Рабочая программа дисциплины "История"195 часов
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Максимальная учебная нагрузка- 292 часа,обязательная аудиторная- 195 часов,из них самостоятельная работа студентов- 97 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_195ch.doc | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины История
код, специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Москва
2014
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
1.1.Область применения программы:
Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «История», авторов Гладышева А.В. и Чудинова А.В., ФГУ «ФИРО», 2008 с учетом гуманитарного профиля получаемого профильного образования.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» входит в цикл общеобразовательных дисциплин и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
1.3.Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целями освоения являются оформление целостного представления об основных закономерностях исторического процесса, событиях и процессах мировой и отечественной истории, формирование умений анализировать современные общественные явления и тенденции с учетом исторической ретроспективы.
Дисциплина «История» тесно связана с такими дисциплинами как «Обществознание», «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран».
Рабочая программа может быть использована для планирования курса и разработки занятий по истории для специальностей социально-экономического и технического профиля, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
- Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
- Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
- Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Учебная дисциплина направлена на достижение следующих целей:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов, и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, презентаций, проектов).
Содержание учебного материала структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко - цивилизационного развития России и мира в целом.
Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.
Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка - 292 часа;
обязательная аудиторная нагрузка – 195часов
из них самостоятельная работа студентов - 97 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине: в примерной программе на изучение дисциплины отведено 234 часа
Количество часов без изменений в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки по программам с учетом профилей получаемого профессионального образования и структурой рабочей программы (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 292 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 195 | |
в том числе: | ||
лабораторные работы | не предусмотрены | |
практические работы | не предусмотрены | |
контрольные работы | не предусмотрено | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: | 97 | |
в том числе: | ||
Подготовка и защита реферата | 13 | |
Подготовка группового проекта | 6 | |
Подготовка и защита презентации | 14 | |
Составление фишбоуна | 5 | |
Составление денотатного графа | 2 | |
Составление кластера | 4 | |
составление таблицы | 11,5 | |
Составление кроссворда | 2 | |
Составление опорной схемы | 1 | |
подготовка ответов на вопросы | 5,5 | |
УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ «КАРТА ПАМЯТИ» | 2 | |
СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА | 2 | |
Выполнение домашнего задания | 29 | |
в том числе: | ||
работа с историческим источником | 5 | |
работа с исторической картой | 16 | |
составление сложного плана | 4 | |
Написание эссе, сочинения-рассуждения | 4 |
-
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Содержание учебного материала | |||
Введение | Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории | 2 | 1 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка ответов на вопросы. | 0,5 | ||
Раздел 1. | Древнейшая стадия истории человечества | 3 | |
Тема 1.1. Происхождение человека. Неолитическая революция. | 1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. 2. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. 3.Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производительному. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление схемы антропогенеза и сложного плана «Неолитическая революция». | 1 | 3 | |
Раздел 2. | Цивилизации Древнего мира | 15,5 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Заполнение таблицы «Характерные черты государственного и экономического устройства стран Древнего Востока». | 0,5 | 2 | |
Тема 2.2. Индия и Китай в древности |
| 2 | 2 |
Тема 2.3. Древняя Греция |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка и написание реферата или составление презентации по теме: «Этапы истории Древней Греции»; работа с картой «Великая греческая колонизация» | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Древний Рим | 1.Периодизация истории Древнего Рима. 2.Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Борьба патрициев и плебеев. 3.Периоды принципата и домината. 4.Распад и падение Западной Римской империи. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой: «Древний Рим: путь от республики к империи». | 1 | 2 | |
Тема 2.5. Культура и религия Древнего мира | 1.Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. 2. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. Эстафета культурных достижений. Восток и Запад. Античность и европейская цивилизация. 3.Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: На выбор: подготовка и написание реферата или составление презентации по теме: «Религия Древнего мира». | 2 | 3 | |
Раздел 3 | Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | 16 | |
