Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Аганян Татьяна Александровна


Данный урок является последним в теме "Органы дыхания. Гигиена дыхания". Тип урока: обощение и систематизация знаний учащихся. На уроке используется компьютер, проектор, компьютерная презентация.Этот урок позволяет обобщить и систематизироват знания об особенностях строения и функциях органов дыхания. Позволяет раскрыть сущность процесса дыхания и его значение в обмене веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_biologii_na_temu.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок биологии на тему: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания;
  • раскрыть  сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ;
  • развивать творческое мышление учащихся, память. Речь, коммуникативные качества.

Личностные УУД:

  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи урока
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД:

  • Работа с информационными текстами.
  • Объяснение значения новых слов.
  • Сравнивать и выделять признаки.
  • Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

  • Групповая работа по обсуждению информации.
  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Выражать свои мысли и идеи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Формы проведения: урок восхождения к вершине знаний.

Оборудование урока: компьютерная презентация, проектор, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Сегодня на уроке мы с вами закрепим основные знания по теме «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Звучит музыка.

«Вселенная, наш мир дышит так же, как человек, и каждое живое существо, растение и даже минерал». Елена Блаватская.

- Что пытался автор этих слов выразить вам?

  1. Актуализация знаний.

- Попробуйте определить цели нашего урока. (дети обозначают цели и задачи урока).

- Как же нам достичь этих целей на нашем уроке?  (варианты детей)

- А для этого я предлагаю вам совершить восхождение на вершину знаний. Не буду скрывать, что путь наш нелегкий, но если идти вместе, поддерживать друг друга, доверять и смело принимать решения в группе, то любые трудности окажутся нипочем.

- Итак, начинаем восхождение?

Начало пути.

-Итак, дыхание – самый важный процесс жизнедеятельности человека, связывающее звено между человеком и природой. Давайте сделаем вместе глубокий вдох, задержим дыхание и определим, какие органы в нем участвуют?

(слайд) Задание: назовите и покажите органы дыхательной системы. (Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие).

- Легкие – один из самых важных органов дыхательной системы человека. Вашему вниманию хочу представить спор двух учеников. Как известно, в споре рождается истина. А вы решите, кто же прав?

(слайд) Поспорили два человека. Один утверждает, что легкие расширяются, и поэтому в них входит воздух, другой – что воздух входит в легкие, и поэтому они расширяются. Кто прав?

(дети решают ситуацию)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Органы дыхания можно объединить в две группы – воздухоносные пути и легкие. Назовите элементы воздухоносных путей.

Вывод: мы повторили с вами строение органов дыхания и установили связь с выполняемой функцией.

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Золотая середина.

- Поднимемся еще на одну ступень к вершине. Человеческий организм – целостная система, так как деятельность всех его органов строго скоординирована. Поэтому познание человеческого организма невозможно средствами одного предмета, и только система знаний позволит создать целостное представление о человеке как части Вселенной.

- Работая в группе. Шаг за шагом вы будете приближаться к вершине, пополняя свой багаж знаний. Необходимо определить, кто едет координировать работу внутри группы. Ваш лидер будет оценивать вклад каждого из вас в дело восхождения, занося баллы в оценочный лист. Пока группа отвечает, другие внимательно слушают и дополняют ответы товарищей, если надо, то и исправляют неточности. Все материалы для выполнения заданий находятся у вас на столах.

Карточка №1.

  1. «Жизнь – это горение» - эти слова принадлежат французским ученым 18 века А. Лавуазье и П. Лапласу. Используя схему, объясните, какое отношение они имеют к процессу дыхания? Органические вещества +О2 =СО2 +Н2О+ энергия.
  2. Какой физический процесс поддерживает газообмен?
  3. Для образования яичной скорлупы необходим СО2 крови курицы. Замечено, что толщина стенки скорлупы в холодное время года несколько толще, чем летом. Как можно объяснить данный факт?
  4. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?
  5. Сделайте вывод: какие органы активно принимают участие в дыхании? Докажите, что дыхание – сложный процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, обеспечивающий его энергией.

Карточка №2

  1. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух  содержит 16% кислорода. Рассчитайте сколько кислорода потребляет учение за урок, если он делает в 1 минуту 18 дыхательных движений. (64,8 л.)
  2. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см. куб. воздуха. Выдыхаемый воздух  содержит 16% кислорода. Рассчитайте сколько кислорода потребляет класс ( 40 человек) за урок, если один учение делает в 1 минуту 18 дыхательных движений. (2592 л.)
  3. В 1 л воздуха содержится 210 см. куб. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л. кислорода в минуту. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 часов)? (2880 л.)
  4. Объем воздуха в легких при самом глубоком вдохе – 4700 см. куб., а при самом глубоком выдохе – 1200 см. куб. Чему равна жизненная емкость легких? Что она показывает? (3500 см. куб. ЖЕЛ – показатель работоспособности легких)

Карточка №3.

Курение.

  1. Из набора слов составьте предложения на тему здорового образа жизни.
  2. Проанализируйте текст, укажите органы и системы, которые поражаются при курении. Ответы занесите в схему.

  1. Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика.
  2. Составьте словесный портрет  курильщика, используя информацию.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

- Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.

- А вы молодцы! С честью выдержали испытания. А теперь немного отдохнем, расслабимся и выполним несколько дыхательных упражнений.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Творческая работа в группе.

Последний рывок.

- Все вы знаете о трагических событиях в Перми, когда более 150 человек погибли не от ожогов, а от отравления ядовитыми газами. Люди просто умирали от удушья. Такая же ситуация может возникнуть и дома при утечке природного газа.

  • Как можно себя защитить в экстремальной ситуации?
  • Как сохранить органы дыхания здоровыми?

- Предлагаю каждой группе составить памятки.

6. Защита творческих работ.

7. Подведение итогов урока.

По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество набранных баллов. Достигли ли мы тех целей, которые ставили в начале урока?

Звучит музыка.

- «Пока дышу, надеюсь». Наверное, эти слова римского поэта Овидия теперь наполнились новым смыслом. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.

- Попробуйте отразить ваше отношение к уроку в виде смайликов на доске.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тему "Праздник на одном дыхании"

Урок биологии с применением проектной технологии....

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств".

Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств"....

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" 8 класс

Урок биологии "Значение дыхания. Органы дыхания, дыхательные пути" первый в теме "Дыхательная система, поэтому тип урока-  открытие новых знаний и их первичное закрепление.Фо...

План-конспект урока биологии по теме "Органы пищеварения".

План-конспект открытого урока биологии в 9 классе специальной (коррекционной) школы....

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " 7 класс

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " для 7 класса. Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»...