Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr_10.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | Зам. директора по УВР | Директор ГБОУ средней школы № 314 |
Председатель МО |
|
|
___________ | « » г | « » г |
Протокол № | ||
от « » г |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №314
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013-2014 учебный год
по биологии в 10а классе
Составитель программы:
учитель биологии
Васильева М. Ю.
_______________________
Санкт-Петербург
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет обязательную часть учебного курса, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии. Изложенные в ней требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средней школы, определённым государственным стандартом среднего (полного) общего образования по биологии. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии, а также программы общеобразовательных учреждений по биологии. Авторы программы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.
Данная программа опубликована в учебном издании «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы». Составитель Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.-92с.
Количество часов: по программе за год — 68часов
по учебному плану — 68часов ( 2 часа в неделю)
Практическая часть: за год
контрольных работ – ,
практических работ- ,
лабораторных работ -6
проекты- .
(экскурсии, сочинения, изложения и др.))
Реализация программы обеспечивается учебно-методическими пособиями:
1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Биология. Общая биология» М. – Дрофа, 2011г.
Дополнительная литература:
- Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии 10-11 классы, М., ВАКО, 2011 г.- 224 с.
- Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.С. Резникова Единый государственный экзамен 2012 Биология М., Интеллект – Центр, 2012. – 320 с.
- А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов Биология в схемах и таблицах М., Эксмо, 2012. – 352 с.
- И.Н. Фасевич и др. Биология 6-11 классы. Конспекты уроков:семинары, конференции, формирование ключевых компетенций – Волгоград: Учитель, 2009.-223с
Интернет - ресурсы:
(свой сайт и др. )
Учебник для 10 класса входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год под номером 2022, согласно приложению №1 к приказу Минобрнауки России № 2885 от 27 декабря 2011 года. (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html)
Изучение биологии в 10 классе направлено на достижение следующих основных целей:
|
|
Практическая направленность курса определяется систематическим развитием логического мышления.
Применяемые технологии связаны в основном с групповыми методами работы при изучении и закреплении нового материала и индивидуальной работе при отработке материала, связанного с пробелами в знаниях.
- Проверка усвоения материала будет производиться с помощью проверочных самостоятельных работ (после закрепления изученного), устные ответы, тематические сообщения, контрольные работы, тесты, зачётно-обобщающие уроки
Настоящая учебная программа учитывает психологические особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс (ученики обладают средними интеллектуальными способностями, трудно усваивают новый материал, имеют низкую познавательную активность.)
Особенности изучения материала
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школена базовом уровне составляют ведущие идеи- отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм».
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего ( полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Содержание обучения
Введение (5 часов)
Тема 1. «Основы цитологии» (29 часов)
Тема 2. «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (11 часов)
Тема 3. «Основы генетики» (15 часов)
Тема 4. «Генетика человека» (5 часов)
Тема 5. «Методы селекции» ( 5 часов)
Лабораторных, практических работ – 6
Количество учебных часов – 68
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- основные положения биологических теории (клеточная);
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.
