рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
рабочая программа по биологии для учебника Колесов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 8 класс
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по биологии в 8классе Человек. Составлена на основании примерной программы В.В. Пасечника, Е.А.. Крискунова, опубликованной в сборнике программ по биологии в 6-11 классах изд-во Дрофа 2001г.
Рассчитана на 72 часа ( 65 часов и 7часов РК) 2 часа в неделю ,
для учебника Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, « Человек» изд-во Дрофа 2005г.
2.Цели программы:
-определять систематическое положение человека в ряду живых существ;
- знать биологические законы на всех уровнях организации живого;
-понять взаимосвязь строения и функции живых систем4
- выбрать сценарий поведения, свои методы самоконтроля;
- выявлять возможные нарушения здоровья,своевременное обращение к врачу;
-уметь оказать при необходимости доврачебную помощь;
- уделять особое внимание личной гигиене, природной среде;
- рационально организовывать учебную, трудовую, спортивную деятельность, отдых;
-влиться в коллектив сверстников и стать личностью.
Программа построена на основе концентрической концепции, раскрывает содержание обучения биологи в 6-9 классах.
3. Содержание основного минимума
-раскрытие биосоциальной природы человека,
- методы анатомии, физиологии, гигиены человека;
- изучение разноуровнего принципа жизни;
-изучение основных систем органов;
-изучение психики, индивидуального развития человека.
4. Структура программы:
-Организм человека и науки, изучающие его-
-Происхождение человека -
-Строение организма-
-Опорно-двигательная система
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая система
-Дыхание -
-Пищеварение -
Обмен веществ-
Покровные органы-
-Нервная система и анализаторы-
-ВНД. Психика-
-Эндокринная система-
-Индивидуальное развитие -
5.УМК:
Программа Мин.Обр. РФ 2001г.
Учебник Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, Человек 8 класс изд-во Дрофа 2005г.
Поурочное и тематическое планирование к учебнику Дрофа 2004г.
Оценка качества знаний по биологии Дрофа 2006г.
6. Содержание программы:
Раздел | Тема кол-во часов | Формы и методы организации занятий | Основные понятия | Формы и методы контроля и оценки ОЗУН | ЗУН | дата |
1 | 1.Науки, изучающие организм человека | |||||
1.Введение | беседа | Организм, работоспособность, алкоголь, наркотики | Отличительные признаки человека и животных | |||
Анатомия, Физиология, психология, гигиена человека. | Самостоятельная работа по учебнику, составление схемы. | Стр. 8 задание в учебнике | ||||
2 | Происхождение человека-2часа | |||||
1.Систематическое положение человека | Рассказ с элементами беседы и использованием рис 5-9 стр.17 | Рудименты, атавизмы,таксоны, австралопитек. Питекантроп, неандерталец. | Стр.21 вопросы письменно №3-5 | |||
2.Расы человека | Сообщения учащихся, работа с рис. 10-11 | Европеоидная, негроидная, раса, нация, народность, монголоидная | Знать основные расы чел. | |||
3 | Строение организма -5часов | |||||
1.Общий обзор организма | Беседа с выполнением задания стр. 27 уч-ка | Уровни организации, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы. | Стр 27 устно вопросы. | |||
2. Клеточное строение организма | Составление таблицы, стр. 33 задания в уч-ке, работа с таблицей. | ДНК, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома. Ферменты, | Подготовка к диктанту. | Основные структуры и органоиды клетки. | ||
3. Ткани их строение. | Рассказ с использование таблиц и рисунков, составление таблицы, стр.39 задание письм. | Нейроглия, все ткани, синапс, | Тест со свободным ответом. | Фукциии различных тканей в организме. | ||
4.рефлекторная регуляция. | Рассказ с использованиемсхемы 17, чертеж простого мигательного рефлекса | Рефлекс, рефлекторная дуга, нейроны, периферическая Н.С. ЦНС. | Игра» подбери пару». | Уметь чертить простую схему рефлекса | ||
5.Итоговый урок | Контрольная работа | |||||
