рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Ткаченко Светлана Николаевна

    Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень),  авторская программа (автор И.Н.Пономарёва) и примерное тематическое планирование общего курса биологии  к учебнику  6 класса  (под ред. проф. И.Н.Пономарёвой). Программа курса рассчитана на 70 часов (35 часов в соответствии с федеральным базисным учебным планом + 35 часов за счет школьного компонента).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_6.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

 г. Кимовска Тульской области

Согласовано                                                                                 Утверждено

Заместитель директора по УВР                                                  решением педсовета протокол №

Макаревич Т.Н.                                                                            ____ августа  2013   года

___ июня   2013  года

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

6 класс, базовый уровень

Разработана

Ткаченко С.Н.

учителем биологии и химии первой

квалификационной категории

2013 год

Биология.

6 класс.

Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. При разработке использованы материалы Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень),  авторская программа (автор И.Н.Пономарёва) и примерное тематическое планирование общего курса биологии  к учебнику  6 класса  (под ред. проф. И.Н.Пономарёвой). Программа курса рассчитана на 70 часов (35 часов в соответствии с федеральным базисным учебным планом + 35 часов за счет школьного компонента).  Добавленное учебное время распределено на изучение местной флоры, в том числе культурных, сельскохозяйственных растений, грибов (региональный компонент). Данная рабочая программа предусматривает 6 практических работ (из них 3 с региональным компонентом), 18 лабораторных работ, 5 экскурсий.  Увеличено количество часов для изучения следующих тем: «Введение. Общее знакомство с растениями» (доб. 3 часа), «Органы цветковых растений» (доб. 6 часов),  «Основные процессы жизнедеятельности растений» (доб. 4 часа),  «Основные отделы царства  растений» (доб. 8 часов), «Историческое развитие многообразия органического мира на Земле», «Царство Грибы. Лишайники», на изучение темы «Природные сообщества» добавлено 9 часов для более глубокого изучения природных сообществ своей местности.

     При изучении биологии  в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

     Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности.      Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

     Изучение биологии в 6-м классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, грибов, бактерий и лишайников; методах познания живой природы.
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими объектами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения, биологические эксперименты.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений и экспериментов.
  • воспитание позитивного отношения к живой природе; культуры поведения в природе.
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями.

Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Содержание курса

1. Введение. Общее знакомство с растениями  (6 ч)

   Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Ботаника – наука о растениях. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

   Многообразие растений Тульской области. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

   Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений.  Особенности строения и жизнедеятельности цветковых и споровых растений, наиболее распространённых в Тульской области.

   Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

   Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Экскурсии: 

  • «Многообразие растений своей местности»
  • «Осень в жизни растений».

2. Клеточное строение растений (3 часа)

   Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

   Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки: цитоплазма, ядро, пластиды. Вакуоль, включения. Разнообразие клеток растений по форме и размерам.

   Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растений.

   Процессы жизнедеятельности клетки: рост, деление, дыхание, питание, движение цитоплазмы,  и их зависимость от условий окружающей среды.

Лабораторные работы:

  • «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
  • «Строение клетки кожицы лука»
  • «Строение растительных тканей»

3. Органы цветковых растений (15 часов)

Семя (2 часа)

   Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие и типы семян на примере растений своей местности.. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени. Прорастание семян. Значение семян для растений: размножение и распространение.

   Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы:

  • «Строение семян, способы их распространения»

Корень (2 часа)

  Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

        Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения. Рост корня. Ветвление корней.   Разнообразие корней у растений нашей местности. Видоизменения корней и их значение (запасающие, воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).

Лабораторные работы:

  • «Строение корневых систем»  
  • «Рассматривание корневых волосков и чехлика»

     

Побег (7 часов)

Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Узлы и междоузлия.

