Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ельнинская средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрено: Утверждено: Утверждаю:
На заседании ШМО на педсовете Директор МБОУ Ельнинской
средней школы №3
-----------/ -------------- ----------- - /--------------- ---------------/-----------------
«-----» ------------2013 г. «-----»---------------2013г. « ----» ----------------------2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 6 класса основной ступени обучения
Ковалевой Любовь Петровны
учителя биологии 1 категории 13 разряда.
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования , требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России.
За основу рабочей программы взята программа курса биологии В.В.Пасечника - М.: Дрофа, 2013. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. 34часа в год. Лабораторных работ -13, практических работ – 3.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Пасечника В.В. «Многообразие покрытосеменных растений». М.Дрофа .2013г
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии в 6 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции . Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, давать определения понятий.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме.
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации , взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро_ и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3.Строение почек. Расположение почек на стебле.
4.Внутреннее строение ветки дерева.
5.Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
6.Строение цветка.
7.Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
—видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
—различать и описывать органы цветковых растений;
—объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
—изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
—осуществлять описание изучаемого объекта;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта;
—классифицировать объекты;
—проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
8.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
9.Вегетативное размножение комнатных растений.
10.Определение всхожести семян растений и их посев.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные процессы жизнедеятельности растений;
—особенности минерального и воздушного питания растений;
—виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
—характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
—объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
—устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
—показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
—объяснять роль различных видов размножения у растений;
—определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
11-13.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
—характерные признаки однодольных и двудольных растений;
—признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
—важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
—делать морфологическую характеристику растений;
—выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
—работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—различать объём и содержание понятий;
—различать родовое и видовое понятия;
—определять аспект классификации;
—осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—взаимосвязь растений с другими организмами;
—растительные сообщества и их типы;
—закономерности развития и смены растительных сообществ;
—о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
—определять растительные сообщества и их типы;
—объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
—проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
—организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
—Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
—признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—умение слушать и слышать другое мнение;
—умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время— 2 ч__
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (34ч).
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14ч. ) | ||||
№ | Дата | Тема | Примечание | Дом.зад. |
1 | Строение семян. Л.Р.1 «Строение семян двудольных и однодольных растений « | Инструктаж по т/б | §1 | |
2 | Виды корней и типы корневых систем. Л.Р.2 «Виды корней Стержневая и мочковатая корневые системы». | Инструктаж по т/б | §2 | |
3 | Зоны (участки) корня | §3 | ||
4 | Условия произрастания и видоизменения корней | §4 | ||
5 | Побег и почки . Л.р3 Строение почек на стебле | Инструктаж по т/б | §5, | |
6 | Внешнее строение листа |
| §6 | |
7 | Клеточное строение листа. | §7 | ||
8 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев | §8 | ||
9 | Строение стебля. Л.р.4 Внутреннее строение ветки дерева. | Инструктаж по т/б | §9 | |
10 | Видоизменения побегов. Л.Р.5 Видоизмененные побеги (корневище ,клубень, луковица ). | Инструктаж по т/б | §10 | |
11 | Цветок. Л.Р. 6 Строения цветка . | Инструктаж по т/б | §11 | |
12 | Соцветия | §12 | ||
13 | Плоды. Л.р.7Многообразие сухих и сочных плодов. | Инструктаж по т/б | §13 | |
14 | Распространение плодов и семян. |
| § 14 | |
Тема 2. Жизнь растений (11 ч .) | ||||
15 | Минеральное питание растений Л.Р. 8 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. | Инструктаж по т/б | §15 | |
16 | Фотосинтез | §16 | ||
17 | Дыхание растений | §17 | ||
18 | Испарение воды растениями. Листопад | §18 | ||
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. |
| §19 | |
20 | Прорастание семян Л.р9 Определение всхожести семян | Инструктаж по т/б | §20 | |
21 | Способы размножения растений |
| §21 | |
22 | Размножение споровых растений | §22 | ||
23 | Размножение голосеменных растений | §23 | ||
24 | Половое размножение покрытосеменных растений | §24 | ||
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лр.10 Вегетативное размножение комнатных растений | Инструктаж по т/б | §25 | |
Тема 3.Классификация растений (6ч .) | ||||
26 | Основы систематики растений | §26 | ||
27 | Кл. Двудольные. Л.Р.11Семейство Крестоцветные Сем. Розоцветные | Инструктаж по т/б | §27 | |
28 | Кл. Двудольные. Л,Р 12 Сем. Пасленовые, Мотыльковые ,Сложноцветные | Инструктаж по т/б | §28 | |
29 | Кл. Однодольные. Л,Р,13Сем. Лилейные и Злаки. | Инструктаж по т/б | §29 | |
30 | Культурные растения | §30 | ||
Тема 4. Природные сообщества (3ч .) | ||||
31 | Растительные сообщества | §31 | ||
32 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | §32 | ||
33 | Экскурсия «Природное сообщество и человек» | |||
34 | Заключительный урок. |
Учебно-методическая литература для учителя:
1. В.В.Пасечник Биология 6кл.Многообразие покрытосеменных растений М.Дрофа,2013.
2. Е. М. Бенуа Тесты по биологии М., Экзамен, 2008
3 .А.Н. Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991
4. Л. Д. Панфилова Тематическое и поурочное планирование по биологии М., Экзамен,
5. Л. Д. Панфилова Контрольные и проверочные работы по биологии \ - М., Экзамен2005
6. Н.Ф. Реймерс Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
7. Журнал «Биология в школе»
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...