Органы дыхания, строение и функции
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы "Дыхание" по технологии формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_dykhanie.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя МБОУ СОШ № 3 г. Липецка им. К.А. Москаленко

Благовой Н.Д.

Предмет: биология

Уровень образования: средняя общеобразовательная школа

Тема:  « Общие сведения о дыхании. Органы дыхания».

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: урок постановки и решения проблемы

Время проведения: декабрь

Участники: обучающиеся 8 класса

Цель: углубить понятие « дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями, развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать зависимость строения органа от выполняемой им функции.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: репродуктивные ( отвечать на вопросы, используя текст,экспериментировать по подробной инструкции,заполнять таблицу, пересказывать текст), звристические (составлять таблицу с целью обобщения фактов, формулировать выводы),исследовательские (проведение эксперимента)

Коммуникативные УУД: умение работать в группе

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, различать способ и результат действия,  вносить необходимые коррективы в действие, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, саморегуляция и самооценка,

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание.

Основные понятия:   дыхание, газообмен, внешнее дыхание, тканевое (или клеточное) дыхание. Функции дыхательной системы,  органы дыхательной системы.                                                                    

Ресурсы:

  1. А.А. Каменский, Н.Ю. Сарычева, Т.С. Сухова Биология 8 класс;
  2. Т.С. Сухова Биология 8 класс Методическое пособие
  3. Н.Ф. Бодрова Изучение курса «Человек и его здоровье в 8 классе» книга для учителя
  4. Справочник по химии.

Оборудование: таблица по анатомии «Органы дыхания», модель «Гортань», микролаборатория, известковая вода, трубочки,  карточки – задания для работы в группах.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Форма деятельности обучающихся

Формирование УУД

Определение потребностей и мотивов (3-5 минут)

Беседа по вопросам:

  1. Какими свойствами обладают живые организмы?
  2. Что вы понимаете под термином «дыхание»?
  3. Для чего нужен кислород?
  4. Какие органы дыхания вы знаете?
  5. Какие органы дыхания  характерны для человека?
  6. Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?
  1. Отвечают на вопросы.
  2. По итогам беседы заполняют «бортовой журнал»

Что знаю по данной теме

Новое, неизвестное

  1. Одно из свойств живого – дыхание
  2. Есть органы дыхания – жабры, трахеи, лёгкие
  3. В результате дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ
  4. Дыхание это жизнь
  1. Газообмен

  1. Тканевое или клеточное дыхание

  1. Функции органов дыхания

  1. Органы дыхательной системы

Смыслообразование

( личностные)

Ответы на вопросы (репродуктивные - познавательные)

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме ( регулятивные)

Принятие учебных целей и достижений ( 1-2 минуты)

Создаю проблемную ситуацию: человек может одну неделю обойтись без воды, несколько дней без сна, месяц без еды, но через 2-3 минуты без кислорода его жизнь оборвётся… Почему?

Формулируем цели урока:

: углубить понятие « дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями,

Подвожу учащихся к формулированию гипотезы.

 Формулируют проблему: не зная органов дыхания, их особенности строения, функций, нельзя объяснить, почему человек не может жить  без кислорода.

Формулируют  гипотезу: если мы узнаем строение органов дыхания, то объясним ,почему человек не может жить  без дыхания, а значит без кислорода.

Целеполагание(регулятивные)

Проверка принятой гипотезы  время на работу в группах – 10 минут. Время на презентацию ответов – 3 минуты

Предлагаю обучающимся разбиться на группы . Каждая группа получает задание:

1 группа  - что такое дыхание? Какие этапы выделяют в процессе дыхания?

2 группа -  исследование выдыхаемого воздуха( лабораторный опыт)

3 группа -  изучение строения и функций воздухоносных путей

4 группа – особенности строения лёгких человека

5 группа -  для чего организму нужен кислород?

Формулируем выводы:

1.Дыхание – это совокупность  процессов , обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа.

2.В дыхании различают 2 этапа:

 А.физический процесс газообмена  меду организмом и средой и

Б. химический процесс получения энергии в клетках организма с участием кислорода

3. Строение органов дыхания  связано с выполняемыми функциями

4.Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности

5. Удаление конечных продуктов обмена веществ ( пары воды, аммиак, сероводород ит.д.)  происходит через органы дыхания.

Возвращаемся к «бортовому журналу». Выясняем, всё ли мы выяснили в ходе урока.

