рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Программа составлена в соответствии УМК под редакцией В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 8 классе базового уровня составлена на основании:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии 2004 г.
- программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечникка, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы. М. Дрофа 2010 стр. 37-48) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Программа рассчитана на 70 часов.
- в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».
Курс биологии для 8 класса является логическим продолжением изучения биологии в 7 классе, где обучающиеся знакомятся с признаками, присущими всем организмам, рассматривают живой организм как единое целое.
В 8 классе .обучаемые получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать обучаемыми единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом , выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволяет более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Цели программы:
- Формирование понятий о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.;
- Изучение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетической связи с животными предками.
- Понимание взаимосвязи строения и функций органов и систем , а также образа жизни человека.
Задачи программы:
- освоение обучаемыми знаний о человеке как о биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучаемыми в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек. 8 класс» М.: Дрофа, 2007
- Дидактический материал по курсу «Биология. Человек 8. класс» (М.: Просвещение , 2009)
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек. 8 класс». Рабочая тетрадь к учебнику.
На изучение курса биологии «Человек» в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю). Лабораторных работ – 16, практические работы -3; самостоятельная работа -1.
Формы организации учебного процесса: классический урок, урок-практикум, урок-игра, урок-семинар, урок-конференция, урок-презентация, урок-экскурсия.
Основная форма организации учебного процесса – урок, где большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, позволяющим повышать уровень познавательной активности учеников.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
Осуществляется текущий, промежуточный, итоговый контроль. Основным объектом текущего контроля будут умения и навыки, полученные при изучении темы. В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания.
Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будут умения объяснять причинно-следственные связи явлений, используя различные источники, а также опираясь на знания, полученные в этой теме. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию, основан на тестовых заданиях разного уровня.
Контрольных работ по биологии программой не предусмотрено, поэтому контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных работ, лабораторных и практических работ, решение логических задач, тестовых заданий.
II.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 8 « » классе
№ | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения программы | Примечание | |
План | Факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. | Код3.4 | ||
2 | Становление наук о человеке и методы исследования. | Код 3.4 | ||
Раздел 1. Происхождение человека (3 часа) | ||||
3 | Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. | Код 4.1 | ||
4 | Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. | |||
5 | Человеческие расы. Человек как вид. | Повторение раздела «Происхождение человека» | ||
Раздел 2 Строение и функции организма(57 часов) | ||||
Тема 2.1 Общий обзор организма | ||||
6 | Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.Тест | Код 2.1 | ||
Тема 2.2 Клеточное строение организма | ||||
7 | Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. | Код 2.1 | ||
8 | Деление клетки. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Рост и развитие клеток. | |||
9 | Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1 « Изучение микроскопического строения тканей». | Код 2.1 | ||
10 | Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. | Код 4.2 | ||
. Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем органов | ||||
11 | Центральная и переферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. . Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». | Повторение раздела «строение организма», 4.2 | ||
Тема 2.4 Опорно-двигательная система | ||||
12 | Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их микро и макростроение, типы костей.. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения костей.». | Код 4.11 | ||
13 | Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. | Код 4.11 | ||
14 | Типы соединение костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы) | |||
15 | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антогонисты и синергисты.. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела». | |||
16 | Работа скелетных мышц и их регуляция.Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренпировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 5 «Изменение роста и массы организма» | |||
17 | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. ИХ выявление, предупреждение и исправление. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия». | Код 4.11 | ||
18 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Повторить весь раздел | ||
Тема 2.5 Внутренняя среда организма | ||||
