Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Ефремова Татьяна Арефиевна

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской  программы по биологии В.В.Пасечника по предметной линии учебников «Линия жизни»  (М.: Просвещение»,2011) и 

 ориентирована на использование учебника « Биология  5-6 классы» серии «Линия жизни» для общеобразовательных учреждений ( В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_3.docx84.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ      «Кезская средняя                     общеобразовательная школа №2»

Рассмотрена на                                                                                                                                                        Составлена на основе  

                                                                                                                                                                                      программы по биологии

Протокол № _______                                                                                                                                              для общеобразовательных учреждений

от «____» августа 20___ г.                                                                                                                                     под редакцией   В.В.Пасечника

                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                               

                                                                                                               

Принята на педсовете

Протокол №_______

от «_____» августа 20___ г.

«Утверждено»

Директор школы:________

( Докучаев А.В.)

Приказ №______

от «_____»________20____ г.                          

                                                                                                                           Рабочая программа

                                                                                                                                       по биологии

5  класс

На  2013  –  14 учебный год

Составитель: Ефремова Татьяна  Арефиевна, учитель биологии МБОУ «Кезская СОШ №2»первой квалификационной категории, педстаж  26 лет

                                                                                                                                 п. Кез, 2013

Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской  программы по биологии В.В.Пасечника по предметной линии учебников «Линия жизни»  (М.: Просвещение»,2011)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника « Биология  5-6 классы» серии «Линия жизни» для общеобразовательных учреждений ( В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013)

1 . Нормативно – правовая база:

  1. Приказ Управления образованием Администрации МО «Кезский район»   «Об организации раннего введения Федерального государственного стандарта основного общего образования в МБОУ «Кезская СОШ №2» №11 от 26 марта 2013 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
  3. Учебный план МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа №2»
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013 - 2014 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год", зарегистрированный  в Минюсте РФ 30 января 2013 г.
  5.  5. Рабочая программа по биологии по предметной линии учебников « Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника (М.:Просвещение,   2011)

 2.Цели и задачи  ООО.

Цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта  формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

 - приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

 - ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;    

 - развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

 - овладение  ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

  Метапредметном:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;          

 - умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать,  преобразовывать из одной формы в другую

  -  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  -  умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

 Предметном:

-   выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);

 -  соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;

 -   классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 -  объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

 -   различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;

  -  сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;  

  -   выявление приспособлений организмов к среде обитания;

 - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

3. Цели и задачи реализации и содержания предмета .

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.

Задачи:

  •  Способствовать     учащимся овладению системой комплексных знаний о  многообразии живых организмов и принципах их классификации.
  • развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
  • Создать условия для освоения учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • способствовать учащимся овладевать умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  •  способствовать развитию познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  •  способствовать воспитанию у учащихся   позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре  поведения в природе;
  • Создать условия для формирования и дальнейшего развития  следующих ключевых компетенций: трудовой ( рынок труда, профессиограмма), учебно - познавательной, организационно - деятельностной, саморазвития, коммуникативной (эмпатии, взаимодействие со сверстниками и разными людьми), ценностно-смысловой (направленность на будущее, дальнейшее образование), личностной (развитие индивидуальности), социальной (принятие решений, ответственность, решение конфликтов, толерантность), информационной.

   4.Значение предмета. Специфика.

Биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных законов биологии, теорий и идей обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования у них научного мировоззрения. .

По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т.д.).

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Общая характеристика учебного предмета

1. Важнейшие понятия биологии      

Важнейшие понятия

5 класса

Важнейшие понятия

6-го класса

Важнейшие понятия

7-го класса

Важнейшие понятия

8-го класса

Важнейшие понятия

9-го класса

Бактерии

Биология

Выделение

Гамета (половая клетка)

Грибы

Деление клетки

Дыхание

Жизненный цикл

Клетка

Обмен веществ

Орган

Органелла

Охрана природы

Питание

Прокариоты

Размножение

  Вирусология

Бактериологи

Ботаника

Зоология микология              

Экология

Цитология

Физиология                                                                                                      биохимия

генетика

эмбриология

вегетативное

Растения

Рост

Систематика

Ткань

Фотосинтез

Эукариоты

Ядро клетки

Цитоплазма

Гаметофит

Зародыш

Корень

Автотроф

Лист

Опыление

Пестик

Плод

Побег

Почка

Пыльца

Семя

Семядоли

Систематическая группа

Систематическая категория

Спорофит

Стебель

Тычинки

Цветок

Хлорофилл

Важнейшие систематические группы:

