Урок- конференция .Происхождение человека
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

урок- конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Происхождение человека»

                             Урок-конференция

Задачи урока. Систематизировать, обобщить, закрепить и проверить знания учащихся о биогенетическом законе, эволюции органического мира, ее путях и направлениях, виде и видообразовании. Сформировать

 понимание соотношения социального и биологического в природе человека, влияния антропогенных факторов на природные экологические

системы. Развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.

Оборудование. Таблицы по общей биологии (вып.2); таблицы по зоологии и анатомии; карта полушарий с обозначением мест находок предков человека; на каждый стол-кроссворд.

Группы учащихся за отдельными столами: «ученые-антропологи», «ученые-анатомы», «ученые-эволюционисты», «ученые-эмбриологи»,»эксперты»; «систематик».

                                             Ход урока

Учитель. Существуют два основных подхода к решению вопроса о происхождении человека: идеалистический, согласно которому человека сотворил  Бог, как сказано в библии, и материалистический,  в соответствии с которым человек произошел от человекообразных обезьян в процессе биологической эволюции. Слово представителю «материалистов».

Ученик. Проблема происхождения человека имеет две стороны:

-установление общего происхождения человека и животных;

-вскрытие факторов антропогенеза.

Первая часть проблемы была успешно решена Ч.Дарвином на основе имевшихся в то время научных данных. Он опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.

Вторая часть проблемы была решена Ф.Энгельсом, который основывался на данных не только биологических наук, но и истории человеческого общества.

Учитель. Теперь слово «эволюционистам».

Ученик, представитель группы эволюционистов, демонстрирует и поясняет таблицу 1. (учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.)

Таблица 1. Работа ученых по антропогенезу

               Автор

       Название работ

   Сведения по       антропогенезу

Карл Линней

«Система природы», 1735г.

Поместил человека и обезьян в отряд Приматы

Ж.-Б.Ламарк

«Философия зоологии», 1809г.

1.Человек произошел от обезьяноподобного предка.

2.Предок человека перешел от лазанья к хождению, что привело к изменению стопы и руки.

  1. 3. Стадность привела
  2. к развитию звуковой
  3. коммуникации –
  4. предпосылки речи.

Чарльз Дарвин

«Происхождение человека

и половой отбор», 1871 г.

Доказал сходство человека

с животным

Ф. Энгельс

«Роль труда в процессе

превращения обезьяны в

человека», 1809 г.

Рука – орган труда и

Продукт труда.

Ч.Дарвин опирался в основном на анализ данных по сравнительной анатомии, эмбриологии, систематике.

Учитель. Слово «Анатомам».

1-й «Анатом». В строение человека и животного присутствуют следующие общие признаки.

1. Сходство в строение скелета (сравнение строение скелета человека и обезьяны по рисунку учебника).

2. Человек относиться к млекопитающим по признакам:

а) внутриутробное развитие;

б) наличие диафрагмы;

в) молочные железы развились из потовых желез;

г) дифференциация зубов на коренные, клыки и резцы;

д) три слуховые косточки в среднем ухе, наличие ушных раковин;

е) сходство внутренних органов по строение и функциям.

2-й «Анатом». У человека имеется более 90 рудиментов и атавизмов. (Называет рудимент и атавизмы, учащиеся заполняют в тетради табл. 2.)

Таблица 2. Рудименты и атавизмы у человека

Рудименты

Атавизмы

3-й «Анатом». При сравнении шимпанзе, гориллы, орангутана и человека установлены следующие черты сходства.

1. Сходное выражение эмоций.

2. Сходная забота о потомстве (ласка, наказание).

3. Хорошая память и развитая центральная нервная система.

4. Могут использовать орудия труда.

5. Развиты сложные условные и безусловные рефлексы.

6. Нет хвоста.

7. На пальцах ноги, а не когти.

8. Сходное строение кожи

9. Имеют 4 группы крови.

10. Есть общие болезни и паразиты.

Учитель. Слово «Эмбриологам».

«Эмбриолог». Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Она имеет большое значение для доказательства эволюции и для степени родства между организмов. Так обнаружено сходство в развитии зародышей человека и животных (демонстрирует и поясняет таблицу «Схема зародышевого развитии).

Таким образом, можно сделать вывод, что к человеку применим биогенетический закон Мюллера – Геккеля: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет историю развития своего вида (филогенез). Онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

В ходе зародышевого развития человека возникают и исчезают следующие признаки сходства с животными.

