рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
рабочая программа по биологии для учебника А.А. Каменский 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по биологии в 9 классе Введение в общую биологию и экологию Составлена на основании примерной программы В.В. Пасечника, Е.А.. Крискунова, опубликованной в сборнике программ по биологии в 6-11 классах изд-во Дрофа 2001г.
Рассчитана на 68часов ( 63 часа и 5 часов РК) 2 часа в неделю для учебника А.А. Каменский, Е.А. Крискунов» Введение в общую биологию и экологию» 9 класс, изд-во Дрофа 2006г.
Цели программы :- освоение знаний о биологических системах( клетка, организм, вид, экосистема. )
-изучение истории развития современных представлений о живой природе,
-овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей,
-развитие познавательных интересов сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, гипотез;
-воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.
Задачи:
-изучить становление науки биологии;
- уяснить роль биологических знаний в современном мире;
-понять чем живое отличается от неживого;
-познакомиться с методами, применямыми в биологии;
-изучить уровни организации живой природы;
-изучить основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
-изучить основные проблемы современной экологии;
-формировать основы рационального природопользования.
2. Содержание основного минимума:
Понимать основные положения биологических теорий;
-объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, влияние мутагенов на организм человека
-описывать особей видов по морфологическим признакам;
-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- выяснять приспособления организмов к среде обитания.
3.Структура программы:
-Введение
-Уровни организации живой природы
Клеточный уровень-
-Организменный уровень-
-Экосистемный уровень-
-Популяционно- видовой
-Биосферный -
-Основы эволюции
Возникновение и развитие жизни-
Организм и среда-
Биосфера и человек.-
4. УМК:
-Программа Мин.Обр РФ 2001г.
Учебник А.А. Каменский, Введение в общую биологию и экологию.изд-во Дрофа 2006г.
Поурочные разработки по биологии изд-во Дрофа 2004г.
Биология ГИА, автор Лернер изд –во 20009-2012г.
Оценка качества знаний по биологии Дрофа 2006г.
5. Содержание программы.
Раздел | Тема и кол-во часов | Формы и методы организации занятий | Основные понятия | Формы контроля и оценки ОЗУН | ЗУН | дата |
1 | Введение1час Биология –наука о жизни | Рассказ с элементами беседы. Стр. 13 задан № 5 в уч-ке | Биофизика, радиобиология, микробиология, биохимия, свойства живого. | Знать свойства живого приводить примеры. | ||
2 | Уровни организации живой природы 7 часов | |||||
1.Молекулярный уровень | Характеристика уровня, беседа составление схемы стр. 16-17 в уч-ке | Биополимеры, мономеры, молекула | Графическая работа | Знать характеристику молекулярного уровня | ||
2Углеводы и Жиры | Сообщения учащихся самост работа с текстом уч-ка стр. 24-26, запись определений | Галактоза, хитин, рибоза, дисахариды, липиды, | Знать строение углеводов и жиров их основные функции. | |||
3-4Состав и строение белков | Рассказ с объяснением, демонстрация куриного белка и опыты с ним.составление таблицы | Протеины, аминокислоты, полипептиды. | Составить кроссворд | Знать функции белковых молекул | ||
5-6Нуклеиновые кислоты. АТФ. | Постоение молекул нуклеотидов, составление опорного конспекта, работа устно по тексту учебника, работа с таблицами. | ДНК, РНК, витамины, капсид, АДФ, нуклеотид, т- РНК, и_РНК. | Функции нуклеиновых кислот. | |||
7Вирусы | Составление опорного конспекта | Заболевания, вызванные вирусами. | Меры профилактики заболеваний, вызванных вирусами. | |||
3 | Клеточный уровень-10 часов | |||||
1.Клеточная теория. Общие сведения о клетке. | Лекция « история создания клеточной теории. Современные положения клет. Теории.современные методы исследования клеток. | Фагоцитоз, пиноцитоз,органоиды, мембрана,цитоплазматичес- кая сеть. | Основные этапы развития клеточной теории | |||
2Ядро, ЭПС, рибосомы,комплекс Гольджи, | Составление таблицы стр.49-51, анализ рисунков №20-24 | ЭПС, прокариоты, эукариоты, кариотип, хромосомы. | диктант | Органоиды клетки и их функции | ||
3.Лизосомы. Митохондрии, Пластиды, Клеточный центр. Клеточные включения. | Рассказ с использованием рис. Уч-ка.заполнение таблицы в тетради. | Кристы, граны, лизосомы, | Работа по карточкам. | |||
4.Прокариоты.Эукариоты. Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм. | Самосотятельное составление плана-ответа по тексту уч-ка, по дополнительной лит-ре. | Анаэробы, аэробы, синтез белка, метаболизм, | Стр 61 вопросы 1-3 письменно. | |||
5.Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. | Составление схемы стр. 62-65 в уч-ке. | АТФ, макроэргические связи, клеточное дыхание, хемотрофы, автотрофы, фототрофы. | Решение задач в пособии стр.51. диктант по органоидам клетки. | Виды питания, значение питания для организмов, | ||