Бактерии

Грибы

Водоросли

Высшие споровые растения

Голосеменные

Двудольные

Однодольные

Цветковые (покрытосеменные) растения

Беспозвоночные

Биогенетический закон

Биологический прогресс

Гомологичные органы

Гетеротроф

Жабры

Жизненная форма

Зародышевые оболочки

Животные

Инстинкт

Красная книга

Общественные насекомые

Паразитизм

Позвоночник

Позвоночные

Порода

План строения

Полость тела

Регенерация

Оплодотворение

Скелет

внутренний

наружный

Теплокровность

Трахеи

Система органов

Хорда

Важнейшие систематические группы:

Земноводные (амфибии)

Кишечнополостные

Кольчатые черви

Круглые черви

Млекопитающие (звери)

Моллюски

Насекомые

Низшие хордовые

Паукообразные

Плоские черви

Пресмыкающиеся (рептилии)

Простейшие

Ракообразные

Хордовые

Членистоногие

Анализатор

Вегетативная нервная система

Витамины

Внутренняя среда

Высшая нервная деятельность

Гигиена

Гомеостаз

Гормоны

Иммунитет

Мышление

Нейрогуморальная регуляция

Опорно-двигательная система

Пластический обмен

Половое созревание

Регуляция

Органы чувств

Рефлекс

безусловный

условный

Рефлекторная дуга

Фермент

Центральная нервная система

Энергетический обмен

Агроценоз

Ароморфоз

АТФ

Белки

Биогеоценоз

Биомасса

Биосинтез

Биосфера

Биоценоз

Борьба за существование

Видообразование

Изменчивость

Вирус

Ген

Генетика

Консумент (потребитель Генетический код

Генотип

Гибридизация

Организм

Дегенерация

Дивергенция

Доминирование

Естественный отбор

Законы Менделя

Идиоадаптация

Изоляция

Искусственный отбор

Клеточная теория

Конвергенция

Круговорот веществ

Липиды

 Мейоз

 половое

бесполое

Среда

Планктон

вид

Продуценты

Пищевая цепь

Приспособление (адаптация Мембрана

Митоз

Мутация

Наследственность

Норма реакции

Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

Онтогенез

Охрана природы

Популяция

Порода

Правило экологической пирамиды

Происхождение человека (антропогенез)

Селекция

Экосистема

Сорт

Теория эволюции

Углеводы

Уровень организации

Фенотип

Эволюция

Фермент

 Редуценты

Симбиоз

2. Линии развития

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов.

3. Принципы

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно- ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества .

 В основе программы лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает :

1.  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2.  проектирование и конструирование социальной среды;

3.  активная учебно – познавательную  деятельность обучающихся;

4.  построение образовательного процесса с учетом индивидуальных  возрастных , психологических и физиологических особенностей обучающихся.

4. Основной способ получения знаний

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Программа поддерживает разные виды деятельности учащихся, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении учениками содержания курса:

  • понятийное продвижение (совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие основных принципов функционирования, организации и развития живых систем;
  • экспериментирование: планирование, постановка, проведение и анализ биологических опытов;
  • применение открытых принципов к существующему многообразию жизненных форм (проверка учениками своих гипотез с помощью информационного поиска, конкретизация общих принципов на многообразии частных случаев);
  • отработка необходимых умений, как практически-прикладного характера, например, умения работать со световым микроскопом, так и мыслительных навыков, например, умения менять способ рассмотрения биологического объекта в зависимости от характера задачи, строить осмысленные гипотезы о живых объектах, исходя из понимания общих принципов и закономерностей их функционирования и развития; на выездных практиках проводятся работы на природе (экологические рейды, натуралистические практики, практикумы по систематике и пр.),  в ходе которых учениками опробуются и применяются знания, умения, способы действий, освоенные во время школьных занятий;

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка

  В образовательном процессе  могут использоваться следующие виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий:

  •  урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений;
  • экскурсия внеаудиторное занятие (внеурочная форма), при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники);
  • творческая мастерская — аудиторное занятие (внеурочная форма), которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия  в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности;
  • конференция - аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников;
  • образовательное путешествие - это подростковая образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира;
  • познавательная лаборатория - аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
  • индивидуальные занятия (мастерские, консультации) - аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.
  • социальные проекты - внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в «культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаимодействия со взрослыми и детьми.