Тема 3.1. Индия и страны Дальнего Востока в средние века. | 1.Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. 2.Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. 3.Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. 4. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. 5.Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны. | 2 | 2 |
| 1. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. 2.Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Арабский халифат и его распад»» | 1 | 2 | |
| 1.Хронологические рамки западного Средневековья. 2.Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). 3.Великое переселение народов и его исторические результаты. 4.Процесс христианизации германских народов. Культурно-религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. 5.Образование варварских королевств. Варварские правды. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «От варварский королевств к империи франков Карла Великого». | 1 | 2 | |
Тема 3.4. Византийская империя | 1.Основные черты и этапы развития восточной христианской цивилизации. Роль античных традиций в развитии восточной христианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. 2.Правление Юстиниана. Расширение границ. «Свод гражданского права» 3.Падение Византийской империи в 1543 г. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Византийская держава». | 1 | 2 | |
Тема 3.5. Формирование и развитие христианской средневековой цивилизации в Европе. |
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление сравнительно-обобщающей таблицы. | 1 | 3 | |
Раздел 4. | История России с древнейших времен до конца XVII века | 38 | |
| 1. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути миграции славян. 2. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров 3. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление кластера «Территория и народы Восточноевропейской равнины». | 1 | 2 | |
| 1. Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. 2. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси. 3. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Славянские племенные союзы и первые князья». | 1 | 3 | |
Тема 4.3. Расцвет Древнерусского государства |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка и написание реферата или составление презентации по теме: «Киевская Русь – колыбель русской цивилизации» | 2 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Раздробленность Руси». | 1 | 2 | |
| 1.Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Политическое и культурное значение распространения ислама. 2. Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма на территории Литвы | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Борьба Руси с внешней агрессией в XIII веке». | 1 | 2 | |
| 1.Русь под властью Золотой Орды. 2.Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси. 3.Усиление новых политических центров. 4.Борьба за первенство между Тверью и Москвой. 5.Причины возвышения Москвы. Иван Калита. 6.Начало борьбы с ордынским игом. 7.Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление кластера: «Политика русских князей и Золотой Орды» | 1 | 3 | |
| 1. Социальная структура русского общества. Соотношение социальных, экономических, внутри- и внешнеполитических факторов, единство культуры. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. 2. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. 3. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства. Княжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление хронологической таблицы «Образование единого Русского государства» | 1 | 2 | |
| 1.Древнерусская культура. Условия развития культуры. Письменность и литература. Архитектура и изобразительное искусство. 2.Русская культура конца XIII-XIV вв. Условия развития культуры. Литература. Архитектура и искусство. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Анализ источника: «Русская Правда – основной источник древнерусского права XII-XIV вв.» | 2 | 3 | |
| 1.Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования. 2. Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление денотатного графа: «Судебники 1497 и 1550 гг.» | 1 | 3 | |
| 1.Основные направления внешней политики Ивана Грозного. 2.Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. 3.Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). 4.Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. | 777 | 777 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой «Внешняя политика Ивана IV». | 1 | 2 | |
| 1. Предпосылки и причины Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества. 2. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. 3.Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление денотатного графа «Смутное время начала XVII в.: причины, сущность, последствия» | 1 | 3 | |
| 1. Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. 2. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. 1. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. 2. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составить хронологическую таблицу «Российское государство при первых Романовых: внутренняя и внешняя политика». | 1 | 2 | |
Тема 4.13. ЗАЧЕТ. | ЗАЧЕТ В I СЕМЕСТРЕ. | 1 | 2 |
Раздел 5 | Страны западной Европы в XVI-XVIII вв. | 27 | |
|
| 2 | 2 |
| 1. Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Каравеллы. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. 2. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание реферата и подготовка презентации по теме «Европейское Возрождение. Гуманизм». | 4 | 3 | |
Тема 5.4. Реформация в Западной Европе. Контрреформация. | 1.Европа в период Реформации. Причины и предпосылки, содержание, основные направления. 2. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира. 3.Протестантизм и протестантская этика труда. 4.Контрреформация: причины, содержание, итоги. Игнатий Лойола. Религиозные войны. Аугсбургский мир. Нантский эдикт. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление кластера по теме Реформация и контрреформация в Европе» | 1 | 3 | |
