Рабочая программа 11 клас (1,5 часа)
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Бажан Ольга Анатольевна

Рабочая программа используется для обучения детей в ЦДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11kl_51_chas.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11класса (базовый уровень) разработана на основе примерной учебной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника .

Рабочая программа по биологии для 11 класса(базовый уровень) предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Центре дистанционного обоазования при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат».

Цель рабочей программы по биологии для учащихся 11 класса является развитие индивидуальных способностей учащихся и формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Задачи данной программы обучения:

Освоить знания: о биологических системах ( клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естесвенно-научной картины мира; о методах научного познания;

Овладеть умениями: обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей; развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения: выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками знаний;

Воспитать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

На изучение биологии согласно примерной учебной программе на базовом уровне отводится : в 11 классе – 34 часа. Согласно индивидуальным учебным планам детей-инвалидов Центра дистанционного образования при ОГАОУ «БИЮЛИ» рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 час в неделю в 11 классе., 51час в год

Изменения связаны с распределением часов по определенным темам: в авторской программе В.В. Пасечника (2010)на тему №4.1 отводится 4 часа, а в рабочей программе, предназначенной для использования в Центре Дистанционного Образования детей-инвалидов 1 час; в теме № 4.2 - 9 часов, в рабочей программе количество часов 10; в теме № 4.3 — 3 часа, а в рабочей программе 7 часа; в теме № 4.4 — 4 часа, в рабочей программе 7 часов; в теме № 5.2 — 4 часа, в рабочей программе 11 часов; в теме № 5.2 6 часов, в рабочей программе 3 часа, 5.5 — 2 часа, а в рабочей программе — 3 часа

Такое количественное увеличений обусловлено индивидуальными возможностями детей. В этой связи увеличено количество учебного времени на материал содержащий большое количество сложной для восприятия и запоминания информации.

Таким образом, в рабочей программе предусмотрено 5 лабораторных и 2 практические работы.


Название темы по авторской программе В.В. Пасечника

Количество часов

Название темы по рабочей программе


Количество часов

Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

Тема 4.4. Происхождение человека

Всего по разделу



4



9


3


4


20

Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей-

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

Тема 4.4. Происхождение человека

Всего



3



10


7


7


27

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы

Тема 5.2. Структура экосистем

Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема

Тема 5.4. Биосфера и человек

Всего


3


4


2


2


11

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы

Тема 5.2. Структура экосистем

Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема

Тема 5.4. Биосфера и человек

Всего


7


11


1


5

22

Итого за курс 11 класса

30+4 ч.р.в.

51

Темы практических и лабораторных работ

Темы разделов

Название лабораторной работы

Название практической работы

Тема 4.2.Современное эволюционное учение

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» Лабораторная работа №2 «Выявление приспособленности у организмов к среде обитания»

Тема 4.3.Происхождение жизни на Земле

Лабораторная работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Тема 4.4.Происхождение человека

РАЗДЕЛ 5 Экосистемы Тема 5.1.Экологические факторы

Тема 5.2.Структура экосистем

Лабораторная работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» Лабораторная работа №5 «Решение экологических задач».

Тема 5.3.Биосфера - глобальная экосистема

Тема 5.4 Биосфера и человек 

Практическая работа №1 «Выявления антропгенных изменений в экосистемах своей местности» Практическая работа №2 «Анализ и оценка после дствий собственной дея тельности в окружающей среде, глобальных эко логических проблем и пу тей их решения»

        Обучение проводится согласно учебному плану в данной рабочей программе основано на использовании учебника «Биология. Общая биология». 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М: Дрофа, 2008., согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год, утверждённых приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой центра дистанционногообразования детей-инвалидов при ОГАОУ «БИЮЛИ».

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня организации знаний по предмету, в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение лабораторных работ направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-позновательной деятельности.

Формы организации учебного процесса

Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с использованием дистанционных образовательных технологий.

В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется:

  • система консультационной поддержки;
  • виртуальные экскурсии;
  • индивидуальных занятий;
  • презентационные занятия;
  • применение технологий блочно-модульного обучения;
  • самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Основные формы текущего контроля: устный опрос,  поурочные тестовые формы, самостоятельная работа  (20-25 минут)

Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы индивидуального обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования. Все эти формы организации учебного процесса позволяют осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учеников с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  •  объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • -решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  • оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


  1. Учебно-тематический план

(1,5 часа в неделю, 51 час в год)


урока

п/п

Тема урока

(Контролируемый элемент по кодификатору ЕГЭ)


Учебные единицы ОМС ООП

Практические и лабораторные работы.

Дом. задание

1



2



3

  1. Возникновение и развитие эволюционных представлений античного мира.

(6.1 – 6.4)

Возникновение и развитие эволюционных представлений К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. (6.1 – 6.4)

  1. Ч. Дарвин и основные положения эволюционной теории.