19 | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови. Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кровотворение. .Лабораторные работы№7 «Изучение микроскопического строение крови» | Код 4.5 | ||
20 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Имунная система. | |||
21 | Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. | Повторение раздела «внутренняя среда организма» | ||
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы организма | ||||
22 | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. | Код 4.6 | ||
23 | Круги кровообращения Инструктаж по ТБ.Лабораторные работы№8: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | |||
24 | Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.Тест | |||
25 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.. Инструктаж по ТБ. Лабораторные работы №, ,: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и | |||
26 | Гигиена сердечно – сосудистой системы.Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№10: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | Код 4.6 | ||
27 | Первая помощь при кровотечениях.Тест. | Повторение раздела «кровеносная и лимфатическая система» | ||
Тема 2.7 Дыхательная система | ||||
28 | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносных пазух, профилактика, доврачебная помощь. | Код 4.7 | ||
29 | Газообмен в легких и тканях. Тест. | |||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №11«Определение частоты дыхания». | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм. | Повторение раздела «Дыхание» | ||
Тема 2.8 Пищеварительная система | ||||
32 | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | Код 4.3 | ||
33 | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта Ротовая полость. Тест. | |||
34 | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №12 «Действие желудочного сока на белки, слюны на крахмал». | |||
35 | Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Тест. | |||
36 | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Код 4.3 | ||
37 | Заболевание органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.. | Повторение раздела «Пищеварение» Код 4.3 | ||
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии | ||||
38 | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Тест. | Код 4.7 Код 4.8 | ||
39 | Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. | |||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа № 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | Повторение раздела «Обмен веществ и энергии» | ||
Тема 2.10 Покровные органы. Теплорегуляция | ||||
41 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи. | Код 4.12 | ||
42 | Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы.Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | |||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощьпри общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | |||
Тема 2.11 Выделительная система | ||||
44 | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.. | Код 4.8 | ||
Тема 2.12 Нервная система человека | ||||
45 | Значение нервной системы. Мозг и психика | |||
46 | Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. | Код 4.2 | ||
47 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | |||
48 | Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий и переднего мозга .Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. | |||
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатические и парасимпатические подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. | Код 4.2 | ||
Тема 2.13 Анализаторы | ||||
50 | Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. | |||
51 | Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза.Инструктаж по ТБ Лабораторная работа№15«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», | Код 4.12 | ||
52 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. | |||
53 | Слуховой анализатор. Значение зрения. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха. | Код 4.12 | ||
54 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | Повторение раздела «Анализаторы» | ||
Тема 2.14 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | ||||
55 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П.Павлов Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.Тест. | Код 4.10 | ||
56 | Врождённые и приобретённые программы поведения – безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. | |||
57 | Биологические ритмы.Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. | |||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание , трудовая деятельность Познавательные процессы. Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №16«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.» | |||
59 | Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции. Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. | Повторение раздела «высшая нервная деятельность» | ||
Тема 2.15 Железы внутренней секреции | ||||
60 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.Тест. | |||
61 | Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. | |||
Тема 2.16 Индивидуальное развитие организма | ||||
62 | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. | Код 4.1 Код 4.10 | ||
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека. | |||
64 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика | |||
65 | Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной возраст, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.. | Код 4.10 | ||