Строение вегетативных и генеративных почек. Спящие почки. Развитие побега из почки. Годичный побег. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

   

 Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев на примере растений, произрастающих в нашем регионе. Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

   

  Стебель как осевая часть побега  и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

      Разнообразие побегов на примере растений нашей местности. Видоизмененные побеги на примере растений нашего региона: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

Лабораторные работы:  

  • «Строение побега, почки»
  • «Клеточное строение листа»
  •  «Макроскопическое строение стебля»
  •  «Определение возраста дерева по спилу»

Цветок и плод (4 часа)

   Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник (чашечка и венчик) и главные части цветка ( тычинки, пестик). Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

   Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

   Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрёстное и самоопыление. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

     Плод и его значение. Строение плода. Многообразие плодов на примере растений нашей местности: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные, вскрывающиеся и невскрывающиеся. Приспособления у растений к  распространению плодов и семян.

      Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Растение как живая система – биосистема.

Лабораторные работы:

  •  «Строение цветка. Соцветия»

4. Основные процессы жизнедеятельности растений (11 часов)

   Минеральное (корневое) питание растений. Почвы тульской области и Кимовского района, их влияние на минеральное питание растений. Поглощение воды и  питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.  Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений. Органические удобрения  и минеральные (азотные, калийные, фосфорные, микроэлементы).

Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла. Факторы воздушной среды в Тульской области. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.

     Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

   Дыхание растений и его значение.  Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Влияние окружающей среды на дыхание растений. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой.

   Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.

   Размножение растений на примере растений нашего региона.. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения.  Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений.  Черенкование, отводки, прививка, размножение тканями.

   Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Практические  работы:

  • «Вегетативное размножение растений» »
  •  «Уход за комнатными растениями»

Экскурсия:

  • «Сезонные изменения в жизни растений»

5. Отделы царства растений (13  часов)

   Понятие о систематике растений.  Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

   Водоросли. Одноклеточные и многоклеточные водоросли, их общая характеристика. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности.

   Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений . Печеночные и листостебельные мхи. Кукушкин лён и сфагнум. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Особенности строения и значение мхов нашей местности.

   Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, плаунов, хвощей как высших споровых растений на примере растений Тульского края. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.

   Голосеменные растения, их общая характеристика и  многообразие. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение голосеменных растений в природе и в хозяйстве человека. Хвойные растения нашей местности.

  Покрытосеменные (цветковые): общая характеристика и многообразие на примере растений местной флоры. Значение цветковых растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. Лекарственные и ядовитые растения нашей местности.

   Семейства двудольных растений: Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Мотыльковые (Бобовые),  Пасленовые, Сложноцветные (Астровые).

   Семейства однодольных растений: Злаковые (Мятликовые), Лилейные, Луковые.

   Восстановление численности редких видов растений в Тульской области.

        Лабораторные работы:

  • «Особенности строения  папоротникообразных Тульской области»  
  • «Выявление признаков классов и семейств цветковых растений»
  • «Определение видов важнейших семейств цветковых растений»

       Практическая работа:

  • «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности»

6. Историческое развитие растительного мира (4 часа)

      Основные этапы развития  растительного мира на Земле: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

    Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений.  Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. Наиболее важные сельскохозяйственные растения Тульской области.

    Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы.

    Практические работы:

  • «Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка»
  • «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Тульской области»

7. Царство Бактерии (1 час)

   Бактерии как древнейшая группа организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты.

   Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Распространение бактерий.

   Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

8. Царство Грибы. Лишайники (4 часа)

   Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные  грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы местных лесов.  Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами.

   Многообразие грибов в нашем районе. Микориза и ее роль в жизни растений. Значение грибов в природе и жизни человека.

   Особенности строения, питания, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве  человека. Лишайники как биоиндикаторы.

    Лабораторные работы:  

  • «Строение мукора»
  • «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

9. Природные сообщества (11 часов)

   Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.

   Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Особенности растений разных ярусов. Роль животных  в природном сообществе. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

   Смена природных сообществ на конкретных примерах нашей местности. Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк -  смешанный лес -  ельник).  Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

Многообразие природных сообществ Тульской области: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных  природных сообществ. Культурные природные сообщества: поле, сад, парк. Отличие культурных сообществ от естественных,  зависимость их от человека.

