Урок- конференция .Происхождение человека
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Происхождение человека»
Урок-конференция
Задачи урока. Систематизировать, обобщить, закрепить и проверить знания учащихся о биогенетическом законе, эволюции органического мира, ее путях и направлениях, виде и видообразовании. Сформировать
понимание соотношения социального и биологического в природе человека, влияния антропогенных факторов на природные экологические
системы. Развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.
Оборудование. Таблицы по общей биологии (вып.2); таблицы по зоологии и анатомии; карта полушарий с обозначением мест находок предков человека; на каждый стол-кроссворд.
Группы учащихся за отдельными столами: «ученые-антропологи», «ученые-анатомы», «ученые-эволюционисты», «ученые-эмбриологи»,»эксперты»; «систематик».
Ход урока
Учитель. Существуют два основных подхода к решению вопроса о происхождении человека: идеалистический, согласно которому человека сотворил Бог, как сказано в библии, и материалистический, в соответствии с которым человек произошел от человекообразных обезьян в процессе биологической эволюции. Слово представителю «материалистов».
Ученик. Проблема происхождения человека имеет две стороны:
-установление общего происхождения человека и животных;
-вскрытие факторов антропогенеза.
Первая часть проблемы была успешно решена Ч.Дарвином на основе имевшихся в то время научных данных. Он опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.
Вторая часть проблемы была решена Ф.Энгельсом, который основывался на данных не только биологических наук, но и истории человеческого общества.
Учитель. Теперь слово «эволюционистам».
Ученик, представитель группы эволюционистов, демонстрирует и поясняет таблицу 1. (учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.)
Таблица 1. Работа ученых по антропогенезу
Автор | Название работ | Сведения по антропогенезу |
Карл Линней | «Система природы», 1735г. | Поместил человека и обезьян в отряд Приматы |
Ж.-Б.Ламарк | «Философия зоологии», 1809г. | 1.Человек произошел от обезьяноподобного предка. 2.Предок человека перешел от лазанья к хождению, что привело к изменению стопы и руки. |
| ||
Чарльз Дарвин | «Происхождение человека и половой отбор», 1871 г. | Доказал сходство человека с животным |
Ф. Энгельс | «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», 1809 г. | Рука – орган труда и Продукт труда. |
Ч.Дарвин опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.
Учитель. Слово «Анатомам».
1-й «Анатом». В строение человека и животного присутствуют следующие общие признаки.
1. Сходство в строение скелета (сравнение строение скелета человека и обезьяны по рисунку учебника).
2. Человек относиться к млекопитающим по признакам:
а) внутриутробное развитие;
б) наличие диафрагмы;
в) молочные железы развились из потовых желез;
г) дифференциация зубов на коренные, клыки и резцы;
д) три слуховые косточки в среднем ухе, наличие ушных раковин;
е) сходство внутренних органов по строение и функциям.
2-й «Анатом». У человека имеется более 90 рудиментов и атавизмов. (Называет рудимент и атавизмы, учащиеся заполняют в тетради табл. 2.)
Таблица 2. Рудименты и атавизмы у человека
Рудименты | Атавизмы |
3-й «Анатом». При сравнении шимпанзе, гориллы, орангутана и человека установлены следующие черты сходства.
1. Сходное выражение эмоций.
2. Сходная забота о потомстве (ласка, наказание).
3. Хорошая память и развитая центральная нервная система.
4. Могут использовать орудия труда.
5. Развиты сложные условные и безусловные рефлексы.
6. Нет хвоста.
7. На пальцах ноги, а не когти.
8. Сходное строение кожи
9. Имеют 4 группы крови.
10. Есть общие болезни и паразиты.
Учитель. Слово «Эмбриологам».
«Эмбриолог». Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Она имеет большое значение для доказательства эволюции и для степени родства между организмов. Так обнаружено сходство в развитии зародышей человека и животных (демонстрирует и поясняет таблицу «Схема зародышевого развитии).
