рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), авторская программа для 7 класса «Животные» (авторы В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарёва).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio_7.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
г. Кимовска Тульской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР решением педсовета протокол №
Макаревич Т.Н. ____ августа 2013 года
___ июня 2013 года
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
7 класс, базовый уровень
Разработана
Ткаченко С.Н.
учителем биологии и химии первой
квалификационной категории
2013 год
Биология.
7 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень), авторская программа для 7 класса «Животные» (авторы В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н.Пономарёва).
При составлении рабочей программы были внесены некоторые изменения в авторскую программу, в которой распределение времени на изучение отдельных тем указано ориентировочно и рассчитано на 61 урок, остальное время включается в резервное. За счёт этого резервного времени в данной рабочей программе увеличено количество часов по некоторым темам: «Общие сведения о мире животных» (добавлен 1 час), «Подтип Черепные. Рыбы» (добавлен 1 час), «Класс Птицы» (добавлены 2 часа), «Класс Млекопитающие, или Звери» (добавлены 2 часа).
Изучение биологии в 7-м классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; методах познания живой природы.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими объектами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения, биологические эксперименты.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений и экспериментов.
- воспитание позитивного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Программа курса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), предусматривает
15 лабораторных работ, 3 экскурсии.
Содержание курса
1. Общие сведения о мире животных (5 часов)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Животный мир
Тульской области.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных Тульской области.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Экскурсия
- «Многообразие животных в природе, наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных».
2. Строение тела животных (2 ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Лабораторная работа
- «Изучение животных клеток и тканей на готовых микропрепаратах».
3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Тульского региона.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работа:
- «Строение инфузории-туфельки».
4. Подцарство Многоклеточные животные:
Тип кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторная работа:
- «Наблюдение за поведением дождевого червя. Изучение внешнего строения дождевого червя, выявление приспособлений к среде обитания».
6. Тип моллюски (4 ч)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Моллюски Тульской области.
Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы:
- «Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев»,
- «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков».
7. Тип членистоногие (7 ч)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Насекомые Тульской области. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Тульской области.
Лабораторная работа:
- «Изучение внешнего строения насекомого, выявление приспособлений к среде обитания».
8. Тип хордовые (33 ч)
Подтип Бесчерепные (1 ч)
Краткая характеристика типа Хордовые.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общая характеристика подтипа Черепные.
Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Кимовский рыбхоз, рыбы нашего края.
Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы:
- «Наблюдение за живыми рыбами; выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Определение возраста рыбы по чешуе»,
- «Изучение скелета рыбы».
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных Тульского края.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Лабораторные работы:
- «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»,
- «Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах».
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки. Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Пресмыкающиеся Тульского края.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Лабораторная работа:
- «Выявление особенностей внешнего строения ящерицы в связи с образом жизни. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки».
Класс Птицы (8 ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Редкие птицы Тульского края. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Происхождение птиц. Археоптерикс.
Лабораторные работы:
- «Перьевой покров и различные типы перьев; выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни»,
- «Изучение строения скелета птицы».
Экскурсия
- «Знакомство с птицами леса (парка)».
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся.
Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных и их использование человеком. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Охраняемые звери Тульской области.
Лабораторные работы:
- «Наблюдение за животными, изучение внешнего строения млекопитающих»,
- «Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения млекопитающего. Распознавание органов и систем органов».
Экскурсия:
- «Домашние и дикие звери».
Развитие животного мира на Земле (4 ч)
Историческое развитие животного мира. Доказательства и основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.