Тема 5.5. Становление абсолютизма в европейских странах. | 1.Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. 2.Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. 3.Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | 2 | 2 |
Тема 5.6. Эпоха просвещения. |
Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка ответов на вопросы | 2 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Заполнение хронологической таблицы. | 2 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление кластера по теме «Война за независимость в США» | 1 | 2 | |
| Россия в XVIII веке. | 22 | |
|
| 2 | 2 |
Тема 6.2. Внешняя политика Петра. Северная война и ее итоги. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление денотатного графа по теме: «Северная война». | 1 | 3 | |
Тема 6.3. Изменения в области экономики и социального строя. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Установление закономерностей «карта памяти» по теме: «Изменения в области экономики и социального строя». | 1 | 2 | |
Тема 6.4. Эпоха дворцовых переворотов | 1. Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. 2. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Заполнениеь хронологической таблицы по теме: «Эпоха дворцовых переворотов». | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Установление закономерностей «карта памяти» по теме «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II» | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание реферата или подготовка презентации по теме: «Великие русские полководцы и флотоводцы второй половины XVIIIв.» | 3 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка и защита презентации по теме: «Развитие культуры втор. пол. XVIII в» | 1 | 3 | |
| Становление индустриальной цивилизации | 13 | |
|
| 2 | 2 |
Тема 7.2. Возникновение национальных государств в Европе. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме «Возникновение национальных государств в Европе» | 1 | 2 | |
Тема 7.3. Гражданская война в США |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление фишбоуна по теме «Гражданская война в США». | 1 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание реферата или подготовка презентации по теме: «Развитие западноевропейской культуры». | 3 | 3 | |
Раздел 8 | Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 5 | |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление опорного конспекта по теме «Модернизация в странах Востока | 1 | ||
Раздел 9 | Россия в XIX веке | 44 | |
| 1.Территория и население империи. Особенности российской колонизации. 2. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. 3. Экономика. 4.Политика. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление сложного плана по теме: «Российское государство на рубеже столетий». | 1 | 2 | |
Тема 9.2 Начало правления Александра I. Реформы. | 1. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. М.М. Сперанский. 2. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. | 2 | 2 |
| 1. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, итоги и значение. Заграничные поход русской армии. 3. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. 4. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление хронологической таблицы по теме: «Отечественная война 1812 года». | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка ответов на вопросы. | 1 | 2 | |
|
Триада графа Уварова «самодержавие, православие, народность». | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Анализ исторического источника. | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой. | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
| 2 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление фишбоуна по теме: «Правление Александра II. Либеральные реформы. | 1 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Анализ исторического источника | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
| 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
| 2 | 3 | |
Раздел 10 | От Новой истории к новейшей | 36 | |
Тема 10.1. Мир в начале XX в. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составить сложный план. | 1 | 3 | |
Тема 10.2. Россия в начале ХХ в. | 1.Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы. 2.Политическое развитие. Государство. Особенности российской монархии. 3 Экономика России на рубеже XIX-XX веков. | 2 | 2 |
Тема 10.3. Международные отношения в начале ХХ в. Русско-японская война. | 1.Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. 2.Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны. 3.Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав-Тройственного союза и Антанты. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой. | 1 | 2 | |
Тема 10.4. Революция 1905-1907 гг. | 1.Причины революции. Периодизация 2 Начало революции, основные события и содержание периодов. 3.Итоги и значение. 4.начало российского парламентаризма. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление хронологической таблицы по теме: «Революция 1905-1907 гг.» | 1 | 2 | |
Тема 10.5. Россия в период реформ П. А. Столыпина. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление фишбоуна по теме: «Реформы П.А. Столыпина» | 1 | 2 | |
Тема 10.6. Серебряный век русской культуры |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание реферата и подготовка презентации по теме: «Серебряный век русской культуры» | 3 | 3 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой | 1 | 2 | |
| 1.Сближение России и Англии. Обострение русско-германских отношений. 2.Начало Первой мировой войны. 3.Военные действия в 1914 г. 4.Военные действия в 1915 г. 5.Военные действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. 6.Тревожные итоги. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление хронологической таблицы по теме: «Первая мировая война» | 1 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Анализ исторического источника | 1 | 3 | |