   Роль человека в природе. Понятия: растительные ресурсы, рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, охрана природы, экология, Красная книга. Экологические проблемы Тульской области. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.  

   Жизнь организмов в природе. Флора и фауна нашей области.

Лабораторные работы:

  • «Составление цепей питания»
  • «Описание экосистем своей местности»  

                        Практическая работа:

  • «Определение экологического состояния пришкольного участка»

Экскурсии:

  • «Парк как искусственная экосистема»
  • «Фенологические наблюдения за жизнью растений своей местности весной»

Наименование раздела, темы

Количество часов

Примечание


1.




2.


3.



4.



5.




6.




7.


8.


9.


Введение. Общее знакомство с растениями.



Клеточное строение растений.


Органы цветковых растений.


Основные процессы жизнедеятельности растений.



Основные отделы царства  растений.



Историческое развитие многообразия органического мира на Земле.


Царство Бактерии.


Царство Грибы. Лишайники.


Природные сообщества.


3




3


9



7



5




2




1


2


2


 + Р.К. 3 часа






+ Р.К. 6 часов



+ Р.К. 4 часа



+ Р.К. 8 часов




+ Р.К. 2 час






+ Р.К. 2 часа


+ Р.К. 9 часов

Всего:

34

34

Резерв  -  2 часа.

Календарно - тематическое планирование по биологии в 7 классе

( 70 часов, 2 часа в неделю)

Всего часов

Практических

работ

Лабораторных работ


Экскурсий


Р.К.


70


6, из них 3 Р.К.

 

18, из них 1 Р.К.


5

Содержание

урока

Форма работы

Дом./зад.

Дата




1.




2.




3.



4.



5.


6.





7.





8.




9.





10.




11.



12.







13.



14.



15.



16.



17.



18.




19.


20.



22.




23.



24.




25.






26.




27.




28.





29.




30.



31.




32.







33.




34.





35.




36.







37.




38.



39.





40.



41.



42.




43.



44.





45.




46.




47.



48.






49.





50.





51.




52.






53.








54.




55.




56.




57.








58.



59.







60.



61.



62.




63.




64.



65.




66.




67.



68.

Введение. Общее знакомство с растениями (6 часов)


Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие.  Методы изучения растений.


Особенности строения и жизнедеятельности цветковых и споровых растений, наиболее распространённых в Тульской области.


«Многообразие растений своей местности»


Процессы жизнедеятельности в растительном организме.



Условия жизни растений.


«Осень в жизни растений». (ИОТ 010)



Клеточное строение растений (3часа)


Особенности строения растительной клетки. «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними». «Строение клетки кожицы лука». (ИОТ №  009)


Особенности жизнедеятельности растительной клетки.


Строение и жизнедеятельность растительных тканей (ИОТ 009)


Органы цветковых растений (15 ч)


Семя, его строение и значение для растений. «Строение семян, способы их распространения».


Разнообразие семян на примере растений своей местности.


Особенности строения корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. «Строение корневых систем». «Рассматривание корневых волосков и чехлика».



Разнообразие корней у растений нашей местности.


Особенности строения побега. Почка – зачаток побега. «Строение побега, почки».


Разнообразие побегов у растений нашей местности.


Особенности строения листа в связи с фотосинтезом. «Клеточное строение листа».


Разнообразие и значение листьев на примере растений, произрастающих в нашем регионе.


Стебель – его строение и значение.

«Макроскопическое строение стебля». «Определение возраста дерева по спилу».


Многообразие стеблей.


Видоизменение побегов у распространённых растений нашего района, их значение.


Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Цветение и опыление. «Строение цветка. Соцветия».


Плод. Значение и разнообразие плодов.



Разнообразие плодов и способов их распространения на примере растений нашего района.


«Строение и значение органов цветковых растений».


Основные процессы жизнедеятельности растений (11 ч)


Питание растений, передвижение веществ. Минеральное питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения.