Возвращаемся к гипотезе ,  как бы мы теперь ответили на данный вопрос?

Работают в группах. Изучают материал учебника, рассматривают рисунки. Производят опыты, наблюдения, делают выводы.

Изучают текст на с.127, рассматривают рис.71. готовят презентацию ответа в виде схемы.

Выполняют лабораторный опыт «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе» нас.128. Делают вывод.

Изучают текст на с. 129, используют таблицу « Органы дыхания»,  модель гортани. Делают выводы. Готовят презентацию ответа в виде таблицы.

Используя текст учебника, таблицу «Органы дыхания», делают выводы, готовят презентацию ответа в виде таблицы

Используя текст учебника и дополнительную литературу, готовят ответ на  поставленный вопрос.

В ходе самостоятельной работы, а также презентаций ответов выясняют и уточняют особенности строения и функции системы органов дыхания. Заполняют таблицу.

Заполнение таблицы (3 и4 группа заполняют на доске, остальные в тетрадях)

«Особенности строения органов дыхания»

Орган дыхания

Особенности строения

функции

Носовая полость

Гортань

Трахея и бронхи

Лёгкие

Вывод о взаимосвязи строения и функций

 Записывают выводы в тетрадь

Заполняют вторую колонку «бортового журнала»

Отвечая на вопрос гипотезы, поясняют, что  в процессе дыхания организм человека получает кислород, который окисляя органические соединения, выделяет энергию. Она обеспечивает все процессы жизнедеятельности. Если кислород поступать не будет организм погибает. Значит дыхание – это жизнь!

Регулятивные ( планирование, контроль), познавательные, коммуникативные.

Исследовательская деятельность ( познавательные)

Проведение эксперимента ( исследовательская познавательная деятельность)

Репродуктивная, эвристическая ( познавательная деятельность)

Репродуктивная , эвристическая, ( познавательная деятельность)

Познавательные ( ответы с использованием текста заполнение таблицы)

Эвристическая (познавательная деятельность).

Эвристическая ( познавательная деятельность)

Итоговый самоконтроль и самооценка ( 5-7 минут)

Раздаю листы самонаблюдения по теме «Дыхание»

Выполняют задания, делают практические выводы

Решение практической задачи ( исследовательская познавательная деятельность)

Домашнее задание:  выполнить исследовательскую работу на с. 129 учебника.

Приложение

Задание                                                                                                                                                                      Планируемый результат

Задание группе № 1: изучив текст учебника на с.127                                             Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих

и рис.  71, ответьте на вопросы :                                                                                     потребление организмом кислорода и выделение  уг-

а. Что такое дыхание?                                                                                                       лекислого газа

                                                                                                                                                                Этапы процесса дыхания

б. Какие этапы выделяют в процессе дыхания                                                                  ↙                                                       ↘

в. Ответ оформите в виде схемы.                                                                                 Физический процесс                 Химический процесс                  

                                                                                                                                             газообмена между                    получения энергии в клетке

                                                                                                                                             организмом и средой                 с участием кислорода      

                                                                                                                                             ( по законам диффузии)           ( окисление органических веществ

                                                                                                                                                                                                       до углекислого газа и воды)

_________________________________________________________________________________________________________________________

Задание группе № 2:

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                            Практический вывод:

Используя микролабораторию, трубочки и                                                      Помутнение известковой воды произошло потому, что в выдыхаемом

известковую воду, а также инструкцию                                                             воздухе содержится углекислого газа больше , чем во вдыхаемом.

на с.128, проведите лабораторный                                                                    Сверили с данными справочника: вдыхаемый воздух - О₂,- 20,9%                                                              

опыт по обнаружению углекислого                                                                   СО₂ - 0,03%, а в выдыхаемом воздухе  - О₂ - 16,3%, а СО₂ - 4 %

газа в выдыхаемом воздухе.                                                                            

        

                                                                                                                   Особенности строения органов дыхания

Название органа

Особенности строения

Выполняямая функция

Носовая полость

Извилистые носовые ходы, слизистая оболочка, пронизанная капиллярами, покрыта мерцательным эпителием, имеющим много слизистых желёз

Очищение, увлажнение, согревание воздуха

Носоглотка и глотка

Полости, стенки которых выстланы слизистой оболочкой

Проведение воздуха

Гортань

Состоит из хрящей, связок и мышц. Имеет голосовые связки и голосовую щель

Проведение воздуха, образование звуков и речи

Трахея

Трубка длиной 10-15 см из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая

Проведение воздуха

Бронхи

Трубки из хрящевых колец

Проведение воздуха

Выводы : строение органов связано с выполняемой ими функцией

Задание группе № 3:                                                                  

Изучить текст на с. 129-130 используя                                            

таблицу «Органы дыхания», модель

гортани, выявить особенности

 строения органов дыхания в связи

с выполняемыми функциями.

