рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии в 9 классе линии В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9klass.docx | 61.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и одобрено на МО Согласовано Утверждаю
естественно-математического цикла зам.директора поУВР Директор школы
Руководитель МО Гусарова Т.Д.________ Марина Л.П..______
Коверова Л.П._______ «___»__________2013г. Приказ №__________
Протокол №_______ от«___»________2013г. от «____»_________2013г.
Рабочая программа по курсу
«Введение в общую биологию и экологию»
9 класс
2013 – 2014 учебный год.
Составитель: учитель биологии
и химии Канунникова Л.Н.
2013 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- материалов образовательного стандарта второго поколения;
- рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ в общеобразовательных учреждениях;
-школьного учебного плана МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа» Министерства Образования РМ (ФГОС 2008г.);
- примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень), 2009г.;
- федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ 2004г.:
- сборника нормативных документов «Биология» М.; «Дрофа» 2009г.;
- авторской программы В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. (М.; «Дрофа» 2010г.)
Материалы к составлению рабочих программ по биологии разработаны на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта .
Программа рассчитан на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Материалы содержат: перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию».
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Материалы носят рекомендательный характер и могут служить основой для составления рабочих программ. Учитель вправе иметь собственный подход к структурированию учебного материала, изменить последовательность изучения тем, тематику экскурсий, лабораторных и практических работ с учётом путей формирования системы знаний, умений и навыков, применяемых образовательных технологий, специфики школы, класса, состояния материально-технической базы предмета.
Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
При освоении программы особое внимание следует уделить формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Метапредметные результаты освоения учащимися 9 класса программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учащимися 9 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В процессе обучения целесообразно использовать деятельностный, практико ориентированный и личностно ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Тематическое планирование по курсу
«Введение в общую биологию»
(9 класс)
УМК линии В.В. Пасечника
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка,ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение,ч. | Лабораторные и практические работы | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | Самостоят. работа | |||
1. | Введение | 2 | 2 | 1 | |||
2. | Молекулярный уровень | 10 | 8 | 1 | 1 | 1 | |
3. | Клеточный уровень | 15 | 11 | 3 | 1 | 1 | |
4. | Организменный уровень | 14 | 11 | 2 | 1 | 1 | |
5. | Популяционно-видовой уровень | 3 | 2 | 1 | 1 | ||
6. | Экосистемный уровень | 8 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 |
7. | Биосферный уровень | 4 | 3 | 1 | 1 | ||
8. | Эволюция | 7 | 5 | 1 | 1 | 1 | |
9. | Возникновение и развитие жизни | 5 | 5 | 1 | 1 | 1 | |
10. | ИТОГО: | 68 | 51 | 12 | 6 | 2 | 9 |
Содержание программы
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы(54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации
модели клетки
микропрепараты митоза в клетках корешков лука
микропрепараты хромосом
модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток
расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
■ Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации
микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных
половое и бесполое размножение
оплодотворение
формы изменчивости организмов
■ Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации
гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных
признаки вида
экологические факторы
■ Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрации
коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
модели экосистем
структура экосистемы
пищевые цепи и сети
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
агроэкосистема
■ Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
■ Экскурсия
Биогеоценоз.
Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрации
модели-аппликации «Биосфера и человек»
границы биосферы
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации
живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора
■ Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни(7 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации
окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели
- Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
■ Экскурсия в краеведческий музей.
Календарно - тематическое планирование по курсу
«Введение в общую биологию»
(9 класс) 68 часов, 2 часа в неделю
УМК линии В.В. Пасечника
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | фактическая | |||||
Введение | 2 | |||||
1 | Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека. | 1 | Вводный урок | |||
2 | Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. | 1 | Изучение нового материала | |||
I | Уровни организации живой природы (54часа) | |||||
1.1 | Молекулярный уровень | 10 | ||||
3 | Качественный скачок от неживой к живой природе. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | Комбинированный урок | |||
4 | Особенности химического состава живых организмов. Многомолекулярные комплексные системы. | 1 | Комб. | |||
5 | Углеводы. | 1 | Комб. | |||
6 | Липиды. | 1 | Комб. | |||
7 | Состав и строение белков. Функции белков. | 1 | Комб. | |||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Комб. | |||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Комб. | |||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | Комб. | Л.р.№1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. | ||
11 | Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. | 1 | Комб. | |||
12 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | К/Р№1 Молекулярный уровень организации живой природы. | ||
1.2 | Клеточный уровень | 15 | ||||
13 | Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. | 1 | Изучение нового материала | |||
14 | Строение клетки. Основные компоненты клетки. Цитоплазма. Строение и функции мембран. | 1 | Комб. | Л.р.№2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом. | ||
15 | Ядро клетки. Гены и хромосомы. Строение и функции. | 1 | Комб. | |||
16 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Строение и функции. | 1 | Комб. | |||
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Строение и функции. | 1 | Комб. | |||
18 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Строение и функции. | 1 | Комб. | |||
