Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 6 класса по программе Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_6_kl.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина. Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Статья 55, п. 4); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО России от 05.03.2004г. № 1089);. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6-11 классы» Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2010г
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.
- Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
- Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г
- Курс «Биология. Живой организм» рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). Лабораторных -7 , практических работ -5.
- Формы организации учебного процесса –лабораторные и практические работы ;
- индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.;
- Формы контроля : текущий, тематический, итоговый контроль; дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради
- Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
- Общедидактические
- Оценка «5» ставится в случае:
- 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
- 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
- 3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «4» ставится в случае:
- 1. Знания всего изученного программного материала.
- 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- 3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «3» ставится в случае:
- 1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
- 2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- 3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «2» ставится в случае:
- 1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
- 2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- 3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «1» ставится в случае:
- 1. Нет ответа.
- Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
- Оценка "5" ставится, если ученик:
- 1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
- 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
- Оценка "4" ставится, если ученик:
- 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
- 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
- Оценка "3" ставится, если ученик:
- 1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
- 2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
- 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
- Оценка "2" ставится, если ученик:
- 1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
- 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
- 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Оценка «1» ставится в случае:
- 1. Нет ответа.
- Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
- Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
- Оценка «5» ставится, если ученик:
- 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
- 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
- Оценка «4» ставится, если ученик:
- 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
- 2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
- Оценка «3» ставится, если ученик:
- 1. Правильно выполняет не менее половины работы.
- 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
- 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «2» ставится, если ученик:
- 1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
- 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
- 3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
- Оценка «1» ставится в случае:
- 1. Нет ответа.
- Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
- Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
- Оценка «5» ставится, если:
- 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
- 2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
- 3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
- 4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
- Оценка «4» ставится, если ученик:
- 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
- 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
- Оценка «3» ставится, если ученик:
- 1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
- 2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
- 3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
- 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
- Оценка "2" ставится, если ученик:
- 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
- 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
- Оценка «1» ставится в случае:
- 1. Нет ответа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (22 часа).
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
Лабораторные и практические работы:
- «Определение состава семян пшеницы»
- «Строение клеток живых организмов»
- «Ткани растений»
- «Ткани животных»
- «Изучение органов цветкового растения»
- «Распознавание органов и систем органов у животных».
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (36 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы:
- «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».
- «Разнообразие опорных систем животных».
- «Движение инфузории туфельки».
- «Перемещение дождевого червя».
- «Вегетативное размножение растений».
- «Прямое и непрямое развитие насекомых».
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (4 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- строение и функции клеток растений, животных;
- деление клетки;
- строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;
- обмен веществ и превращение энергии;
- особенности питания растительных и животных организмов;
- размножение, рост и развитие растений и животных;
- среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- организмы бактерий, грибов, растений и животных;
- клетки, органы и системы органов растений и животных.
Соблюдать правила:
- рассматривания микропрепаратов под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе;
- здорового образа жизни человека;
- выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- использовать рисунки;
- самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Тематическое планирование.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов по программе | |||
1 2 | Строение и свойства живых организмов. Жизнедеятельность организмов. | 22 36 | |||
3 | Организм и среда. | 4 | |||