5. Контроль ( способы оценивания)

 Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной   грамотности.

  • Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
  • -текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
  • -аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
  • -аттестация по итогам года;
  • -формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

                                       

Описание места учебного предмета курса в учебном плане

Учебный план.

Предметная область

Предмет

Количество часов по классам

Всего часов

Из них практическая часть

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

Естествознание

Биология

34

34

68

68

68

272

14

Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)  и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Требования к результатам обучения

Изучение биологии в основной школе обуславливает достижение следующих личностных результатов :

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию, осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов

3)  формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

              Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг      с другом и т.д

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

 находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

 объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 определять основные органы растений (части клетки);

 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

 понимать смысл биологических терминов;

 характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание учебного предмета «Биология» 5 кл

34 часа , 1 час в неделю

 «Введение» - 6ч.

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические занятия.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- о многообразии животного мира;

- царства живого в природе: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

- основные методы исследования в биологии : наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого:  клеточное строение, питание,  дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов : водная,  наземно – воздушная, почва как среда обитания, организм как среда обитания.

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов ви кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,» экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения ;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных работ.

 Метапредметные результаты обучения:

Ученик должен уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя  оформлять отчет, включая описание наблюдения ,его  результат, выводы;

-получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношение объекта с другими объектами;

Определять существенные признаки объекта

.

Раздел I  Клеточное  строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, световой микроскоп). Клетка, ее строение : оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, дыхание, питание, рост, развитие, деление клетки..Понятие « ткань».

Демонстрации:

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы.
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата  чешуи кожицы лука, рассмотрение его под микроскопом .

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках элодеи , плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Многообразие организмов (19 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Кален. сроки

№ уроков

Тема разделов  и уроков

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты обучения

Внеурочные формы учебной деятельности

Формы контроля

Освоение предметных знаний

УУД

Введение. Биология как наука.(5 ч.)

1

1.

Биология — наука о живой природе

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Определяют понятия

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера»,

Объяснять роль биологии в практической  деятельности людей

Личностные:  1.Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; 2.Признавать право каждого на собственное мнение;

  Регулятивные: 1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

 2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий;

Познавательные: 1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;

2. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

 3. сопоставлять информацию из разных источников;

Коммуникативные:

1. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;  

 2. строить монологическую речь, вести диалог;

 3. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы;

Творческая мастерская

Творческая  работа

2

2.

Методы  изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

Вводный контроль

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Выполняют входную диагностику.

Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии.

Контрольная работа

3

3.

Разнообразие живой природы.

Определяют понятия: «царство бактерии», «царство грибы», «царство растения» и «царство животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.

Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа

4

4.

Среды обитания организмов.

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Анализировать связи организмов со средой обитания.

 Владеть таким видом изложения текста, как повествование

Получать биологическую информацию из различных источников

5.

5.

Экскурсия

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя. Оформлять отчет

Экскурсия

Раздел 1.Клетка как основа строения и жизнедеятельности организмов. (10 ч)

6.

6.

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

 « Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы»

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп»,«тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом.

Работать с лупой и микроскопом,

Объяснять устройство микроскопа.

Анализировать объекты под микроскопом

Оформлять результаты лабораторной работы в тетради

Личностные: 1.Понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; 2.Осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; 3.Реализовывать теоретические знания на практике.

Регулятивные:  1.Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

2.Осущесвлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Познавательные:   1.Давать определени понятиям;  2.Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической операции; 3.Объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;  4.Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

Коммуникативные:  1.Осущесвлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

2.Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

3. Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

7.

7.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки

Объяснять роль минеральных веществ и воды клетки.

 Различать органические и неорганические вещества клетки.

 Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.  Работать с лабораторным оборудованием

Познавательная лаборатория

8.

8.

Химический состав клетки.

Органические вещества.

. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Познавательная лаборатория

9.

9.

Строение клетки.

Лабораторная работа №2

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

10.

10.

Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная работа №2

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

11.

11.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности клетки и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Оформлять результаты лабораторной работы в тетради

12.

12.

Деление и рост клеток.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

13.

13

Понятие «ткань».  Лабораторная работа №4 «Рассматривание под микроскопом готовых  микропрепаратов различных растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Работать с текстом и иллюстрациями  учебника.

14.

14

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Конференция

Раздел 2. Многообразие организмов (19ч)

.