Календарно - тематическое планирование по биологии в 7 классе
( 70 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | да-та | Тема урока | Региональный компонент | Содержание стандарта биол.образования | Д / з |
1.Общие сведения о мире животных (5 часов ) | |||||
1 | 3 | Зоология- наука о царстве животных. Методы изучения животных: биологический эксперимент, наблюдение, описание, измерение объектов. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Животный мир Тульской области. | Животный мир Тульской области. | Царство Животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Методы изучения животных: биологический эксперимент, наблюдение, описание, измерение объектов. | П.1, записи в тетради. |
2 | 7 | Среда- источник веществ и энергии. Влияние экологических факторов на организм. Взаимодействия разных видов животных: ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистема, биогеоценозы, пищевые связи в экосистеме. | Среда- источник веществ и энергии. Влияние экологических факторов на организм. Приспособленность организмов к разным экологическим факторам. Взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество,симбиоз, паразитизм). Экосистема, пищевые связи в экосистеме. | П.2 | |
3 | 10 | Система органического мира. Классификация животных. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, их соподчиненность. Влияние человека на животных. Охрана животного мира. Редкие животные Тульской области. | Редкие животные Тульской области. | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | П.3 П.4, записи в тетради. |
4 | 14 | Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме « Общие сведения о мире животных». | П.5 | ||
5 | 17 | Экскурсия № 1. Многообразие животных в природе, наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных. | Р.к. ИОТ 010 | Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. | Отчет об экскурс. |
2. Строение тела животных ( 2 часа )
6 (1) | 21 | Животный организм- биосистема. Клеточное строение организмов- доказательство единства живой природы. Строение организма животного: клетки, ткани. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Л/р № 1. Изучение животных клеток и тканей на готовых микропрепаратах. (Иот 009) | Клеточное строение организмов как доказательство их родства и единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Л/р. Изучение животных клеток и тканей на готовых микропрепаратах. | П.6 П.7 | |
7 (2) | 24 | Органы и системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Процессы жизнедеятельности животных: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного.
| Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | П.8 |
3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 часа)
8 (1) | 28 | Общая характеристика простейших, проявление у них признаков живых организмов. Разнообразие простейших в природе. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Особенности строения и жизнедеятельности амебы обыкновенной. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (простейших). | П.9 | |
9 (2) | 1 | Класс Жгутиконосцы. Особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой. Колониальные жгутиковые. | П.10 | ||
10 (3) | 5 | Тип Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее Разнообразие инфузорий. Л/р № 2. Строение инфузории-туфельки. (ИОТ 009) | Изучение строения животных на готовых микропрепаратах. | П.11 | |
11 (4) | 8 | Многообразие простейших, их значение в природе и жизни человека. Болезнетворные простейшие, профилактика заболеваний, вызываемых простейшими. | Меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. | П.12 |
4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 часа)
12 (1) | 12 | Общая характеристика типа Кишечнополостные Проявление у них признаков живых организмов. Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (кишечнополостных). | П.13 | |
13 (2) | 15 | Морские кишечнополостные, их многообразие, значение. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные». | П.14 |
5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 часов)
14 (1) | 19 | Разнообразие червей, проявление у них признаков живых организмов. Среда обитания червей. Белая планария- представитель плоских червей, особенности ее строения и жизнедеятельности. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (червей). | П.15 | |
15 (2) | 22 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Черви- возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, профилактика заболеваний, вызываемых червями. | Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых червями. | П.16 | |
16 (3) | 26 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды.Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей.Значение паразитических червей. Меры профилактики глистных заболеваний. | Возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых червями. | П.17 | |
17 (4) | 29 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые | П.18 | ||
18 (5) | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. Дождевой червь, особенности его строения и жизнедеятельности. Л/р № 3.Наблюдение за поведением дождевого червя. Изучение внешнего строения дождевого червя, выявление приспособлений к среде обитания. | Опыт по наблюдению за поведением животных, изучение внешнего строения животных. Л/р. Наблюдение за поведением животных; выявление приспособлений у животных к среде обитания. | П.19 | ||
19 (6) | Значение червей и их место в истории развития животного мира. Обобщение знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви». | Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. | П.15-19 повтор. |
6. Тип Моллюски (4 часа)
20 (1) | Общая характеристика типа Моллюски, проявление у них признаков живых организмов. Разнообразие моллюсков. Роль раковины. Моллюски Тульской области. Л/р № 4. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев. (иот 009) | Моллюски Тульской области. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (моллюсков). | П.20, записи в тетради. | |
