Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В,В, Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan._7_a_kl.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор ГБОУ средней школы № 314 |
Председатель МО |
|
|
___________ | « » г | « » г |
Протокол № | ||
от « » г |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №314
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год
по биологии 7а классе
Составитель программы:
учитель биологии
Васильева М. Ю.
_______________________
Санкт-Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы, определённым государственным стандартом основного общего образования по биологиии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии. Авторы программы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5- 11 классы». Составитель Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010, стр.92.
Количество часов: по программе за год — 70часов
по учебному плану — 70часов (2 часа в неделю)
Практическая часть: за год
контрольных работ – 2,
практических работ- 1 ,
лабораторных работ - 12
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2011 — 306с.
- Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011. – 147 с.
Дополнительная литература:
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии 7(8) класс Москва : «Вако» 2006 -432 с.
- Воронина Г.А. Тесты по биологии. 7 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2013 -159 с.
Интернет - ресурсы:
(свой сайт и др. )
Учебник для 7 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год под номером 1002, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих основных целей:
| |
Задачи: |
|
Межпредметные связи: |
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации: |
|
Применяемые технологии связаны в основном с групповыми методами работы при изучении и закреплении нового материала и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях.
Проверка усвоения материала будет производиться с помощью самостоятельных работ (в конце каждого урока), проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного) и 2 контрольных работ.
Настоящая учебная программа учитывает особенности 7а класса, в котором будет осуществляться учебный процесс ( особенности данного класса: высокая познавательная активность и работоспособность, восприятие себя как личность. Учащиеся легко обобщают полученные данные и делают выводы .)
Особенности изучения материала
Содержание обучения
Введение (2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология
РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)
Тема 1. Простейшие (2 часа)
Лабораторная работа «Знакомство с многообразием водных простейших»
Простейшие: многообразие, среда обитания, образ жизни, биологические особенности, значение.
Тема 2. Многоклеточные животные
Беспозвоночные (15 часов)
Лабораторные работы: «Знакомство с многообразием круглых червей», «Многообразие кольчатых червей», «Особенности строения и жизни моллюсков», «Знакомство с ракообразными», «Отряды насекомых».
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания.
Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Класс Паукообразные многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Класс Насекомые многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Позвоночные (17 часов)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение. Лаб. Раб. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
Класс Земноводные: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Класс птицы: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Лаб.раб. «Изучение внешнего строения птиц»
Класс Пресмыкающиеся: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
Класс Млекопитающие: многообразие, среда обитания, образ жизни, поведение.
РАЗДЕЛ II. Эволюция (24 часа)
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
Покровы тела. Опорно- двигательная система. Полости тела. Органы дыхания. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продление рода.
Лаб. Раб. «Изучение особенностей покровов тела», «Наблюдение за способами передвижения животных», «Наблюдение за способами дыхания животных», «Наблюдение за способами питания животных», «Изучение ответной реакции животных на раздражение», «Знакомство с различными органами чувств у животных»
Тема 4 Индивидуальное развитие животных. (2 часа)
Лаб. Раб. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
Способы размножения. Развитие животных.
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)
Доказательства эволюции. Миграции. Закономерности размещения животных.
Тема 6. Биоценозы (6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды. Цепи питания. Взаимосвязь компонентов биоценоза.
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 часов)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение с\х животных. Система мониторинга, Красная книга.
Лабораторных, практических работ – 13
Количество учебных часов – 68
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны
знать:
- основные черты сходства и отличия животных и растений,
- основные виды животных своей местности,
- биологические и экологические особенности животных своей местности,
- связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,
- сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,
- связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,
- особенности индивидуального и исторического развития животных,
- роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,
- значение животных в природе и жизни человека,
- законы об охране животного мира
Уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием,
- определять принадлежность животных к систематическим категориям,
- вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.
- Выявлять причинно следственные связи
- Находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов.