1. Зигота напоминает простейших.

2. Бластула напоминает колониальную форму (например, вольвокс).

3. Гаструла напоминает кишечнополостных.

4. У зародыша человека закладываются:

а) жаберные щели;

б) сердце в виде пульсирующей трубки;

в) клоака;

г) в возрасте 1,5 -3 месяцев у человеческого зародыша:

 

- развит хвост;

- большой палец ноги короче других и расположен под углом, как у обезьяны;

- мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы.

В ходе дальнейшего развития эмбриона большие полушария надвигаются на другие отделы головного мозга, кора больших полушарий образует борозды и извилины, увеличивающие поверхность мозга, знаменующий новый этап в развитии приматов.

1-й «Анатом». Но есть черты, присущие только человеку, отличающие его от животных.

(Предлагает заполнить табл.3)

Таблица 3. 

Сравниваемые признаки и органы

Человек

Человекообразные обезьяны

1. Образ жизни

2.Положение тела при ходьбе

3. Строение мозга и его функции

4. Особенности строения скелета

а) надбровные дуги

б) верхние челюсти

в) грудная клетка

г) позвоночник

д) таз

е) кисти руки

ж) нижние конечности

з) стопа

 Вывод: человек и человекообразные обезьяны представляют собой две расходящиеся ветви эволюции, имеющие общего предка.

Учитель. Слово «Антропологам».

«Антрополог». Для доказательств этого мы составили схему антропогенеза (демонстрирует и комментирует схему). Однако объяснить происхождение человека одними биологическими закономерностями невозможно.

                       

 

Социальные факторы антропогенеза были проанализированы Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны, жившие в лесах. Вынужденный переход к наземному образу жизни, вследствие сокращения площади лесов, содействовал постепенному освобождению передних конечностей от функции передвижения. В дальнейшем они совершенствовались, приобретали способность к разнообразным движениям и стали использоваться для удержания предметов и совершения бросков, а затем и для изготовления трудовой деятельности и в результате естественного отбора. Находки палеонтологов – антропологов подтверждают эту версию (демонстрация схемы «Родословная человека», заполнение табл.4).

                                               

                                               РОДОСЛОВНАЯ    ЧЕЛОВЕКА

Таблица 4. Родословная человека

      Название стадии        

Хронологический

       возраст

Место

находок

Особенности

строения

Образ

Жизни,

Орудия

1. Дриопитековые: рамапитек

2. Австралопитековые – человек умелый

3. Архантропы: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, человек прямоходящий (древнейшие люди)

4. Палеоантропы: человек неандертальский (древние люди)

5. Новые люди: кроманьонец, современный человек

 

Дальнейшая эволюция человека замедлилась из-за стабильности условий существования. Она не остановилась, но это трудно доказать, т.к. необходимо рассматривать изменения на протяжении очень многих поколений.

Учитель. Теперь послушаем «учёного – систематика».

«Систематика». Положение человека в системе животного мира иллюстрирует таблица 5.

Таблица 5. Место человека в системе животного мира

Систематические категории

Признаки, определяющие систематическое положение человека

1. Тип Хордовые

2. Подтип Позвоночные

3. Класс Млекопитающие

4. Подкалсс Плацентарные

5. Отряд Приматы

6. Подотряд Человекоподобные

7 Секция высшие узконосые

8. Семейство люди

9. Род человек

10. Вид Человек разумный

Вывод: среди движущих факторов антропогенеза можно выделить биологические (борьба за существование и естественный отбор), вскрытые Дарвином, и социальные (общественный образ жизни, труд, речь и сознание), вскрытые Энгельсом

Следует подчеркнуть, что роль биологических и социальных факторов на разных этапах становления человека была неодинаковой.

Подведение итогов: рефлексия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация и конспект урока "Этапы происхождения человека" 10 класс

Вопрос о происхождении  Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. урок по данной теме должен быть построен так, чтобы не ущемляя собственное воззрение ребёнка, спо...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Технологическая карта урока "Гипотезы происхождения человека"

Разработка урока по биологии в 11 классе "Гипотезы происхождения человека"...

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г.

Открытый урок-конференция в рамках предметной недели по теме: «Борщ или происхождение и многообразие культурных растений» 16.04.2018 г....

Приложение к уроку "Этапы происхождения человека" в 10 классе. Задания к ЕГЭ

Данный материал используется для подготовки к ЕГЭ по данной теме...

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...