От Февраля к Октябрю. Кризисы власти. |
| ||
Тема 10.11. Октябрьская революция и ее последствия. | 1.Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»? Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. 2.Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. 3. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка ответов на вопросы. | 1 | 2 | |
Тема 10.12. Гражданская война: причины, ход, итоги. | 1. Причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. 2. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление фишбоуна по теме «Гражданская война: причины, ход, итоги» | 1 | 3 | |
Экзамен во II семестре | |||
Раздел 11 | Между мировыми войнами | 16 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой. | 1 | 2 | |
| 1. Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. 2. Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. 3.Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. 4.Политика «умиротворения» агрессоров. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание мини-сочинения: «Тоталитарные режимы» | 2 | 3 | |
| 1.Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. 2.Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата. | 2 | 2 |
Тема 11.4. Модернизация в СССР. |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление кроссворда по теме: «Модернизация в СССР» | 2 | 2 | |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание сложного плана по теме: «Развитие советской культуры в 20-30-е гг. ХХ века» | 1 | 2 | |
| Вторая мировая война | 19 | |
| Международные отношения в 1930 – е годы — конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. | 2 | 2 |
Тема 12.2. Вторая мировая война. | Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг. Ленд-лиз. Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Движение Сопротивления. Проблема открытия второго фронта. Война технологий. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. Военные действия на Тихом океане и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление хронологической таблицы по теме: «Вторая мировая война» | 1 | 2 | |
| Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Лет нее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. | 2 | 2 |
Тема 12.4. Коренной перелом. | Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины. | 2 | 2 |
Тема 12.5. Завершающий этап второй мировой войны. | Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Советские полководцы. Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский. | 2 | 2 |
Тема 12.6. Итоги и уроки второй мировой войны. | Итоги Второй мировой войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Уроки второй мировой войны. Цена победы для человечества. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка и защита групповых проектов по теме «Вторая мировая и великая отечественная война» | 6 | 3 | |
Раздел 13 | Мир во второй половине ХХ века | 3 | |
Тема 13.1. Биполярный мир и «холодная война». | Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Локальные конфликты Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Работа с исторической картой. | 1 | 2 | |
Раздел 14 | СССР в 1945-1991 годах | 22 | |
Тема 14.1. СССР в послевоенный период 1945-1953 гг. | 1.Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. 2.Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. 3.ГУЛАГ в системе советской экономики. 4.Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида | 2 | 2 |
|
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление фишбоуна по теме: «СССР в 1953-1964 гг. Н.С. Хрущев. Социально-экономические реформы» | 1 | 3 | |
| Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Составление сложного плана по теме: «СССР в 1953-1964 гг. Внешняя политика» | 1 | 2 | |
| Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовка ответов на вопросы. | 1 | 2 | |
| Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». | 2 | 2 |
| 1.Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки. Попытки экономической модернизации. Ускорение экономического развития. Реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. 2. Экономические результаты перестройки. 3. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. | 2 | 2 |
Тема14.7. Распад СССР |
| 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание эссе по теме: «Распад СССР». | 1 | 3 | |
Тема14.8. Культура второй половины ХХ века. | Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального общества. Роль науки, знаний, информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет. Осмысление проблем информационного общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм. Массовая куль тура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искусства. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества. | 2 | 3 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Написание реферата или создание презентации по теме: «Культура второй половины ХХ века» | 3 | 3 | |
Раздел 15 | Россия и мир на рубеже ХХ-XXI вв. | 4 | |
Тема 15.1. Становление новой России. | Рыночные реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Правительственные курсы Е.Гайдара, В. Черномырдина, С. Киреенко, Е. Примакова. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. | 2 | 2 |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Заполнение хронологической таблицы по теме: «Россия в 90-е годы» | 1 | 3 | |
| Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Место России в международных отношениях Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике. | 2 | 2 |
Всего: | 195 | ||
На подготовку домашнего задания | 30 | ||
Итого: | 225 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
- учебно-методический комплекс «История», рабочая программа, календарно-тематический план;
- библиотечный фонд.