Почвы тульской области и Кимовского района, их влияние на минеральное питание растений.


Воздушное питание растений (фотосинтез), роль хлоропластов и хлорофилла в этом процессе. Значение фотосинтеза.


Дыхание растений, его роль в обеспечении растительного организма энергией. Устьица, чечевички, их роль в газообмене.


Факторы воздушной среды в Тульской области. Космическая роль растений.


Роль корневого давления и испарения в транспорте веществ в растительном организме.


Размножение, его роль в преемственности поколений, расселении растений. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, значение объединения материнского и отцовского наборов хромосом в этом процессе.


Разнообразие способов размножения на примере растений  нашего района.

«Вегетативное размножение растений».



Рост и развитие растений. Деление клеток -основа роста растений. Периодичность роста.



«Сезонные изменения в жизни растений».



«Растение – целостный организм. Взаимосвязь растений и окружающей среды».«Уход за комнатными растениями».




Основные отделы царства Растений


Классификация растений. Главные признаки основных отделов.


Водоросли. Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира.


Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Их происхождение, строение, жизнедеятельность, место в системе органического мира.


Особенности строения  и значение мохообразных нашего района.


Особенности строения и значение папоротникообразных Тульской области.


Голосеменные, их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира.


Хвойные растения нашей местности.


Покрытосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности. «Выявление признаков классов и семейств цветковых растений».


Классы и семейства покрытосеменных растений. Разнообразие видов на примере местной флоры. «Определение видов важнейших семейств цветковых растений».


Распознавание наиболее распространённых растений своей местности.


Лекарственные растения и ядовитые растения  нашей местности.


«Многообразие растений на Земле. Восстановление численности редких видов растений в Тульской области.


Историческое развитие многообразия органического мира на Земле (4 ч)


Основные направления и этапы эволюции растений, филогенетические связи в растительном мире.


Сельскохозяйственные растения. Происхождение и многообразие сельскохозяйственных растений, их место в агроэкосистеме.


Наиболее важные сельскохозяйственные растения нашего района. Технология их выращивания. «Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка».


«Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур, выращиваемых в Тульской области».


Царство Бактерии (1 час)


Бактерии, строение, жизнедеятельность. Разнообразие по строению, способу питания, среде обитания. Болезнетворные бактерии, борьба с ними.


Царство Грибы. Лишайники (4 часа)


Грибы, одноклеточные и многоклеточные эукариоты, гетеротрофы. Особенности строения, жизнедеятельности. «Строение мукора».


Разнообразие и значение грибов в нашем районе. «Строение плодовых тел шляпочных грибов».


Съедобные и ядовитые грибы наших лесов. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлениях.


Лишайники – комплексные симбиотические организмы, особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в природе.


Природные сообщества (11 часов)


Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.


Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме. Производители, потребители и разрушители органического вещества. «Составление цепей питания».



«Описание экосистем своей местности».



Смена природных сообществ на конкретных примерах нашей местности.


Разнообразие природных сообществ в Тульской области. Значение разнообразия видов в экосистемах.


Искусственные экосистемы нашей местности. Их особенности.



«Парк как искусственная экосистема».



«Фенологические наблюдения за жизнью растений своей местности весной».



Влияние человека на природные экосистемы. Экологические проблемы Тульской области.


«Определение экологического состояния пришкольного участка».


Жизнь организмов в природе. Флора и фауна нашей области.






Рассказ с элементами беседы




Р.К.

Беседа.


Р.К.Экскурсия №1

(ИОТ № 010)


Беседа



Беседа


Р.К.Экскурсия 2





Рассказ

Лабораторная работа №1,2



Беседа



Рассказ

Лабораторная работа № 3




Рассказ

Лабораторная работа №4

(ИОТ 009)



Р.К.Беседа



Беседа

Лабораторная работа №5,6 (ИОТ 009)





Р.К. Беседа



Беседа

Лабораторная работа №7


Р.К. Беседа



Рассказ

Лабораторная работа №8


Беседа

Р.К.