4 | Опорно- двигательная система-8 часов | |||||
1.Значение опорно- двигательной системы, еесостав, строение кости. | Лаб.раб.№1 беседа с использованием таблиц. | Скелет, надкостница, трубчатая кость, губчатое вещество, костный мозг. | Стр.49 устно задания | Знать строение кости. | ||
2.Скелет человека. Осевой скелет. | Поисковая беседа с использованием рис 20-26 | Мозговой и лицевой отделы черепа, ребра, позвонок. Грудина, | Стр 56 задание 1-2 с объяснением. | |||
3.Скелет поясов свободных конечностей | Самостоятельная работа, стр. 57-60, задание стр. 62-№2 | Лопатки. Стопа, кости таза ключицы, сустав. | Диктант. | |||
4. Строение мышц. | Лаб.раб №2 по группам. | Брюшко, сухожилие, фасция, мышечное волокно. | Стр. 68 №1-3 письменно. | Называть группы мышц плечевого пояса. | ||
5. Работа скелетных мышц. | Лаб.раб№3-5стр. 72-73. | Биологическое окисление, гиподинамия. | ||||
6.Осанка. Предупрежденин плоскостопия. | Лаб. Раб. Высказывания древних ученых Аристотель. сообщения учащихся. | Остеохондроз, сутулость, гимнастика, сколиоз. | Решение ситуаций ( из пособия) Стр. 148-149. | Меры профилактики при предупреждении нарушения осанки | ||
7Первая помощь при ушибах, вывихах,переломах. | Сообщения учащихся с демонстрацией. | Перелом, синяк, гематома. Вывих , ушиб. | Стр 79 задание, решение ситуаций из пособия стр.151-152. | Уметь накладывать шины, определять виды травм,комплекс необходимых упражненийпредупреждающих растяжение и ушиб. | ||
8. Итоговый урок | Контрольная работа. | |||||
5 | Внутренняя среда организма.- 4 часа. | |||||
1-2 Кровь и остальные компоненты крови. | Рассказ с элементами беседы, микропрепарат крови., рисунки № 42-46.составление таблицы. | Гемоглобин, капилляр, вена. Сосуд. Фагоцитоз, антигены. Фибриноген. | Подготовка к диктанту. | Основные форменные элементы крови. | ||
3Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Составление опорного конспекта., стр.93 выполнить задание. | Интерферон, воспаление, паразитарные болезни. | Самостоятельно дополнить схему « Кровь» | Основные группы крови.Болезни, правила переливания крови. | ||
4. Иммунология на службе здоровья | Сообщения учащихся с использованием рис 48, схемы стр.96, задание стр 99. | Лечебная сыворотка, аллерген, донор, реципиент. | Самостоятельное составление схемы» Переливание крови». | Изготовление лечебных сывороток. | ||
6 | Кровеносная и лимфатическая системы – 6 часов. | |||||
1.Транспортные системы организма. | Рассказ с элементами беседы, табл. Рис 49-50. Стр. 105 задан.1-2 | Артерии, аорта, капилляры, кармановидные клапаны. | Стр 105 вопросы письменно. | |||
2.Круги кровообращения | Рассказ с использованием схемы в таблице.,работа с муляжем сердца, Лаб.раб работа венозных клапанов. | Кровь артериальная, венозная, полые вены, желудочки сердца, альвеолы, сердечный цикл. | Подготовка к диктанту. | Знать строение сердца, основные кровеносные сосуды, сердечный цикл. | ||
3.Строение и работа сердца. | Рассказ с элементами беседы, с комментариями фактов стр 114.рис №53-54 | Околосердечная сумка, автоматизм, адреналин, кальций, калий. | Стр114 ответить на вопросы. | Какое влияние оказывают ионы на работу сердца. | ||
4.Движение крови по сосудам. | Лаб раб.рс=ис. 55-56. | АД, тонометр ,,инсульт, некроз, гипертония, гипотония, фонедоскоп, пульс | Стр 118 лаб раб самостоятельно запись выводов. | Уметь измерять свое давление, регулировать физические нагрузки. | ||
5.Гигиена ССС. Первая помощь при заболевании сердца | Лаб раб.сообщения учащихся. | Гангрена, ЭКГ, стенокардия, спазм,функциональная проба. | Стр125 уч-к задание. | |||
6Первая помощь при кровотечениях | Сообщения учащихся с демонстрацией,с использованием рис 58. | Антисептик, жгут, бинт, закрутка, шина. | Стр.129 письменное задание. | |||
7 | Дыхание-5часов | |||||
1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы. | Беседа эвристическая с использованием табл. Рис 59-63.уч-к. | Носовая полость, гортань. гайморит, фронтит, тонзиллит, лирингит, трахея, ЛОР-врач. | Стр 220 в пособии выбор правильных ответов письменно. | Основные болезни и пути их преодоления. | ||
2Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | Беседа по плану учебника. Запись процессов дыхания. | Легочная плевра, диффузия, газы, окисление. | Стр 227 в пособии решение задач. | |||
3.Механизм вдоха и выдоха. | Составление схемы этапного механизмов вдох-выдох. | Диафрагма, смог, дыхательный центр, респиратор, наркогенные вещества, | Стр 404 в пособии тест « Дыхание». | Знать правила, предупреждающие удушье человека. | ||
4.Функциональные возможности дыхательной системы. | Лаб раб.с использованием текста уч-ка | ЖЕЛ, палочка КОХА, непрямо ймассаж сердца, биологическая смерть. ФЛГ обследование. | Выпустиь санбюллютень Инфекционные болезни органов дыхания. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | ||
5. Итоговый урок по темам: Кровь и Дыхание | Контрольная работа | |||||
8 | Пищеварение-6 часов | |||||
1.Питание и пищеварение. | Поисковая беседа по рис 71 составить список продуктов питания | Пластический и энергетический обмен веществ, глицерин, балластные вещества. | Стр 244 в пособии провести опыт и записать вывод. | Знать на какие вещества распадаются БЖУ, их энергоемкость и калории. | ||
2.Пищеварение в ротовой полости. | Лаб раб.записи в тетради. | Слюнная железа, зубная эмаль, дентин, кариес. | Конкурс » наиди соответствие». Стр 245-246 в пособии. | |||
3.Пищеварение в желудке. | Лаб раб. | Дисбактериоз, печень, трипсин, пепсин, желчь. | Поговорки.стр 253 в пособии, их физиологическое обоснование. | |||
4.Функции толстого и тонкого кишечника. | Самостоятельная работа стр 172-173 уч-ка с использованием рис. 77-79 стр 174 выполнить задание устно. | Аппендицит, гликоген, перитонит, глюкоза, всасывание. | Разгадывание кроссворда стр. 259 в пособии. | Основные правила питания, првила ЗОЖ | ||
5.Регуляция пищеварения | Сообщения уч-ся, рис 80-81 уч-к, | Фистула, сокоотделение, мнимое кормление. | ||||
6.Гигиена органов пищеварения | ТОК- ШОУ « Есть или не есть» | В пособии | ||||
9 | Обмен веществ и энергии-3 часа | |||||
1.Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. | Самостоятельная работа стр 184-187 в уч-ке, составление таблицы стр 272 в пособии | Амилаза, аминокислоты, макроэлементы, микроэлементы, | В парах по карточкам. Стр 272 в пособиии | |||
2.Витамины | Сообщения учащихся | Авитаминоз, рахит, родопсин, каротин, цинга, бери-бери, витамины групп:- жиро и водорастворимых | Основные витамины для нормального обмена веществ. | |||
3.Энерготраты организма и пищевой рацион. | Лаб. Раб.работа на стр. 196-197 в уч-ке. | Норма питания, калорийность, энергоемкость продуктов питания. | Составление меню. | Уметь составлять простое меню для любого возраста и профессии человека. | ||
10 | Покровные органы. Терморегуляция.Выделение.-4часа | |||||
1.Кожа- наружный покровный орган | Рассказ с элементами беседы, стр 200-204 уч-ка работа с рисунками 83-85. | Дерма, сальные и потовые железы, ногти, эпидермис, | Стр297 в пособии задание. | Основные правила гигиены кожи, волос, ногтей. | ||
2.Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | Сообщения уч-ся игра лото. Создание памятки по гигиене. | Чесотка, сыпь, ожог, обморожение, лишаи, угревая сыпь. | Создание рекламы « Модные идеи», | |||
3.Терморегуляция. | Беседа по схеме стр 300 в уч-ке, стр 212 в пособии задание.№2 | Теплообразование, закаливание, терморегуляция, | ||||
4 Выделение. | Рассказ с элементами беседы и использован. Рис87-89 в уч-ке и натуральных объектов. | Мочеточник. Моча, почка, мочекаменная болезнь. | Комментарий стихотворения в пособии стр. 288. | Меры профилактики почечных заболеваний. | ||
11 | Нервная система.-5 часов. | |||||
1.Значение нервной системы | Поисковая беседа, стр 222 в уч-ке задание. | Потребность, активность, субъективное отражение, | Выбор правильного суждения в пособии стр.256. | Знать основные функции ЦНС. | ||
2Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга. | Лаб. Раб. Составление таблицы. | Мозжечок, продолговатый мозг, полушарии мозга. | Тестовая работа. | |||
3Функции переднего мозга | Продолжение заполнения таблицы в тетради, рис в уч-ке 95-97. | Борозды, извилины, гипоталамус, временные связи, симпатический и парасимпатический отдел | Подбор антонимов по теме | |||
4Соматический и автономный отделы НС. | Рассказ с использованием таблиц.стр 237.уч-к | |||||
5 Итоговый урок по темам (раздел10-11) | Контрольный диктант. | |||||
12 | Анализаторы. 5 часов. | |||||
1-2.Строение анализаторов. Зрительный анализатор. | Поисковая беседа задание в уч-ке стр 242 самостоят. Работа.Лаб раб.задание стр 248 в уч-ке. | Рецептор, глазное яблоко, склера, радужка., иллюзии | Задан стр. 314 в пособии. Составление памятки для сохранности глаз | Выполнять простые правила для снятия усталости с глаз. | ||
3.Гигиена зрения | Сообщения учащихся задание стр 252 письменно из уч-ка. | Близорукость , диоптрии, дальнозоркость, | Тестовая работа | |||
4.Слуховой анализатор. | Работа с муляжом уха человека, задан стр 257 в уч-ке. | Улитка. Тугоухость, молоток, наковальня, стремечко. внутреннее и наружное ухо. | ||||
5 Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, | Лаб .раб. сообщения уч-ся | Вкусовые сосочки, вестибулярный аппарат, вибрация, рецепторы. | Отгадывание кроссворда в пособии стр 299. | |||
13 | ВНД.Поведение. Психика. 5 часов. | |||||
1Вклад ученых в разработку учения о ВНД. | Сообщения учащихся о знаменитых трудах ученых Павлов. Сеченов. | |||||
2Врожденные и приобретенные программы поведения. | Лаб. Раб. Стр 278 в уч-ке.задание. | Этология, эмоции, навык, привычка. | Выбор правильного суждения в пособии стр. 302. | |||
3 Сон и сновидения. | Рассказ с элементами беседы, создание рисунка, зад стр. 287.в уч-ке. | Биологический ритм, объект, фон, | ||||
4.Речь и сознание. | Сообщения уч-ся. | Интуиция, сознание , виды речи. | Анализ собственной речи. | |||
5.Воля, эмоции, внимание. | Лаб раб. | Стресс, аффект, негативизм. | Анкеты-тесты. для учащихся по волевому усилию. По внимательности из пособия по валеологии.стр201. | |||
14 | Эндокринная система 2часа | |||||
1.Роль эндокринной регуляции | Рассказ с элементами беседы, выполнение задания стр.301-306 в уч-ке, составление таблицы, сообщения учащихся. | Гипофиз эпифиз,акромегалия, микседема, базедова болезнь, надпочечники, | ||||
2 Итоговый урок по темам разделов (12-14) | Контрольная работа | |||||
15 | Индивидуальное развитие 5 часов | |||||
1.Жизненные циклы. Размножение. | Рассказ с элементами беседы, составление схемы из беседы с примерами, задание стр.312 в уч-ке , самостоят. работа по группам и индивидуально. | Яички, ХУ хромосомы, графов пузырек, поллюции. Менструальный цикл. | Личная гигиена органов. | Виды размножения и биологическое значение размножения. | ||
2Развитие зародыша и плода | Сообщения уч-ся стр. 317 в уч-ке. | Онтогенез, филогенез, плод. Беременность, плодные оболочки. | Основные периоды развития плода правила гигиены. | |||
3.Развитие ребенка после рождения. | Сообщения уч-ся, рассказ фельдшера-акушера. | Гепатит-В, СПИД, венерические болезни. | Решение педагогических задач из пособия стр. 309 | Психологические аспекты каждого периода в развитии ребенка. | ||
4.Наследственные и врожденные заболевания | Сообщения учащихся | Пуберат, интроверт, индивид, | ||||
Интересы, склонности, способности Человека. | Мини-конференция | Знать свои личностные характеристики, уметь себя оценивать. | ||||
5. Итоговый урок | Годовая контрольная работа по курсу Человек |
Требования к уровню подготовки учащихся
знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
уметь
· объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости
· изучать биологические объекты и процессы:ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;· определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);· анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...