Технические средства обучения: - ПК с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиапроектор.
Средства обучения
Исторические карты и атласы:
- Великое переселение народов
- Варварские королевства и византийская империя в VI в.
- Завоевания арабов в VII-IX вв.
- Древнерусское государство в XI-начале XII вв.
- Раздробленность Руси XII-XIII вв.
- Возвышение Московского государства
- Великие географические открытия
- Россия в XVII в.
- Россия в XVIII в.
- Россия при Петре I
- Мир в середине XVIII в.
- Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Отечественная война 1812 года
- Мир в конце XIX- начале XX века
- Российская империя в начале ХХ века
- Первая мировая война 1914-1918 гг.
- Гражданская война в России
- Образование и развитие СССР в 20-30-е годы ХХ века
- Европа в 30-е годы ХХ века
- Вторая мировая война
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Мир после второй мировой войны 1945-1985 гг.
СССР в 1945-1964 гг.
- СССР в 1965-1991 гг. Распад СССР
- Европа на рубеже XX-XXI века.
Портреты исторических деятелей
Портреты полководцев Великой Отечественной войны
Тесты по разделам программы: «История России с древнейших времен до конца XVII века», «Россия в XVIII веке», «Россия в веке», «Вторая мировая война», «СССР в 1945-1991 годах»
Текстовые раздаточные материалы по разделам программы:
«История России с древнейших времен до конца XVII века», «Россия в XVIII веке», «Россия в XIX веке», «Вторая мировая война», «СССР в 1945-1991 годах»
Видеоматериалы проекта Л. Парфенова из цикла «Российская империя»
Иллюстрированная история Российского государства 4-х тт.
Видеоматериалы проекта Л. Парфенова из цикла «Намедни: наша эра 1961-1991 гг.
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
- Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 031001 «Правоохранительная деятельность».
- Примерная программа учебной дисциплины «История».
- Рабочая программа.
- Календарно-тематический план.
- Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ.
- Фонд оценочных средств дисциплины.
- 3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студ.сред. проф. учеб. заведений – М., Академия 2011.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней/ М., Академия 2012.
- Под ред. А. Сахарова. История России: учебное пособие. В 2-х т. т.1:Сдревнейших времен до конца 118 века. Т.2: с начала19 века до начала 21 века.- М., 2003
- Новейшая история Отечества XX в. В 2т./ Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. 2-е изд., доп.- М.,2002.
- Новейшая история стран Европы и Америки / Под", ред. A.M. Родригеса. В 3-х ч. - М., 2001-2002.
- Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие. - Вологда, 2001.
- Россия в мировой истории: Учебник / Под ред. В.С.Порохни. - Смоленск, 2003.
- Современные международные отношения. Учебник/ Под. Ред. А.В.Торкунова. -М.: РОСПЭН. 1999.
- Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2000.
- Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособий. - М: Гардарики. 2002.
Дополнительные источники
Орлов В. История России. – М., МГУ, 2006.
Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ веке. Учебник. 11 кл. – М., 2002.
Алексашкина Л.Н. Новейшая история. ХХ век. Учебник-практикум. 11 кл. – М., 2002.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993.
Политические партии России: История и современность. - М., 2000.
Политические партии России: Страницы истории. - М., 2000.
Политические партии России. Энциклопедия. - М., 1996.
Пономарева Г.М. и др. История цивилизаций мира. 10-11 кл. - М., 1999.
Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. - М., 2002.
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. 10-11 кл. - М., 1999.
