Урок биологии "Покрытосеменные растения"
план-конспект занятия по биологии на тему
Урок обобщения построен с использованием элементов критического мышления, развивающего и личностно-ориетированного обучения, обучения в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение по теме «Покрытосеменные растения»
Цель: 1) закрепить знания учащихся о многообразии покрытосеменных растений, об отличительных признаках растений различных семейств; проверить теоретические знания школьников о семействах цветковых растений и практические навыки определения растений;
2) развивать общеучебные навыки, познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии;
3) воспитывать положительную мотивацию учения, правильную самооценку и чувство ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки в процессе совместной работы.
Тип урока: урок обобщения.
Оборудование: гербарий растений, определительные карточки, цветовые карточки, оценочный лист, набор предметов быта и продуктов питания.
Схема урока:
1. Стадия вызова – проведение блеф-игры «Верно ли…».
2. Закрепление знаний – работа по цветовым карточкам на распределение растений по семействам; задание на определение морфологического сходства и практической значимости растений; лабораторная работа по определение растений; зачет «Вертушка».
3. Рефлексия – контрольный тест; «авторский стул» - резюме на тему «Цветковые растения в нашей жизни».
Ход урока:
1. Организационный момент. Постановка целей урока, доведение их до учащихся. Инструктаж по работе с оценочным листом. Методический прием активизации внимания и познавательной деятельности Мэри Макбита (канадский учитель химии).
2. Стадия вызова. Блеф-игра «Верно ли…»
1. У двудольных растений стержневая корневая система.
2. У однодольных растений двойной околоцветник.
3. Стебель злаков – соломина.
4. Капуста относится к семейству лилейных.
5. У растений семейства пасленовых плод стручок.
6. У подсолнечника соцветие корзинка.
7. Дурман относится к семейству бобовых.
8. В цветке растений семейства пасленовых пять тычинок.
9. Сросшиеся лепестки цветка гороха называются весла.
10. В цветке растений семейства крестоцветных четыре лепестка.
11. На корнях пасленовых находятся клубеньки.
12. У злаков плод зерновка.
13. Лук относится к классу двудольных
14. У гороха плод стручок.
15. В цветке растений семейства розоцветных много пестиков.
16. У злаков соцветие сложный колос.
17. Цветки растений семейства тыквенных обоеполые.
18. Малина относится к семейству розоцветных.
19. У сложноцветных могут быть перистовидные цветки.
20. Цветковые растения могут размножаться бровями.
3. Стадия закрепления знаний.
1) Распределить растения по семействам – работа с цветовыми сигналами.
Учащиеся поднимают цветовые сигналы-семейства, соответствующие перечисленным растениям: рябина, ромашка, хрен, ковыль, арахис, василек, тюльпан, табак, арбуз, капуста и т.д. (отметка в оценочном листе)
2) Дать морфологическую характеристику растению, раскрыть его практическое значение. Демонстрация изделий – горчичники, огурцы, макаронные изделия, крахмал, настойка солодки голой, хризантема, томатная паста, алоэ. Учащиеся при помощи карточки определяют изделие, называют соответствующее растение, его семейство, дают полную морфологическую характеристику, раскрывают практическое значение (ставят отметку в оценочный лист).
3) Лабораторная работа «Определение растений».
Учащиеся выбирают гербарий растения по желанию, называют семейство и его признаки, по которым они определили семейство и определяют вид растения по определительной карточке. (ставят отметку в оценочный лист)
4) Зачет «Вертушка». Учащиеся получают маршрут для сдачи зачета, делятся на группы. Определяется эксперт группы, которым выдаются протоколы и блоки вопросов.
Стол «А»: 1. Семейство крестоцветные 2. Семейство злаковые
3. Семейство розоцветные 4. Семейство сложноцветные
Стол «В»: 1. Семейство бобовые 2. Семейство лилейные
3. Семейство пасленовые 4. Семейство тыквенные
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 |
А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | В-1 | В-2 | В-3 | В-4 |
В-2 | В-1 | В-4 | В-3 | А-3 | А-4 | А-1 | А-2 |
Учащиеся в микрогруппах отвечают на вопросы. Эксперты оценивают ответы учащихся, отметки выставляются в протокол и в оценочный лист.