(6.1 – 6.4)

История эволюционных идей. Значение работ Аристотеля, Эмпедокла, Лукреция и др.

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,

Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

§52,

стр. 186 – 187.


§52,

стр. 186 – 190.


§52,

стр. 191-194

4, 5, 6



7, 8, 9

Вид и его критерии. (6.1)



Популяции. Генофонд популяции (6.2)

Вид, его критерии. Критерии вида,морфологический,физиологический,генетический,экологический.

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга.

Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

§53



§54 -57

10, 11,12


3

Биологический прогресс и биологический регресс.

(6.3, 6.4)

Внутривидовая борьба, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями среды Влияние естественного отбора на генофонд популяции. Приспособленность организмов к среде обитания. Изоляция: географическая и биологическая. Географическоевидообразование, экологическое видообразование. Биологические исследования: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Лабораторная работа №2

«Выявление приспособленности у организмов к среде обитания»

§56-63


3

3

3

3

13

«Современное эволюционное учение»

тестирование

Повторить свойства жизни.

14-15



16-17

Гипотезы происхождения жизни



Современные представления о происхождении жизни.

(6.2)

Креационизм, панспермия, гипотеза самозарождения, гипотеза стационарного происхождения жизни, гипотеза Опарина-Холдена.

Гипотеза абиогенного зарождения жизни, гипотеза биопоэза, гипотезы происхождения прокариотической и эукариотической клетки.

§ 89 - 91

18-19



20

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

(6.2)

«Происхождение жизни на Земле»

Основные этапы развития жизни на Земле (геохронологическая таблица)



Выучить по геохронологической таблицы основные ароморфозы растений и животных. Подготовиться к контрольному тестированию.

21- 22




23-24

Положение человека в системе животного мира. (6.5)



Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.(6.5)

Гипотезы происхождения человека. Место человека в системе органического мира. Стадии антропогенеза.


Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Лабораторная работа №3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

§ 69 - 71




§ 71 - 72

25-26

27

Расы и их происхождение.(6.5)

Происхождение человека

Монголоидная, негроидная, европеоидная расы и их происхождение.

§ 73 Повторить из курса 9 класса тему: «Среды обитания живых организмов»

28,29, 30

Среда обитания организмов. Экологические факторы. (7.1)

Основные среды жизни: водная; воздушно-наземная, почвенная; среда, созданная самими организмами. Биотический, абиотический и антропогенный факторы.

§ 74 - 76

31-32





33-34

Основные типы экологических взаимодействий.(6.1)




Основные экологические характеристики популяции

Типы экологических взаимодействий: нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, конкуренция, паразитизм.

Популяция – элементарная единица вида. Демографические показатели популяции. Динамика популяции.

§ 77 - 79




§ 79- 80

35-36


37-38

11

Экологические сообщества и их структура.

( 7.2)

Взаимосвязь организмов в сообществах (7.1, 7.2)

Пространственная структура, видовая структура и трофическая структура.

Взаимосвязь организмов в сообществах

§ 81-82


§ 82-83

39-40




41



42

Пищевые цепи, экологические пирамиды( 7.2)




Экологические сукцессии.(7.2 , 7.3)



Основы рационального природопользования

( 7.3, 7.4)

Понятие о экологической пирамиде, пищевой цепи, пищевой сети.



Понятие об экологической сукцессии, виды экологической сукцессии»


Понятия о природопользование и его характеристики

Лабораторная работа №4 «Составление схем передачи веществ и энергии в экосистемах( пищевых цепей и сетей)»



§ 84 — 86




§ 86 — 88



Создание проекта «Экологические проблемы»

12

12

43-44


45

Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистема.

Структура экосистем

Понятие об агроэкосистемах

Лабораторная работа №5

«Решение экологических задач».

Повторить понятия: «жизнь», «эволюция».

46

Эволюция биосферы (7.5)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Глобальные проблемы и пути их решения. Правила поведения человека в природной среде.

§ 92

Стр. 356-357


47


Антропогенное воздействие на Биосферу

( 7.5, 7.6)

Биосфера и человек.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Правила поведения человека в природной среде.

Практическая работа №1 «Выявления антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

§ 93


Подготовка проекта «Правила поведения человека в природной среде»

48-49

«Эволюция биосферы и человека»

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Составить презентацию«Эволюция биосферы и человека».

50-51

«Роль биологии в будущем».

Значение учения и биологии в современном мире.

Практическая работа №2«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

Составить проект

по теме:

«Роль биологии в будущем».


IV. Содержание программы учебного предмета

Раздел 4. Вид ( 27 часов):

Тема 4.1. История эволюционных идей (3часа)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение10 часов)

Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (7 часов)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 4.4. Происхождение человека (7 часов)

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

• Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», « «Формы сохранности ископаемых растений и животных», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

■ Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел 5. Экосистемы (22 часа):

Тема 5.1. Экологические факторы (7 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Тема 5.2. Структура экосистем (11 часов)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (1 час)

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (5 часов)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

■ Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».