19 | Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Особенности строения клеток бактерий, растений, животных, грибов. | 1 | Комб. | Л.р.№3. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом | ||
20 | Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. | 1 | Комб. | |||
21 | Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. | 1 | Комб. | |||
22 | Фотосинтез. | 1 | Комб. | |||
23 | Хемосинтез. | 1 | Комб. | |||
24 | Синтез белков в клетке. Транскрипция. Генетический код. | 1 | практикум | С/Р Решение биологических задач | ||
25 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | практикум | С/Р Решение биологических задач | ||
26 | Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Митоз. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Комб. | Л.р..№4.Рассматривание микропрепаратов митоза в клетках корешков лука. | ||
27 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Контроль и учет изученных знаний | К/Р№2 Клеточный уровень организации живой природы | ||
1.3 | Организменный уровень | 14 | ||||
28 | Бесполое размножение организмов. | 1 | Изучение нового материала | |||
29 | Половое размножение организмов. Половые клетки. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 | Комб. | Л.р.№5.Рассматривание микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. | ||
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | Комб. | |||
31 | Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 | практикум | С/Р Решение генетических задач | ||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | 1 | практикум | С/Р Решение генетических задач | ||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 1 | практикум | С/Р Решение генетических задач | ||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Комб. | С/Р Решение генетических задач | ||
35 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрёст хромосом. | 1 | Комб. | С/Р Решение генетических задач | ||
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | практикум | С/Р Решение генетических задач | ||
37 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Норма реакции генотипа. | 1 | Комб. | Л.р.№6.Выявление измен-чивости организмов | ||
38 | Мутационная изменчивость. | 1 | Комб. | |||
39 | Основы селекции. Порода. Сорт. Работы Н.И. Вавилова. | Комб. | ||||
40 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 1 | Комб. | |||
41 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Контроль и учет изученных знаний | К/Р№3 Организменный уровень организации живой природы. | ||
1.4 | Популяционно-видовой уровень | 3 | ||||
42 | Вид, его критерии. Структура вида. | 1 | Изучение нового материала | Л.р.№7 Изучение морфологического критерия вида. | ||
43 | Популяция - форма существования вида. | 1 | Комб. | |||
44 | Экология как наука. Экологические факторы. | 1 | Повторение и обобщение знаний | |||
1.5 | Экосистемный уровень | 8 | ||||
45 | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. | 1 | Изучение нового материала | |||
46 | Состав и структура биоценоза. | 1 | Комб. | П.р.№1 Изучение и описание экосистемы своей местности | ||
47 | Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. | 1 | практикум | П.р.№2 Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме | ||
48 | Цепи питания. | 1 | практикум | П.р.№3 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | ||
49 | Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. | 1 | Комб. | |||
50 | Искусственные биоценозы. | 1 | Комб. | |||
51 | Экологическая сукцессия. | 1 | Обобщение и повторение изученного материала | Э..№1 Биоценоз леса (луга, парка) | ||
52 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | Контроль и учет изученного материала | К/Р№4 Экосистемный уровень. | ||
1.6 | Биосферный уровень | 4 | ||||
53 | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. | 1 | Изучение нового материала | |||
54 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 1 | Комб. | |||
55 | Экологические кризисы. | 1 | Комб. | |||
56 | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | практикум | П.р.№4 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | ||
II | Эволюция | 7 | ||||
1 | Основные положения теории эволюции. | 1 | Изучение нового материала | |||
57 | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | 1 | Комб. | |||
58 | Приспособленность и ее относительность. | 1 | Комб. | |||
59 | Искусственный отбор. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов и пород. | 1 | Комб. | |||
60 | Образование видов - микроэволюция. | 1 | Комб. | |||
61 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | Э.№2 Причины многообразия видов в природе | ||
62 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | Контроль и учет изученного материала | К/Р№5 Основы учения об эволюции | ||
III | Возникновение и развитие жизни | 5 | ||||
63 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | 1 | Изучение нового материала | |||
64 | Краткая история развития органического мира. | 1 | Комб. | |||
65 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. | 1 | Комб. | |||
66 | Развитие жизни в протерозое и палеозое, в мезозое и кайнозое. Доказательства эволюции. | 1 | практикум | Л.р.№8 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | ||
67 | Повторение и обобщение знаний по изученному курсу. | 1 | Повторение и обобщение изученного материала | семинар | ||
68 | Итоговое контрольное тестирование по изученному курсу «Введение в общую биологию и экологию» | 1 | Контроль и учет изученного материала | Контрольный зачет |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
- гербарий к курсу основ общей биологии,
- виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
- форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
- набор микропрепаратов по общей биологии,
- таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
- таблица «Современная система органического мира»,
- видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная и научно-популярная литература
- Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
- Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
- Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
- Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
Таблицы по общей биологии
1. Борьба за существование и ее формы
2. Конвергенция – 2
3. Строение и функции липидов; главное направление в эволюции
4. Ароморфоз у животных
5. Ароморфоз и идиоадаптация у растений
6. Воздействие абиотических и биотических факторов
7. Сукцессия; цепи питания
8. Экологические пирамиды; круговорот углерода
9. Биосфера
10. Строение и функции нуклеиновых кислот; биосфера
11. Жизненные формы животных; круговорот азота
12. Строение и функции нуклеиновых кислот; биосфера
13. Клетка
14. Строение животной клетки
15. Вирусы; метаболизм
16. Бактерии – 2
17. Белки. Ферменты
18. Строение и уровни организации белка – 2
19. Нуклеиновые кислоты
20.. АТФ
21. Биосинтез белка – 2
22. Редупликация ДНК, синтез и-РНК
23. Фотосинтез
24. Митоз; гомеостаз
25. Мейоз
26. Центры многообразия и происхождения культурных растений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...