Органы дыхания, строение и функции
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме
Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы "Дыхание" по технологии формирования УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_dykhanie.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок учителя МБОУ СОШ № 3 г. Липецка им. К.А. Москаленко
Благовой Н.Д.
Предмет: биология
Уровень образования: средняя общеобразовательная школа
Тема: « Общие сведения о дыхании. Органы дыхания».
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: урок постановки и решения проблемы
Время проведения: декабрь
Участники: обучающиеся 8 класса
Цель: углубить понятие « дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: репродуктивные ( отвечать на вопросы, используя текст,экспериментировать по подробной инструкции,заполнять таблицу, пересказывать текст), звристические (составлять таблицу с целью обобщения фактов, формулировать выводы),исследовательские (проведение эксперимента)
Коммуникативные УУД: умение работать в группе
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, саморегуляция и самооценка,
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.
Основные понятия: дыхание, газообмен, внешнее дыхание, тканевое (или клеточное) дыхание. Функции дыхательной системы, органы дыхательной системы.
Ресурсы:
- А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева, Т.С. Сухова Биология 8 класс;
- Т.С. Сухова Биология 8 класс Методическое пособие
- Н.Ф. Бодрова Изучение курса «Человек и его здоровье в 8 классе» книга для учителя
- Справочник по химии.
Оборудование: таблица по анатомии «Органы дыхания», модель «Гортань», микролаборатория, известковая вода, трубочки, карточки – задания для работы в группах.
Технологическая карта урока
Домашнее задание: выполнить исследовательскую работу на с. 129 учебника.
Приложение
Задание Планируемый результат
Задание группе № 1: изучив текст учебника на с.127 Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих
и рис. 71, ответьте на вопросы : потребление организмом кислорода и выделение уг-
а. Что такое дыхание? лекислого газа
Этапы процесса дыхания
б. Какие этапы выделяют в процессе дыхания ↙ ↘
в. Ответ оформите в виде схемы. Физический процесс Химический процесс
газообмена между получения энергии в клетке
организмом и средой с участием кислорода
( по законам диффузии) ( окисление органических веществ
до углекислого газа и воды)
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание группе № 2:
Практический вывод:
Используя микролабораторию, трубочки и Помутнение известковой воды произошло потому, что в выдыхаемом
известковую воду, а также инструкцию воздухе содержится углекислого газа больше , чем во вдыхаемом.
на с.128, проведите лабораторный Сверили с данными справочника: вдыхаемый воздух - О₂,- 20,9%
опыт по обнаружению углекислого СО₂ - 0,03%, а в выдыхаемом воздухе - О₂ - 16,3%, а СО₂ - 4 %
газа в выдыхаемом воздухе.
Особенности строения органов дыхания
Название органа | Особенности строения | Выполняямая функция |
Носовая полость | Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка, пронизанная капиллярами, покрыта мерцательным эпителием, имеющим много слизистых желёз | Очищение, увлажнение, согревание воздуха |
Носоглотка и глотка | Полости, стенки которых выстланы слизистой оболочкой | Проведение воздуха |
Гортань | Состоит из хрящей, связок и мышц. Имеет голосовые связки и голосовую щель | Проведение воздуха, образование звуков и речи |
Трахея | Трубка длиной 10-15 см из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая | Проведение воздуха |
Бронхи | Трубки из хрящевых колец | Проведение воздуха |
Выводы : строение органов связано с выполняемой ими функцией |
Задание группе № 3:
Изучить текст на с. 129-130 используя
таблицу «Органы дыхания», модель
гортани, выявить особенности
строения органов дыхания в связи
с выполняемыми функциями.
Ответ подготовить в виде таблицы « Особенности строения органов дыхания», комментируя запись и демонстрируя модель «Гортань»
Название органа | Особенности строения | Выполняемая функция |
Парные органы. Левое лёгкое имеет две доли, правое – три. Нижняя часть – прилегает к диафрагме. Нервы, главные бронхи, кровеносные сосуды ( лёгочные артерии и вены) входят в каждое лёгкое . Ткань лёгкого – лёгочные пузырьки – альвеолы, которые состоят из однослойного эпителия и оплетены сетью капилляров - особенность их строения позволяет обеспечить газообмен в лёгких и тканях. Лёгкие покрыты плеврой. Грудная клетка – пристенной плеврой. Между ними – плевральная полость. В ней низкое давление и , жидкость обеспечивающая сцепление плевральных листков, благодаря чему лёгкие пассивно следуют за грудной клеткой при дыхательных движениях | газообмен | |
Вывод: строение лёгких приспособлено к функции газообмена |
Задание группе № 4:
Используя текст на с.130-131, изучите строение
лёгких. Подготовьте устный ответ по таблице
«Органы дыхания» и продолжите
заполнение таблицы «Особенности строения органов дыхания»
Задание группе № 5:
Изучив, текст на с.128, Вывод:
выясните, для чего нужен организму кислород? Кислород необходим для биологического окисления белков,
Какая ещё система органов связана жиров, углеводов. При окислении образуется энергия, необходимая
с органами дыхания? человеку для жизнедеятельности. Транспорт кислорода осуществляет
кровеносная система и клетки крови – эритроциты. Они присоединяют
кислород и транспортируют его к клеткам тканей, где происходит
тканевый газообмен по законам диффузии). Забирают кислород и переносят его к лёгким,
участвуя в лёгочном газообмене ( по законам диффузии).
Лист самонаблюдения по теме « Общие сведения о дыхании. Органы дыхания»
- Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? ( оно задерживается). Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания. (Когда человек глотает пищу, вход в гортань закрывается надгортанником, благодаря чему пища не попадает в воздухоносные пути и дыхание не нарушается).
- Нащупайте щитовидный хрящ, не отнимая руки, сделайте глотательное движение. Что происходит? Объясните результаты Когда человек глотает пищу, вход в гортань закрывается надгортанником, благодаря чему пища не попадает в воздухоносные пути и дыхание не нарушается). Практический вывод: нельзя разговаривать во время еды. « Когда я ем, я глух и нем».
- Какие органы участвуют в образовании звуков речи? Произнесите слоги: ле, ли, ни. А теперь, во время произношения звуков, зажмите нос. Практический вывод – ротовая и носовая полости – резонаторы.
Домашнее задание: с.129
- Зарисуйте в тетради строение эпителиальной ткани, обеспечивающее выполнение ею защитной функции ( используя данные собственных исследований тканей под микроскопом в ходе лабораторной работы № 1)
- Назовите особенности строения носовой полости в связи с выполняемой ею дыхательной функцией. Ответ внесите в таблицу. (При изучении органа обоняния мы продолжим её заполнение)
Носовая полость | |
Особенности строения | Функции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза
Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....
Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции
Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”. Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем....
открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".
разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...
" Органы дыхания: строение и функции"
Урок " Органы дыхания: строение и функции"наглядно и полно дает учащимся представление о строении и функциях дыхательной системы....
Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".
Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...
Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".
Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....
Дидактические карточки по биологии на тему "Значения дыхания. Строение и функции органов дыхания" (8 класс)
Документ содержит карточки с вопросами по данной теме....