Шестаков В.А. Россия в 1992-1998 гг. Дополнительные материалы к учебнику «История Отечества XX в.». 10-11 кл. - М., 1999.
Эйдельман Н.Я. Грань веков. - М., 1988.
Эйдельман Н.Я. Революции «сверху» в России. - М., 1989.
- Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003.
- Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002.
Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001.
Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005.
Война в Корее. — СПб., 2000.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003.
Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2004.
Губер П. Мазарини. — М., 2000.
Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002.
Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
Дроз Ж. История Германии. — М., 2005.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
Интернет-ресурсы
http://ancientrome.ru/ История Древнего Рима.
http://www.ancienthistory.spb.ru/ История Древнего мира.
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm История России
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
http://rulers.narod.ru Всемирная история в лицах.
http://www.russianculture.ru Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации.
http://decemb.hobby.ru/ Виртуальный музей декабристов.
http://www.historia.ru/ Мир истории. Российский электронный журнал.
http://larevolution.ru/ Великая Французская революция.
http://www.moscowkremlin.ru/ Московский Кремль.
http://www.museum.ru/museum/1812/ Проект «1812 год».
http://www.hrono.ru/ Хронос. Всемирная история в Интернете.
http://www.1812panorama.ru/ Музей-панорама "Бородинская битва"
http://www.foxdesign.ru/legend/index.html Мифология.
http://www.hermitagemuseum.org Государственный Эрмитаж.
http://historic.ru/ Всемирная история.
http://nearyou.ru/ Музеи Европы.
http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html Геосинхрония.
http://www.byzantion.ru/ Византийская держава.
http://ellada.spb.ru/ Древняя Греция.
http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm
http://www.rus-sky.com/rc/ Энциклопедический словарь русской цивилизации
http://www.websib.ru/~gardarika/index.htm Сайт «Страна Гардарика»
http://webpages.charter.net/abacus/page2.html Русско-Японская война (статьи, документы, схемы).
http://sovietsite.ru/ О СССР.
http://victory-warii.narod.ru/start.htm Сайт «Солдаты Победы».
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/ Энциклопедия космонавтики. Сведения о Юрии Гагарине.
http://www.coldwar.ru Холодная война: история и персоналии
http://leonidbrezhnev.narod.ru/index.htm О Брежневе Л.И.
http://www.soldat.ru/ Сайт Солдат.ru
http://www.lenbat.narod.ru/ Битва за Ленинград.
http://www.pobediteli.ru/ Солдаты великой войны
http://www.obd-memorial.ru/ Электронный банк данных советских воинов, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; -основные исторические термины и даты; -периодизацию всемирной и отечественной истории; -современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; -историческую обусловленность современных общественных процессов; -особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; -критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); -анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); -различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; -структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; -дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; -определять историческое значение явлений и событий прошлого; -устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; -участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; -представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; | ОК.1- ОК.10 ОК.1- ОК.10 ОК.1- ОК.10 ОК.1- ОК.10 ОК.2, ОК.3, ОК.6, ОК.7 ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7 ОК.3, ОК.4, ОК.6, ОК.7 ОК.2, ОК.3, ОК.6, ОК.7 ОК.2-ОК.8,ОК.9 ОК.2-ОК.8,ОК.9, ОК.10. ОК.1-ОК.10 ОК.1-ОК.10 ОК.1-ОК.10 ОК.1-ОК.10 ОК.1-ОК.10 ОК.1-ОК.10 ОК.2-ОК.4,ОК.6, ОК,7, ОК.10 | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; – выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля |
Итоговая аттестация в форме: зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (3 часа)
Авторская программа по физическому воспитанию «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич) разработана на основе Примерной программы, она п...
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
Рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса (общее количество часов 175 часов, 3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия» всего 5 часов в неделю)
Рабочая программа (Тематическое планирование)учебного курсапо математикедля 7 класса(общее количество часов 175 часов,3 часа модуль «алгебра», 2 часа модуль «геометрия»вс...