4. Стадия рефлексии.
1) Контрольный тест.
2) «Авторский стул». Выступить с резюме на тему «Цветковые растения в нашей жизни» (учащийся для выступления определяется с помощью приема Макбита).
Оценочный лист_______________________________________
Блеф-игра | Цветовые сигналы | Индивидуальные ответы | Лабораторная работа | Зачет «Вертушка» | Тест | ||
Стол «А»
1. Семейство крестоцветные
2. Семейство злаковые
3. Семейство розоцветные
4. Семейство сложноцветные
Стол «В»
1. Семейство бобовые
2. Семейство лилейные
3. Семейство пасленовые
4. Семейство тыквенные
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 |
А-1 | А-2 | А-3 | А-4 | В-1 | В-2 | В-3 | В-4 |
В-2 | В-1 | В-4 | В-3 | А-3 | А-4 | А-1 | А-2 |
Протокол эксперта
№ карточки | Фамилия, имя | Отметка | замечания | |
Стол «А» | Стол «В» | |||
Контрольный тест
1. Классами являются:
А) злаковые и сложноцветные; Б) голосеменные и покрытосеменные;
В) однодольные и двудольные; Г) лилеецветные и букоцветные.
2. Корневая система растений класса однодольных:
А) стержневая; Б) мочковатая; В) придаточная; Г) корневищная
3. Среди перечисленных семейств к классу двудольных относят:
А) злаки и крестоцветные; Б) сложноцветные и бобовые;
В) пасленовые и лилейные; Г) розоцветные и орхидейные.
4. Соцветие корзинка характерно для семейства:
А) пасленовые; Б) сложноцветные; В) злаки; Г) бобовые.
5. Плод зерновка характерен для семейства:
А) пасленовые; Б) сложноцветные; В) злаки; Г) бобовые.
6. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства:
А) злаки; Б) пасленовые; В) бобовые; Г) сложноцветные.
7. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства:
А) лилейные; Б) пасленовые; В) сложноцветные; Г) бобовые.
8. Плод одуванчика называется:
А) семянка; Б) крылатка; В) зерновка; Г) парашютик.
9. Среди перечисленных растений к семейству розоцветных относят:
А) шиповник и яблоня; Б) малина и липа; В) тополь и дуб; Г) клубника и мандарин.
10. Формулой цветка пасленовых является:
А) * Ч4Л4Т4+2П1; Б) * Ч5Л5Т5П1; В) * Ч(5)Л(5)Т5П1; Г) * Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1.
11. Плод стручок характерен для растений:
А) фасоль, горох, соя; Б) арахис, морковь, сурепка; В) астра, нут, житняк Г) капуста, горчица, хрен.
12. Для семейства розоцветных характерен плод:
А) ягода; Б) костянка; В) тыквина; Г) коробочка.
13. Формулой цветка ландыша является:
А) * О3+3Т3+3П1; Б) * О6Т3П1; В) * О6Т6П1; Г) * О(6)Т3+3П1.
14. Плод огурца называется:
А) тыквина; Б) ягода; В) померанец; Г) коробочка.
15. Среди перечисленных растений к семейству злаковых относят:
А) овес и гречиха; Б) ячмень и овес; В) кукуруза и горчица; Г) мятлик и клевер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»
Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...
конспект и презентация к уроку "Характеристика растений семейства Лилейные"
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме «Характеристика растений семейства Лилейные» для учащихся 7 класса, по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить характерные особенности семейства...
биология 6 класс Тема урока: "Мир растений. Наука о растениях - ботаника."
Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии.Задачи:Образова...
биология – 6 класс Тема урока:«Ткани растений. Лабораторная работа «Рассматривание тканей растений»».
№ п/пЭтап урока, времяСодержание Деятельность учащихсяДеятельность учителя 1Организацион-ный этап2 мин.- Подготовка учащихся к работе на уроке,- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для...
Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»
(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...
Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...
Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса
Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...