рабочая программа и ктп по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Разинова Вера Александровна

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса по программе Пасечника при нагрузке 1 час в неделю, 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_i_ktp_biologiya_6_klass_pasechnik.rar45.04 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ, 6 КЛАСС

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля, измерители

Дата проведения

План

Факт

1

Биология – наука о живой природе.

Урок изучения нового материала

Беседа на основе демонстрационного материала; анализ по тексту учебника содержания терминов; анализ схемы учебника; организация Лабораторной работы №1 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»

Знать термины Биология, Экология, Фенология, знать основные царства живых организмов – Бактерии, Грибы, Растения, Животные; уметь выделять в структуре определения ключевые слова, видовые признаки; уметь самостоятельно формулировать определения терминов (названия биологических дисциплин); уметь самостоятельно вести фенологические наблюдения «Осенние явления в жизни растений»

Текущий опрос

2-7.09

2

Строение растительной клетки

Комбинированный урок

Описание содержания рисунков учебника; фронтальная беседа по демонстрационной таблице на доске; анализ текста учебника; сравнительный анализ содержания рисунков учебника; выполнение Лабораторной работы №2 «Устройство светового микроскопа. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

Знать клеточное строение кожицы чешуи лука и мякоти листа; знать понятия Хлоропласты, хлорофилл, хромопласты; уметь формулировать определение терминов; уметь сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы чешуи лука и клетки мякоти листа

индивидуальный опрос

9-14.09

3

Жизнедеятельность клетки

Комбинированный урок

Фронтальная беседа по рисунку учебника; участие в беседе по вопросам учебника; самостоятельный анализ содержания рисунка учебника по плану

Знать определение термина Хромосомы; уметь описывать по рисунку деление клетки; Знать структуры клетки, участвующие в делении, знать роль хромосом; уметь объяснять механизм роста клетки; уметь объяснять биологическое значение движения цитоплазмы; уметь определять последовательность стадий деления клетки; уметь отличать старую клетку от молодой

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, вопросы в конце §3

16-21.09

4

Ткани растений и их виды

Комбинированный урок

фронтальная беседа по рисунку учебника, поиск в тексте учебника функций тканей, анализ по тексту учебника содержания терминов; выполнение Лабораторной работы №3 «Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание»

Знать определения терминам; уметь приводить примеры разных видов тканей; знать функции и строение различных видов тканей: проводящих, покровных, образовательных, фотосинтезирующих, запасающих, механических; уметь выделять в структуре определения термина «ткань» ключевые слова, видовые признаки; уметь устанавливать соответствие между названием ткани и ее функцией

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

23-28.09

5

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

Комбинированный урок

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов; поиск по рисунку и демонстрационной таблице отличий; эвристическая беседа; выполнение Лабораторной работы №4 «Изучение клеток бактерий»

Знать строение бактерий, их питание, рост, развитие, отличительные особенности, роль бактерий в природе и жизни человека; уметь узнавать части бактериальной клетки по немому рисунку; уметь описывать повреждение растений бактериями; знать способы защиты продуктов питания от бактерий и способы защиты человека от заражения болезнетворными бактериями; уметь характеризовать клубеньковых бактерий; уметь доказывать, что бактерии – это живые организмы; знать определения терминов бактерии, паразиты, сапрофиты, спора, симбиоз; уметь прогнозировать последствия жизни на земле бактерий

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, вопрос 2 в тексте учебника

30.09-5.10

6

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Комбинированный урок

Фронтальная и эвристическая беседы, запись тезисов в тетрадь,  анализ по тексту учебника определений терминов, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков; выполнение Лабораторной работы №5 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»; составление таблицы «Сопоставление съедобных и ядовитых грибов»

Знать определения терминов грибница, сапрофиты, паразиты, симбиоз; знать строение грибов и способы их размножения; уметь выделять различия между грибами сапрофитами и паразитами; знать признаки царства Грибы; уметь узнавать по немому рисунку структуры шляпочных грибов; знать характерные особенности жизнедеятельности грибов; уметь различать ядовитые и съедобные грибы

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

7-12.10

7

Плесневые грибы и дрожжи

Комбинированный урок

Беседа на основе содержания рисунков, сравнительный анализ содержания рисунков, выполнение Лабораторной работы №6 «Изучение строения плесневых грибов»

Знать строение мукора и пеницилла и уметь сравнивать их; уметь узнавать по немому рисунку структуры плесневых грибов

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

14-19.10

8

Ботаника – наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Роль растений в природе и жизни человека.

