рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ /Суржикова М. Н./ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ с.Любицкое» _____________/Коршунова Л. Н./ ФИО «__»____________2012г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «ООШ с.Любицкое» _________ /Гончарова Н. М./ ФИО Приказ № ___ от «__»____2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя Гончаровой Надежды Михайловны
Ф.И.О. категория
первой квалификационной категории
по_биологии, 6 класс
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2012г.
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению биологии в 6 классе общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора В.И.Сивоглазова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266.
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. САНПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993;
4. Учебного плана МОУ «ООШ с.Любицкое Пугачёвского района Саратовской области» на 2012-2013 учебный год;
5. Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
В.И.Сивоглазов «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
Для учителя:
1. Поурочное планы по биологии. 6 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». Издательство «Учитель», Волгоград, 2005г.
2. Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина. Издательство М. Дрофа,2010г.
Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения
« Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю.
C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 34 часа, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся .
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.
Учебно-тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов |
Раздел 1 | СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 11 часов |
1.1 1.2 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 1.10 1.11 | Основные свойства живых организмов Клетка – элементарная частица живого. Строение клеток. Л.Р. №1 по теме: Определение состава семян пшеницы. Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. Л.Р.№2 по теме: «Строение клеток живых организмов». Ткани растений. Ткани животных. Л.Р.№3 по теме: «Ткани живых организмов» Вегетативные органы. Репродуктивные органы. Системы органов животного. Обобщение темы: Органы и системы органов. Л.Р. №4 по теме « Распознавание органов растений и животных. Растения и животные как целостные организмы | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Раздел2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 2.22 | ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА Организм как единое целое. Особенности питания растительного организма. Фотосинтез и его значение в жизни растений. Особенности питания животных Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Дыхание у растений. Дыхание у животных. Передвижение веществ в растении. П.Р.№ 1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Передвижение веществ в животном организме. Выделение у растений, грибов и животных. Обмен веществ у растений и животных. Значение опорных систем. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Л.Р.№ 5 по теме: «Строение костей» Движение как важнейшая особенность животных организмов. Л.Р.№ 6 по теме: «Движение инфузории туфельки». Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов. П.Р.№ 2 по теме: Перемещение дождевого червя. Регуляция процессов жизнедеятельности у животных. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Размножение, его виды. Бесполое размножение П.Р.№ 3 по теме: Черенкование комнатных растений. Половое размножение животных. Половое размножение растений. Рост и развитие растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. Рост и развитие животных. Л. Р.№ 7«Прямое и непрямое развитие животных. | 22 часа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Раздел3 | ОРГАНИЗМ И СРЕДА | 1 час. |
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 6 классе
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Повторение | ИОР и ИКТ | Примечание | |
по плану | фактич. | ||||||
Раздел I. Строение и свойства живых организмов 11 ч. | |||||||
1 | Основные свойства живых организмов | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
2 | Клетка – элементарная частица живого. Строение клеток. Л.Р. №1 по теме : Определение состава семян пшеницы. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
3 | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов». | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
4 | Ткани растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
5 | 1.Ткани животных. Л.Р.№ 3 по теме : « Ткани живых организмов» | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
6 | Вегетативные органы. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
7 | Репродуктивные органы. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
8 | Системы органов животного. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
9 | Обобщение темы: Органы и системы органов. Л.Р. №4 по теме « Распознавание органов растений и животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
11 | Растения и животные как целостные организмы | 1 | |||||
Раздел II. Жизнедеятельность организма 22 ч. | |||||||
12 | Организм как единое целое. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
13 | Особенности питания растительного организма. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
14 | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
15 | Особенности питания животных Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
16 | Дыхание у растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
17 | Дыхание у животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
18 | Передвижение веществ в растении. П.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
19 | Передвижение веществ в животном организме. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
20 | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
21 | Обмен веществ у растений и животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
22 | Значение опорных систем. Опорные системы растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
23 | Опорные системы животных. Л.Р.№5 по теме: «Строение костей» | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
24 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Л.Р.№ 6 по теме: «Движение инфузории туфельки». | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
25 | Механизмы, обеспечивающие движения живых организмов. П.Р.№ 2 по теме: Перемещение дождевого червя. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
26 | Регуляция процессов жизнедеятельности у животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
27 | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
28 | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
29 | Размножение, его виды. Бесполое размножение П.Р.№ 3 по теме: Черенкование комнатных растений. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
30 | Половое размножение животных. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
31 | Половое размножение растений. Рост и развитие растения. Распространение плодов и семян. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
32 | Условия прорастания семян. П.Р. №4 по теме: Прорастание семян. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
33 | Рост и развитие животных. Л. Р.№ 7«Прямое и непрямое развитие животных.» | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» | ||||
Раздел III. Организм и среда 2 ч. | |||||||
34 | Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества. | 1 | Диск Биология. Живой организм. 6 класс. Н.И. Сонин «Дрофа» |
3.Содержание тем учебного курса
- СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (11 ч)
Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Строение растительной и животной клеток (2 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов.
Ткани растений и животных (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Тимы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторная работа
Ткани живых организмов.
Органы и системы органов (4 ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю
веществ.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветии.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Основные понятия. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторная работа
Распознавание органов у растений и животных.
Растения и животные как целостные организмы (1 ч)
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
- ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа)
Питание и пищеварение (4 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями.
Дыхание (2 ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Передвижение веществ в организме (2 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Выделение (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растении и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Опорные системы. (2 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа
Строение костей.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Движение (2ч)
Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории-туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Размножение (3 ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа
Черенкование комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений, разнообразия и строения соцветий.
Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Прорастание семян.
Демонстрация способов распространения плодов и семян.
- ОРГАНИЗМ И СРЕДА (1ч)
Среда обитания. Факторы среды. Природные сообщества 1ч
Основные понятия. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Планируемый результат.
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
— химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
— основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
— типы деления клеток, их роль в организме;
— особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
— основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
— характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать органоиды клетки;
— узнавать основные формы цветкового растения;
— распознавать органы и системы органов изученных организмов;
— составлять простейшие цепи питания;
— размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
— пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.
УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА | |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Основная литература:
1. Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.
2. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина / Автор-составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2010;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006;
4. СД. 1С: Репетитор. Биология.
5. СД. Открытая биология.
6. СД. Биология 6 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
Дополнительная литература:
1. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам / авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.
- Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. - 192с.
- Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;
- И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;
- Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...