Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Рабочая программа для общеобразовательной школы, рассчитана на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по биологии

- Приказа МО и Н РТ от 4 июля 2012 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ – Реченской ООШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2012 года)

Рассчитана на 70 часов

  Уровень программы : базовый

УМК: 1. Биология 7 класс. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2007

2. Поурочное планирование по биологии 7 класса. – Волгоград: Учитель, 2009

Календарно тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

 Требование к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • о существовании эволюционной теории;
  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

Практическая деятельность: кратковременные практические работы.

Нормы и критерии оценивания  учащихся :

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1.   Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2.   Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3.   Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1.   Знание всего изученного программного материала.

2.   Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.   Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1.   Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2.   Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.   Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1.   Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2.   Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.   Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1)   правильно определил цель опыта;

2)   выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3)   самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4)   научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5)   проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6)   эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1.   опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2.   или было допущено два-три недочета;

3.   или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4.   или эксперимент проведен не полностью;

5.   или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1.   правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2.   или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3.   опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4.   допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.   не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2.   или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3.   или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4.   допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.   выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.   допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.   не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.   или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1.   не более двух грубых ошибок;

2.   или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.   или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.   или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.   или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.   допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2.   или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно – тематическое планирование


п/п

Название разделов

Количество часов

1

Введение

2

2

Царство Прокариоты

2

3

Царство Грибы

4

4

Царство Растения

17

5

Царство Животные

39

6

Царство Вирусы

1

7

Обобщение

3

8

Экскурсии

2

Всего:

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Тип урока

форма

Кол-во часов

Лабораторные работы

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

фактически

Введение (2 часа)

1

Многообразие живых организмов

ИПЗН

1

Стр.5-6 читать

4.09

2

Многообразие живых организмов. Наука систематика

К

1

Стр.8 читать, задания в тетради

7.09

Царство Прокариоты (2 часа)

3

Система прокариот. Многообразие и значение бактерий

К

1

Стр.10-15 читать, задания стр.16-17

11.09

4

Прокариоты. Проверочная работа по теме: Прокариоты

КПЗУН

1

Повторение

14.09

Царство Грибы (4 часа)

5

Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы.

К

1

Стр.20-25 читать, задания стр.26-27

18.09

6

Отдел Лишайники

К

1

Стр.28-31 читать, задания стр.32

21.09

7

Проверочная работа по теме: Грибы

КПЗУН

1

Повторение пройденного материала

25.09

8

Итоговый урок по теме «Царство грибов»

КПЗУН

1

Повторить записи в тетради

28.09

Царство Растения ( 17 часов)

9

Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения или Водоросли.

ИПЗН

1

Стр.36-37 пересказать

2.10

10

Отделы водорослей

К

1

Стр.38-45 читать, задания стр.46-47

5.10

11

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения водорослей»

КПЗУН

1

«Изучение внешнего строения водорослей»

Записи в тетради

9.10

12

Проверочная работа по теме «Водоросли»

КОКЗ

1

Повторить материал

12.10

13

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные

ИПЗН

1

Стр.48-55 читать, задания в тетради

16.10

14

Лабораторная работа Изучение внешнего строения мхов

КПЗУН

1

Изучение внешнего строения мхов

Записи в тетради

19.10

15

Отделы споровых: Плауновидные,

ИПЗН

1

Стр.56 пересказать

23.10

16

Отдел Хвощевидные.

К

1

Стр.57-59 читать, задания стр.60-61

26.10

17

Отдел Папоротниковидные

К

1

Стр.62-65 читать, задания стр.67

30.10

18

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения папоротника

КПЗУН

1

Изучение внешнего строения папоротника

Повторение пройденного материала

2.11

19

Проверочная работа по теме «Плауны, хвощи, папоротники»

КОКЗ

1

Повторить записи в тетради

13.11

20

Отдел Голосеменные растения

ИПЗН

1

Стр.68-73 читать, задания в тетради

16.11

21

Лабораторная работа Изучение строения и многообразия голосеменных растений

КПЗУН

1

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Записи в тетради

20.11

22

Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений

К

1

Стр.76-79 пересказать

23.11

23

Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных

К

1

Стр.80-85 читать, задания стр.86-87

27.11

24

Лабораторная работа Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений:  «Строение шиповника»

КПЗУН

1

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений:  «Строение шиповника»

Повторение материала

30.11

25

Проверочная работа по трём царствам живых организмов: Прокариоты, Грибы, Растения

КОКЗ

1

Записи в тетради

4.12

Царство Животные ( 39 часов)

26




Царство Животные. Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные животные

ИПЗН

1

Стр.94-95 пересказать

7.12

27

Царство Животные. Общая характеристика царства Животных. Подцарство Одноклеточные животные

КПЗУН

1

96-99 читать, задания стр.100-101

11.12

28

Проверочная работа по теме: Простейшие

КОКЗ

1

Повторение материала

14.12

29

Разнообразие подцарства Многоклеточных животных. Особенности строения и жизнедеятельности губок

К

1

Стр.102-105 пересказать

18.12

30

Многообразие кишечнополостных, их экологическое и геологическое значение

К

1

Стр.108-113 читать, задания стр.114-115

21.12

31

Строение и жизнедеятельность свободноживущих и паразитических плоских червей

К

1

Стр.116-119 читать, задания стр.121

25.12

32

Отличительные особенности строение и жизнедеятельности круглых червей (нематод)

