рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), авторская программа для 9 класса «Основы общей биологии» (автор И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
г. Кимовска Тульской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР решением педсовета протокол №
Макаревич Т.Н. ____ августа 2013 года
___ июня 2013 года
Рабочая программа учебного предмета «Биология»
9 класс, базовый уровень
Разработана
Ткаченко С.Н.
учителем биологии и химии первой
квалификационной категории
2013 год
Биология.
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), авторская программа для 9 класса «Основы общей биологии» (автор И.Н.Пономарёва, Н.М. Чернова).
В авторской программе Пономаревой И.Н. распределение часов на изучение тем указано ориентировочно, поэтому при составлении рабочей программы темы «Происхождение человека (антропогенез)» и «Основы экологии» были сокращены на 1 час, для вынесения этих часов в резервное время.
Изучение биологии в 9 - м классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими объектами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений и экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает 9 лабораторных работ, 3 экскурсии.
Содержание курса
1. Введение в основы общей биологии (4 часа)
Биология – наука о живом мире. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов).
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация, их проявление у растений, животных, грибов, бактерий.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенности региональной флоры и фауны.
Экскурсия:
- Биологическое разнообразие вокруг нас (Разнообразие живых организмов нашего города).
2. Основы учения о клетке (10 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Гены и хромосомы. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы:
- Сравнение животной и растительной клеток. Многообразие клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторные работы:
- Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО).
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы:
- Решение генетических задач.
- Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (сорта), произрастающих в разных условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)
Генетические основы селекции организмов. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и её развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7. Учение об эволюции (11часов)
Идея развития органического мира в биологии.
Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Результаты эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Редкие виды растений и животных Тульской области.
Лабораторные работы:
- Выявление изменчивости у организмов. Статистические закономерности изменчивости.
8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем. Экологические проблемы Тульской области.
9. Основы экологии (11 часов)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Особенности агроэкосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы:
- Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания.
- Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
- Выявление типов взаимодействия разных видов в местной экосистеме.
- Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (оценка запыленности воздуха на рабочем месте).
Экскурсии:
- Весна в жизни природы. Лес (водоем) как природная экосистема.
- Парк как пример искусственного сообщества.
Заключение (1час)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ Тульской области.
Календарно - тематическое планирование по биологии в 9 классе
( 70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Да- та | Тема раздела и урока | Региональный компонент | Содержание стандарта биол.образования | д/з |
1. Введение в основы общей биологии (4 часа) | |||||
1 | Биология- наука о живом мире. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов). Разнообразие и общие свойства живых организмов. | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов (эксперимент, наблюдение, описание, измерение биологических объектов). | П.1 | ||
2 | Признаки живых организмов: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. | Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов, бактерий. | П.2 | ||
3 | Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. |
| П.3 | ||
4 | Экскурсия № 1. Биологическое разнообразие вокруг нас (Разнообразие живых организмов города Кимовска) (ИОТ 010) | Разнообразие живых организмов города Кимовска. | Отчет об экск. | ||
2. Основы учения о клетке (10 часов) | |||||
5 (1) | История изучения клетки. Цитология- наука о клетке. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные положения клеточной теории. Разнообразие клеток. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | П.4 | ||
6 (2) | Химический состав клетки, его постоянство. Органические и неорганические вещества. Углеводы, жиры, липиды. Роль воды в клетках. | П.5 | |||
7 (3) | Органические вещества клетки: белки, аминокислоты, нуклеиновые кислоты; их структура и функции. Белки-ферменты. | П.6 | |||
8 (4) | Строение клетки. Строение и функции ядра; гены и хромосомы. Вирусы - неклеточные формы жизни, профилактика вирусных заболеваний. | Гены и хромосомы. Вирусы - неклеточные формы. | П.7 | ||
9 (5) | Цитоплазма и основные органоиды клетки, их функция. Л/р № 1. Сравнение животной и растительной клеток. Многообразие клеток. (ИОТ 009) | П.8 | |||