Таким образом, можно сделать вывод, что к человеку применим биогенетический закон Мюллера – Геккеля: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет историю развития своего вида (филогенез). Онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
В ходе зародышевого развития человека возникают и исчезают следующие признаки сходства с животными.
1. Зигота напоминает простейших.
2. Бластула напоминает колониальную форму (например, вольвокс).
3. Гаструла напоминает кишечнополостных.
4. У зародыша человека закладываются:
а) жаберные щели;
б) сердце в виде пульсирующей трубки;
в) клоака;
г) в возрасте 1,5 -3 месяцев у человеческого зародыша:
- развит хвост;
- большой палец ноги короче других и расположен под углом, как у обезьяны;
- мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы.
В ходе дальнейшего развития эмбриона большие полушария надвигаются на другие отделы головного мозга, кора больших полушарий образует борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга, знаменующий новый этап в развитии приматов.
1-й «Анатом». Но есть черты, присущие только человеку, отличающие его от животных.
(Предлагает заполнить табл.3)
Таблица 3.
Сравниваемые признаки и органы | Человек | Человекообразные обезьяны |
1. Образ жизни 2.Положение тела при ходьбе 3. Строение мозга и его функции 4. Особенности строения скелета а) надбровные дуги б) верхние челюсти в) грудная клетка г) позвоночник д) таз е) кисти руки ж) нижние конечности з) стопа |
Вывод: человек и человекообразные обезьяны представляют собой две расходящиеся ветви эволюции, имеющие общего предка.
Учитель. Слово «Антропологам».
«Антрополог». Для доказательств этого мы составили схему антропогенеза (демонстрирует и комментирует схему). Однако объяснить происхождение человека одними биологическими закономерностями невозможно.
Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны, жившие в лесах. Вынужденный переход к наземному образу жизни, вследствие сокращения площади лесов, содействовал постепенному освобождению передних конечностей от функции передвижения. В дальнейшем они совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и стали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления трудовой деятельности и в результате естественного отбора. Находки палеонтологов – антропологов подтверждают эту версию (демонстрация схемы «Родословная человека», заполнение табл.4).
РОДОСЛОВНАЯ ЧЕЛОВЕКА
Таблица 4. Родословная человека
Название стадии | Хронологический возраст | Место находок | Особенности строения | Образ Жизни, Орудия |
1. Дриопитековые: рамапитек 2. Австралопитековые – человек умелый 3. Архантропы: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек прямоходящий (древнейшие люди) 4. Палеоантропы: человек неандертальский (древние люди) 5. Новые люди: кроманьонец, современный человек |
Дальнейшая эволюция человека замедлилась из-за стабильности условий существования. Она не остановилась, но это трудно доказать, т.к. необходимо рассматривать изменения на протяжении очень многих поколений.
Учитель. Теперь послушаем «учёного – систематика».
«Систематика». Положение человека в системе животного мира иллюстрирует таблица 5.
Таблица 5. Место человека в системе животного мира
Систематические категории | Признаки, определяющие систематическое положение человека |
1. Тип Хордовые 2. Подтип Позвоночные 3. Класс Млекопитающие 4. Подкалсс Плацентарные 5. Отряд Приматы 6. Подотряд Человекоподобные 7 Секция высшие узконосые 8. Семейство люди 9. Род человек 10. Вид Человек разумный |
Вывод: среди движущих факторов антропогенеза можно выделить биологические (борьба за существование и естественный отбор), вскрытые Дарвином, и социальные (общественный образ жизни, труд, речь и сознание), вскрытые Энгельсом
Следует подчеркнуть, что роль биологических и социальных факторов на разных этапах становления человека была неодинаковой.
Подведение итогов: рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Технологическая карта урока "Гипотезы происхождения человека"
Разработка урока по биологии в 11 классе "Гипотезы происхождения человека"...
Обобщающий урок по темам: «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)».
Тесты для обобщающего урока в 9 классе...
Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г.
Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г....
Приложение к уроку "Этапы происхождения человека" в 10 классе. Задания к ЕГЭ
Данный материал используется для подготовки к ЕГЭ по данной теме...
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...