Ответ подготовить в виде таблицы «  Особенности строения органов дыхания», комментируя запись и демонстрируя модель «Гортань»

Название органа

Особенности строения

Выполняемая функция

Парные органы. Левое лёгкое имеет две доли, правое – три. Нижняя часть – прилегает к диафрагме. Нервы, главные бронхи, кровеносные сосуды (  лёгочные артерии и вены) входят в каждое лёгкое . Ткань лёгкого – лёгочные пузырьки – альвеолы, которые состоят из однослойного эпителия и оплетены сетью капилляров - особенность их строения позволяет обеспечить газообмен в лёгких и тканях. Лёгкие покрыты плеврой. Грудная клетка – пристенной плеврой. Между ними – плевральная полость. В ней низкое давление и , жидкость обеспечивающая сцепление плевральных листков, благодаря чему лёгкие пассивно следуют за грудной клеткой при дыхательных движениях

газообмен

Вывод: строение лёгких приспособлено к функции газообмена

Задание группе № 4:                                                                                      

Используя текст на с.130-131, изучите строение

лёгких.  Подготовьте устный ответ по таблице

«Органы дыхания» и продолжите

заполнение таблицы «Особенности строения органов дыхания»

Задание группе № 5:

Изучив, текст на  с.128,                                                                                     Вывод:

выясните, для чего нужен организму кислород?                                    Кислород необходим для биологического окисления  белков,  

Какая ещё система органов  связана                                                          жиров, углеводов. При окислении образуется энергия, необходимая

с органами дыхания?                                                                                      человеку для жизнедеятельности. Транспорт кислорода осуществляет

                                                                                                                               кровеносная система и клетки крови – эритроциты.  Они присоединяют

                                                                                                                               кислород и транспортируют его к клеткам тканей, где происходит

                                                                                                                                тканевый газообмен по законам диффузии). Забирают кислород и переносят его к лёгким,

                                                                                                                                 участвуя в лёгочном газообмене ( по законам диффузии).

Лист самонаблюдения по теме « Общие сведения о дыхании. Органы дыхания»

  1. Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? ( оно задерживается). Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания. (Когда человек глотает пищу, вход в гортань закрывается надгортанником, благодаря чему пища не попадает в воздухоносные пути и дыхание не нарушается).
  2. Нащупайте щитовидный хрящ, не отнимая руки, сделайте глотательное движение. Что происходит? Объясните результаты Когда человек глотает пищу, вход в гортань закрывается надгортанником, благодаря чему пища не попадает в воздухоносные пути и дыхание не нарушается). Практический вывод: нельзя разговаривать во время еды. « Когда я ем, я глух и нем».
  3. Какие органы участвуют в образовании звуков речи? Произнесите слоги: ле, ли, ни. А теперь, во время произношения звуков, зажмите нос. Практический вывод – ротовая и носовая полости – резонаторы.

Домашнее задание: с.129

  1. Зарисуйте в тетради строение эпителиальной ткани, обеспечивающее выполнение ею защитной функции ( используя данные собственных исследований тканей под микроскопом в ходе лабораторной работы № 1)
  2. Назовите особенности строения носовой полости в связи с выполняемой ею дыхательной функцией. Ответ внесите в таблицу. (При изучении органа обоняния мы продолжим её заполнение)

Носовая полость

Особенности строения

Функции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тема: Органы зрения. Строения и функции глаза

Урок биологии для 8 класса. Тема урока: Органы зрения. Строения и функции глаза....

Урок в 5 классе на тему: "Органы дыхания: строение и функции

Урок в 5 классе . Тема: “Органы дыхания: строение и функции”.  Урок составлен с использованием элементов здорового образа жизни, тестовым контролем....

открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".

разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...

" Органы дыхания: строение и функции"

Урок " Органы дыхания: строение и функции"наглядно и полно дает учащимся представление о строении и функциях дыхательной системы....

Урок по биологии в 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких".

Материал направлен на изучение основной проблемы: раскрыть сущность процесса дыхания, выяснить рольпроцесса в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека. На основе ранее полученны...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....