10 (6) | Обмен веществ и энергии- основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. | П.9 | |||
11 (7) | Биосинтез белка в живой клетке. | П.10 | |||
12 (8) | Биосинтез углеводов- фотосинтез. Роль хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. | П.11 | |||
13 (9) | Обеспечение клетки энергией. Процесс дыхания. Влияние внешней среды на процессы в клетке. | П.12 | |||
14 (10) | Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке». | Повт.п.4-12 | |||
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов) | |||||
15 (1) | Одноклеточные и многоклеточные организмы. Типы размножения организмов: половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение. | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | П.13 | ||
16 (2) | Деление клетки – основа размножения, роста, развития организмов. Митоз, его фазы. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов Л/р № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. (ИОТ 009) | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | П.14 | ||
17 (3) | Особенности половых клеток. Мейоз, его сущность. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого размножения. | П.15 | |||
18 (4) | Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения, наркотиков на онтогенез человека. | П.16 | |||
19 (5) | Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)». | Повт.п.13-16 | |||
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов) | |||||
20 (1) | Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики. | П.17 | |||
21 (2) | Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип. | Наследственность, изменчивость – свойства организмов. | П.18 | ||
22 (3) | Закономерности наследования признаков. Генетические опыты Г. Менделя. Первый и второй законы Менделя. Доминантные и рецессивные признаки, гомо- и гетерозиготы. | П.19 | |||
23 (4) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л/р № 3. Решение генетических задач. | П.20 | |||
24 (5) | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | П.21 | |||
25 (6) | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов, их множественное действие | П.22 | |||
26 (7) | Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | П.23 | |||
27 (8) | Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | П.26 | |||
28 (9) | Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Комбинативная и мутационная изменчивость. Использование мутаций в селекции. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Основные источники химического загрязнения в Тульской области. | Основные источники химического загрязнения в Тульской области. | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | П.24 | |
29 (10) | Модификационная и онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Л/р № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (сорта), произрастающих в разных условиях. | П.25 | |||
30 (11) | Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости». | Повт. п.17-26 | |||
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) | |||||
31 (1) | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. | П.27, инд. задан. | ||
32 (2) | Особенности селекции растений, ее достижения. Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. | Важнейшие урожайные сорта культурных растений в Тульской области. | П.28, зап. в тетр. | ||
33 (3) | Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | П.29, инд. задан. | |||
34 (4) | Методы селекции животных, достижения селекции животных. Важнейшие породы домашних животных в Тульской области. | Важнейшие породы домашних животных в Тульской области. | П.30, зап. в тетр. | ||
35 (5) | Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия, ее значение. Понятие о биотехнологии. | П.31 | |||
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч) | |||||
36 (1) | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | П.32 | |||
37 (2) | Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина. Современная теория возникновения жизни на Земле. | П.33 | |||
38 (3) | Развитие жизни на Земле Появление первичных живых организмов-гетеротрофов, зарождение обмена веществ. Возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Происхождение многоклеточных, появление аэробов и эукариот. | П.34 | |||
39 (4) | Этапы развития жизни на Земле. Эволюция растений, освоение суши животными. Основные приспособительные черты растений и животных к наземному образу жизни. | П.35. Инд. зад. | |||
40 (5) | Появление человека, влияние человеческой деятельности на природу Земли. Обобщение знаний по теме «Происхождение жизни и развитие органического мира» | Повт. п. 32-35 | |||
7. Учение об эволюции (11 часов) | |||||
41 (1) | Идея развития органического мира в биологии. Учение об эволюции. | Учение об эволюции органического мира. | П.36 | ||
42 (2) | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | П.37, зап. в тетр. | ||
43 (3) | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. | Движущие силы эволюции. | П.37 | ||
44 (4) | Результаты эволюции: биологическое разнообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Результаты эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | П.37, зап. в тетр. | ||
45 (5) | Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. | П.38 | |||