К

1

Стр.122-125 пересказать

28.12

33

Строение, образ жизни и значение кольчатых червей

К

1

Стр.128-131 читать. задания стр.132-133

11.01

34

Губки, кишечнополостные, черви. Проверочная работа по изученным типам многоклеточных беспозвоночных животных

КОКЗ

1

Повторить материал

15.01

35

Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение моллюсков

К

1

Стр.134-137 пересказать

18.01

36

Тип Моллюски. Строение, разнообразие и значение моллюсков

КПЗУН

1

Стр.138-141 читать, задания стр.143

22.01

37

Проверочная   работа по теме: Тип Моллюски

КОКЗ

1

Повторение материала

25.01

38

Тип Членистоногие. Разнообразие типа Членистоногих, общие особенности их строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные

ИПЗН

1

Стр.144-149 читать, задания стр.151

29.01

39

Класс Паукообразные

К

1

Стр.152-155 читать, задания в тетради

1.02

40

Класс Насекомые

К

1

Стр.158-163 читать, записи в тетради

5.02

41

Общественные насекомые

К

1

Стр.164-165 пересказать, сообщения

8.02

42

Лабораторная работа Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

КПЗУН

1

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих

Записи в тетради

12.02

43

Тип Иглокожие. Общая характеристика иглокожих

К

1

Стр.168-171 пересказать

15.02

44

Проверочная работа по теме «Типы Членистоногих и Иглокожие»

КОКЗ

1

Повторение материала

19.02

45

Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовые

ИПЗН

1

Стр.174-175 читать, записи в тетради

22.02

46

Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение

К

1

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни

Стр.176-179 пересказать

26.02

47

Класс Хрящевые рыбы. Систематика надкласса Рыбы, характеристика хрящевых рыб

К

1

Стр.180-181 читать, задания в тетради

1.03

48

Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промысловое значение

К

1

Стр.182-183 читать, задания стр.184-185

5.03

49

Проверочная работа. Характеристика, систематика, особенности строения и образ жизни представителей типа Хордовые и надкласса Рыбы.

КОКЗ

1

Повторить материал

8.03

50

Класс Земноводные, или Амфибии. Систематика, особенности образа жизни и строения

ИПЗН

1

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

Стр.186-191 читать

12.03

51

Происхождение, разнообразие, образ жизни и практическое значение разных групп амфибий

К

1

Стр.192-193 пересказать, задания стр.194-195

15.03

52

Проверочная работа. Характеристика, разнообразие, особенности строения, образ жизни и значение земноводных

КОКЗ

1

Повторение материала

19.03

53

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Происхождение и эволюция рептилий, их систематика, особенности строения и образа жизни.

К

1

Стр.196-201 читать, задания в тетради

22.03

54

Разнообразие рептилий. Группы современных рептилий, особенности их строения, образа жизни и практическое значение

К

1

Стр.201 читать, задания стр.202-203

5.04

55

Проверочная работа. Характеристика, систематика, особенности строения, образ жизни представителей класса Рептилий

КОКЗ

1

Повторить материал

9.04

56

Класс Птицы. Характеристика прогрессивной организации птиц, как высших (теплокровных, летающих) позвоночных животных

К

1

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Стр.204-207 читать, сообщения

12.04

57

Размножение и развитие птиц. Разнообразие устройства гнёзд, строение яйца и развитие зародыша

К

1

Стр.210-211 читать, записи в тетради

16.04

58

Экологические группы птиц. Рассмотрение примеров приспособления к жизни птиц степных, околоводных и болотных ландшафтов

К

1

Стр.212-213 пересказать

19.04

59

Разнообразие птиц. Систематика, характеристика отдельных отрядов, природное и экономическое значение птиц

К

1

Стр.214-219 пересказать, задания стр.220-221

23.04

60

Проверочная работа. Характеристика класса Птицы. Особенности строения, образ жизни, природное и хозяйственное значение

КОКЗ

1

Повторение материала

26.04

61

Класс Млекопитающие. Характеристика млекопитающих, их прогрессивная организация, как высших позвоночных животных (на примере строения покровов, скелета, нервной системы и особенностей размножения)

ИПЗН

1

Стр.222 читать, записи в тетради

30.04

62

Особенности внутреннего строения млекопитающих (на примере пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной систем)

К

1

Стр.223-229 читать

3.05

63

Разнообразие млекопитающих. Деление класса Млекопитающие на подклассы и отряды, их характеристика, природное и экономическое значение

ИПЗН

1

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

Стр.230-235 пересказать, сообщения

7.05

64

Проверочная работа. Систематика, особенности строения, образ жизни млекопитающих

КОКЗ

1

Повторить материал

10.05

Царство Вирусы (1 час)

65

Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение

ИПЗН

1

Стр.242-243 пересказать. задания стр.244-245

14.05

Обобщение (3 часа)

66

Повторение пройденного материала по царствам: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы

ОСЗ

1

Индивидуальное задание

17.05

67

Повторение пройденного материала по царствам: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы

ОСЗ

Индивидуальное задание

21.05

68

Повторение пройденного материала по царствам: Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы

ОСЗ

1

Повторение пройденного материала

24.05

Экскурсии (2 часа)

69

Выявление приспособлений у животных к среде обитания

ОСЗ

1

Записи в тетради

28.05

70

Распознавание животных разных типов

Распознавание домашних животных

ОСЗ

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...