Беседа

Лабораторная работа №9,10


Беседа


Р.К. Беседа



Беседа

Лабораторная работа №11


Беседа



Р.К.Беседа




Обобщающая игра






Рассказ





Р.К. Беседа



Рассказ с элементами беседы



Рассказ




Р.К. Беседа



Рассказ с элементами беседы



Рассказ







 Р.К.Беседа

Практическая работа №1

(ИОТ 009)



Беседа





Р.К. Экскурсия 3

(ИОТ 010)



Обобщающая беседа

Практическая работа № 2






Рассказ



Рассказ




Рассказ





Р.К. Беседа



Р.К. Беседа

Лабораторная работа № 12


Рассказ



Р.К. Беседа


Рассказ

Лабораторная работа №13




Р.К.Беседа

Лабораторная работа

 № 14


Р.К. Практическая работа № 3



Р.К. Беседа



Обобщающая игра

Р.К.Беседа






Рассказ




Беседа





Р.К.Беседа

Практическая работа № 4

(ИОТ 009)


Р.К. Практическая работа № 5 (ИОТ 009)





Рассказ








Рассказ

Лабораторная работа №15 (ИОТ 009)


Р.К. Беседа

Лабораторная работа №16



Р.К. Беседа




Рассказ с элементами беседы






Беседа



Беседа

Лабораторная работа № 17




Р.К. Лабораторная работа № 18



Р.К. Беседа



Р.К. Беседа




Р.К. Рассказ с элементами беседы.



Р.К.Экскурсия 4

(ИОТ 010)


Р.К. Экскурсия 5

(ИОТ 010)



Р.К. Беседа




Р.К. Практическая работа № 6 (ИОТ 009)


Р.К. Обобщающий урок







Стр.4-7. П.1




П.2



отчёт


П.3




П.4,5


отчёт





П.6,7





П.8



П.9






П.10,11




П.12




П.13,14






П.15



П.16



П.17



П.18



П.19



П.20




П.20


П.21



П.22, 23




П. 24



Инд.зад.




П.25






П.26




записи




П.27,28




П. 29




записи



П.30




П.31.








П.32,33




П.34





Отчёт.



П.35, инд.зад.







П.36



П.37,38




П.39





П.40.



Инд.зад



П.41




Записи, инд зад.


П.42




П.43,44





П.43,44




Записи, инд.зад.


Записи, инд.зад.






П.45,46




П.47,48 доклады




записи




инд.зад.






П.49, 50, 51, (обзорно)






П.52





П.53



Инд.зад.





П.54







П.55




П.56.





отчёт




П.57



П. 58.




Инд.зад.



Отчёт




Отчёт




Инд.зад.




Отчёт



П.59

Задания на лето

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен:

Знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растения и грибы нашей местности;
  • сущность биологических  процессов: обмен веществ и превращение энергии в организме растений, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение, круговорот веществ в природе;

Уметь

  • объяснять: роль биологии в системе естественнонаучной картины мира, в практической деятельности человека; общность происхождения и эволюцию растений, роль растений в природе и жизни людей;
  • изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблице основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространённые растения нашей местности, культурные растения. Съедобные и ядовитые грибы, опасные для жизни человека растения;
  • выявлять приспособленность растений к среде;
  • определять принадлежность растений к определённым систематическим группам;

Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни:

  • оказывать первую доврачебную помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивать и размножать культурные растения, осуществлять уход за ними.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание)
  3. Набор дидактических карточек для 6 класса.
  4. Презентации по биологии по курсу «Ботаника»
  5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - www.festival.1september.ru

Список литературы

  1. Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.
  2. Журналы «Биология в школе».
  3. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. – М.: ВАКО, 2007.

4. Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

5.  Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова, Л.В. Симонова, И.М. Швец, М.З. Фёдорова, Г.А. Воронина. Природоведение. Биология. Экология.: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...