21 (2) | Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик, особенности его строения и жизнедеятельности. Роль в природе. |
| П.21 | ||
22 (3) | Класс Двустворчатые. Места обитания, особенности строения и жизнедеятельности, значение двустворчатых. Л/р № 5. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков. (иот 009) | П.22 | |||
23 (4) | Класс Головоногие. Особенности строения, жизнедеятельности головоногих моллюсков, их значение. | П.23 |
7. Тип Членистоногие (7 часов)
24 (1) | Общая характеристика типа Членистоногие, проявление у них признаков живых организмов. Класс Ракообразные. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности речного рака. Многообразие и значение ракообразных в природе и жизни человека. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (членистоногих). | П.24 | ||
25 (2) | Класс Паукообразные. Среда обитания, строение и образ жизни паука- крестовика. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Клещи-возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых клещами. Паукообразные Тульской области. | Паукообразные Тульской области. | Клещи-возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых клещами. | П.25, записи в тетради. | |
26 (3) | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых, их многообразие. Насекомые Тульской области. Л/р № 6. Изучение внешнего строения насекомого, выявление приспособлений к среде обитания. | Насекомые Тульской области. | Изучение внешнего строения животных. Л/р. Изучение внешнего строения членистоногих; выявление приспособлений у животных к среде обитания. | П.26, записи в тетради. | |
27 (4) | Типы развития насекомых. Важнейшие отряды насекомых с неполным и полным превращением. | П.27 | |||
28 (5) | Пчелы и муравьи-общественные насекомые Полезные насекомые. Охрана насекомых. Охраняемые насекомые Тульского края. | Охраняемые насекомые Тульского края. | Поведение насекомых, инстинкты. | П.28, записи в тетради. | |
29 (6) | Насекомые- вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых насекомыми. Методы борьбы с переносчиками заболеваний. | Насекомые-возбудители и переносчики заболеваний животных и человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых насекомыми. | П.29 | ||
30 (7) | Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные животные». | Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. | Повт. П.24-29 |
8.Тип Хордовые ( 33 часа)
Подтип Бесчерепные (1 час)
31 (1) | Общие признаки хордовых животных, проявление у них признаков живых организмов. Подтип Бесчерепные. Среда обитания, строение ланцетника. Практическое значение ланцетника. | Признаки живых организмов, их проявление у животных. | П.30 |
Подтип Черепные . Надкласс Рыбы (6 часов)
32 (1) | Общая характеристика подтипа Черепные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, проявление у них признаков живых организмов. Внешнее строение рыб. Л/р 7. Наблюдение за живыми рыбами; выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. Определение возраста рыбы по чешуе. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (рыб). Л/р. Наблюдение за поведением животных. Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни. | П.31 | ||
33 (2) | Внутреннее строение костной рыбы. Л/р № 8. Изучение скелета рыбы. | П.32 | |||
34 (3) | Размножение и развитие рыб. Поведение рыб, инстинкты. | Поведение рыб, инстинкты. | П.33 | ||
35 (4) | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые и Костные рыбы. Осетровые рыбы, их практическое значение. Кистеперые рыбы, их значение в происхождении наземных позвоночных. | П.34 | |||
36 (5) | Промысловое значение рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизведение рыбных ресурсов. Аквариумное рыбоводство. Кимовский рыбхоз, рыбы нашего края. | Кимовский рыбхоз, рыбы нашего края. | . | П.35, записи в тетрадях. | |
37 (6) | Обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы». | Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. | Повт. П.31-35 |
Класс Земноводные, или Амфибии (4 часа)
38 (1) | Места обитания и внешнее строение земноводных, проявление у них признаков живых организмов. Опорно-двигательная система земноводных на примере лягушки. Л/р № 9. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (земноводных). Л/р. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни. | П.36 | ||
39 (2) | Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных. Л/р № 10. Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах. | П.37 | |||
40 (3) | Годовой цикл жизни земноводных. Размножение и развитие земноводных на примере лягушки. Происхождение амфибий. | П.38 | |||
41 (4) | Многообразие земноводных, их значение в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Земноводные Тульского края. | Земноводные Тульского края. Охраняемые амфибии Тульской области. | П.39, записи в тетрадях. |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)
42 (1) | Класс Пресмыкающиеся, их общая характеристика Проявление у них признаков живых организмов. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся на примере ящерицы. Л/р № 11. Выявление особенностей внешнего строения ящерицы в связи с образом жизни. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки. | Изучение внешнего строения животных. Признаки живых организмов, их проявление у животных (рептилий). | П.40 | ||
43 (2) | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рептилий, связанные с образом жизни. Годовой цикл жизни рептилий, размножение и развитие. | П.41 | |||
44 (3) | Многообразие пресмыкающихся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. | П.42 | |||
45 (4) | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Пресмыкающиеся Тульского края. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». | Пресмыкающиеся Тульского края. | П.43, записи в тетрадях, повт. П. 40-42 |
Класс Птицы ( 8 часов)