66 | Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. | Повторение темы | ||
Резерв времени | ||||
67 | Повторение темы «Клеточное строение» | |||
68 | Повторение темы «Органы дыхания» | |||
69 | Повторение темы «Строение нервной системы» | |||
70 | Тестирование за курс «Биология Человек» |
Обобщенный план контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений (в новой форме) по биологии
Порядко-вый № задания | Обозначение задания в работе | Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности | Коды проверяемых элементов содержания | Уровень сложности | Время выполнения (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть 1 | |||||
1 | А1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. И практической деятельности людей | 1.1 | Б | 1,5 |
2 | А2 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы | 2.1 | Б | 1,5 |
3 | А3 | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы | 2.2 3.1 3.2 | Б | 1,5 |
4 | А4 | Царство Растения | 3.3 | Б | 1,5 |
5 | А5 | Царство Растения | 3.3 | Б | 1,5 |
6 | А6 | Царство Животные | 3.4 | Б | 1,5 |
7 | А7 | Царство Животные | 3.4 | Б | 1,5 |
8 | А8 | Сходство человека с животными и отличия от них | 4.1 | Б | 1,5 |
9 | А9 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развития организма человека | 4.1 4.10 | Б | 1,5 |
10 | А10 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | 4.2 | Б | 1,5 |
11 | А11 | Опора и движение | 4.11 | Б | 1,5 |
12 | А12 | Внутренняя среда | 4.5 | Б | 1,5 |
13 | А13 | Транспорт веществ | 4.6 | Б | 1,5 |
14 | А14 | Питание. Дыхание | 4.3 4.4 | Б | 1,5 |
15 | А15 | Обмен веществ. Выделение. Покровы тела | 4.7 4.8 4.9 | Б | 1,5 |
16 | А16 | Органы чувств | 4.12 | Б | 1,5 |
17 | А17 | Психология и поведение человека | 4.13 | Б | 1,5 |
18 | А18 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ | 4.14 | Б | 1,5 |
19 | А19 | Приемы оказания первой доврачебной помощи | 4.15 | Б | 1,5 |
20 | А20 | Влияние экологических факторов на организмы | 5.1 | Б | 1,5 |
21 | А21 | Экосистемная организация живой природы. Биосфера – глобальная экосистема | 5.2 5.3 | Б | 1,5 |
22 | А22 | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме | 2,3,4,5 | Б | 1,5 |
23 | А23 | Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | 2,3,4,5 | П | 1,5 |
24 | А24 | Учение об эволюции органического мира | 3,5 | П | 1,5 |
Часть2 | |||||
25 | В1 | Умение проводить множественный выбор | 2,3,4,5 | П | 8 |
26 | В2 | Умение устанавливать соответствие | 1,2,3,4,5 | П | 8 |
27 | В3 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | 2,3,4,5 | П | 8 |
28 | В4 | Умение включать в текст пропущенные биологические термины | 1,2,3,4,5 | П | 8 |
Часть 3 | |||||
29 | С1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ | 4.14 | П | 15 |
30 | С2 | Умение работать с текстом биологического содержания | 1,2,3,4,5 | П | 13 |
31 | С3 | Умение работать со статистическими данными, представленные в табличной форме | 1,2,3,4,5 | П | 17 |
III.Содержание программы
Преемственные связи между разделами программы обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствуют формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний.
В структурном отношении курс «Биология. Человек» состоит из таких глав, как:
- ВВЕДЕНИЕ (2 часа);
- Происхождение человека (3 часа);
- Общий обзор организма (1 час);
- Клеточное строение организма (4 часа);
- Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час);
- Опорно-двигательная система (7 часов);
- Внутренняя среда организма (3 часа);
- Кровеносная и лимфатическая системы организма (5 часов);
- Дыхательная система (4 часа);
- Пищеварительная система (6 часов);
- Обмен веществ и энергии (3 часа);
- Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа);
- Выделительная система (1 час);
- Нервная система человека (5 часов);
- Анализаторы (5 часов);
- Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часа);
- Железы внутренней секреции (2 часа);
- Индивидуальное развитие организма (6часов);
- Резерв времени (4 часа) - Повторение тем: «Клеточное строение», «Органы дыхания», «Строение нервной системы». Повторно-обобщающий урок за курс «Биология Человек»
Во введении обучаемые знакомятся с науками, изучающие организм человека: анатомией, физиологией, психологией и гигиеной, их становлением и методами исследования.
Первый раздел рассматривает место человека в систематике, доказательства животного происхождения человека, основные этапы эволюции человека и влияние биологических и социальных факторов на нее, человеческие расы, человек как вид.
Второй раздел «Строение и функции организма » включает в себя 14 тем.
- общий обзор организма - знакомит обучаемых с уровнями организации жизни, структурой тела, органами и системами органов;
- клеточное строение организма. Ткани.- рассматривает внешнюю и внутреннюю среду организма, строение и функции клетки, ткани;
- рефлекторная регуляция органов и систем организма рассматривает строение центральной и периферической части нервной системы, спинной и головной мозг. Обучаемые получают знания о рефлексе и рефлекторной дуге, процессах возбуждения и торможения, о прямых и обратных связях, а также роли рецепторов в восприятии раздражений.
- опорно-двигательная система – раскрывает знания о скелете, мышцах и их функциях, химическом составе костей, о причинах нарушения осанки и развития плоскостопия. При закреплении этой темы запланированы практические занятия по оказанию первой помощи при ушибах, переломах костей и вывихах суставов; по выявлению плоскостопия.