Комбинированный урок

Вводная беседа  и анализ содержания рисунка

Знать определение термина Ботаника, Низшие и Высшие растения; знать и уметь отличать основные группы растений; уметь приводить примеры основных групп растений, знать термины высшие и низшие растения, уметь описывать значение растений в природе и жизни человека

тестовый контроль по теме «Бактерии, грибы»

21-26.10

9

Происхождений растений. Основные этапы развития растительного мира.

Комбинированный урок

Вводная и эвристическая беседы, самостоятельный анализ текста учебника, беседа по рисунку учебника, запись тезисов из рассказа учителя в тетрадь, анализ по тексту учебника определений терминов

Знать определение терминов Споровые растения, Спорангий, Сперматозоид, Яйцеклетка; знать происхождение высших растений и доминирующие растения на каждом этапе эволюции; знать причины выхода растений на сушу и изменения в строении растений в связи с выходом на сушу; уметь выделять характерные признаки царства Растения; уметь находить в структуре определения ключевые слова, видовые признаки

индивидуальный опрос

28.10-2.11

10

Водоросли: признаки, многообразие, размножение и значение

Комбинированный урок

Вводная беседа, анализ содержания рисунков, выполнение Лабораторной работы №7 «Изучение внешнего строения водорослей», сравнительный анализ

Знать особенности строения низших и высших растений; знать определение терминов низшие растения, таллом, ризоиды; уметь описывать внешнее строение водорослей; знать доказательства принадлежности водорослей к низшим растениям; уметь отличать строение одноклеточных водорослей от растительной клетки; уметь находить в структуре определения ключевые слова, характерные признаки; знать направления использования водорослей

фронтальный опрос

11-16.11

11

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека

Комбинированный урок

Вводная и эвристическая беседа

Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников и их значение в природе и жизни человека; знать определение термина симбиоз; знать взаимосвязь о состоянии окружающей среды и наличии в данной местности лишайников

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

18-23.11

12

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, выполнение Лабораторной работы №8 «Изучение внешнего строения мхов», выполнение Лабораторной работы №9 «Изучение внешнего строения папоротника»

Знать строение мхов, папоротников, хвощей, плаунов; уметь определять компоненты мхов, папоротников, хвощей и плаунов по немому рисунку; знать многообразие мхов, папоротников, хвощей и плаунов и их роль в природе и жизни человека

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

25.11-30.11

13

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение в природе и жизни человека

Комбинированный урок

Вводная и эвристическая беседа, самостоятельный анализ текста учебника, этимологический анализ структуры термина, анализ содержания рисунков, выполнение Лабораторной работы №10 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

Знать определения терминов Голосеменные растения, Фитонциды; уметь давать определение термину Высшие растения, описывать направления использования голосеменных растений, сформировать умение самостоятельно формулировать определения терминов, знать особенности строения голосеменных растений и приспособления их для жизни в условиях дефицита влаги, уметь различать по строению шишек и хвои виды голосеменных растений

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

2-7.12

14

Покрытосеменные, или Цветковые растения. Их многообразие и значение в природе и жизни людей

Комбинированный урок

Беседа, выполнение Лабораторной работы №11 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений» и Лабораторной работы №12 «Изучение органов цветкового растения»

Знать признаки цветковых растений и их многообразие; уметь отличать покрытосеменные растения от других групп растений; знать и уметь различать жизненные формы покрытосеменных растений

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

9-14.12

15

Строение семян однодольных и двудольных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, описание рисунков в учебнике, выполнение Лабораторной работы №13 «Строение семян однодольных растений» и Лабораторной работы №14 «Строение семян двудольных растений»

Знать определение терминов Однодольные, Эндосперм, Двудольные; знать строение семян однодольных и двудольных растений, уметь узнавать по немому рисунку структурные компоненты семян однодольных и двудольных растений, уметь устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка, уметь сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

16-21.12

16

Корень: строение и функции. Виды корней и типы корневых систем

Урок изучения нового материала

Участие в эвристической беседе, работа с рабочей тетрадью, анализ текста учебника

Знать определение термина корневой волосок, знать строение корня и его функции, типы корневых систем; уметь приводить примеры видоизменений корней в зависимости от выполняемой функции, уметь по немому рисунку определять зоны корня, уметь устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и функциями, уметь объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

23-28.12

17

Побег. Листорасположение. Почки и их строение

Комбинированный урок

Участие в эвристической беседе, работа с рисунками учебника и с комнатными растениями, выполнение Лабораторной работы №15 «Строение почек. Расположение их на стебле», работа с рабочей тетрадью