Личностные результаты обучения:
- Знание и применение учащимися правил поведения в природе;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- воспитание в учащихся любви к природе.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебный материал | Вид контроля | Примерные сроки изучения материала | |
для урочной деятельности учащегося | для внеурочной деятельности учащегося | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1 Введение | 2 | |||||
1 | История развития зоологии | 1 | Учебник: § 1, Рабочая тетрадь: №1-3 | §1, № 4 в раб. тетр | устный опрос. | |
2 | Современная зоология | 1 | Учебник:§ 2 Рабочая тетрадь № 5,6 | §2, повторить термины | Тест |
Тема 2 Простейшие | 2 | |||||
3 | Корненожки, радиолярии | 1 | Учебник:§3 Рабочая тетрадь: № 1-6 Демонстрация живых инфузорий | §3 , сообщение значение простейших | устный опрос | |
4 | Жгутиконосцы, инфузории | 1 | Видеофильм, Учебник:§4 Рабочая тетрадь: № 7-12 | Учебник:§4 Сделать таблицу в тетради | тест |
Тема 3 Многоклеточные животные | 34 | |||||
5 | Тип Губки | 1 | Учебник:§5, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-7 | §5, в тетради №8. | устный опрос | |
6 | Тип Кишечнополостные | 1 | Учебник:§6, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-9, Демонстрации кораллов , микропрепараты гидры | Учебник:§6 Рабочая тетрадь: № 10-13, термины | проверочная работа | |
7 | Тип Плоские черви | 1 | Учебник:§7, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-7 | Учебник:§7, Рабочая тетрадь: № 8 | Устный опрос | |
8 | Тип Круглые черви | 1 | Учебник:§8, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-4 | Учебник:§8, таблица
| тест | |
9 | Тип Кольчатые черви | 1 | Учебник:§9, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-9 | Учебник:§9, Рабочая тетрадь: № 10, 11 | Устный опрос | |
10 | Класс Олигохеты, Пиявки | 1 | Учебник:§10, в\ф Рабочая тетрадь: № 12-21 , Лаб. Работа «Знакомство с кольчатыми червями» | Учебник:§10, Рабочая тетрадь: № 22, кроссворд | тест | |
11 | Тип Моллюски | 1 | Учебник:§11, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-8 Лаб. Работа «Особенности строения и жизни моллюсков» | Учебник:§11 Рабочая тетрадь: № 4 | Оформление лабораторной работы, устный опрос | |
12 | Классы Моллюсков | 1 | Учебник:§12, в\ф Рабочая тетрадь: № 9-15 | Учебник:§11,12 | тест | |
13 | Тип Иглокожие | 1 | Учебник:§13, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-4,7-10 , демонстрация морской звезды, морского ежа | Учебник:§13, Рабочая тетрадь: № 5,6 | Устный опрос | |
14 | Тип Членистоногие Класс Ракообразные, Паукообразные | 1 | Учебник:§14, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-7,9,10,12,13 Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»
| Учебник:§14, Рабочая тетрадь: № 8 | тест | |
15 | Класс Насекомые | 1 | Учебник:§15, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-6 Лаб. Раб. «Многообразие насекомых» | Учебник:§15, Сообщение о насекомом | Творческая работа «Мир насекомых» | |
16 | Отряды насекомых | 1 | Учебник:§16, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-9 | Учебник:§16, Рабочая тетрадь: № 10 | Устный опрос | |
17 | Отряды насекомых | 1 | Учебник:§17, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-13 | Учебник:§17, Рабочая тетрадь: № 14,15 | тест | |
18 | Отряды насекомых | 1 | Учебник:§18, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-3, 5-10 | Учебник:§18, Рабочая тетрадь: № 4 | Устный опрос | |
19 | Отряды насекомых | 1 | Учебник:§19, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-8 | Учебник:§19, Рабочая тетрадь: № 9 | тест | |
