Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов, В.В. Пасечник
элективный курс по экологии (10 класс)
Практикум к рабочей программе по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.r.kriksunov_2020.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №102
Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов, В.В. Пасечник
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Громова Тамара Викторовна,
учитель биологии,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2019 г
Экскурсия «Антропогенное воздействие на природную среду».
в берёзовый колок (на разнотравный луг)
Задачи:
Исследовать антропогенное воздействие на экосистему берёзового колка.
Ход работы:
∙Определить степень влияния человека на протяжении пути от
школы до
изучаемого объекта.
∙Определить антропогенные изменения на опушке колка
∙Определить видовой состав растительности на опушке и в самом колке.
∙Определить антропогенную нагрузку на данную экосистему
∙Сделать вывод об антропогенном воздействии на экосист
ему берёзового колка.
Лабораторная работа 1
«Строение растений в связи с условиями жизни»
Задачи:
∙определить особенности внешнего строения растений в связи с
условиями их жизни.
∙Сделать вывод о влиянии условий на внешний облик растений.
Оборудование: гербарные образцы: карликовая берёзка, верблюжья колючка.
Рисунок: Орех лотосовидный
Ход работы:
1.Рассмотрите рисунок и гербарные образцы растений, произрастающих в разных природных условиях.
2.Выявите черты отличия растений друг от друга
3.На основе данных сравнения, заполните таблицу
Признак | Карликовая берёза | Верблюжья колючка | Лотос орехоносный |
Стебель Лист Корень | |||
4.Сделайте вывод о влиянии условий на внешний облик растений.
Лабораторная работа
« Жизненные формы растений» (комнатных)
Задачи:
∙Определить жизненные формы нескольких комнатных растений.
∙Описать их.
∙Объяснить различия внешнего облика.
∙Дать рекомендации по правильному уходу за данными растениями.
Объекты: комнатные растения
Ход работы.
1.Рассмотрите несколько комнатных растений.(2-3)
2.Найдите черты отличия во внешнем облике растений
3.Определите жизненные формы, к которым данные растения относятся.
4.Дайте рекомендации по правильному уходу за данными растениями.
5.Результаты исследования оформите в таблицу.
Вид | Жизненная форма | описание | Рекомендации |
Лабораторная работа
«Жизненные формы животных»
Задачи:
∙Определить жизненные формы млекопитающих своей местности.
Оборудование: Плакаты с изображением животных
Ход работы:
1.Рассмотрите
изображения животных
2.Определите их жизненные формы по способу передвижения, по
местообитанию
3.Дайте описание жизненных форм животных
4.Результаты оформите в таблицу:
Вид | Описание жизненной формы | |
По способу передвижения | По местообитанию | |
Лабораторная работа
«Описание экологической ниши 2-3 организмов»
Задачи:
∙Описать экологическую нишу 2-3 организмов;
∙Пояснить различия между понятиями «Местообитание» и
«Экологическая ниша»
Оборудование: учебник, плакаты с изображением экосистем.
Ход работы:
1.Рассмотрите плакат
2.Выделите 2-3 вида организмов
3.Опишите их экологическую нишу
4.Сделайте вывод о различиях понятий «Экологическая ниша» и
«местообитание»
Лабораторная работа
«Подсчёт индекса плотности для определённого вида растений»
Задачи:
∙Научиться определять индекс плотности растений
Оборудование: карточки с задачами.
Задача: Вычислите индекс плотности популяции травы чабреца на 0,5 га2
площади, если на 10 м2 насчитывается 10 растений.
Лабораторная работа
«Изучение возрастного спектра популяции»
Задачи:
∙Научиться определять возрастной спектр популяции
∙Формировать навыки построения возрастной пирамиды
∙Делать выводы о влиянии возрастного спектра на будущее изучаемой
популяции.
Оборудование: Карточка с заданием, линейка, карандаш.
Ход работы:
1.Постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции
обыкновенной землеройки-бурозубки, состоящей из 980 особей
прошлого года рождения и 20 особей позапрошлого года рождения.
