Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов, В.В. Пасечник
элективный курс по экологии (10 класс)

Громова Тамара Викторовна

Практикум к рабочей программе по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.r.kriksunov_2020.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                             «Средняя общеобразовательная школа №102

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением

Протокол №_1___

От «____»_______2019 г.

Руководитель МО

Громова Т.В.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №_1___

От «____»___________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ №102»

___________Т.К. Новоселова

Приказ №___________

От «____»____________2019 г.

Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов,  В.В. Пасечник

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

Громова Тамара Викторовна,

учитель биологии,

высшая квалификационная категория

Барнаул 2019 г

Экскурсия «Антропогенное воздействие на природную среду».

 

в берёзовый колок (на разнотравный луг)

Задачи:

Исследовать антропогенное воздействие на экосистему берёзового колка.

Ход работы:

Определить степень влияния человека на протяжении пути от

школы до

изучаемого объекта.

Определить антропогенные изменения на опушке колка

Определить видовой состав растительности на опушке и в самом колке.

Определить антропогенную нагрузку на данную экосистему

Сделать вывод об антропогенном воздействии на экосист

ему берёзового колка.

 

Лабораторная работа 1

«Строение растений в связи с условиями жизни»

Задачи:

определить особенности внешнего строения растений в связи с

условиями их    жизни.

Сделать вывод о влиянии условий на внешний облик растений.

Оборудование: гербарные образцы: карликовая берёзка, верблюжья колючка.

Рисунок: Орех лотосовидный

Ход работы:

1.Рассмотрите рисунок и гербарные образцы растений, произрастающих в разных природных условиях.

2.Выявите черты отличия растений друг от друга

3.На основе данных сравнения, заполните таблицу

Признак

Карликовая берёза

Верблюжья колючка

Лотос орехоносный

Стебель

Лист

Корень

4.Сделайте вывод о влиянии условий на внешний облик растений.

Лабораторная работа  

« Жизненные формы растений» (комнатных)

Задачи:

Определить жизненные формы нескольких комнатных растений.

Описать их.

Объяснить различия внешнего облика.

Дать рекомендации по правильному уходу за данными растениями.

Объекты: комнатные растения

Ход работы.

1.Рассмотрите несколько комнатных растений.(2-3)

2.Найдите черты отличия во внешнем облике растений

3.Определите жизненные формы, к которым данные растения относятся.

4.Дайте рекомендации по правильному уходу за данными растениями.

5.Результаты исследования оформите в таблицу.

Вид

Жизненная форма

описание

Рекомендации

Лабораторная работа

 «Жизненные формы животных»

Задачи:

Определить жизненные формы млекопитающих своей местности.

Оборудование: Плакаты с изображением животных

Ход работы:

1.Рассмотрите

изображения животных

2.Определите их жизненные формы по способу передвижения, по

местообитанию

3.Дайте описание жизненных форм животных

4.Результаты оформите в таблицу:

Вид

Описание жизненной формы

По способу передвижения

По местообитанию

 

Лабораторная работа  

«Описание экологической ниши 2-3 организмов»

Задачи:

Описать экологическую нишу 2-3 организмов;

Пояснить различия между понятиями «Местообитание» и

«Экологическая ниша»

Оборудование: учебник, плакаты с изображением экосистем.

Ход работы:

1.Рассмотрите плакат

2.Выделите 2-3 вида организмов

3.Опишите их экологическую нишу

4.Сделайте вывод о различиях понятий «Экологическая ниша» и

«местообитание»

Лабораторная работа

 «Подсчёт индекса плотности для определённого вида растений»

Задачи:

Научиться определять индекс плотности растений

Оборудование: карточки с задачами.

Задача: Вычислите индекс плотности популяции травы чабреца на 0,5 га2

площади, если на 10 м2 насчитывается 10 растений.

Лабораторная работа

 «Изучение возрастного спектра популяции»

Задачи:

Научиться определять возрастной спектр популяции

Формировать навыки построения возрастной пирамиды

Делать выводы о влиянии возрастного спектра на будущее изучаемой

популяции.

Оборудование: Карточка с заданием, линейка, карандаш.