6-7 Фотосинтез. Хемосинтез. | Составление плана-схемы, просмотр диафильма, анализ опыта, | Световая и темновая фазы, | Стр 69 вопросы 1-3устно уч-к. | Знать продуктивность и значение фотосинтеза. | ||
8Синтез белков в клетке | Рассказ с использованием рис и табл., составление триплетов. | Ген, генетический код, полисома, транскрипция, трансляция. | Понятийный диктант | Этапы синтеза белка. | ||
9Митоз. Деление клетки. | Составление схемы митотического цикла рис 38-40 | Митоз, профаза, анафаза, телофаза, хромотиды,веретено деления, центромера. | Решение задач стр. 72 в пособии. | Значение митоза. | ||
10 Итоговый урок по теме раздела(3) | Контрольная работа По карточкам. | |||||
4 | Организменный уровень 10 часов | |||||
1.Половое и бесполое размножение организмов. | Рассказ с использованием таблиц, самостоятельноприве-сти примеры из жизни. | Почка, спора, гермафродит, гамета, яичник, сперматозоид. | Экспресс- тест Вопрос- ответ стр77 в пособии, задание стр. 88 в пособии | Значение полового и бесполого видов размножения | ||
2.Индивидуальное развитие организмов | Самостоятельная работа по уч-ку с использованием таблицы | Оплодотворение, зигота. Онтогенез, филогенез. Биогенетический закон, эмбриогенез | Понятийный диктант. | Биогенетический закон, уметь объяснять. | ||
3.Моногибридное скрещивание. | Рассказ с элементами беседы, автобиография менделя из поисковых систем Яндекса.,изображение схемы скрещивания с устным объяснением. | Гомозигота, гетерозигота, аллельные гены.расщепление. | Решение задач из пособиястр. 99. | Законы Менделя. | ||
4.Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. | Рассказ с использованием рис 51, составление схемы наследования признаков. | Неполное доминирование, закон независимого наследования, анализирующее скрещивание. | Решение задач стр.101 в пособии. | |||
5.Закон Т. Моргана. Сцепленное наследование признаков. | Беседа по тексту уч-ка. Стр. 53, решение задач. | Локус, перекрест хромосом. | ||||
7 Генетика пола | Беседа, работа со схемой-рис. №55 в уч-ке. | Индивидуальная работа по карточкам в пособии стр.362 | Болезни, передающиеся по генам. | |||
6.Взаимодействие генов. | Самостоятельная работа по группам.с текстом уч-ка | Эпистаз, кодоминирование, комплементарное взаимодействие. | Работа с инструктивной картой стр.359 в пособии. | |||
8 Закономерности изменчивости | Сообщения уч-ся стр. 118-119. В уч-ке. | Норма реакции, модификации, изменчивость. | Выполнение задания стр.127-128 в пособии. | Генетическое соотношение полов у человека. | ||
9Основные методы селекции | Сообщения уч-ся, составление таблицы. | Гибридизация. Массовый отбор, гетерозис,мутагенез. Биотехнология. | Вопросы –суждения. | Значение науки селекции. | ||
10 Итоговый урок по теме раздела( 4) | Проверочная работа по вопросам. | |||||
5 | Популяционно-видовой уровень. 2 часа | |||||
1.Вид. Популяции. | Рассказ с элементами беседы, анализ таблиц и рис № 58-59 в уч-ке. | Популяция, группа, Экология, биотические сообщества, вид, критерии вида. | Понятийный диктант | Знать основные критерии вида. Свойства популяции. | ||
2.Биологическая классификация. | Составление классификации, растения или животного на выбор. | Систематика, естественная классификация, двойное название вида. | Выбор правильного суждения. | Основные причины неравномерного распределения видов в природе. | ||
6 | Экосистемный уровень-4 часа. | |||||
1-2 Биогеоценоз, экосистема и структура | 1. Лекция, составление пищевой цепочки, пространственной структуры по рис и самост.-но. | Биотическое сообщество, экосистема, биосфера, пищевая сеть, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. | Игра» Горящий стул». | Знать в чем различие экосистемы и биоценоза | ||
3.Продуктивность сообщества. | Рассказ с использованием рисунков64стр.160-163. | Пирамида биомассы и численности, дыхание, продуктивность. | Построение пирамиды на примерах в пособии стр 187. | |||
4.Саморазвитие экосистем. | Рассказ с использованием рис 65 стр. 168-170. | равновесие, сукцессия, продукция первичная и вторичная. | Решение задач на выбор, характеристика для экосистемы. | Причины саморазвития экосистем. | ||
7 | Биосферный уровень 4 часа. | |||||
1-2 Среды жизни. Биосфера. | Составление характеристики основных сред жизни стр. 173-177 | Биосфера, механическое воздействие, гумус, фильтрация, физико-химическое воздействие. | Решение задач в пособии стр.198. | |||
3-4 Круговорот веществ в биосфере. | Изучение циклов азота, фосфора, углерода, составление схем с использованием рис 68-70. | Биогеохимический цикл, биогенные вещества. Макротрофные вещества, микроэлементы. | Решение задач стр. 205 в пособии. | Цикл круговорота азота и углерода. | ||