20 | Контрольно – обобщающий урок «Беспозвоночные животные» | 1 | Презентация- игра | Повторить беспозвоночных животных | Контрольная работа | |
21 | Тип Хордовые Подтип Бесчерепные и Черепные | 1 | Учебник:§20, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-14 | Учебник:§20, Рабочая тетрадь: № 15-17 | Устный опрос | |
22 | Классы рыб | 1 | Учебник:§21, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-7, 9-12 Лаб. Раб «Наблюдение за рыбами» | Учебник:§21, Рабочая тетрадь: № 8 | Устный опрос | |
23 | Класс Хрящевые рыбы | 1 | Учебник:§22, в\ф Рабочая тетрадь: № 2-5, синквейн | Учебник:§22, Рабочая тетрадь: № 1, сообщение | Творчекая работа | |
24 | Класс Костные рыбы | 1 | Учебник:§23, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-13, 16-20 | Учебник:§23, Рабочая тетрадь: № !4,15 | тест | |
25 | Класс Земноводные | 1 | Учебник:§24, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-10 | Учебник:§24, Рабочая тетрадь: № 11,12 | Устный опрос | |
26 | Класс Рептилии. Отряд Чешуйчатые | 1 | Учебник:§25, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-12 | Учебник:§25, Рабочая тетрадь: № 13 | Устный опрос | |
27 | Отряды: Черепахи, Крокодилы | 1 | Учебник:§26, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-11 | Учебник:§26, | тест | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины | 1 | Учебник:§27, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-10 Лаб. Работа «Внешнее строение птиц» | Учебник:§27, Сообщение о птицах | Творческая работа, устный опрос | |
29 | Отряды:Страусообразные, Нандуобразные, Гусеобразные | 1 | Учебник:§28, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-7 | Учебник:§28, Рабочая тетрадь: № 8 | тест | |
30 | Отряды Дневные хищники, Совы, Куриные | 1 | Учебник:§29, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-3,6 | Учебник:§29, Рабочая тетрадь: № 4, 5 | Устный опрос | |
31 | Отряды Воробьинообразные, Голенастые | 1 | Учебник:§30, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-8 | Учебник:§30, Рабочая тетрадь: № 9 | тест | |
32 | Класс Звери. Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 1 | Учебник:§31, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-5 | Учебник:§31, Рабочая тетрадь: № 6 | Устный опрос | |
33 | Отряды: Грызуны , Зайцеобразные | 1 | Учебник:§32, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-8, синквейн | Учебник:§32, Рабочая тетрадь: № 9,10 | тест | |
34 | Отряды Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 | Учебник:§33, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-5, | Учебник:§33, Рабочая тетрадь: № 7,6 | Устный опрос | |
35 | Отряды:Парнокопытные, Непарнокопытные | 1 | Учебник:§34, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-8, | Учебник:§34 Рабочая тетрадь: № 5 | Устный опрос | |
36 | Отряд Приматы | 1 | Учебник:§35, в\ф Рабочая тетрадь: № 1-4, | Учебник:§35, Рабочая тетрадь: № 5 | тест | |
37 | Контрольно- обобщающий урок «Хордовые животные» | 1 | Игра, творческая работа | Повторить хордовых животных | Контрольная работа | |
Тема 4 Эволюция строения и функций органов и их систем | 12 | |||||
38 | Покровы тела | 1 | Учебник:§36, презентация Рабочая тетрадь: № 1-7, лаб. Раб «Изучение покровов» | Учебник:§36, Рабочая тетрадь: № 8, | устный опрос | |
39 | Опорно- двигательная система животных | 1 | Учебник:§37, презентация Рабочая тетрадь: № 1-5,7-15, | Учебник:§37 Рабочая тетрадь: № 6, | Устный опрос | |
40 | Способы передвижения и полости тела животных | 1 | Учебник:§38, Рабочая тетрадь: № 1-6 | Учебник:§38 | тест | |
