Урок- игра по теме "Рыбы" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Рыбы" проводится  в 7 классе после изучения всей темы "Класс РЫБЫ" .Урок включает несколько  конкурсов.Учащиеся  7 класса делятся на 2  группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Урок –игра по теме «Рыбы» 7 класс

                             

Цель игры  : 1) расширить и систематизировать знания учащихся о строении              и         жизнедеятельности рыб, их разнообразии и приспособленности к условиям среды.

                      2)развивать  наблюдательность, внимание, любознательность.

                       3 ) воспитывать любовь  к природе.

Оборудование: карточки с заданиями (2 шт), рыбки, вырезанные из старых учебников, журналов, 2 текста с пропущенными словами.  

 

                        Ход урока

 1 Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас состоится игра  по теме  «Рыбы» . Для этого класс разделим на две команды. Для того , чтобы «наловить» как можно  больше рыб, командам  нужно  показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность. Ребята, вам нужно быть внимательными   к ответам товарищей по команде. Итак, « рыбалка» начинается!

 Конкурс 1 Визитная карточка

Каждая команда представляет свое  название , девиз, приветствие, которые отражают тему урока.  Первая команда  « Сазаны», вторая команда «Лещи».

КОНКУРС 2 «Загадка Робинзона Крузо»

Учитель: Все вы знаете, что знаменитый  персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал  послания с просьбой о помощи  и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти  послания через много –много лет выбросило на берег. Чтобы спасти Робинзона и при этом получить « улов» , вам нужно восстановить текст письма, который немного подпортила  морская вода.

( Каждая команда получает  бутылку с «письмом». Во всех  письмах утрачены некоторые слова , которые нужно восстановить.)

 ТЕКСТ для  1-ой команды

1 Практически у всех  рыб … форма тела( обтекаемая)

2 Тело рыб покрыто … (чешуёй)

3 Окраска рыб… ( разнообразна) и определяется … ( фоном ) окружающей среды.

4 Кожные железы  вырабатывают … ( слизь), которая уменьшает трение тела  рыб  при движении  в воде.

5 Орган дыхания рыб…(жабры)

6 Дышат рыбы …, который  растворен в воде( кислородом)

7 Орган передвижения рыб … (плавники)

8 Среди органов чувств можно выделить:…, …, …, ….( органы слуха,  зрения, обоняния, осязания)

9 Направление  течения и силу  давления  воды  рыбы воспринимают с помощью…( боковой линии)

.

 Текст для 2 ой   команды

1У рыб, которые являются …(раздельнополыми)  животными, есть …( парные ) половые железы.

2 У самцов их называют …( семенники), а у самок…( яичники).

3 Время , когда рыбы размножаются , называется …(нерест)

4 В яичниках  зреют …( яйцеклетки), в семенниках…(сперматозоиды).

5Оплодотворение у многих рыб…( наружное), хотя существуют рыбы, у которых …(внутреннее) оплодотворение.

6 В результате  оплодотворения в …( икринках) развивается …( многоклеточный зародыш)

7 Через некоторое  время личинка  становится  похожа  на взрослую рыбу и ее называют…( мальком)

8 Уряда не очень плодовитых  рыб появилась такая форма  приспособленности  к выживанию, как …( забота о потомстве)

9 Рыбы являются …( холоднокровными ) животными,  так как температура  их тела нестабильна и определяется  температурой среды.

Команда, давшая  правильную расшифровку «послания», получает 5 баллов.

КОНКУРС 3  «Разгадай шифровку»

Учитель: Из океана от Нептуна мы получили шифровки. Буквы в словах поменяли местами. Переставьте буквы  таким образом, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу.

 Карточка  1 ой команде

Тапвол  ( плотва)

Дукса    (судак)

Секрат ( треска)

Карточка 2ой команде

Знаас (сазан)

Торес  ( осётр)

Млина   ( налим)

Конкурс 4 « Кто быстрее».

 Заданием 1-ой команде. Написать  названия  отделов  головного мозга рыб.

( передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)

Задание 2-ой команде. Перечислить  парные и непарные плавники рыб( грудные , брюшные – парные .Спинные, хвостовой, анальный-непарные)

 

КОНКУРС 5 «Рыбные вопросы»

Вопросы 1- ой команде

1Сколько отделов  включает  в себя тело рыб?

( 3: гололва, туловище, хвост)

2.С помощью какого органа  рыбы   способны менять глубину погружения?

(  плавательный пузырь)

3 Сколько кругов кровообращения у рыб?

( 1)

4 Какая  самая крупная рыба на Земле? ( китовая акула)

5Как  называется  наука о рыбах?( ихтиология)

6 Все ли рыбы способны откладывать икру? ( нет, есть живорождение)

7 Ответная реакция  организма на раздражение  называется?  (рефлексом)

8 Самая крупная  промысловая  рыба России, около 6 м длиной и 1 т весом? ( белуга)

Вопросы 2-ой команде.

1.Почему тяжело держать  в руках рыбу?( чешуя покрыта слизью)

2 Чем прикрываются  жабры рыб снаружи? ( жаберными крышками)

3. Какие отделы включает в себя  сердце рыб? ( предсердие и желудочек)

4 Как определяется возраст рыб? (  по линиям годового прироста на чешуе)

5 Как называется одомашненная форма сазана ? ( карп)

6 У какой рыбы нет чешуи.? ( сома)

7Какие рыбы имеют оружие на носу? (  пила- рыба, меч- рыба)

 8 Рыба, семейства карповых, с красными плавниками? ( красноперка)

( За каждый правильный ответ  дается» рыбка»)

Конкурс 6 «Отгадай загадки»

(За правильный ответ – 1 балл)

 1Рот есть-не говорю, глаза есть –не мигаю (рыба_)

2Драчун и забияка, живет в воде, когти  на спине- и щука не проглотит (ёрш)

 3 Он в самом омуте живет-

  Хозяин глубины.

  Имеет он огромный рот,

  А глазки чуть видны. (Сом)

4 Отнимите от названия  паукообразного  животного  одну букву и получите название рыбы ( клещ- лещ)

5 Название какого европейского города надо прочитать справа налево, чтобы получить  название рыбы?( Милан – налим)

6 С буквой «с» живу в пруду

Все рыболовы меня знают

С буквой «ф» за красоту

Меня жар-птицей называют

(Сазан- фазан)

Подведение итогов игры

Учитель: Улов богаче у команды»Лещи»

Они получают оценку 5, вторая команда  «Сазаны» получают оценку 4.

                        МБОУ» Писаревская         СОШ»

                       ИГРА по теме «Рыбы»

                                  для (5-7 кл.)

                                                                                                  Подготовила и провела

                                                         

                                                                                                    УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

                                                                                                     Земцова Л.Е.                  

                                                         2013 ГОД

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...