Использовать приобретенные ЗУН для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Поурочно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Коли-чество часов | Учебный материал | Вид контроля | Примерные сроки изучения материала | |
для урочной деятельности учащегося | для внеурочной деятельности учащегося | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тема 1 Введение | 3 | |||||
1 | История развития биологии | 1 | Учебник:§ 1, презентация, составление таблицы
| §1, таблица | Самостоятельная работа | |
2 | Методы исследования биологии | 1 | Учебник:§ 2 | Схема, Учебник:§2 | Устный опрос | |
3 | Сущность жизни, свойства живого | 1 | Учебник:§ 3,4 | Знать уровни организации, Учебник:§3,4 | тест | |
Тема 2 Основы цитологии | 28 | |||||
4 | Методы цитологии. Клеточная теория | 1 | Учебник:§ 5 | Вопросы, Учебник:§5 | Устный опрос | |
5 | Особенности химического состава | 1 | Учебник:§6, схема, презентация | Схема, Учебник:§6 | Устный опрос | |
6 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки | 1 | Учебник:§ 7 | Функции, Учебник:§7 | тест | |
7 | Минеральные вещества и их роль в клетке | 1 | Учебник:§ 8 | Учебник:§8 | Устный опрос | |
8 | Углеводы | 1 | Учебник:§ 9 | Вопросы, Учебник:§9 | Устный опрос | |
9 | Липиды и их роль в клетке | 1 | Учебник:§ 10 | Учебник:§10 | Индивидуальная работа | |
10 | Строение и функции белков | 1 | Учебник:§11 | Стр. 40-47 | Устный опрос | |
11 | Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | 1 | Учебник:§ 12, решение задач | Задачи, Учебник:§12 | тест | |
12 | АТФ и другие органические соединения | 1 | Учебник:§ 13 | Учебник:§13 | Индивидуальная работа | |
13 | Обобщение | 1 | Понятия темы | тест | ||
14 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро | 1 | Учебник:§ 14 | Учебник: § 14, лук | Устный опрос | |
15 | Лаб.раб. «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука» | 1 | Лаб. Раб. | Оформление работы | Индивидуальная работа | |
16 | Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы | 1 | Учебник: § 15 | Таблица, Учебник:§15 | Устный опрос | |
17 | Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Включения. | 1 | Учебник: § 16 | Учебник:§16, таблица | Устный опрос | |
18 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | 1 | Учебник: § 17 | Учебник: § 17, вопросы | Устный опрос | |
19 | Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток | 1 | Учебник:§ 18 | Учебник: § 18, вопросы | тест | |
20 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лаб.раб. «Строение клеток» | 1 | Учебник:§ 19 | Таблица, Учебник:§19 | Устный опрос | |
21 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1 | Учебник:§ 20 | Сообщения Учебник:§20 | Устный опрос | |
22 | Обобщение | 1 | Повтор. понятий | тест | ||
23 | Обмен веществ и энергии в клетке | 1 | Учебник:§ 21 | Учебник:§21, схема | Устный опрос | |
24 | Энергетический обмен в клетке | 1 | Учебник:§ 22 | Учебник:§22, понятия | Устный опрос | |
25 | Питание клетки | 1 | Учебник:§ 23 | Учебник:§ 23, текст стр. 89 | Устный опрос | |
26 | Автотрофное питание. Фотосинтез | 1 | Учебник:§ 24 | Учебник:§24, этапы | тест | |
27 | Автотрофное питание. Хемосинтез | 1 | Учебник:§ 25 | Учебник:§25, понятия | Устный опрос | |
28 | Генетический код. Транскрипция | 1 | Учебник:§ 26 | Учебник:§26, задача | Устный опрос | |
29 | Генетический код. Трансляция | 1 | Учебник:§ 26 | Учебник:§26, задачи | Устный опрос | |
30 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке | 1 | Учебник:§ 27 | Учебник:§27, задачи | Индивидуальная работа | |
31 | Обобщение | 1 | Тесты егэ | Повтор. понятия | Контрольная работа | |
Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие | 11 | |||||
32 | Жизненный цикл клетки | 1 | Учебник:§ 28 | Понятия хромосома, кариотип. Учебник:§28 | Устный опрос | |