41 | Органы дыхания и газообмен | 1 | Учебник:§39, Рабочая тетрадь: № 1-11 | Учебник:§39, Рабочая тетрадь: № 12 | Устный опрос | |
42 | Органы пищеварения | 1 | Учебник:§40, Рабочая тетрадь: № 1-11 | Учебник:§40, Рабочая тетрадь: № 12 | тест | |
43 | Обмен веществ и превращение энергии | 1 | Учебник стр.212-214, составление схемы | Учебник стр.212-214, схемы | Устный опрос | |
44 | Кровеносная система. Кровь | 1 | Учебник:§41, Рабочая тетрадь: № 1-9, 12-16 | Учебник:§41, Рабочая тетрадь: № 10-11 | Устный опрос | |
45 | Органы Выделения | 1 | Учебник:§42, Рабочая тетрадь: № 1-6 | Учебник:§42, Рабочая тетрадь: № 7 | тест | |
46 | Нервная система | 1 | Учебник:§43, Рабочая тетрадь: № 1-9 Лаб. Работа Изучение рефлексов животных | Учебник:§43, Рабочая тетрадь: № 10-11 | Устный опрос | |
47 | Органы чувств | 1 | Учебник:§44, презентации Рабочая тетрадь: № 1-11, Лаб. Работа Изучение органов чувств | Учебник:§44, схема | тест | |
48 | Продление рода | 1 | Учебник:§45, Рабочая тетрадь: № 1-12 | Учебник:§45, термины | Устный опрос | |
49 | Обобщающий урок: «Эволюция строения и функций органов» | 1 | игра | Повторение терминологии | Контрольная работа | |
Тема 5 Индивидуальное развитие животных | 3 | |||||
50 | Способы размножения животных | 1 | Учебник:§46, Рабочая тетрадь: № 1-6 | Учебник:§46, | устный опрос. | |
51 | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 | Учебник:§47, Рабочая тетрадь: № 1-6 Лаб. Работа «Определение возраста животных» | Учебник:§47, Вопросы 1-3 | Устный опрос | |
52 | Периодизация и продолжительность жизни животных | 1 | Учебник:§48, Рабочая тетрадь: № 1-4 | Учебник:§48, Вопросы 1-3 | тест | |
Тема 6 Развитие и закономерности размещения животных | 4 | |||||
53 | Доказательства эволюции | 1 | Учебник:§49, презентация Рабочая тетрадь: № 1-4 | Учебник:§49, термины | устный опрос. | |
54 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции | 1 | Учебник:§50, Рабочая тетрадь: № 1-4, презентация | Учебник:§50 термины | Устный опрос | |
55 | Усложнение строения животных | 1 | Учебник:§51, Рабочая тетрадь: № 1-12 | Учебник:§51 | Тест,. | |
56 | Ареалы обитания | 1 | Учебник:§52, рабочая тетрадь № 1-10 | Учебник:§52 | Устный опрос | |
Тема 7 Биоценозы | 4 | |||||
57 | Естественные и искусственные биоценозы | 1 | Учебник:§53, рабочая тетрадь № 1-7, самостоятельная работа по составлению цепей питания | Учебник:§53, Составление цепей питания | устный опрос, | |
58 | Факторы среды | 1 | Учебник:§54, рабочая тетрадь № 1-6, | Учебник:§54, | тест | |
59 | Цепи питания | 1 | Учебник:§55, рабочая тетрадь № 1-5 | Учебник:§55, Составление цепей питания | Творческая работа | |
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза | 1 | Учебник:§56, рабочая тетрадь № 1-5, синквейн | Учебник:§56, вопрос 3 | Устный опрос | |
Тема 8 Животный мир | 5 | |||||
61 | Воздействие человека на животный мир | 1 | Учебник:§57, рабочая тетрадь № 1-6, | Учебник:§57, рабочая тетрадь № 1-6, | творческая работа | |
62 | Одомашнивание животных | 1 | Учебник:§58, рабочая тетрадь № 1-7 | Учебник:§58, рабочая Сообщение о домашнем животном | тест | |
63 | Законы России об охране животных | 1 | Учебник:§59, рабочая тетрадь № 1-8 | Учебник:§59, оформление страницы красной книги | Устный опрос | |
64 | Охрана и рациональное использование животного мира | 1 | Учебник:§60, рабочая тетрадь № 1-9, презентация бионика | Учебник:§60, рабочая тетрадь № 1-6, | Устный опрос | |
65 | Обобщающий урок «Животный мир» | 1 | Составление презентаций | зачет |
Резервное время- 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...