Конспект урока на тему: "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Конспект урока на тему "Спинной мозг его строение и функции", для учащихся 8 класса. Урок презентация. Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями. Формы обучения: индивидуальная, коллективная. Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Спинной мозг его строение и функции.

Цель: определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга.

Задачи урока:

  1. Образовательные - усвоение и систематизация знаний по теме урока, продолжать формировать умения работать с текстом учебника, сравнивать, объяснять, делать выводы;
  2. Развивающие - развивать внимание, творческое  мышление, самостоятельность, память, воображение, речь;
  3. Воспитательные - формирование максимальной работоспособности на уроке;
  4. Валеологические - соответствие материала  возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения. Смена видов деятельности. Проведение валеологической паузы, здоровье сбережение.

Содержание учебного материала: внешнее и внутреннее строение спинного мозга, местоположение, функции, регуляция, повреждения.

Термины и понятия: задние корешки, передние корешки, рефлекторная, проводниковая функции, коленный рефлекс.

Средства обучения: учебник «Биология. Человек- 8 кл» НИ Сонин, МР Сапин, рисунки, презентация, разноуровневые тесты, доп литература.

Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа;

Формы обучения:  индивидуальная, коллективная.

Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.

Урок- презентация.

План урока:

  1. Проверка знаний (тестирование по вариантом)
  2. Изучение новой темы:
  • Местоположение мозга
  • Внешнее и внутреннее строение мозга
  • Функции спинного мозга
  • Получение коленного рефлекса
  1. Закрепление знаний (тестирование)
  2. Домашнее задание.

Ход урока - презентации:

Слайд -1. Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее следите за осанкой, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.

Слайд-2.Тема урока : «Строение спинного мозга». Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Цель урока: изучить местоположение, внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции, повреждения.

Изучая данную тему, вы узнаете много нового о строении вашего организма, что позволит вам, больше заботится о своем здоровье.

Слайд-3. Проверим ранее полученные знания по вариантам,  приступайте к выполнению( звучит музыка 5 мин). Будьте внимательны при выполнении задания. Закончив выполнять задания, сдайте тетради.

 Слайд-4  (учитель рассказывает)

Спинной мозг располагается в позвоночнике. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см, почти цилиндрической формы тяж длинной 45 см и массой 34-38 г. Начинается он на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка.

Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем. Сл-5

 Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)

Сам работа. Задание: (на слайде- 6)

  1. на стр 56 прочитайте 2 абзац;
  2. рассмотрите рис на стр 57;
  3. сравните рис на стр 57 с рис на стр 59. найдите части спинного мозга.

Выйти к доске показать части спинного мозга. ( слайд-7, слайд-8)

Вывод: учащиеся самостоятельно делают вывод  (слайд-9)

Слайд- 10     Учитель. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. Каждый нерв начинается от  спинного мозга в виде 2 тяжей, или корешков, которые, соединяясь, образуют нерв. Слайд- 11. Спинномозговые нервы и их ветви направляются к мышцам, костям, суставам, коже, внутренним органам.

Спинной мозг под руководством головного мозга регулирует работу, обеспечивает иннервацию кожи и скелетных мышц.Слайд-12.

А теперь давайте отдохнем. Предлагается учащимся гимнастика для глаз.(слайд-13)

Какими же функциями обладает спинной мозг: (слайд-14)

  1. Рефлекторная. Как вы понимаете? (учащиеся отвечают);
  2. Проводящая?  Как можете объяснить?

 Слайд-15

Проведем небольшой опыт «Коленный рефлекс»( к доске выходят 2 учащихся)

Задание: запишите путь передачи возбуждения коленного рефлекса.

Когда может прерваться  связь между спинным и головным мозгам? К чему это может привести? (слайд- 16).

 Что вы узнали сегодня на уроке? Учащиеся делают вывод.

Закрепление. (слайд- 17,18 с текстом задания для закрепления.)- 5 мин.

Запишите домашнее задание. Слайд-19

Спасибо за урок! Слайд- 20

Литература:

  1. Биология. Человек. 8 кл Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.
  2. Биология поурочные планы. По учебнику Н.И Сонина, М.Р. Сапина. «Волгоград»- 2006г.
  3. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. «Просвещение»-2006г.
  4. Биологический эксперимент в школе. Москва. «Просвещение»- 1999г.
  5. ЕГЭ Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся. «Интеллект-Центр»-2007 г.

Проверка знаний по теме: «Строение и значение нервной системы».

1 вариант.

1 уровень

  1. Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?

      1.   Спинным и головным мозгом.

      2.   Кровью.

      3.   Нервной системой и гуморальной системой

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

   1.    С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью    движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

      2.   Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

      3.    Гормонов, выделяющихся в кровь.

  1. Какой тканью образована нервная система:
  1. Мышечной тканью.
  2. Нервной тканью.
  3. Соединительной тканью.
  4. Рецепторы это:
  1. Нервные окончания.
  2. Гормон роста.
  3. Нервные клетки в местах соединения друг с другом.
  1. Рефлекс- это:
  1. Ответная реакция организма.
  2. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.
  3. Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

2 уровень

  1. Что регулирует вегетативная нервная система?

Проверка знаний по теме: «Строение и значение нервной системы».

2 вариант.

1 уровень

1.   Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?

      1.   Спинным и головным мозгом.

      2.   Кровью.

      3.   Нервной системой и железами эндокринного аппарата..

  1. С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

   1.    С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью    движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

      2.   Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

      3.    Гормонов, выделяющихся в кровь.

  1.  Какой тканью образована нервная система:

1.Мышечной тканью.

      2.Нервной тканью.

            3.Соединительной тканью.

  1. Основу нервной системы составляют:

     1.Нервные окончания.

     2.Нейроны.

     3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

5.  К центральной нервной системе относятся:

     1.  Нервы, нервные узлы, нервные клетки.

  2.  Спинной и головной мозг.

           3.  Рецепторы, синапсы.

2 уровень

    6.   Что регулирует соматическая нервная система?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Строение и функции крови", 8 класс.

Цели урока:  Сформулировать  новые понятия о составе крови.Рассмотреть взаимосвязи строения и функций кровяных клеток.Развивать умения работы с различными информационными источниками.Нацелит...

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Строение и функции почек"

1. Макростроение почки2. Микростроение почки3. Образование первичной и вторичной мочи4. Строение мочевыделительной системы...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Разработка урока по биологии "Строение и функция ядра", 10 класс

Тип урока – урок-исследованиеМетоды - Объяснительно – иллюстративный,  поисковыйЦели и задачи урока:  сформировать у учащихся знания об основном органоиде клетке, показать морфологичес...

Разработка урока по теме Спинной мозг

Цель: определить место спинного мозга в организме человека, внешние и внутреннее строение, функции, повреждения спинного мозга....

План-конспект урока «Строение и функции кожи. 8 класс.

План-конспект урока «Строение и функции кожи.  8 класс....