Знать определение терминам Побег, Узлы, Междоузлия; знать строение побега, его функции и видоизменения; уметь по немому рисунку описывать строение почки, уметь отличать по строению вегетативную и генеративную почки, знать, что почка – это видоизмененный побег, уметь доказывать, что корневище, клубень, луковица – это видоизмененный побег, уметь объяснять механизм роста и развития побега

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

13-18.01

18

Строение и функции листа. Видоизменения листьев

Комбинированный урок

Участие в беседе, выполнение Лабораторной работы №16 «Строение кожицы листа», работа с учебником

Знать строение, функции и видоизменения листьев; уметь по немому рисунку указывать структурные компоненты клеточного строения листа; уметь показывать взаимосвязь между клеточным строением листа и факторами окружающей среды (освещенности и влажности)

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

20-25.01

19

Строение стебля. Многообразие стеблей

Комбинированный урок

Участие в беседе, решение учебно-познавательных задач, анализ содержания рисунков, выполнение Лабораторной работы №17 «Внутреннее строение ветки дерева»

Знать строение и видоизменения стеблей; уметь приводить примеры тканей, расположенных в стебле; знать функции слоев стебля; уметь называть по немому рисунку структурные компоненты клеточного строения стебля; уметь объяснять механизм образования годичных колец; уметь различать по строению стебли травянистых и древесных растений; уметь определять возраст дерева по спилу; уметь объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, вопросы в конце §26

27.01-1.02

20

Цветок и его строение. Соцветия

Комбинированный урок

Участие в беседе, составление опорного конспекта, анализ содержания рисунков учебника

Знать определения терминов цветок, обоеполые цветки, раздельнополые цветки, однодомные растения, двудомные растения, соцветия; знать строение различных видов цветков, функции цветка, типы соцветий и их строение; уметь описывать по немому рисунку строение цветка и типы соцветий; уметь приводить примеры растений с разным типом соцветий; уметь отличать цветки с простым и двойным околоцветником, обоеполые и однополые цветки; уметь различать однодомные и двудомные растения; уметь сравнивать строение цветка вишни и тюльпана; знать и уметь объяснять биологическое значение соцветий; уметь составлять формулы различных видов цветков

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос

3-8.02

21

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником, выполнение Лабораторной работы №18 «Классификация плодов»

Знать функции плодов и способы их распространения; уметь приводить примеры различных видов плодов; знать критерии классификации плодов; уметь классифицировать плоды по различным признакам; знать приспособления к распространению плодов и семян; уметь устанавливать связь между строением семян и плодов и способом их распространения

индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос, вопросы 1-4 в конце §31, выполнение упр. 101 в рабочей тетради

10-15.02

22

Растение – целостный организм. Минеральное питание. Передвижение воды и минеральных солей. Испарение

Урок изучения нового материала

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, наблюдение за ходом выполнения виртуального опыта « Испарение воды листьями»

Знать значение испарения в жизни растений и факторы окружающей среды, влияющие на испарение; знать причины передвижения воды по древесине; уметь находить соответствие между условиями окружающей среды и характером испарения; знать понятие об обмене веществ; уметь прогнозировать результаты опытов

тестовый контроль и работа по карточкам

17-22.02

23

Фотосинтез

Комбинированный урок

работа с учебником, участие в беседе. Выполнение Лабораторной работы №19 «Выявление роли света и воды в жизни растений», составление опорной схемы

Знать термин Фотосинтез; знать условия для образования крахмала и необходимые вещества для фотосинтеза и продукты; знать локализацию процессов фотосинтеза; уметь описывать механизм фотосинтеза, механизм передвижения органических веществ; уметь анализировать ход опыта и предсказывать его результаты; уметь определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических  веществ

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

24.02-1.03

24

Дыхание растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение виртуального опыта

Знать механизм дыхания и его значение в жизни растений; знать приспособления растений для дыхания; знать как происходит использование энергии растениями; знать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза; знать биологическую роль рыхления в процессе обработки почвы; уметь описывать опыты, подтверждающие дыхание растений; уметь

выделять приспособления растений для дыхания; уметь объяснять результаты опытов; уметь сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания; уметь прогнозировать результаты опытов

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

3-8.03

25

Способы размножения растений. Вегетативное размножение

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы №20 «Размножение комнатных растений»

