Биосферный уровень

4

53

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

1

Изучение нового материала

54

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1

Комб.

55

Экологические кризисы.

1

Комб.

56

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

1

практикум

П.р.№4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

II

  Эволюция

7

1

Основные положения теории эволюции.

1

Изучение нового материала

57

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

1

Комб.

58

Приспособленность и ее относительность.

1

Комб.

59

Искусственный отбор. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов и пород.

1

Комб.

60

Образование видов - микроэволюция.

1

Комб.

61

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

1

Повторение и обобщение изученного материала

Э.№2 Причины многообразия видов в природе

62

Контрольно-обобщающий урок.

1

Контроль и учет изученного материала

К/Р№5 Основы учения об эволюции

III

Возникновение и развитие жизни

5

63

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

1

Изучение нового материала

64

Краткая история развития органического мира.

1

Комб.

65

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1

Комб.

66

Развитие жизни в протерозое и палеозое, в мезозое и кайнозое. Доказательства эволюции.

1

практикум

Л.р.№8 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

67

Повторение и обобщение знаний по изученному курсу.

1

Повторение и обобщение изученного материала

семинар

68

Итоговое контрольное тестирование по изученному курсу «Введение в общую биологию и экологию»

1

Контроль и учет изученного материала

Контрольный зачет

       

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • гербарий к курсу основ общей биологии,
  • виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
  • набор микропрепаратов по общей биологии,
  • таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
  • таблица «Современная система органического мира»,
  • видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа (7-10*)
  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
  • Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
  • Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
  • Зажим пробирочный ЗП
  • Колба коническая Кн-1-500-34
  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
  • Мензурка 500 мл
  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
  • Цилиндр измерительный 250 мл
  • Чаша выпарительная
  • Чаша коническая с обручем 190 мм
  • Шпатель фарфоровый
  • Штатив лабораторный Шлб
  • Лоток для раздаточного материала
  • Препаровальные инструменты
  • Иглы препаровальные
  • Пинцет анатомический с насечкой
  • Ножницы с одним острым концом
  • Скальпель брюшистый
  • Рулетка (10 м)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  4. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
  6. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  7. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.

Таблицы по общей биологии

1.     Борьба за существование и ее формы

2.     Конвергенция – 2

3.     Строение и функции липидов; главное направление в эволюции

4.     Ароморфоз у животных

5. Ароморфоз и идиоадаптация у растений

6. Воздействие абиотических и биотических факторов

          7. Сукцессия; цепи питания

8. Экологические пирамиды; круговорот углерода

9. Биосфера

10. Строение и функции нуклеиновых кислот; биосфера

11. Жизненные формы животных; круговорот азота

12. Строение и функции нуклеиновых кислот; биосфера

13. Клетка

14. Строение животной клетки

15. Вирусы; метаболизм

16. Бактерии – 2

17. Белки. Ферменты

18. Строение и уровни организации белка – 2

19. Нуклеиновые кислоты

20.. АТФ

21. Биосинтез белка – 2

22. Редупликация ДНК, синтез и-РНК

23. Фотосинтез

24. Митоз; гомеостаз

25. Мейоз

26. Центры многообразия и происхождения культурных растений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...