Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr_11_kl.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор ГБОУ средней школы № 314 |
Председатель МО |
|
|
___________ | « » г | « » г |
Протокол № | ||
от « » г |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №314
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год
по биологии в 11а классе
Составитель программы:
учитель биологии
Васильева М. Ю.
_______________________
Санкт-Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по биологии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, а также программы общеобразовательных учреждений по биологии. Авторы программы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.. Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы». Составитель Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.-92с.
Количество часов: по программе за год — 34 часа
по учебному плану — 34 часа ( 1 час в неделю)
Практическая часть: за год
контрольных работ –
лабораторных работ - 3
проекты- .
(экскурсии, сочинения, изложения и др.))
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Биология. Общая биология» 10-11 классы, М. – Дрофа, 2011г.
Дополнительная литература:
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии 10-11 классы, М., ВАКО, 2011 г.- 224 с.
- Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.С. Резникова Единый государственный экзамен 2012 Биология М., Интеллект – Центр, 2012. – 320 с.
- А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов Биология в схемах и таблицах М., Эксмо, 2012. – 352 с.
- И.Н. Фасевич и др. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков:семинары, конференции, формирование ключевых компетенций – Волгоград: Учитель, 2009.-223с
Интернет - ресурсы:
(свой сайт и др. )
Учебник для 11 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год под номером 2022, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение биологии в 11 классе направлено на достижение следующих основных целей:
| |
Задач |
Межпредметные связи : химия, физика, обж, икт. |
Практическая направленность курса определяется систематическим развитием логического мышления, доказательств научных теорий, построение и анализ графиков.
Применяемые технологии связаны в основном с групповыми методами работы при изучении и закреплении нового материала и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях.
Проверка усвоения материала проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного), устных ответов, тестов, зачетов и контрольных работ.
Настоящая учебная программа учитывает психологические особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс ( особенности данного класса: учащиеся имеют средний базовый уровень подготовки по предмету, некоторые интересуются предметом , но в основном обладают низкой учебной мотивацией)
Особенности изучения материала
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школена базовом уровне составляют ведущие идеи- отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Антропогенез», «Вид», «Основы экологии», «Эволющия биосферы».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего ( полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Содержание обучения
- Основы учения об эволюции (12 часов)
- Антропогенез (4 часа)
- Основы экологии ( 12 часов)
- Эволюция биосферы и человек ( 5 часов)
Лабораторных, практических работ – 3
Количество учебных часов – 34
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина);
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушения развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому признаку;
- выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- анализировать и оценивать различные гипотезы существования жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.
Использовать приобретенные ЗУН для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебный материал | Вид контроля | Примерные сроки изучения материала | |
для урочной деятельности учащегося | для внеурочной деятельности учащегося | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1 Эволюционное учение | 13 | |||||
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина | 1 | Учебник:§52, презентация | § 52, таблица | устный опрос | |
2 | Вид и его критерии | 1 | Учебник:§ 53, презентация | Учебник:§53, характеристика критериев | Индивидуальная работа | |
3 | Популяция. Генетический состав | 1 | Учебник:§ 54,55 | Учебник:§54, 55 определения | Устный опрос | |
4 | Изменение генофонда популяции | 1 | Учебник:§ 56 Лаб. Раб. «Описание особей вида» | Учебник:§56 | Устный опрос | |
5 | Борьба за существование и ее формы | 1 | Учебник:§ 57, презентация | Учебник:§ 57, примеры разных видов борьбы | тест | |
6 | Естественный отбор и его формы | 1 | Учебник:§58, презентация Лаб. Раб. «Выявление приспособлений организмов» | Учебник:§58, примеры приспособленности | Устный опрос | |
7 | Изолирующие механизмы | 1 | Учебник:§59 | Учебник:§59 | тест | |
8 | Видообразование | 1 | Учебник:§60 | Учебник:§60 | Устный опрос | |
9 | Макроэволюция, ее доказательства | 1 | Учебник:§61 | Учебник:§ 61 | тест | |
10 | Система растений и животных отображение эволюции | 1 | Учебник:§62 | Учебник:§62 | Устный опрос | |
11 | Главные направления эволюции | 1 | Учебник:§63 Лаб. Раб. «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций» | Учебник:§63 | Творческая работа | |
12 | Обобщение «Эволюционное учение» | 1 | Учебник:§ 52-63 | Систематические категории | Контрольная работа | |
Тема 2 Антропогенез | 4 | |||||
13 | Положение человека в системе животного мира | 1 | Учебник:§69 | Учебник:§69 | Устный опрос | |
14 | Основные стадии антропогенеза | 1 | Учебник:§ 70 | Учебник:§70 | Самостоятельная работа | |
15 | Движущие силы антропогенеза | 1 | Учебник:§71 | Учебник:§71 | Устный опрос | |
16 | Расы и их происхождение | 1 | Учебник:§72,73, таблица, презентация | Учебник:§72,73 | тест | |
Тема 3 Основы экологии | 12 | |||||
17 | Экология как наука | 1 | Учебник:§74, схема | Учебник:§74 | Устный опрос | |
18 | Среда обитания и ее факторы | 1 | Учебник:§75, схема, презентация | Учебник:§75, характеристика среды | Устный опрос | |
19 | Экологические ниши | 1 | Учебник:§76, | Учебник:§76 | тест | |
20 | Типы экологических взаимодействий | 1 | Учебник:§77,78 таблица | Учебник:§77,78 | Устный опрос | |
21 | Экологическая характеристика популяции | 1 | Учебник:§79,80 | Учебник:§79,80 | Устный опрос | |
22 | Экологические сообщества | 1 | Учебник:§81 презентация | Учебник:§81 | тест | |
23 | Структура сообщества | 1 | Учебник:§82 Таблица, презентация | Учебник:§82 | Устный опрос | |
24 | Взаимосвязь организмов в сообществе | 1 | Учебник:§83 презентация | Учебник:§83 | Устный опрос | |
25 | Пищевые цепи. Экологические пирамиды | 1 | Учебник:§84,85 Составление цепей питания | Учебник:§84,85 | Творческая работа | |
26 | Экологическая сукцессия | 1 | Учебник:§86 | Учебник:§86 | Устный опрос | |
27 | Влияние загрязнений на организмы | 1 | Учебник:§87 | Учебник:§87 | Устный опрос | |
28 | Основы рационального природопользования | 1 | Учебник:§88 | Учебник:§88 | Контрольная работа | |
Тема 4 Эволюция биосферы | 5 | |||||
29 | Гипотезы о происхождении жизни | 1 | Учебник:§89, 90. Таблица, презентация | Учебник:§ 89, 90 | Устный опрос | |
30 | Основные этапы развития жизни на Земле | 1 | Учебник:§91, таблица | Учебник:§ 91, таблица | Самостоятельная работа | |
31 | Эволюция биосферы | 1 | Учебник:§92, схема | Учебник:§92 | Устный опрос | |
32 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | Учебник:§93 | Учебник:§93, составление презентаций | Устный опрос | |
33 | Обобщение «Биосфера» | 1 | Учебник:§ 89-93 | Учебник:§ 89-93 гипотезы | тест | |
34 | Повторение и обобщение | 1 | Составление терминологического словаря | Основные термины и понятия | Самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...