2.Рассчитайте численность популяции через 3 года, если ежегодная смертность составляет 20 %, а ежегодный приплод = 40 %
3.Сделайте вывод о будущем популяции.
Лабораторная работа.
«Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций».
Задачи:
∙Научиться выделять взаимодействующие популяции в
произвольно выбранной экосистеме.
∙Делать выводы о многообразии взаимоотношений между
популяциями экосистемы
Ход работы:
1.Выделить в выбранной экосистеме возможные популяции.
(Предлагаются экосистемы берёзового колка, озера, луга)
2.Определить возможные взаимоотношения между популяциями
выбранн
ой экосистемы.
3.Сделать вывод о многообразии взаимоотношений в популяции.
Лабораторная работа «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме»
Задачи:
∙Научиться выделять пищевые цепи в искусственной
экосистеме
∙Оформлять пищевые цепи и сети схемами
∙Сделать вывод о многообразии связей между обитателями
искусственной экосистемы
Оборудование: рисунки, плакаты, иллюстрирующие
искусственные экосистемы, описания их.
Ход работы:
1.Рассмотрите рисунки, прочитайте описания искусственной
экосистемы
2.Выделите группы живых организмов данных экосистем
3.Определите пищевые взаимодействия между данными
группами, проиллюстрируйте их схемами.
4.Сделайте вывод о многообразии взаимоотношений между
организмами искусственной экосистемы.
https://infourok.ru/programma-fakultativnogo-kursa-ekologiya-i-ohrana-prirodi-1477505.html
Лабораторная работа
Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое
Цель работы: экспериментально изучить сукцессионные изменения, происходящие в искусственной экосистеме.
Материалы и оборудование: микроскопы; предметные и покровные стёкла; химические стаканы; серия стаканов с сенным настоем разных сроков экспозиции; салфетки для притирания стёкол; картинки с изображением массовых видов простейших.
Методические указания к подготовке занятия.
Для приготовления сенного настоя порцию сухой травы (можно использовать сухие банановые корки) кипятят 10-15 минут в воде, после чего жидкость охлаждают, наливают в химические стаканы и выдерживают 2-3 суток до образования на поверхности бактериальной плёнки. Затем в каждый стакан добавляют по 1-2 мл воды, взятой в аквариуме. Лучше брать воду из того аквариума, в котором уже установилось биологическое равновесие, так как в его воде обитают простейшие разных видов. В первом стакане через каждые 5 суток ¼ раствора заменяется свежим. В остальные стаканы свежий раствор не добавляется. Для уменьшения испарения стаканы накрываются стеклом. Размещают их в светлом месте при комнатной температуре. Для занятия готовят серию стаканов с сенным настоем разных сроков экспозиции: за 3, 6, 15, 30 суток.
Ход работы:
1. Отберите пипеткой по капле настоя из каждого стакана и перенесите на предметные стёкла. Накройте покровными стеклами в порядке увеличения экспозиции настоя.
2. Рассмотрите препараты при малом увеличении. Выясните, какие простейшие обитают в сенном настое.
3. Определите, какие группы (жгутиковые, инфузории-туфельки, сувойки, коловратки и др.) представлены в каком обилии в каждой пробе.
4. Составьте график смены доминирующих форм простейших, обозначив разными цветами встречаемость отдельных видов в биоценозе на разных стадиях его развития:
Очень много
Много
средне
мал о
Очень мало
3 6 15 30 сутки
Время развития сообщества
5. Проанализируйте результаты наблюдений, ответив на вопросы о сукцессионных изменениях в сенном настое. Каковы причины смены частоты встречаемости видов в модельном сообществе? Как изменяется в ходе сукцессии видовое разнообразие обитателей сенного настоя? Каковы основные признаки молодой и зрелой группировки? Чем определяются пределы развития сообщества в сенном настое?
6. Сделайте вывод по работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
создана на основе стандартов 2004 года...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит,...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...