46 (1) | Общая характеристика класса Птицы, проявление у них признаков живых организмов. Среда обитания и внешнее строение птиц. Приспособленность к полету. Л/р № 12. Перьевой покров и различные типы перьев; выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни.. | Признаки живых организмов, их проявление у животных (птиц). Л/р. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни. | П.44 | ||
47 (2) | Опорно-двигательная система, скелет и мышцы птиц. Л/р № 13. Изучение строения скелета птицы. | П.45 | |||
48 (3) | Внутреннее строение птиц, усложнение внутреннего строения, нервной системы, органов чувств, поведения по сравнению с рептилиями. | П.46 | |||
49 (4) | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. Поведение птиц, рефлексы, инстинкты. | Особенности поведения птиц, рефлексы, инстинкты. | П.47, п.48 | ||
50 (5) | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | П.49 | |||
51 (6) | Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Охрана птиц. Промысловые птицы,их рациональное использование. Происхождение птиц. Редкие птицы Тульского края. | Редкие птицы Тульского края. | П.50, записи в тетрадях. | ||
52 (7) | Экскурсия № 2 . Знакомство с птицами леса (парка) (ИОТ 010) | Р.к. | Наблюдения за животными, их поведением. Распознавание животных различных типов. Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе. | Отчет об экск. | |
53 (8) | Обобщение знаний по теме «Класс Птицы». | Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. | Повт. П.44-50 |
Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)
54 (1) | Общая характеристика класса Млекопитающие, проявление у них признаков живых организмов. Среды жизни и места обитания млекопитающих, их внешнее строение. Л/р № 14. Наблюдение за животными, изучение внешнего строения млекопитающих. | Опыты по изучению поведения животных, изучение внешнего строения животных. Признаки живых организмов, их проявление у животных (млекопитающих). Л/р. Изучение внешнего строения млекопитающих. Наблюдение за поведением животных. | П.51 | ||
55 (2) | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы. Л/р № 15. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения млекопитающего. Распознавание органов и систем органов. | Л/р. Изучение внутреннего строения млекопитающего. Распознавание органов и систем органов. | П.52 | ||
56 (3) | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная системы. | П.52 | |||
57 (4) | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни зверей. | П.53 | |||
58 (5) | Происхождение млекопитающих, их многообразие. | П.54 | |||
59 (6) | Высшие, или плацентарные Звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, особенности их биологии. | П.55 | |||
60 (7) | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | П.56 | |||
61 (8) | Отряд Приматы. Основные экологические группы млекопитающих. | Сложное поведение приматов: рефлексы, элементы рассудочной деятельности. | П.57, 58 | ||
62 (9) | Значение млекопитающих для человека. Домашние звери, их распознавание; промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Охраняемые звери Тульской области. Экскурсия № 3 . Домашние и дикие звери. (иот 010) | Охраняемые звери Тульской области. | Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. Распознавание домашних животных. | П.59, записи в тетрадях. | |
63 (10) | Обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие, или Звери». | Определение принадлежности животных к определенной систематической группе. | Повт.П.51-59 |
9. Развитие животного мира на Земле ( 4 часа)
64 (1) | Система органического мира, причины его многообразия. Учение об эволюции. Доказательства эволюции животного мира. | Система органического мира. | П.60 | ||
65 (2) | Ч. Дарвин- основоположник учения об эволюции. | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин- основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. | П.60 | ||
66 (3) | Основные этапы развития животного мира на Земле. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные; усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции | П.61, записи в тетрадях. | ||
67 (4) | Уровни организации живой материи. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. Охрана животных. Роль человека и общества в сохранении животного мира на планете. | П.61, записи в тетрадях. |
68 | Итоговый урок по курсу биологии 7 класса. | Распознавание животных различных типов. | Задания на лето | ||
69-70 | Резервное время |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций и экосистем; животных нашей местности;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии в организме животных, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, круговорот веществ в природе;
Уметь
- объяснять: роль биологии в системе естественнонаучной картины мира, в практической деятельности человека; общность происхождения и эволюцию животных, роль животных в природе и жизни людей;
- изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием животных, сезонными изменениями в жизни животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблице основные части и органоиды клетки животных; на живых объектах и таблицах органы животных, животных разных типов, классов; наиболее распространённые животные нашей местности, домашние животные, опасные для жизни человека животные;
- выявлять приспособленность животных к среде; типы взаимодействия разных видов животных в экосистеме;
- определять принадлежность животных к определённым систематическим группам;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни:
- оказывать первую доврачебную помощи при укусах животных;
- ухаживать за домашними животными.
Учебно-методическое обеспечение
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
- Набор дидактических карточек для 7 класса.
- Презентации по биологии по курсу «Животные»
- Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru
- Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Список литературы
- Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся. 6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
- Журналы «Биология в школе».
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...