■ Лабораторные и практические работы Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

V. Формы и средства контроля.

        Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие методы контроля как:

-по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

-по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная).

-по способу организации контроля: автоматический (машинный),  контроль учителя, самоконтроль.

-по ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.

-по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).

 В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала такие как:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя, которая занимает 20-25 минут));

- письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания – отметочная, по организации – контроль учителя);

- тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания – рейтинговая или отметочная);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

  • наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Самостоятельная работа №1

  1. Определите верно ли данное утверждение:
  1. Консументы разлагают органические остатки до неорганических веществ.
  2. Биосфера имеет верхнюю границу – нижний слой атмосферы.
  3. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.
  4. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.ыберите правильный ответ
  1. Выберите правильный ответ.
  1. При переходе с одного пищевого уровня на другой сохраняется не более:

А. 1% энергии

Б. 10% энергии

В. 90% энергии

Г. 100% энергии

2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:

А. литосфера

Б. гидросфера

В. биосфера

Г. ноосфера

3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

А. заказник

Б. заповедник

В. национальный парк

Г. памятник природы

III. Нарисуй схему круговорота азота в биосфере, пояснив каждый компонент.

Самостоятельная работа по теме «Биосферный уровень жизни».

  1. Определите верно ли данное утверждение:
  1. Редуценты разлагают остатки до неорганических веществ.
  2. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
  3. При переходе с одного пищевого уровня на другой теряется 10% энергии.
  4. Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
  1. Выберите правильный ответ.
  1. Верхняя граница биосферы проходит на высоте 20 км., так как там:

А. мало кислорода

Б. мало света

В. низкая температура

Г. располагается озоновый слой.

  1. Биомассу биосферы составляют:

А. живые организмы

Б. полезные ископаемые

В. руды

Г. почва.

3. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:

А. хищники

Б. бактерии

В. растения

Г. растительноядные животные

III. Нарисуй схему круговорота углерода, пояснив каждый компонент.

VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Для обучающихся

Учебник: «Общая биология», А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник: М., Дрофа, 2006 год;

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

Для учителей

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

7) Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..

8) Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.

9) Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.

10) Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.

11) Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.

12) Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.

13)Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г

14) Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.

15) Сухова Т.С. «Тесты. Биология 6-11 классы» учебно-методическое пособие. Москва. Дрофа,2001.

16)Биология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы/Авт.: Т.С. Сухова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2004.

17) Калинова Г.С. Особенности изучения темы “Человек - биологическое существо (организм).// Начальное образование, 2004, № 1, с. 40-46

18) Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Аверина Л.М. Поурочное планирование учебного материала: “Растения”, “Бактерии. Грибы. Лишайники”.-М.: Школьная Пресса, 2004.

19) Калинова Г.С., Кучменко В.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Подготовка к экзамену. 9 класс.- М.: АСТ “Астрель”, 2004. 16,8 п.л.

20) Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Растения”.// Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 1, с. 34-43

21) Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Растения” (продолжение) // Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 2 с. 34-42

22) Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Бактерии, Грибы. Лишайники”. // Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 3 с.40-42

23) Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров, А.Г. Мустафин. – М.: Просвещение, 2003.

24) Петросова Р.А., Теремов А.В., Никишов А.И. Биология 9 кл. “Общие закономерности жизни.- М.: Владос, 2004.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»

• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Средства обучения

Компьютерное оборудование. Базовое рабочее место педагогического работника образовательного учреждения среднего(полного) общего образования для дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГАОУ “БИЮЛИ”

интернет ресурсы

  "http://school-collection.edu.ru/"http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция ЦОР)

 "http://luts.ucoz.ru/"http://luts.ucoz.ru/ (Занимательная биология)

Микроскоп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по физкультуре (3 часа)

поурочное иематическое планирование по урокам физкукльтуры для 1-11 классов ( 3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ (4 ЧАСА), 7 КЛАСС, А.Г. МОРДКОВИЧ

 Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В седьмом классе реализуется первый год обучения. Автором учебника А.Г.Мордкович разработан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ (3 ЧАСА), 9 КЛАСС, А.Г. МОРДКОВИЧ

      Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В девятом классе реализуется третий год обучения.  Выбранный учебник вх...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 2 ЧАСА), 8 КЛАСС, Л.С. АТАНАСЯН И ДР.

  Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 8 классе  отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Программой о...

Рабочая программа 9 класс 2 часа

Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образова...

Рабочая программа дисциплины "История" 48 часов

Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Право и организация социального обеспечения",обязательная аудиторная учебная нагрузка 48 часов....

Рабочая программа дисциплины "История"195 часов

Максимальная учебная нагрузка- 292 часа,обязательная аудиторная- 195 часов,из них самостоятельная работа студентов- 97 часов....