- внутренняя среда организма рассматривает компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа; круги кровообращения, строение и работу сердца. Обучаемые узнают о гигиене сердечно-сосудистой системы, доврачебной помощи при заболеваниях сердца и сосудов и первой помощи при кровотечениях.
- дыхательная система раскрывает значение дыхания, строение и функции органов дыхания, функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Обучающиеся на практике узнают о выявлении и предупреждении болезней органов дыхания; о первой помощи утопающему. При удушении и биологической смерти, искусственном дыхании и непрямом массаже сердца;
- пищеварительная система – знакомит с пищевыми продуктами и питательными веществами, их роли в обмене веществ, строении и функциях пищеварительной системы. Обучаемые узнают о заболеваниях пищеварительной системы и их профилактике, о гигиене органов пищеварения и предупреждении ЖК инфекций и гельминтозов. На практических занятиях узнают о доврачебной помощи при пищевых отравлениях;
- обмен веществ и энергии включает в себя материал о пластическом и энергетическом обмене, обмене белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Обучаемые узнают о роли ферментов в обмене веществ, витаминах, об энергозатратах человека и пищевом рационе.
- покровные органы и теплорегуляция – дает знания о наружных покровах тела человека, строении и функциях кожи. Обучаемые на практике знакомятся с методами ухода за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи; о гигиене одежды и обуви, причинах кожных заболеваний, профилактикой и лечением, учатся оказывать доврачебную помощь при общем охлаждении организма, тепловом и солнечном ударе;
- выделительная система рассказывает о значении органов выделения и поддержки гомеостаза внутренней среды организма, о строении и функциях мочевыделительной системы, о заболеваниях органов выделительной системы и их предупреждении;
- нервная система рассматривает значение НС, мозг и психику, строение НС, соматический и автономный отделы НС, их подотделы и взаимодействие. Обучаемые на практике знакомятся с рефлексами продолговатого и среднего мозга;
- анализаторы – дает знания об органах чувств, значении анализаторов, гигиене зрения, предупреждении глазных болезней, травм глаза, предупреждении близорукости и дальнозоркости, коррекции зрения, гигиене органов слуха, причинах тугоухости и глухоты, их предупреждении;
- высшая нервная деятельность. Поведение. Психика – знакомит с условными и безусловными рефлексами, законом взаимной индукции возбуждения и торможения, биологических ритмах, сне и бодрствовании, особенности ВНД, речи, познавательных процессах и волевых действиях;
- железы внутренней секреции – дает знания о видах желез, свойствах гормонов, взаимодействии нервной и гуморальной регуляции. Обучаемые узнают о причинах сахарного диабета.
Третий раздел «Индивидуальное развитие организма» рассматривает жизненные циклы организмов, бесполое и половое размножение. Мужскую и женскую половые системы, образование и развитие зародыша, влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека, наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях, передающимся половым путем: СПИД, сифилис и др., а также об их профилактике; развитии ребенка после рождения, индивиде и личности, темпераменте и характере, самопознании и общественном образе жизни.
IV.Формы и средства контроля
Ведущими составляющими контроля выступают практические умения в области биологии. Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. .
В процессе текущего контроля используются задания, характерные для формирования практических умений и навыков, индивидуальный и фронтальный опрос, вопросы с кратким или развернутым ответом, практические задания, биологические диктанты, беседы, отчеты по тематическим наблюдениям и экспериментам.
Промежуточный контроль проводится после занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, биологические диктанты (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6-9 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-110 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2010 г./; лабораторные работы, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс или тему, и выполняет оценочную функцию. В ходе проверки базового уровня в основном используются преимущественно тесты, с одним вариантом ответа. При контроле же практических умений проявляется способность обучаемых мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, поэтому эти умения могут проверяться с помощью тестов со свободно конструируемым ответом (взяты из сборника «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/Сост. Н.А.Артемьева. – М.: ВАКО, 2010.-120 с. и Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательство «Дрофа», 2001/.