Ход работы:

1.Постройте весеннюю возрастную пирамиду популяции

обыкновенной землеройки-бурозубки, состоящей из 980 особей

прошлого года рождения и 20 особей позапрошлого года рождения.

2.Рассчитайте численность популяции через 3 года, если ежегодная смертность составляет 20 %, а ежегодный приплод = 40 %

3.Сделайте вывод о будущем популяции.

Лабораторная работа.

«Изучение упрощенной модели взаимодействующих популяций».

Задачи:

Научиться выделять взаимодействующие популяции в

произвольно выбранной экосистеме.

Делать выводы о многообразии взаимоотношений между

популяциями экосистемы

Ход работы:

1.Выделить в выбранной экосистеме возможные популяции.

(Предлагаются экосистемы берёзового колка, озера, луга)

2.Определить возможные взаимоотношения между популяциями

выбранн

ой экосистемы.

3.Сделать вывод о многообразии взаимоотношений в популяции.

Лабораторная работа «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме»

Задачи:

Научиться выделять пищевые цепи в искусственной

экосистеме

Оформлять пищевые цепи и сети схемами

Сделать вывод о многообразии связей между обитателями

искусственной экосистемы

Оборудование: рисунки, плакаты, иллюстрирующие

искусственные экосистемы, описания их.

Ход работы:

1.Рассмотрите рисунки, прочитайте описания искусственной

экосистемы

2.Выделите группы живых организмов данных экосистем

3.Определите пищевые взаимодействия между данными

группами, проиллюстрируйте их схемами.

4.Сделайте вывод о многообразии взаимоотношений между

организмами искусственной экосистемы.

https://infourok.ru/programma-fakultativnogo-kursa-ekologiya-i-ohrana-prirodi-1477505.html

Лабораторная работа

Изучение сукцессионных изменений на примере простейших в сенном настое

Цель работы: экспериментально изучить сукцессионные изменения, происходящие в искусственной экосистеме.

Материалы и оборудование: микроскопы; предметные и покровные стёкла; химические стаканы; серия стаканов с сенным настоем разных сроков экспозиции; салфетки для притирания стёкол; картинки с изображением массовых видов простейших.

Методические указания к подготовке занятия.

Для приготовления сенного настоя порцию сухой травы (можно использовать сухие банановые корки) кипятят 10-15 минут в воде, после чего жидкость охлаждают, наливают в химические стаканы и выдерживают 2-3 суток до образования на поверхности бактериальной плёнки. Затем в каждый стакан добавляют по 1-2 мл воды, взятой в аквариуме. Лучше брать воду из того аквариума, в котором уже установилось биологическое равновесие, так как в его воде обитают простейшие разных видов. В первом стакане через каждые 5 суток ¼ раствора заменяется свежим. В остальные стаканы свежий раствор не добавляется. Для уменьшения испарения стаканы накрываются стеклом. Размещают их в светлом месте при комнатной температуре. Для занятия готовят серию стаканов с сенным настоем разных сроков экспозиции: за 3, 6, 15, 30 суток.

Ход работы:

1. Отберите пипеткой по капле настоя из каждого стакана и перенесите на предметные стёкла. Накройте покровными стеклами в порядке увеличения экспозиции настоя.

2. Рассмотрите препараты при малом увеличении. Выясните, какие простейшие обитают в сенном настое.

3. Определите, какие группы (жгутиковые, инфузории-туфельки, сувойки, коловратки и др.) представлены в каком обилии в каждой пробе.

4. Составьте график смены доминирующих форм простейших, обозначив разными цветами встречаемость отдельных видов в биоценозе на разных стадиях его развития:

Очень много

Много

средне

мал о

Очень мало

3 6 15 30 сутки

Время развития сообщества

5. Проанализируйте результаты наблюдений, ответив на вопросы о сукцессионных изменениях в сенном настое. Каковы причины смены частоты встречаемости видов в модельном сообществе? Как изменяется в ходе сукцессии видовое разнообразие обитателей сенного настоя? Каковы основные признаки молодой и зрелой группировки? Чем определяются пределы развития сообщества в сенном настое?

6. Сделайте вывод по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...