46 (6) | Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. | П.39 | |||
47 (7) | Видообразование- процессы образования новых видов в природе. | П.40 | |||
48 (8) | Понятие о микро- и макроэволюции, их закономерностях. | П.41 | |||
49 (9) | Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | П.42 | |||
40 (10) | Основные закономерности эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Л/р № 5. Выявление изменчивости у организмов. Статистические закономерности изменчивости. | Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | П.43. Инд. задан. | ||
51 (11) | Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы. Редкие виды растений и животных Тульской области. | Редкие виды растений и животных Тульской области. | зап. в тетр. | ||
8. Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) | |||||
52 (1) | Место человека в системе органического мира. Эволюция приматов. | П.44 | |||
53 (2) | Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них: морфологические и физиологические отличия, речь. | П.45 | |||
54 (3) | Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции вида Человек разумный. | П.46, п.47 | |||
55 (4) | Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | П.47, зап. в тетр., инд. задан. | |||
56 (5) | Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы, его влияние на природу Земли. Экологические проблемы Тульской обл. | Экологические проблемы Тульской области. | П.48, п.49, зап. в тетр. | ||
9. Основы экологии (11 часов) | |||||
57 (1) | Среда – источник веществ, энергии, информации. Экология как наука. Среды обитания организмов на Земле. Экологические факторы среды: абиотические, биотические; антропогенный фактор. | Среда – источник веществ, энергии, информации. Экология как наука. | П.50 | ||
58 (2) | Влияние экологических факторов на организмы. | Влияние экологических факторов на организмы. | П.51 | ||
59 (3) | Приспособления организмов к различным экологическим факторам: экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные и сезонные ритмы. Л/р № 6. Выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания. | Приспособления организмов к различным экологическим факторам. | П.52 | ||
60 (4) | Взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Цепи питания. Л.р.№ 7, 8. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление типов взаимодействия разных видов в местной экосистеме. | Р.к. | Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). | П.53 | |
61 (5) | Основные понятия экологии популяций. Популяция как форма существования видов в природе. Основные характеристики популяций. Структура популяций. | Популяция. | П.54 | ||
62 (6) | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. Биотические связи в регуляции численности. | П.55 | |||
63 (7) | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Экскурсия № 2. Весна в жизни природы. Лес (водоем) как природная экосистема. (ИОТ 010) | Р.к. | П.56 Отчет об экск. | ||
64 (8) | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Биосфера - глобальная экосисистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. | П.57 | ||
65 (9) | Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Сукцессия. Разнообразие наземных и водных экосистем. Особенности агроэкосистем. Экскурсия № 3. Парк как пример искусственного сообщества. (ИОТ 010) | Р.к. | Особенности агроэкосистем. | П.58, Отчет об экск. | |
66 (10) | Основные законы устойчивости живой природы. Круговорот веществ, поток энергии, саморегуляция, биоразнообразие как основы устойчивости экосистемы и биосферы. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | П.59, инд. задан. | ||
67 (11) | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Л/р № 9. Анализ и оценка влияния факторов среды, факторов риска на здоровье (оценка запыленности воздуха на рабочем месте). (ИОТ 009) | Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | П.60, зап. в тетр. | ||
10. Заключение (1 час) | |||||
68 | Значение биоразнообразия в жизни планеты. Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ Тульской области. | Охрана редких видов растений и животных в Тульской области. ООТ Тульской области. | |||
69-70 | Резервное время |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные
растения и домашних животных,
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учебно-методическое обеспечение
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
- Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся. 6-11 класс. – М.: Генжер, 1996 (тесты)
- Интерактивное наглядное пособие «Общая биология. Эволюция»
- Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
- Презентации по биологии по курсу «Основы общей биологии»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
- Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Список литературы
- Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся. 6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
- Журналы «Биология в школе».
- Общая биология. 9-11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград:Учитель, 2008
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Пономарёва И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс / Под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Учебник: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред.проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...