Знать определение терминам размножение, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка, зигота, оплодотворение; знать виды бесполого размножения – спорообразование, вегетативное; знать способы вегетативного размножения – черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными побегами,  прививкой, культурой тканей; знать биологическое значение размножения; уметь приводить примеры растений, для которых характерен тот или иной вид размножения; уметь наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

10-15.03

26

Размножение водорослей и споровых растений

Комбинированный урок

Участие в беседе по вопросам учебника, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать определение терминов спорангий, заросток, предросток, половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка, чередование поколений; знать этапы размножения и развития водорослей, мхов, папоротников; знать биологическое значение спор и условия оплодотворения у высших споровых растений; уметь по немому рисунку определять этапы размножения хламидомонады

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

17-22.03

27

Размножение голосеменных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать определение терминов эндосперм, пыльцевая трубка, половое размножение, опыление, оплодотворение; знать особенности полового размножения у голосеменных растений, условия и приспособления для опыления и оплодотворения, строение пыльцы; уметь описывать этапы размножения голосеменных растений на примере сосны обыкновенной; уметь узнавать по немому рисунку этапы развития голосеменных растений

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

31.03-5.04

28

Размножение покрытосеменных растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, самостоятельный поиск ответов на вопросы

Знать определение терминов половое размножение, опыление, двойное оплодотворение; знать особенности полового размножения у покрытосеменных растений и способы опыления; уметь узнавать по немому рисунку способы опыления растений; уметь описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений; уметь приводить примеры насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

7-12.04

29

Рост, развитие растений, прорастание семян. Раздражимость растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы №21 «Наблюдение за ростом и развитием растений»

Знать отличие в терминах рост и развитие; знать основные этапы в процессе роста и развития растений; знать условия прорастания семян – температура, влажность; знать правила посева семян; знать определение терминов проросток, верхушечный рост; уметь объяснять целесообразность использования правил посева семян, уметь рассчитывать потребность в воде семян различных растений; уметь устанавливать соответствие между размерами семян, сроками посева и глубиной посева; уметь объяснять механизм верхушечного роста растений; уметь наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно; знать определение понятия раздражимость растений

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

14-19.04

30

Основные систематические категории. Классификация цветковых растений

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником, рабочей тетрадью и демонстрационном материалом

Знать термины сорт, вид; знать признаки классов Двудольные и Однодольные растения; знать основные признаки выделения семейств растений; уметь называть систематические группы растений; уметь на живых объектах определять типы жилкования и корневых систем;

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

21-26.04

31

Семейства класса Двудольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Двудольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейств крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям

индивидуальный опрос

28.04-3.05

32

Семейства класса Однодольные. Строение. Важнейшие сельскохозяйственные культуры

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы №22 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

Знать признаки растений различных семейств: строение цветка, тип соцветия, тип плодов; знать значение растений основных семейств класса Однодольные; уметь узнавать в природе и среди гербарного материала растения семейств Злаковые и Лилейные; уметь приводить примеры растений, относящихся к различным культурам; уметь сравнивать растения различных семейств по заданным критериям; знать редкие и охраняемые растения семейства Лилейные; знать лекарственные и декоративные растения семейства Лилейные; уметь объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых видов

индивидуальный опрос

5-10.05

33

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Приспособления растений

Урок изучения нового материала

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью, выполнение Лабораторной работы №23 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп».

Знать определение понятия экологический фактор; знать основные группы экологических факторов – биотические, абиотические – и группы растений по отношению к этим факторам; уметь выделять группы растений в зависимости от их отношения к свету; уметь приводить примеры приспособления растений к различным условиям среды

индивидуальная работа по проверочным карточкам, фронтальный опрос

12-17.05

34

Растительные сообщества. Сукцессии. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Комбинированный урок

Участие в беседе, работа с учебником и рабочей тетрадью

Знать определения терминов фитоценозы, растительность, симбиоз, паразитизм, ярусность; знать типы растительных сообществ – сосновые и лиственные леса; знать взаимосвязи растений в сообществе; знать причины смены растительности в сообществах; уметь приводить примеры растительных сообществ; уметь описывать видовой состав растений лесного сообщества различных ярусов; уметь определять последовательность этапов смены растительного сообщества

фронтальный опрос

19-24.05

35

Итоговый повторительно-обобщающий урок по теме «Биология растений»

Урок контроля знаний

Выполнение тестовых заданий

знать основные понятия, явления из курса «Биология растений; уметь выделять из общего главное, уметь корректно выражать свои мысли, уметь работать с тестовыми заданиями

выполнение тестовых заданий

26-31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...