4 | Резервное время | 8 | |||
ИТОГО | 70 | ||||
№ урока | Тема урока | Количество часов | Вид проводимой работы | Дата | Корректировка |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 22 2 | ||||
1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | 1 | |||
2 | Основные свойства живых организмов | 1 | |||
Тема 1.2. Химический состав клеток. | 2 | ||||
3 | Химический состав клеток. Неорганические вещества. | 1 | |||
4 | Химический состав клеток. Органические вещества. | 1 | Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы» | ||
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. | 2 | ||||
5 | Клетка - элементарная единица живого. Различия в строении растительной и животной клеток. | 1 | Лабораторная работа «Cтроение клеток живых организмов» | ||
6 | Вирусы - неклеточная форма жизни | 1 | |||
Тема 1.4. Деление клетки. | 2 | ||||
7 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||
8 | Деление клетки. Мейоз. | 1 | |||
Тема 1.5. Ткани растений и животных. | 2 | ||||
9 | Понятие ткань. Ткани растений. | 1 | Лабораторная работа «Ткани растений» | ||
10 | Типы тканей животных организмов. Строение и функции. | 1 | Практическая работа «Ткани животных» | ||
Тема 1.6. Органы и системы органов. | 10 | ||||
11 | Органы цветковых растений. Строение и значение корня. Корневые системы. | 1 | Лабораторная работа «Изучение органов цветкового растения» | ||
12 | Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. | 1 | |||
13 | Стебель как осевой орган побега. Строение и функции стебля. | 1 | |||
14 | Строение и функции листа. Типы листьев. | 1 | |||
15 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | 1 | |||
16 | Плоды, значение и разнообразие. | 1 | |||
17 | Строение семян, типы семян. | 1 | |||
18 | Строение семян однодольных и двудольных растений | 1 | |||
19 | Системы органов животных. | 1 | |||
20 | Практическая работа «Распознавание органов и систем органов у животных» | 1 | Практическая работа «Распознавание органов и систем органов у животных». | ||
Тема 1.7. | Растения и животные как целостные организмы. | 2 | |||
21 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | 1 | |||
22 | Живые организмы и окружающая среда. | 1 | |||
Раздел №2. Жизнедеятельность организма. Тема 2.1.Питание и пищеварение. | 36 8 | ||||
23 | Питание. Почвенное питание растений. | 1 | |||
24 | Роль корня в почвенном питании. | 1 | |||
25 | Фотосинтез. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. | 1 | |||
26 | Значение фотосинтеза. | 1 | |||
27 | Особенности питания животных. Травоядные, хищники , трупоеды. | 1 | |||
28 | Питание животных. Симбионты, паразиты. | 1 | |||
29 | Пищеварение и его значение. Строение пищеварительных систем животных. | 1 | |||
30 | Пищеварительные ферменты и их значение. | 1 | |||
Тема 2.2 | Дыхание. | 3 | |||
31 | Значение дыхания. Типы дыхания. Клеточное дыхание. | 1 | |||
32 | Дыхание растений. | 1 | |||
33 | Дыхание животных. Органы дыхания животных. | 1 | |||
Тема 2.3. | Передвижение веществ в организме. | 4 | |||
34 | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. | 1 | Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | ||
35 | Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. | 1 | |||
36 | Перенос веществ в организмах животных. Кровеносная система, строение, функции. | 1 | |||
37 | Гемолимфа, кровь и составные части. | 1 | |||
Тема 2.4. | Выделение. | 4 | |||
38 | Роль выделения в жизнедеятельности организма. Выделение у растений. | 1 | |||
39 | Выделение у животных. Выделительные системы у животных. | 1 | |||
40 | Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растений. | 1 | |||
41 | Обмен веществ и энергии у животных. | 1 | |||
Тема 2.5. | Опорные системы | 2 | |||
42 | Опорные системы растений и их значение. | 1 | |||
43 | Опорные системы животных Опорно-двигательная система позвоночных | 1 | Лабораторная работа»Разнообразие опорных систем животных» | ||
Тема 2.6. | Движение. | 2 | |||
44 | Движение – особенность животных организмов. Механизмы , обеспечивающие движение организмов. | 1 | Лабораторная работа «движение инфузории туфельки». | ||
45 | Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений. | 1 | Практическая работа «перемещение дождевого червя». | ||
Тема 2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 5 | |||
46 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей средой. | 1 | |||
47 | Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Типы нервных систем. | 1 | |||
48 | Рефлекс, инстинкт. | 1 | |||
49 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности Железы внутренней секреции.. | 1 | |||
50 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Ростовые вещества у растений. | 1 | |||
Тема 2.8. | Размножение. | 4 | |||
51 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. | 1 | |||
52 | Бесполое размножение растений. | 1 | Практическая работа «вегетативное размножение растений». | ||
53 | Половое размножение животных. Органы размножения. | 1 | |||
54 | Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. | 1 | |||
Тема2.9. | Рост и развитие. | 4 | |||
55 | Рост и развитие растений. | 1 | |||
56 | Особенности индивидуального развития растений . | 1 | |||
57 | Рост и развитие животных на примере ланцетника. | 1 | |||
58 | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | 1 | Лабораторная работа «прямое и непрямое развитие насекомых» | ||
Раздел №3. Организм и среда. Тема3.1.Среда обитания. Факторы среды. | 4 2 | ||||
59 | Взаимосвязи живых организмов. | 1 | |||
60 | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | 1 | |||
Тема3.2. | Природные сообщества. | 2 | |||
61 | Природные сообщества и экосистема. | 1 | |||
62 | Цепи питания. | 1 | |||
Резервное время | 8 | ||||
ИТОГО | 62+8 |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Учебник «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин, изд. Дрофа, 2010 г.
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений / И.А.Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. - М.: изд. Дрофа, 2006 г.
Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Для учителя:
1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
3. Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г
MULTIMEDIA – поддержка курса:
- Интернет – ресурсы;
- CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы.
- Мультимедийное приложение к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...