33 | Митоз и Амитоз | 1 | Учебник:§ 29 | Учебник:§ 29, знать этапы | Устный опрос | |
34 | Мейоз | 1 | Учебник:§ 30, схема | Сравнительная таблица, Учебник:§30 | Самостоятельная работа | |
35 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение | 1 | Учебник:§ 31 | Учебник:§ 31, вопросы | Устный опрос | |
36 | Половое размножение | 1 | Учебник:§ 32, презентация | Учебник:§32, схема | Устный опрос | |
37 | Развитие половых клеток | 1 | Учебник:§ 33 | Учебник:§ 33, вопросы | Устный опрос | |
38 | Оплодотворение | 1 | Учебник:§ 34 | Учебник:§34, вопрос 1 | тест | |
39 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма | 1 | Учебник:§ 35 | Учебник:§35, этапы | Устный опрос | |
40 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период | 1 | Учебник:§ 36 | Учебник:§36, этапы | Устный опрос | |
41 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период | 1 | Учебник:§ 37 | Учебник:§37 | Устный опрос | |
42 | Обобщение | 1 | Работа с терминами | Задания ЕГЭ | Контрольная работа | |
Тема 4 Основы генетики | 15 | |||||
43 | История развития генетики. Гибридологический метод | 1 | Учебник:§ 38 | Учебник:§ 38, вопросы | Устный опрос | |
44 | Моногибридное скрещивание | 1 | Учебник:§ 39 | Задачи, Учебник:§39 | Устный опрос | |
45 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | 1 | Учебник:§ 40 | Задачи, Учебник:§40 | тест | |
46 | Практическая работа «Решение генетических задач» | 1 | Решение задач | Учебник:§ 38-40 | Самостоятельная работа | |
47 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 | Учебник:§ 41 | Учебник:§41, задачи | Устный опрос | |
48 | Хромосомная теория наследственности | 1 | Учебник:§ 42 | Учебник:§42, задачи | Устный опрос | |
49 | Взаимодействие неаллельных генов | 1 | Учебник:§ 43 | Задачи, Учебник:§43 | Устный опрос | |
50 | Цитоплазматическая наследственность | 1 | Учебник:§ 44 | Учебник:§44, понятия | Устный опрос | |
51 | Генетическое определение пола | 1 | Учебник:§ 45 | Учебник:§45 | Устный опрос | |
52 | Практическая работа «Решение генетических задач» | 1 | Решение задач | задача | Самостоятельная работа | |
53 | Изменчивость | 1 | Учебник:§ 46 | Учебник:§46, привести примеры | Устный опрос | |
54 | Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных растений» | 1 | Лаб.раб | Оформление отчета | Самостоятельная работа | |
55 | Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 1 | Лаб. раб | Оформление отчета | Самостоятельная работа | |
56 | Виды мутаций | 1 | Учебник:§ 47 | Учебник:§47, привести примеры | Устный опрос | |
57 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации | 1 | Учебник:§ 48 | Учебник:§48, понятия | Устный опрос | |
58 | Обобщение | 1 | Стр. 173-174 | Контрольная работа | ||
Тема 5 Генетика человека | 5 | |||||
59 | Методы исследования генетики человека | 1 | Учебник:§ 49 | Учебник:§49, сообщения | Устный опрос | |
60 | Генетика и здоровье человека | 1 | Учебник:§ 50 | Учебник:§50 | Творческая работа | |
61 | Лабораторная работа «Составление родословных» | 1 | Лаб. Раб. | Творческая работа | Самостоятельная работа | |
62 | Проблемы генетической безопасности | 1 | Учебник:§ 51 | Учебник:§51, вопрос 1 | Устный опрос | |
63 | Обобщение | 1 | Понятия темы | тест | ||
Тема 6 Методы селекции | 5 | |||||
64 | Основные методы селекции и биотехнологии | 1 | Учебник:§ 64, презентация | Учебник:§64, методы | Устный опрос | |
65 | Методы селекции растений | 1 | Учебник:§ 65, презентация | Учебник:§65, сообщения | Творческая работа | |
66 | Методы селекции животных | 1 | Учебник:§ 66, презентация | Учебник:§66 сообщения | Творческая работа | |
67 | Селекция микроорганизмов | 1 | Учебник:§ 67, презентация | Учебник:§67, вопрос 1,2 | Самостоятельная работа | |
68 | Перспективы биотехнологии | 1 | Учебник:§ 68 | Учебник:§68, понятия | тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...