8 | Основы учения об эволюции. 9 часов | |||||
1-2. Эволюционное учение Дарвина | Автобиография. Составление опорного конспекта | Изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, передовые свойства. | Выбор верного суждения стр. 232-233 в пособии. | Мировое Значение трудов Ч. Дарвина для науки | ||
3. Изменчивость организмов. | Рассказ с элементами беседы, запись примеров изменчивости организмов стр. 195-196. | Генофонд, генотип, фенотип, наследственная изменчивость. | Составление схемы. | |||
4Борьба за существование и естественный отбор | Составление опорного конспекта. | приспособленность | ||||
5.Формы естественного отбора, изолирующие механизмы. | Самостоятельная работа, составление таблицы | Изоляция, стабилизирующий отбор, движущий отбор. | Найти примеры, иллюстрирующие формы изоляции, составить презентацию. | Примеры приспособленности животных. | ||
6.Видообразование | Рассказ с элементами беседы, с демонстрацией рис№ 78-79. | Микроэволюция, географическое видообразование, барьеры, полиплоидия. | Привести примеры адаптации стр 255 из пособия. | |||
7Макроэволюция | Рассказ с использованием таблицы | Филогенетические ряды, макро и микро эволюция. | Составление родословного древа. | |||
8. Основные закономерности эволюции. | Рассказ с ипользованием схемы стр. 269 в пособии, рим 81-82 в уч-ке | Параллелизм, конвергенция, гомологи, ароморфоз, дегенерация, аналогия. | Понятийный диктант. | |||
9 Итоговый урок по разделу 8. | Контрольная работа. | |||||
9 | Возникновение и развитие жизни на Земле. 6 часов | |||||
1-2.Гипотезы возникновения жизни на Земле. | Урок-семинар | Креационизм, гипотеза панспермии, биохимическая эволюция, стационарное состояние. | Основные гипотезы возникновения жизни на Земле. | |||
3.ГипотезаОпарина –Холдейна.Современные гипотезы происхождения жизни. | Сообщения уч-ся. | Коацерваты, пробионты, работа со словарями. | ||||
4.Эра древней жизни. | Самостоятельная работа с помощью рис 91 | Эра, период, эпоха, палеонтология. | Тестовая работа. | Время появления основных видов животных. | ||
5 Эра средней жизни.( палео протерозой) | Самостоятельная работа с текстом уч-ка работа с приложением №3 стр. 445 в пособии. Рис. 92-96 в учебнике. | Ихтиостеги,терапсиды, риниофиты, трилобиты. | Заполнение таблицы развитие органического мира на Земле. | |||
.Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Сообщения уч-ся. | Палеоген, неоген, антропоген. | Работа по индивидуальным карточкам. | |||
6.Итоговый урок по разделу ( 9) | ||||||
10 | Организм и среда 6 часов. | |||||
1.Экологические факторы | Лекция, составление таблицы по средам жизни самостоятельно. | Абиотические. Биотические, загрязняющие вещества. | Приспособленность живых организмов к факторам среды. | |||
2.Влияние экологических факторов на организм. | Рассказ с элементами беседы. Рис. 104. | Толерантность, экотипы, лимитирующий фактор. | Графический диктант. | |||
3.Экологические ресурсы | Самостоятельная работа стр 270-271 | Экологические, энергетические и пищевые ресурсы. | Примеры животных со сходными видами пищевых ресурсов | |||
4. Адаптация организмов к условиям существования. | Беседа с использованием рис.105, гербарии растений. | Жизненные формы, морфологические приспособлении. Ритмы жизни. | Составить кроссворд по теме “ Организм и среда». | Знать основные жизненные формы растений и животных | ||
5.Межвидовые отношения организмов | Составление плана по уч-ку стр.277-279. | Симбиоз , конкуренция, нейтрализм, мутуализм, | Графическая работа. | Знать к чему приводят взаимоотношения организмов в природе. | ||
6.Динамика популяций.Экологи-ческая регуляция. | Рассказ с использованием рисунков на стр.280, построение графиков. | Смертность, рождаемость, циклические колебания численности. | Выбор правильного утверждения | |||
11 | Биосфера и человек.-4 часов | |||||
1.Эволюция биосферы | Рассказ с использованием рисунков стр.107-111, изучение основных этапов развития биосферы с примерами. | Биогенное, биокосное вещество, биосфера | диктант | Знать, что происходило важного в развитии биосферы, главные ароморфозы. | ||
2Антропогенное воздействие на биосферу. | Урок- конференция | Природные ресурсы, водные запасы, солнечная энергия, статистика. | Глобальные проблемы в биосфере, пути рационального использования ресурсов, самообразование гражданина. | |||
3 Основы рационального природопользова-ния. | Сообщения уч-ся. | Мониторинг, гуманизм, нравственность, сотрудничество, заповедники, экологическое образование. | Составление плана –по улучшению и пути решения сложившихся проблем( н-р очистка водоемов от загрязнений) экологии в своей местности. | |||
4 Итоговый урок | Годовая контрольная работа. |
Требования к подготовке выпускников основной школы:
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...