V.Перечень учебно-методических средств обучения
№п/п | Средства обучения | % оснащенности |
Литература основная | ||
1. | Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М.: Дрофа, 2009. (Гриф: Рекомендовано МО РФ) | 100 |
2. | Тетрадь с печатной основой. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс. – М.: Дрофа, 2009. – 141 с. | 100 |
дополнительная | ||
3. | Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, сборник « Биология. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – Москва, издательство «Дрофа», 2010 г. стр.20-23. | 100 |
4. | Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Уроки биологии 8 класс» Пособие для учителей образовательных учреждений М. «Просвещение» 2009 | 100 |
5. | И.К.Лесовская «Поурочные разработки по биологии 8 класс» – Волгоград: «Учитель», 2008 | 100 |
6. | Практикум по гигиене Н.А.Пугал, Е.В.Волошинова, Р.Д.Маш, В.И.Беляев Москва «Аркти» 2008 | 100 |
7. | Н.Ф. Реймерс. Популярный биологический словарь. – Москва, «Наука», 1991 | 100 |
8. | Стандарт основного общего образования | 100 |
9. | Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001 | 100 |
10. | Журнал. Биология в школе. | 100 |
11. | Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007 | 100 |
12. | Контрольныеи проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001 | 100 |
13. | Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 классы.- Москва, издательс | 100 |
Оборудование и приборы Объекты натуральные | ||
14 | Влажные микропрепараты по разделу:
| 88 |
Информационные источники | ||
15. | Таблицы комплексные по курсу «Человек» | 93 |
16. | Портреты учёных биологов | 100 |
Модели, макеты, муляжи | ||
17. |
| 100 |
Приборы | ||
18. | лабораторные - лупа, микроскоп, микролаборатории (4 шт.) | 80 |
19. | средства ИКТ - универсальный настольный компьютер, проектор, интерактивная доска. | 100 |
Цифровые образовательные ресурсы | ||
20 | учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс» | 100 |
21. | Мультимедийный диск «Биология» | 100 |
22 | Мультимедийный диск «Репетиторы Кирилл и Мифодий. Растения. Бактерии. Грибы.» | 100 |
23 |
| |
24 |
| |
25. |
| |
26. |
| |
27. |
|
Минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП (для выполнения лабораторных работ по биологии)
Практические и лабораторные работы, рекомендованные в соответствии с программами по биологии базового уровня для 6-9 классов (стандарт основного общего образования)
Класс | Темы лабораторных и практических работ | Необходимый минимум ( в расчете 1 комплект на 2 обучаемых) |
8 | Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей». | Микроскоп -1, набор микропрепаратов – виды тканей |
Лабораторная работа №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». | зеркало | |
Лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения костей». | Микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань» | |
Лабораторная работа № 4 «Мышцы человеческого тела». | Модель скелета человека, таблицы с изображением видов соединения костей, мышц человека, типов тканей. | |
Лабораторная работа № 5 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц». | Таблицы «Ткани», «Мышцы человека»; гантели, секундомер | |
Лабораторная работа №6 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия». | Сантиметровая лента | |
Лабораторные работы№7 «Изучение микроскопического строение крови» | Микроскоп, постоянный микропрепарат | |
Лабораторные работы№8: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | Аптечное резиновое кольцо или нитки | |
Лабораторные работы №, 9: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | Секундомер | |
Лабораторная работа№10: «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку». | Секундомер или часы с секундной стрелкой | |
Лабораторная работа №11«Определение частоты дыхания». | Секундомер | |
Лабораторная работа №12 «Действие слюны на крахмал». | Накрахмаленный бинт, нарезанный на кусочки 10 см., вата, спички, аптечный йод (5%), блюдце, вода. | |
Лабораторная работа № 13 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». | Секундомер или часы с секундной стрелкой | |
Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки». | Бумажные салфетки | |
Лабораторная работа №14 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | Тетрадь, ручка | |
Лабораторная работа№15«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», «Поиск слепого пятна», | Трубка, свернутая из листа бумаги | |
Лабораторная работа №16«Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.» | Лист бумаги, ручка, часы, линейка, карандаш | |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Мультимедиа | |
Первая помощь при кровотечениях. | Мультимедиа | |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Мультимедиа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...