15

15.

Классификация организмов.

Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы.

16.

16

Строение и многообразие бактерий.

Выделяют существенные признаки бактерий

Выделять существенные признаки бактерий.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности бактерий.

Отличать бактерии от других живых организмов.

Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

17.

17

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

18

18

Строение и общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают съедобные и ядовитые грибы, оказывают приемы первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Творческая мастерская

19

19

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №5

«Особенности строения мукора и дрожжей»

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

20

20

Грибы-паразиты

Определяют понятие «грибы - паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

21

21

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Контрольная работа № 1

Выполняют контрольную работу.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

22

22

Характеристика царства растений

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения », «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Определять понятия «ботаника, низшие,  высшие растения, слоевище, таллом»

Выделять особенности низших и высших растений. Называть основные группы растений. Характеризовать практическую значимость растений. Объяснять роль растений в биосфере.

Творческая мастерская

23

23

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

Лабораторная работа №6 «Строение зелёных водорослей»

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

24

24

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

25

25

Лишайники

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листовые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Творческая мастерская

26

26

Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

Лабораторная работа №7 «Строение мха,  спороносящего хвоща и папоротника»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов, папоротников,

Хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов. Находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека.

27

27

Голосеменные растения

 Лабораторная работа №8  «Строение хвои и шишек хвойных растений»

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений, описывают их. представителей

Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных  по таблицам и гербарным образцам. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.

Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.

28

28

Семенные растения. Лабораторная работа №9

«Внешнее  строение цветкового растения»

Определяют представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

29

29

Разнообразие, значение и распространение растений. Контрольная работа №2

Выполняют контрольную работу

30

30

Общая характеристика царства  Животные.

Выделяют существенные признаки животных, сравнивают представителей разных групп животных.

 Творческая мастерская

31

31

Подцарство Одноклеточные.

Лабораторная работа № 10

 «Разведение и изучение амеб в лаборатории».

Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека. Выполняют лабораторную работу.

32

32

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Сравнивают представителей беспозвоночных и позвоночных животных, делают выводы на основании сравнения.

33

33

Итоговая диагностика

Выполняют итоговую  диагностику.

34

34

Итоговый урок – проект «Удивительный мир живой природы».

Находят информацию о живой природе в научно-популярной литературе, биологических словарях. Представляют сообщения в виде презентаций. Осущетствляют сотрудничество друг с другом, с учителем. Аргументированно отстаивают свою точку зрения.

Социальный проект

Учебно-методическое   обеспечение   образовательного   процесса

           Основная учебная литература для учащихся:

            1. Биология.  5 - 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013г.

            2. Биология.  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Просвещение, 2012 г.  

            3.Электронное приложение к учебнику  Биология. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: М.: Просвещение,    2013г.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
  2. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам  Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
  3. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
  4. Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
  5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
  6. http://www.livt.net
            Электронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"
  7. http://www.floranimal.ru/
            Портал о растениях и животных

8.http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Основная литература для учителя:

            1. Биология.  5 - 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2013г.

            2. Биология.  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. М.: Просвещение, 2012 г.  

            3.Электронное приложение к учебнику  Биология. 5-6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: М.: Просвещение,       2013г

            4. Рабочая программа по биологии по предметной линии учебников « Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника (М.:Просвещение,   2011)

               5.Уроки биологии 5-6 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений под редакцией  В.В. Пасечника М.: Просвещение, 2012 г.

            6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. М.: Просвещение, 2012 г.

            7.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/

8. http://www.lift.net   Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

9.http://www.floranimal.ru/  Портал о растениях и животных

20. http://www.plant.geoman.ru/  Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

  1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники  14 таблиц
  2. Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
  3. Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
  4. Растение - живой организм 4 таблицы
  5. Растения и окружающая среда 7 табли
  6. «Ботаника 1»  (12 таблиц)
  7. Портреты ученых биологов
  8. Строение, размножение и разнообразие растений
  9. Схема строения  клеток живых организмов
  10. Уровни организации живой природы
  11. Растения. Грибы. Лишайники

       Учебно – практическое оборудование

  1. Комплект микропрепаратов «Ботаника »
  2. Лупа препаровальная
  3. Микроскоп школьный
  4. Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
  5. Набор хим.посуды и принадлежн. для  лаб. работ по биологии (НПБЛ)
  6. Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
  7. Комплект оборудования для комнатных растений
  8. Лупа ручная
  9. Лупа штативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...